Звуки неисправностей двигателя (стуки двигателя)

Стук в двигателе — в чём причины и почему двигатель стучит?

Стук двигателя — звучит устрашающе. Почему? Может быть, это потому что у многих из нас фраза ассоциируется с близкой “двигатель стуканул”, и это обычно ведёт за собой большие траты. Но даже если ассоциаций никаких нет, то просто осознание большого количества движущихся металлических частей, которые, трутся, стукаются, отталкиваются друг от друга — все они могут стать причиной появления стука в двигателе.

Стук мотора также известен другими терминами, которые только добавляют тревожности. Если Вы слышали термин “детонация”, то это в некоторой степени то же самое, что и стук двигателя. Мотор также может ненормально рокотать, звенеть, цокотать и издавать ещё много разных звуков. Но всё это можно собрать в единый термин — “стук двигателя“.

Мы рассмотрим все причины, почему стучит двигатель по разным условиям и дополнительным симптомам такого стука. Конкретные проблемы могут включать в себя следующие визуально (точнее, аудиально) отличимые симптомы:

  • стук на холодную сразу после того, как двигатель заведён,
  • стук двигателя на горячую после прогрева,
  • стук только на холодную,
  • стук в моторе только на холостых оборотах,
  • стук в двигателе только на высоких оборотах при нагрузке.

Все эти и некоторые другие симптомы неисправности “движка” мы и рассмотрим, выясним, к каким неисправностям они ведут и что делать в каждом конкретном случае.

Стук двигателя на оборотах и при нагрузке — детонация топлива

— это раннее зажигание. Мы знаем, что работа двигателя заключается в 4 тактах сгорания топлива в воздухе, и что воспламенение должно происходить строго в определённый момент этого цикла тактов. Но есть небольшая проблема — бензин при определённых обстоятельствах может воспламениться до того, как свеча даст искру, а от сильного сжатия, а дизельное топливо просто воспламениться раньше нужного момента. Вот тогда и происходит детонация топлива, которая мешает работе цилиндров и получается стук двигателя.

Как стучит при детонации?

При детонации звук стука двигателя довольно звонкий и частый (синхронен с оборотами двигателя), а появляется он обычно только при нагрузках на двигатель:

  • когда автомобиль разгоняется (на высоких оборотах);
  • когда мотор работает на нагрузке из-за слишком высокой передачи, не соответствующей текущей скорости;
  • когда автомобиль едет с тяжёлым грузом или на подъём.

Чтобы идентифицировать детонацию при появлении стуков в области двигателя, просто попросите послушать опытного водителя или автомеханика работу мотора — звук детонации практически неповторим, и опытному человеку его сложно перепутать с другими звуками. Кроме того, почти на всех автомобилях установлен датчик детонации — он безошибочно определяет её и передаёт эту информацию на бортовой компьютер, в результате чего чаще всего загорается индикатор “Check Engine”.

Одной из причин детонации двигателя является некачественный бензин или таковой с низким октановым числом. Эта же причина вызывает целый кластер проблем, таких как повышенная температура камеры сгорания мотора и более высокие давления в цилиндрах. В общих случаях чем выше степень сжатия в двигателе (например, в турбированных моторах), тем более высокооктановый бензин должен в них использоваться. А низкооктановый бензин в двигателе с высокими степенями сжатия как раз более вероятно может воспламениться раньше времени от сжатия.

Таким образом, если Ваш автомобиль рассчитан на 95 бензин, а Вы заливаете 92, то детонация произойдёт наиболее вероятно.

У детонации есть плохие последствия. Дело в том, что бензин, детонируя, сгорает неправильно и не полностью, в результате чего несгоревшие примеси остаются на стенках цилиндра и камеры сгорания. Эти отложения могут сыграть злую шутку — сами по себе, они будут вызывать детонацию уже после того, как Вы зальёте даже нормальный бензин.

Ещё одно последствие детонации в крайних случаях — пробит поршень

Причиной детонации может быть не только плохое или низкооктановое топливо. Другие причины тесно связаны с четырьмя наиболее распространёнными “преступниками” и включают в себя грязные форсунки, неисправный датчик детонации, изношенные кольца и уплотнения клапанов, а также перегрев двигателя по различным причинам.

Глухой стук мотора на холодную — зазор в коленвале

Как стучит коленвал?

Когда стучит коленчатый вал, то стук появляется ещё в момент запуска мотора. Более того, именно когда Вы заводите мотор, этот стук слышен наиболее отчётливо, потому что масло ещё холодное и не дошло до подшипников коленвала. Далее стук утихает, но не пропадает полностью на холостых оборотах. Однако, может пропадать на определённых оборотах при езде.

Звук достаточно глухой на низких оборотах и немного звонче —по мере возрастания оборотов. Частота стуков также, как и в случае детонации, равна частоте оборотов ДВС.

Стук коленвала появляется как на бензиновом, так и на дизельном двигателях по разным причинам, но главная из них одна — износ подшипников коленчатого вала и, как следствие, появление в них зазора. Износ же не всегда является естественным, он может ускориться по разным причинам: из-за некачественного моторного масла или примесей или посторонних частиц в нём, из-за перегрева двигателя или недостаточного уровня масла и ещё небольшого ряда причин.

Определить достоверно, что в двигателе стучит именно коленвал, можно, к сожалению, только в специализированном сервисе, разобрав двигатель и продиагностировав коленчатый вал.

Глухой стук только при запуске двигателя и на холодную — стучит распредвал

Как стучит распределительный вал?

Стук распредвала очень похож на таковой коленчатого вала с тем существенным отличием, что не сильно изношенный распредвал будет стучать только в первые несколько секунд после запуска двигателя на холодную — до того, как на него попадёт моторное масло. После стук должен прекратиться. Но при значительном износе распределительного вала стук будет уже и после запуска, пока мотор прогревается, а также когда мы будем заводить уже прогретую машину. Ещё одним характерным отличием стука распредвала от коленвала является частота такого стука — она в 2 раза меньше частоты оборотов двигателя. Также стук можно локализовать конкретно в верхней части двигателя.

Причины появления стука распределительного вала во многом такие же, как и при изношенном коленвале: это масляное голодание, некачественное моторное масло или наличие вредных примесей или посторонних частиц в нём. Таким образом, изнашиваются подшипники распределительного вала.

При этом, есть существенная опасность изношенного распределительного вала в случае, если двигатель оснащён гидрокомпенсаторами. Последние будут компенсировать появившийся зазор между кулачком распредвала и толкателем, в результате клапаны займут неправильное положение, что приведёт к падению компрессии и соответствующим последствиям в виже повышенного расхода топлива, падения мощности и т.п.

Проверить распредвал также придётся, только сняв крышку двигателя в автосервисе.

Звонкий стук в любых условиях работы двигателя — клапаны

Как стучат клапаны?

Клапаны стучат по частоте также как и распредвал — в 2 раза реже оборотов двигателя. Звук локализован в верхней части мотора. В остальном клапаны звучат более “уникально” — стук довольно звонкий и чаще всего не зависит от работы двигателя в разных условиях: под нагрузкой, на холостых, на холодную или горячую.

Стук клапанов в моторе появляется из-за их естественного или повышенного износа. Нередко достаточно просто отрегулировать их, чтобы стук прекратился. Но часто также их требуется всё-таки заменить. Также стук клапанов может быть из-за гидрокомпенсаторов, поломанных клапанных пружин или изношенных кулачков распредвала.

На некоторых двигателях стук клапанов является следствием их контакта с поршнем — такое бывает, когда либо сбит угол газораспределения, либо зубчатый ремень проскочит на один или несколько зубьев, и поршень оказывается в верхней мёртвой точке одновременно с тем, как клапан открыт максимально.

Последствие контакта клапанов с поршнем

Другие причины появления стука в двигателе:

  • Привод бензонасоса — звонкий громкий стук. Похожий на стук клапанов.
  • На дизельных двигателях может стучать неисправный топливный насос высокого давления — звонкий стук, в 2 раза реже оборотов двигателя. Послушать стук ТНВД.
  • Стучащие шатуны из-за изношенных вкладышей — для каждой модели авто этот стук уникален, и общего найти сложно. Проверить начавшийся износ можно так: если отключить стучащий цилиндр, то стук пропадает. Также единственная характерная черта стука шатунов — это появляющийся “концерт Шатунова” чаще только при сбрасывании оборотов двигателя. Увы, но при стуке шатунов чаще всего требуется капитальный ремонт мотора. Послушать стук шатуна.
  • На автомобилях Toyota и Subaru на некоторых моторах были случаи, когда появлялся звонкий стук из-за ослабшего шкива коленвала из-за отворачивающейся крепёжной гайки. Это почти всегда сопровождается течью масла.
  • Если стук глухой, появился после ремонта двигателя с его вскрытием, то такой стук может свидетельствовать о неправильных размерах прокладки блока цилиндров — она просто выступает внутрь камеры сгорания, и её задевает поршень при движении. Такой стук появляется на любых оборотах, но он будет еле слышен.
  • Звонкий стук в 2 раза реже оборотов двигателя может быть следствием работы гидрокомпенсаторов — они начинают стучать из-за неисправной системы смазки: забитых каналов, грязного или поддельного масла. Если стук появляется только на холодную и пропадает на горячую, если он звонкий и в 2 раза реже оборотов двигателя, то это наиболее вероятно гидрокомпенсаторы.
  • В дизельных двигателях могут стучать плунжерные пары — это некритично, и с таким стуком можно ездить.

В целом, стучать в двигателе может всё, что угодно — любой зазор, любой нарушивший свою геометрию элемент, любой не настроенный узел может издавать стуки и другие звуки. Поэтому определить самому наиболее вероятный источник стуков в двигателе — непростая задача. Да, значительно поможет дополнительная характеристика стуков: стучит ли при старте мотора, на холодную при прогреве, на горячую, на низких или высоких оборотах, под нагрузкой или на холостом ходу — всё это имеет значение в выявлении причины при симптомах неисправности двигателя. Ниже мы приведём общие положения стуков в двигателе.

Посторонние шумы в моторе — ищем причину

Учимся определять виновника постороннего шума в двигателе по характеру звука.

Диагностика мотора на слух — целое искусство. Обладают этим даром только опытные и профессиональные автомобильные доктора. В одном сервисе могут ошибиться в диагнозе из-за недостатка опыта, а в другом намеренно пойдут на обман, дабы развести клиента на капитальный ремонт.

При любом постороннем шуме мотора (особенно при стуке или грохоте) необходима вдумчивая диагностика. Однако у самых распространенных звуков есть свои закономерные причины, понять которые под силу и рядовому автовладельцу. Это поможет примерно оценить затраты и уберечься от обмана в сервисе.

Увы, диагностика на слух по большей части применима к бензиновым агрегатам. Из-за естественной шумности работы услышать и идентифицировать посторонние звуки у дизелей крайне сложно.

Привод навесного оборудования

Классический свистящий звук изношенного навесного ремня не так уж прост. Сильнее он проявляется при работе холодного мотора в зимний период, до момента его прогрева. Однако часто характер шума иной — возможен гул или металлические звуки. И круг подозреваемых значительно расширяется: от уставших роликов до деформации одного из шкивов (из-за чего он периодически касается крышки мотора) или подклинивания прижимного диска муфты компрессора кондиционера.

Вычислить, ремень ли это свистит, очень просто. Достаточно побрызгать на него «вэдэшкой» или аналогичной универсальной смазкой во время работы мотора. Если посторонний шум пропал полностью или значительно стих, с его источником всё ясно. Ремню грозит не только естественный износ в виде трещин — он еще и неизбежно дубеет. При прогреве мотора эластичность ремня частично восстанавливается, поэтому посвистывания сходят на нет. В возникновении металлических звуков иногда виноваты мелкие камешки, попадающие в ручейки ремня и контактирующие со шкивами.

Исправность роликов в большинстве случаев можно проверить, сняв ремень и оценив их люфт. Гораздо реже приходится применять стетоскоп. Иногда подшипники роликов гудят или рокочут без заметного люфта.

До инфаркта могут довести владельца водяной насос или генератор. При износе подшипников они гремят так, будто в металлическом ведре болтаются стальные шарики. При этом не всегда их шкивы имеют ощутимый люфт, а «помпа» — еще и видимую течь. Без стетоскопа предварительно выявить этих виновников можно простым приемом: надо снять навесной ремень и пустить мотор. Такая кратковременная проверка не опасна для двигателя. Разумеется, описанный прием применим лишь к моторам с цепным приводом ГРМ, когда водяной насос приводится в движение навесным ремнем. В противном случае таким способом «помпу» не проверишь.

Привод ГРМ

Грохот в первые секунды после пуска холодного мотора, как будто встряхнули ведро с болтами, говорит о том, что виноват или натяжитель цепи ГРМ, или изношенная муфта механизма изменения фаз газораспределения. Такой характерный звук сложно с чем-то спутать.

В фазовращателях со временем разбивает внутренние элементы, и они грохочут, пока полости не заполнятся маслом.

Помимо естественного износа проблемы с натяжителем цепи ГРМ могут быть связаны с его конструкцией. Натяжитель работает благодаря подаче масла под давлением, при этом у многих натяжителей не предусмотрен запорный клапан. По этой причине после остановки двигателя масло в ряде случаев беспрепятственно стекает из корпуса, и цепь провисает. После пуска мотора нужно некоторое время, чтобы восстановить рабочее давление жидкости в натяжителе.

Читайте также:  Замена тормозных колодок и дисков Toyota Corolla

Если цепь растянулась, она шумит постоянно. При этом возникает рассогласование фаз, что оборачивается более жесткой работой мотора — вплоть до того, что бензиновый агрегат может звучать как дизель. Важно понимать, что уже при небольшом растяжении цепи, еще до появления легкого постукивания, современные моторы начинают терять в динамике и нестабильно заводятся при холодных пусках.

Клапанный механизм

Неправильные зазоры в клапанном механизме вызывают отчетливый звонкий стук. Его частота увеличивается с ростом оборотов мотора. Температура двигателя на характер звука не влияет.

Практически идентичный стук издают изношенные гидрокомпенсаторы. Однако для некоторых двигателей шум в первые секунды после холодного пуска — нормальное явление: требуется некоторое время на заполнение их маслом. Постоянный же стук говорит о выходе из строя гидротолкателей: внутренние клапаны перестают удерживать масло, давление внутри компенсатора падает и увеличивается зазор в клапанном механизме — это и вызывает стук.

Продолжительность жизни компенсаторов напрямую зависит от чистоты масла (читай: от интервалов замены) и его давления.

Цилиндропоршневая группа

Стук цилиндропоршневой группы связан с чрезмерными зазорами, появляющимися вследствие износа деталей. Он напоминает звук, возникающий из-за гидрокомпенсаторов или клапанов, только более глухой. В зависимости от величины зазоров стук поршней может быть постоянным или пропадать после прогрева мотора.

Временный стук, который многие автовладельцы порой даже не слышат, часто возникает из-за локального перегрева цилиндров и поршней. С современными моторами это может произойти, даже если не было общего перегрева с закипанием антифриза. По причине локального повышения температуры ведет юбку поршня, он теряет конусность, зазор между ним и стенкой цилиндра увеличивается — в итоге при его перекладке в верхней мертвой точке возникает стук. С прогревом мотора тепловые зазоры уменьшаются и посторонний шум пропадает — чего практически не происходит при серьезном износе цилиндра.

В случае деформации поршня можно отделаться малой кровью, заменив лишь собственно поршни. А вот постоянный стук поршней говорит о чрезмерных зазорах, и тут уж неизбежен капитальный ремонт двигателя.

Вкладыши

Критический износ шатунных и коренных вкладышей коленвала становится причиной звонкого грохота — как будто долбят молотком по стали. Его частота возрастает с увеличением оборотов и не зависит от рабочей температуры двигателя. Особенно сильно грохот проявляется под нагрузкой. Проще всего это смоделировать на машинах с автоматом, проведя столл-тест (stall-test): удерживая педаль тормоза, чтобы автомобиль не тронулся с места, селектор трансмиссии нужно перевести в положение «драйв» и кратковременно повышать до средних обороты мотора — посторонние шумы будут слышны отчетливо.

Заслонки во впускном трубопроводе

Многих сервисменов и автовладельцев сбивает с толку стук заслонок во впускном трубопроводе. На холостых оборотах мотора этот шум очень похож на тот, что издают умершие гидрокомпенсаторы. Но под нагрузкой звук приобретает явный «пластмассовый» тон. Так шумит ось заслонок, которая со временем изнашивается в посадочных местах и начинает вибрировать.

Колебания убитой оси отчетливо слышны стетоскопом. Неисправность оси можно отловить и без «прибора», если удастся подлезть к ее концу, выходящему из коллектора, или к тяге от привода. Немного прижав «хвост», к примеру, отверткой, вы временно исключите вибрацию — и шум пропадет. Кстати, не спешите менять дорогостоящий трубопровод в сборе: неисправную деталь можно отремонтировать.

Благодарим ООО «Иномотор» (Москва) за помощь в подготовке материала.

Застучал двигатель: что делать и как определить причину

Появление посторонних шумов, скрипов и стуков закономерно возникает в процессе износа силового агрегата и других узлов автомобиля. Одним из наиболее тревожных симптомов является стук в двигателе, который может иметь различную тональность (звонкий, металлический и т.д.), быть явным или приглушенным, проявляться только на холодную или горячую, присутствовать постоянно или исчезать.

Двигатель начинает стучать по разным причинам. ДВС представляет собой агрегат, который подвержен серьезным механическим и температурным нагрузкам. Более того, указанные нагрузки не равномерны, возникают с определенной периодичностью и зависят от той частоты, с которой в определенный момент вращается коленвал. Стучать мотор зачастую начинает в следующих случаях:

  • произошел естественный износ силового агрегата;
  • грубо нарушены правила эксплуатации;
  • осуществлен непрофессиональный ремонт двигателя или произведена установка некачественных запчастей;

Что представляет собой стук в двигателе

Появление стука двигателя в большинстве случаев указывает на то, что в области сопряжения определенных деталей произошло критическое увеличение зазоров между элементами. Если системы смазки и охлаждения двигателя функционируют нормально, тогда шумы и стуки начинают появляться при зазорах, которые в среднем увеличены в два и более раза от допустимых параметров. Сила стука напрямую зависит от того, на сколько увеличился зазор. Получается, стук в двигателе является ударами деталей друг об друга, нагрузка в месте контакта значительно возрастает. Износ деталей в этом случае происходит значительно быстрее.

Скорость увеличения дальнейшего износа будет зависеть от величины зазора, материалов изготовления, нагрузки, эффективности смазки и целого ряда других факторов. По этой причине одни узлы могут со стуком пройти десятки тысяч километров без серьезных последствий (ГРМ), тогда как другие (КШМ и ЦПГ) способны выйти из строя всего через несколько километров пробега. В отдельных случаях двигатель может стучать даже при условии нормальных зазоров и отсутствии серьезного износа деталей. Такой стук может быть вызван:

  • детонацией и большими нагрузками на ДВС;
  • перекосами деталей внутри двигателя;
  • заклиниванием отдельных элементов;
  • потерей моторным маслом защитных и других свойств;

Откуда идет стук в моторе: как узнать

Специалисты диагностируют проблемные узлы по характеру стука, его тональности и области локализации. Для диагностики широко используется стетоскоп. Также можно самостоятельно изготовить приспособление для прослушивания стуков в двигателе. Для решения задачи потребуется стальной прут, к которому нужно припаять металлическую банку. Днище такой емкости будет эффективно играть роль мембраны. Для определения причины стука конец прута прикладывается к различным участкам диагностируемого ДВС, тогда как банка плотно прислоняется к уху.

Тональность звука является косвенным признаком, так как на разных моторах стук может проявляться звонче или глуше. Например, условный стук коренных подшипников коленвала на 1.4- литровом корейском авто вполне может быть более звонким и легче прослушиваться сравнительно со стуком шатунов на 3.0- литровом немецком автомобиле. Зачастую индивидуальные конструктивные особенности каждого двигателя могут выступать причиной разного по звуковой окраске стука, при этом поломка может быть одинаковой.

Если говорить о диагностике по характеру стука двигателя, тогда стоит выделить постоянный стук, периодическое постукивание с той или иной частотой, а также эпизодическое проявление стука. В последнем случае стоит понимать удары, которые возникают неравномерно.

Например, с ростом числа оборотов и нагрузки на мотор происходит закономерное увеличение нагрузок на подвижные детали кривошипно-шатунного механизма и ГРМ. В этом случае изношенные элементы будут стучать сильнее сравнительно с работой мотора в режиме холостого хода. На данном этапе при диагностике важно определить, происходит ли усиление стука с увеличением оборотов. Зачастую для этого требуется опыт, так как необходимо прослушивать стук на фоне общего возрастающего шума работающего агрегата.

Параллельно с этим необходимо отдельно учитывать то, что давление масла в системе смазки двигателя также возрастает с ростом оборотов. Само моторное масло в отдельных случаях выступает «демпфером», а сам стук может стать менее интенсивным даже при условии увеличенной нагрузки на двигатель. По этой причине важным параметром является температура ДВС. Мотор может сильно стучать на горячую, так как масло разжижено. При этом на холодную стук может почти не проявляться. Бывает и обратная ситуация, когда двигатель отчетливо стучит на холодную, но после выхода на рабочую температуру шумы исчезают или минимизированы.

Возможные причины стука ДВС

Стоит отметить, что стук может прогрессировать не одинаково, то есть быстро или медленно усиливаться в процессе эксплуатации. В списке основных элементов ЦПГ, ГРМ и КШМ, которые могут стучать, отмечены:

  • стук поршня в цилиндре;
  • стучат поршневые пальцы;
  • стучит распределительный вал в головке блока;
  • стук коленвала в блоке цилиндров;
  • коромысло и ось клапанного механизма;
  • клапан и направляющая клапана;
  • клапан и ГБЦ;

В случае износа двух деталей ГРМ, которые изготовлены из твердого материала, двигатель может одинаково стучать долгий период времени. Если произошел износ мягких элементов, которые работают в паре с деталями из более твердого материала (коренной, шатунный вкладыш, подшипники распредвала), тогда посторонний звук будет быстро усиливаться. Далее мы рассмотрим наиболее опасные стуки двигателя.

Стучат поршни

Звук стучащего поршня в цилиндрах локализуется в блоке цилиндров, отличается глуховатым тоном (напоминает звук постукивания по глиняной посуде), а также может сопровождаться щелчками. Наиболее часто проявляется на холодную, а также на малых оборотах и при резком сбросе газа в движении. После прогрева стук поршней на холодном двигателе пропадает, так как происходит температурное расширение поршня. Обычно поршень стучит при появлении зазора около 0.3 — 0.4 мм.

Стук поршневых пальцев

Поршневые пальцы стучат звонко и высоко по тону, стук явно металлический. Отчетливо прослушивается во время перегазовки, а также в момент сброса газа или нажатия на акселератор для ускорения. Зоной локализации является блок цилиндров. Обычно появляются при наличии зазора около 0.1 мм.

Дополнительно диагностируется неисправность путем выкручивания свечи зажигания. Со снятой свечей процесс сгорания топлива в цилиндре не происходит, что означает отсутствие нагрузок на поршень.

Добавим, что подобный стук также возникает в результате использования неподходящего для данного типа двигателя топлива (детонация), а также при значительной нагрузке на мотор при низких оборотах коленвала (движение в гору на повышенной передаче).

Стук коренных подшипников (вкладышей) коленвала

Такой стук возникает в результате износа, который появляется на вкладышах коленчатого вала. По звучанию стук металлический, немного приглушенный, локализован в области картера двигателя. Отчетливо прослушивается на низких оборотах прогретого мотора (слабое давление моторного масла), при резком поднятии оборотов и сбросе газа. Зазоры увеличиваются между шейкой и вкладышем, составляя около 0.1-0.2 мм. При падении давления смазки до критически низких показателей стук будет звонким на всех режимах.

Необходимо отметить, что резко начать стучать коленвал может также по причине использования моторного масла низкого качества или такого смазочного материала, который не соответствует допускам производителя для данного типа ДВС. В этом случае масло нужно незамедлительно сменить, а перед заменой система смазки требует промывки.

Стучат вкладыши шатунов

Если стучат шатунные вкладыши, тогда звук похож на аналогичную неисправность коренных подшипников, но прослушивается более отчетливо. Появление такого стука с резко возрастающей интенсивностью в моменты смены оборотов коленвала указывает на необходимость срочного ремонта. Эксплуатировать двигатель с таким стуком запрещается, так как мотор, выражаясь простым языком, рискует «словить клин».

Застучал мотор на ходу: что делать водителю

При появлении стука двигателя первым делом нужно проверить уровень моторного масла. Появление стука вполне может быть связано с падением давления в смазочной системе. Если с уровнем все в порядке, тогда на начальном этапе потребуется точнее локализовать неисправность, исключив возможные стуки топливной аппаратуры, приводов, шкивов навесного оборудования и т.д. Далее необходимо определить характер стука, а также подтвердить или опровергнуть факт его усиления под нагрузкой. Если с ростом нагрузки на ДВС мотор стучит сильнее, тогда вероятнее всего проблемы возникли в КШМ и ЦПГ.

В том случае, если частота стука отлична от частоты вращения коленвала в два раза, тогда вероятны проблемы с ГРМ. Это объясняется тем, что коленвал вращается в два раза быстрее распредвала. Прогрев двигателя в подобном случае может приводить к усилению стука, так как с ростом температуры происходит увеличение зазоров клапанного механизма. Что касается нагрузки на ДВС, то стук механизма газораспределения обычно не зависит от режима работы двигателя. Исключением могут являться гидрокомпенсаторы, которые стучат более интенсивно под нагрузкой.

На основании сделанных выводов о характере стука можно принять решение о поездке в сервис своим ходом или же вызове эвакуатора. Напоследок добавим, что усиление стука под нагрузкой и быстрое его прогрессирование при езде является четким признаком того, что от самостоятельного перемещения лучше отказаться. В этом случае двигатель следует заглушить для предотвращения дальнейшего разрушения силового агрегата.

Каковы причины стука в двигателе

Мотор – источник разных шумов. Одни вполне нормальные и привычные, другие вызывают холодную испарину на лбу и запускают “калькулятор” в голове. Из этой статьи вы узнаете, каковы причины появления стуков в двигателе и когда следует готовиться к большим тратам.

Шум шуму рознь. Скажем, характерное шипение, который издает фильтр пониженного сопротивление это одно, свист ролика натяжителя ремня генератора – другое, а звуки, которые можно охарактеризовать как стук – третье. Последние пугают особенно сильно, поскольку являются достаточно ярко выраженным признаком неисправности и намекают на приближающийся ремонт. Весь вопрос в том, каково происхождения стука. Вариантов немало.

Виды стука

Опытный мастер определит источник и причину характерного звука, который может иметь не только цикличность, но и, если так можно выразиться, тональность.

Читайте также:  Знакомство с современным автомобилем

Если говорить о характере проявления, то стук может доноситься постоянно, быть эпизодическим или циклическим, то есть, бить по нервам автовладельца через определенные промежутки времени. Например, провернутые вкладыши стучат все время, поскольку в данном случае происходит постоянное вращение коленчатого вала и чем больше выше обороты, тем выше частота неприятных звуков из двигателя. Иногда агрегат стучит на холодную из-за зазора между поршнем и стенкой цилиндра, но по мере прогрева происходит тепловое расширение, зазор выбирается и грохот исчезает. Звон, бывает, проявляется при движении – так заявляет о себе детонация, одно из опасных и разрушительных явлений в камере сгорания. Если с ростом оборотов стук становится сильнее, то источник неисправности, вероятнее всего, находится в кривошипно-шатунном механизме или цилиндропоршневой группе. Соответственно, источник шумов может находится в головке блока цилиндров, в самом блоке и в нижней части двигателя.

Depositphotos / VOSTOCK Photo

Услышав посторонний звук, в первую очередь следует заглушить мотор и проверить уровень моторного масла. Лучше всего сразу же обратиться на сервис для диагностики и локализации проблемы.

Стук подшипников скольжения

Тревожный саундтрек издают как коренные, так и шатунные подшипники скольжения коленвала (вкладыши). У первых проблема характеризуется глухим “металлическим” стуком на малых оборотах двигателя, когда давление в системе смазки низкое, а также при сбросе газа. Если оно находится на критически низком уровне, стук будет звонким и слышным постоянно. В случае с коренными вкладышами он возникает при падении давления в масляной системе, а также при попадании в мотор “левого” некачественного масла, либо не соответствующего по допускам производителя. Кроме того, он может происходить из-за общего износа коренных шеек, когда между ними и опорами блока цилиндров появляется увеличенный зазор.

Звук, возникающий из-за износа шатунных подшипников коленчатого вала, условно говоря, более громкий, резкий и выраженный, особенно, когда водитель “педалирует”, меняя частоту вращения коленчатого вала. В случае со стуком шатунных вкладышей важно не пропустить момент начала проблемы и заглушить двигатель – дальнейшая эксплуатация может привести к заклиниванию двигателя и тогда результат окажется куда дороже. Ездить на автомобиле со стучащими коренными вкладышами тоже не следует, но последствия не будут столь тяжелыми как с шатунными.

Стук поршней и поршневых пальцев

Звук, издаваемый поршнем при появлении зазора 0,3-0,4 мм между ним и стенкой цилиндра относительно глухой и иногда может сопровождаться щелчками. Исчезает по мере выхода агрегата на рабочую температуру, когда поршни выбирают люфт благодаря тепловому расширению.

Вспоминается, в частности, так называемая проблема четвертого цилиндра у оппозитных двигателей Subaru – появление характерного стука при работе мотора на холодную, который со временем прогрессирует и присутствует на прогретом агрегате. Принято считать, что его провоцирует высокая тепловая нагруженность “дальнего” цилиндра. В итоге юбка поршня изнашивается, гильза приобретает форму эллипса, но немалое количество владельцев продолжает ездить, и порой атмосферный мотор может пройти сотню и более тысяч километров до капремонта.

Что касается стука поршневых пальцев, то причиной звонкого металлического, высокого по тону звука, то его слышно, когда водитель сильно нажимает на педаль газа для ускорения или делает перегазовку. Возникает в том случае, если появился зазор около 0,1 мм. Кроме того, агрегат может “отзваниваться” при детонации, речь о которой пойдет ниже, а также при высокой нагрузке на низких оборотах. Подобное происходит, если пытаться штурмовать подъем на высоких передачах. Для диагностики проблемы рекомендуется выкрутить свечу зажигания – без нее не будет сгорания топливно-воздушной смеси и, соответственно, нагрузки на поршень.

Стук при детонации

Самопроизвольное воспламенение топливно-воздушной смеси, сопровождающееся взрывом, является одним из опаснейших явлений для двигателя внутреннего сгорания, приводящим к появлению звонкого металлического стука. Причин детонации множество. В первую очередь это использование топлива с неподходящим, более низким октановым числом, а также перегрев двигателя, увеличение степени сжатия, спровоцированное в том числе интенсивным нагаром и отложениями в камере сгорания. Агрегат также может “отзваниваться”, когда скорость на затяжном подъеме не соответствует выбранной передаче – обороты низкие, а нагрузка на мотор высокая.

При детонации стучат как раз детали двигателя, а именно стенки камеры сгорания, по которым молотит ударная волна. При нормальном процессе сгорания фронт пламени в камере сгорания распространяется со скоростью порядка 30 м/с, но в случае взрыва, он движется на сверхзвуковых скоростях, достигая 2000 м/ч и выше. Неудивительно, что результатом детонации являются такие серьезнейшие повреждения двигателя как разрушение и расплавление поршней, выкрашивание перегородок между поршневыми кольцами, пробой прокладки головки блока, разрушение стенок цилиндров, перегрев, прогар клапанов ГРМ.

Стуки в ГРМ

Посторонние звуки в газораспределительном механизме двигателя могут возникать из-за изношенных гидрокомпенсаторов – клапаны начинают неприятно цокать на холодную, а бывает, что звон не исчезает и по мере прогрева двигателя.

Как определить, что стучит в двигателе

Внимательный и опытный водитель всегда прислушивается к звукам своего автомобиля. Если появится незнакомый стук, шум, лязганье в двигателе, он без промедления постарается определить причину и природу этого явления. Если под капотом что-то стучит — это сигнал о той или иной неисправности автомобиля, которая может вылезти — в прямом смысле этого слова — наружу.

Опасен ли стук

О чём может сигнализировать стук в трансмиссии или силовом агрегате автомобиля? О том, что где-то ослабло крепление детали, узла или агрегата. Возможно о том, что в сопряжении подвижных деталей увеличился зазор. А может быть том, что при предельном износе тормозных колодок в автомобиле при торможении появляется скрежет и свист. Или о том, что при разряженном аккумуляторе или слабом ремне генератора при большой нагрузке в электрической сети автомобиля в подшипниках генератора появляется резкий свист. Подведём краткий итог: посторонние звуки, шумы, скрежеты — это результат изношенности деталей, узлов и агрегатов автомобилей. У нового, качественно собранного автомобиля ничего подобного случиться не может.

Диагностика неисправности по характеру и локации звука. Как определить, что и где стучит в бензиновом и дизельном двигателе

Больше всего опасения вызывают посторонние стуки в двигателе, которые имеют разную природу, тональность, периодичность. Они могут возникать в нижней части движка, в середине, вверху. Звук может быть глухим или звонким с металлическим оттенком. Он может появляться в момент запуска мотора и исчезать после его прогревания. Стук может быть громким, а может быть, тихим, приглушённым. Поскольку принцип работы дизельного двигателя кардинально отличается от способа образования и воспламенения рабочей смеси бензинового движка — у них звуковое сопровождение работающего мотора совершенно не похожее. У бензинового ДВС — мягкое, приглушённое, очень тихое, равномерное; у дизеля — булькающее, разной тональности, средней громкости. Посторонние звуки в дизельном и карбюраторном силовом агрегате могут иметь одну природу возникновения (в шатунно-поршневой группе, клапанах, распределительном вале и т. д.), но иметь разное звучание.

Причины образования стуков

В двигателе стуки могут появляться по разным причинам. Обоснование этого тезиса самое простое. Силовой агрегат состоит из множества подвижных деталей, которые подвержены воздействию различных механических нагрузок и высоких температур. Причём нагрузки постоянно меняются. Периодичность изменения зависима от числа оборотов коленчатого вала. Чаще всего эти звуки в силовом агрегате появляются по следующим причинам:

  • в сопряжениях появился увеличенный зазор в результате естественного износа — ресурс сопрягаемых деталей закончился, и они подлежат замене;
  • неумелые действия неопытного водителя привели к грубому нарушению правил эксплуатации двигателя — перегрев, форсаж, использование моторного топлива ненадлежащего качества и др.;
  • был сделан некачественный ремонт двигателя с грубыми нарушениями технического регламента или были установлены бракованные неоригинальные запчасти.

Видео: Причина стука двигателя

Основные источники посторонних звуков в двигателе

Надо понимать, что не каждый посторонний звук является сигналом о неисправности двигателя. В первую очередь это касается стуков в наружных частях мотора. Но у каждого есть причина, которая должна быть найдена. Например, жгутик стягивающий пучок проводов электропроводки порвался. Провода рассыпались и при работе двигателя некоторые из них стали приглушённо стукаться о какую-то поверхность. Приведёт ли это к серьёзным последствиям? На первых порах нет. Если не принять мер, то через какое-то продолжительное время изоляция на проводе протрётся и может возникнуть короткое замыкание, которое через сгорание предохранителя обесточит какую-то часть бортовой сети. Часто стучат детали, у которых ослабли болты крепления. Это тоже неприятная, но не критическая ситуация. Достаточно взять ключи и самому затянуть ослабшие резьбовые соединения.

Виды посторонних шумов в силовом агрегате

Вот самые распространённые посторонние звуки в двигателе, которые должны насторожить владельца автомобиля:

Шипение. Этот специфический звук под капотом машины при работающем двигателе может сигнализировать о подсосе воздуха в разгерметизированных вакуумных системах или в системе охлаждения. Последствия могут быть тяжёлыми. В первом случае может отказать тормозная система, во–втором — перегреться двигатель из-за утечки тосола. Поэтому нужно срочно ехать в автосервис для диагностики и устранения причины шипящего звука.

Визжащий или резкий свистящий звук, скорее всего, сигнализирует об ослабшем приводном ремне какого-нибудь узла: ГРМ, генератора, водяного насоса, компрессора кондиционера. Ремень начинает проскальзывать в шкивах привода и при этом издавать характерный визг. Если не принять своевременных мер, ремень может порваться с неприятными последствиями.

Разной тональности стуки внутри двигателя в районе коленчатого вала, поршней, клапанов дают повод для диагностирования работы движка в целом на предмет выявления причины появления посторонних звуков. Нештатные стуки внутри двигателя — это повод для самого серьёзного беспокойства. Их появление может сигнализировать о возможных больших затратах на их устранение. Если застучал вкладыш — потребуется разборка двигателя с проточкой или даже заменой коленчатого вала. Появился стук в середине блока — износилась шатунно-поршневая группа. Потребуется разбирать двигатель полностью, растачивать блок цилиндров, менять поршня, кольца, пальцы. Если звук отчётливо прослушивается в верхней части, то, возможно, нужно регулировать клапана, а может быть — поршень достаёт до головки блока из-за большого зазора в шатунных вкладышах.

Причины появления посторонних звуков в двигателе

Основания и обстоятельства, при которых появились стуки, бывают разными. Отчётливо слышаться посторонние шумы могут как снаружи мотора, так и внутри его. Внутренние несут большую опасность, чем наружные. В блоке цилиндров находятся коленчатый вал, поршня, шатуны, детали механизма газораспределения. Если стук исходит от этой группы механизмов, то это всегда связано с частичной или полной разборкой двигателя для устранения возникшей неисправности. Зачастую звуки носят резкий характер, который усиливается при плавном открытии дроссельной заслонки. Если же звуки слышатся звонкие, с «лёгким позвякиванием» железа и проявляются при быстром увеличении скорости вращения маховика, то это говорит о детонации — нарушении режима воспламенения топлива.

Видео: Мерседес 126, нашли причину стука в двигателе

Стуки от детонации

Если стуки сильные со звонким «металлическим» оттенком и возникают при резком нажатии педали газа, либо под нагрузкой, то это результат детонации — взрывообразного сгорания топлива в цилиндрах. Причём детонация в разных типах двигателя протекает по-разному. У бензиновых двигателей есть выражение «стучат пальцы». Это не совсем правильно. На самом деле при аномальном сгорании топлива стучит юбка поршня, когда он проходит верхнюю мёртвую точку. Детонация бензина — это результат заправки плохого топлива с низким октановым числом, неверной регулировки фаз газораспределения, а также продолжительной работы двигателя в перегретом состоянии. Для ликвидации детонации достаточно остудить мотор, отрегулировать системы впрыска топлива и зажигания, залить в бак бензин согласно технического регламента автомобиля.

У дизелей также есть детонация топлива, но у них причина её образования другая. Это ранний впрыск солярки или обеднённая топливная смесь, которая возникает из неправильной работы напорного клапана в топливном насосе высокого давления (ТНВД). Причём звук будет громкий, звонкий, похожий на удары поршнем по поверхности головки блока. В таких случаях говорят, что дизель работает «жёстко». Такое впечатление возникает оттого, что степень сжатия дизельных двигателей намного выше чем у бензиновых моторов, поэтому в нормальном, рабочем состоянии расстояние между поршнем и головкой блока микроскопическое. Избавиться от детонации можно восстановлением работоспособности напорного клапана на специальном стенде в СТО.

Ещё в дизелях на холостых оборотах чётко слышен стук плунжеров. Эта особенность конструкции почти всех движков этого типа. Эти звуки никакой угрозы не представляют. С ними дизельные моторы эксплуатируются не один год. У двигателей с впрыском бензина опытное ухо слышит «щелчки» топливных инжекторов, которые также присущи большинству моторов этого типа. Никакой серьёзной угрозы для двигателя они не представляют, и никоим образом не отражаются на его эксплуатационных характеристиках.

Стуки клапанного механизма

Если износились клапанные втулки и гидрокомпенсаторы, увеличились зазоры между торцами клапанов и толкателей — в районе головки блока будут отчётливо слышны звонкие, ясные звуки. Избавиться от этого несложно. Нужно поменять изношенные детали и грязное масло в двигателе. Промыть и очистить все каналы, детали клапанного механизма от грязных наслоений и отрегулировать тепловые зазоры в клапанах. Работа эта специфическая, требующая наличия специального оборудования, промывочных средств, инструмента. Поэтому выполняют её на станциях технического осмотра. В первую очередь это касается автомобилей отечественного и иностранного производства, находящихся на гарантии.

Читайте также:  Замена тормозного шланга Ланос

Причиной может быть ослабший ремень ГРМ, который из-за вибрации будет касаться защитного кожуха. У дизелей при проскакивании ремня на один зуб — довольно часто встречается на практике — головки поршня начнут доставать до тарелок клапанов с сильным дребезжащим звуком. В этом случае ремень нужно поставить на место и отрегулировать его натяжение. Поскольку такая операция связана с выставлением меток, её следует проводить в СТО.

Стук поршней

Сильные, чередующиеся, гремящие стуки в зоне работы шатунно-поршневого механизма сигнализируют об уменьшении диаметра поршней, увеличении размера цилиндров, износе поршневых колец. Это говорит от том, что ремонт двигателя неизбежен.

Причины — недопустимые зазоры между поршнями и стенками цилиндров, износ маслосъемных и компрессионных колец и канавок под них в поршнях, повышенные зазоры между пальцами и верхней головки шатуна, а также между пальцем и бобышкой поршня. Стучать могут:

  • поршни об цилиндры из-за перекоса;
  • пальцы об втулку верхней головки шатуна или об стопорные кольца;
  • кольца об цилиндр или об поршень в канавках.

Шумы деталей шатунно-поршневой группы опасны тем, что поршень может заклинить. В этом случае происходит обрыв шатуна с разбиванием блока цилиндров. При появлении сильных стуков эксплуатация двигателя становится невозможной. До СТО автомобиль нужно или буксировать, или везти на эвакуаторе.

Стук подшипников коленвала

Опытные, внимательные водители этого «страшного» стука на своём автомобиле никогда не допустят. Ритмичное, глухое стучание хорошо прослушивается на любых оборотах. При повышении оборотов он становится громче и резче. Сопровождается уменьшением давления масла в магистрали. Об этом сигнализирует загорающаяся лампочка давления или указатель давления. Чаще всего стучат шатунные вкладыши. Стук опорных коренных подшипников встречается значительно реже. Проверить можно легко. Снимать по очереди провода высокого напряжения со свечей на бензиновом двигателе, или отсоединять форсунки — на дизеле.

При отключении цилиндра с застучавшим шатуном стук или пропадает совсем, или громкость его сильно уменьшается. Эксплуатировать застучавший двигатель нельзя. Его нужно ремонтировать. Ремонт будет дорогим. Причина появления звука в коленчатом валу — повышенный зазор между шейками коленвала и вкладышами шатунов и опор. Это естественный процесс, но многие двигателя при использовании качественной смазки проезжают по много сотен тысяч километров.

Досрочный повышенный износ вкладышей вызывается только неправильной эксплуатацией. Плохое качество масла, несвоевременная замена грязной смазки, езда на летних сортах масла зимой, перегрев двигателя и неумелое вождение — вот основные причины появления грозного стука в коленчатом вале.

Стук распределительного вала

Звук от распредвала глухой. Он хорошо слышится в момент заводки движка, пока в постелях нет масла. Стоит двигателю завестись, масляный насос тут под давлением же заполнит все трубки, полости и зазоры. Распределительный вал стучать перестаёт. Даже если появляется просто подозрение на стуки вала привода клапанов, нужно немедленно ехать на диагностику, чтобы убедиться в ремонтопригодности распредвала. Ремонт системы привода клапанов стоит не дешёво. Причины появления могут быть следующие:

  • появление увеличенного зазора в постелях коленчатого вала — исправить можно только в условиях СТО хонингованием постели или заменой головки блока в сборе;
  • недостаточное давление в системе смазки или плохое качество моторного масла;
  • повышенный износ кулачков — в этом случае стук будет постоянным;
  • неправильно отрегулирован момент подачи топлива, что может привести к детонации.

Но шум может появиться и в области привода распредвала, который сигнализирует о слабо натянутом ремне ГРМ. Эта проблема устраняется самостоятельно или в автосервисе.

Видео: Стук в двигателе Daewoo Nexia 8 кл Причина

Исследование шумов и стуков двигателя

Металл — отличный проводник звука, а весь двигатель сделан из него. Во многих случаях стук или шум слышен хорошо, но непонятна область, где он возникает. В этом случае поможет слух натренированного человека.

Многие специалисты «слухачи» пользуются специальным акустическим прибором — автомобильным стетоскопом или фонендоскопом. С его помощью удаётся:

  • проводить уверенную идентификацию звука разной интенсивности, даже если он заглушается другими шумами при работе двигателя;
  • выявлять отклонения в работе одинаковых деталей и узлов двигателя путём сравнения их между собой (толкателей, клапанов, форсунок, поршней и других одноимённых устройств).

По звуку опытный диагност может выявить дефект подшипников генератора, водяного насоса, роликов натяжения и других мест, где они стоят. Но и водитель должен постоянно прислушиваться к работе двигателя на разных режимах и в разных ситуациях.

Стук двигателя при холодном масле

Если в заведённом двигателе появляется небольшой стук, а при прогреве он исчезает — повода для большого беспокойства нет. Причин много, и они связаны с естественным износом деталей. Зазоры увеличиваются в холодном состоянии и становятся нормальными — в горячем. Совет: трогаться нужно при прогретом двигателе.

При горячем масле

Самый простой вариант — в масляной системе не хватает смазки. Двигатель глушится, проверяется уровень, масло доливается. Об этом же подскажет и загоревшаяся лампочка в щитке приборов. Если уровень был нормальный следует выяснить два момента: становится ли звук интенсивнее и громче при нагрузке (резко нажать на педаль акселератора);
как быстро звук усиливается по времени эксплуатации автомобиля.
В первую очередь нужно следить, чтобы не застучал коленчатый вал. Впрочем, надёжность и качество сборки современных автомобилей таково, что очень нужно очень сильно постараться, чтобы заставить застучать вкладыши коленчатого вала.

Видео: Volkswagen Polo Sedan. Стуки на горячую

Оценка опасности стука

Появление постороннего стука в двигателе во время движения всегда ставит водителя перед выбором: продолжать езду до ближайшего автосервиса самому или вызвать эвакуатор. Если самостоятельная диагностика не позволяет реально оценить степень опасности, то лучше приготовить буксировочный трос или надеяться на приезд эвакуатора.

Видео: Стук в двигателе Порш Кайен

Неопасные звуки

Как правило, они находятся в районе головки блока. Это может быть стук клапанов, которые требуют регулировки. Стук изношенных поршней, колец, пальцев и других деталей шатунно-поршневой группы. С этими стуками самостоятельно можно доехать до ближайшего автосервиса.

Опасные звуки

Низкие глухие стуки в нижней части двигателя, которые усиливаются при увеличении числа оборотов, относятся к числу самых опасных звуков. Двигатель нужно глушить и ждать помощи со стороны.

Устройство современных автомобилей постоянно усложняется. Вводятся элементы самодиагностики, используются системы безопасного вождения. Заглянув под капот иностранного или отечественного автомобиля можно увидеть пучки проводов, шлангов, трубок, датчиков. Работа двигателя управляется электроникой, которую нужно уметь настраивать. Подозрительный посторонний стук в двигателе во время должен быть диагностирован с помощью компьютерного исследования в автосервисе. Самостоятельное устранение неисправностей, связанное даже с частичной разборкой двигателя, чревато серьёзными затратами из-за нарушения работы его систем управления.

Стук в двигателе, что делать и как определить причину?

Без двигателя и кузова нет автомобиля. Эта старая поговорка водителей не лишена смысла. Менять гнилой или мятый кузов всегда дорого, а без исправного мотора машина встанет. Самый главный признак скорой гибели двигателя — посторонний звук из-под капота.

В этой статье подробно расскажем про стук в двигателе и чем это грозит.

Чаще всего, характерный глухой звук под капотом возникает из-за появившегося зазора между деталями внутри мотора. Если вы услышали громкий стук, то допустимое расстояние между деталями превышено в 2 и более раза. Чем громче звук, тем сильнее «разросся» зазор и быстрее износ внутренностей агрегата.

Почему появился стук и какие изменения ждут двигатель зависит от качества деталей и условий эксплуатации. В любом случае последствия печальные:

  • чрезмерные нагрузки и повышенная детонация;
  • постоянный нагрев рабочей смеси и потеря ее качеств из-за чего детали двигателя изнашиваются быстрее.

Диагностика стука в двигателе

Проверка состояния мотора при появлении стука проводится по нескольким параметрам.

  • По характеру звука: постоянный, редкий или эпизодический — периодичность постукивания зависит от вида и степени неисправности.
  • По тональности звучания: определение тональности звучания — задача не из простых. Только опытный мастер в состоянии понять, что звонкий стук мотора в автомобиле корейской марки и приглушенный звук двигателя большей мощности немецкого авто означают по сути одно и тоже — неисправность подшипников коленчатого вала. Дело в том, что конструктивно разные двигатели могут звучат по-разному, независимо от состояния.
  • По месту локализации: для получения наиболее достоверных данных специалисты используют стетоскоп, но, если прибора под рукой не оказалось, можно сделать устройство для прослушивания из подручных материалов. Например, из консервной банки и проволоки из стали.

Стук в двигателе неразрывно связан с работой коленчатого вала, обеспечивающего обороты мотора. Соответственно, чем быстрее вращается коленвал, тем чаще раздается стук в моторе. В зависимости от режима эксплуатации ДВС звук может быть громче или тише. Важно точно установить зависимость между ростом количества оборотов ДВС и интенсивностью звука.

В процессе диагностики необходимо проверять в какой момент работы двигатель стучит громче. Часто бывает, что при высокой температуре в системе (в момент, когда моторное масло наиболее жидкое и увеличенное в объеме) силовая установка сильно стучит. В некоторых случаях стук слышен именно при холодном двигателе, а после прогрева шум полностью исчезает или становится почти незаметным.

Причины стука ДВС

Если срочно не принять меры стук в двигателе может усиливаться. В системах газораспределительного механизма, цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма стучать может:

  • поршень в цилиндре;
  • поршневые пальцы;
  • распределительный вал в головке блока;
  • непосредственно коленвал в блоке цилиндров;
  • так называемое коромысло, а также ось клапанного механизма;
  • клапан и направляющая клапана;
  • клапан и головка блока цилиндров (ГБЦ).

Если износились детали ГРМ (цепь или ремень), изготовленные из твердых и достаточно прочных материалов, стук может продолжаться долгое время. Разрушение более мягких элементов, функционирующих в тандеме с металлическими подшипниками и вкладышами, приведет к тому, что звук начнет усиливаться.

Наиболее опасные причины стука

Стук поршня, отличающийся глуховатым тоном, хорошо слышен в блоке цилиндров и иногда сопровождается своего рода щелчками. Стучит и цокает двигатель в результате температурного расширения поршня обычно «на холодную», при небольших оборотах двигателя, а также при резком сбросе газа во время движения. Стук возникает, как только величина зазора становится больше 0,3 мм.

2. Стучат поршневые пальцы

Звук стучащих поршневых пальцев «металлический», высокий по тону и немного звенящий. Такой звук отчетливо слышен, если вы «перегазовали» или с усилием нажали на акселератор, чтобы ускориться. Местом возникновения звука считается блок цилиндров, зазор при этом составляет около 0,1 мм.

Неисправность можно также определить с помощью выкручивания свечи зажигания. Без свечи топливо в цилиндре не сгорает, а значит нагрузка на поршень отсутствует.

Детонация часто возникает по причине использования топлива, неподходящего данному типу двигателя, а также при экстремальных перегрузках (крутой подъем в гору, затяжной спуск).

3. Стучат коренные подшипники и вкладыши коленвала

Металлический стук двигателя, характерный для этого случая, бывает немного приглушенным и слышен со стороны картера. Стучащие элементы особенно слышны на низких оборотах «холодного» двигателя при разгоне и в момент сброса газа. Величина зазора между шейкой и вкладышем при этом равна минимальным 0,1-0,2 мм. Падение давления масла до критического уровня делают звук более звонким независимо от рабочего режима.

Зачастую стук клапанов обусловлен использованием моторного масла низкого качества, либо не соответствующего типу силового агрегата.

4. Стучат вкладыши шатунов

Звук неисправных шатунных вкладышей схож с признаками неполадок коренных подшипников, но отличается большей отчетливостью. Если интенсивность звучания возрастает, ремонт необходимо сделать в срочном порядке. Эксплуатация как бензинового, так и дизельного двигателя с непригодными вкладышами шатунов запрещена — мотор может «заклинить» в любой момент.

Советы по ремонту двигателя

При появлении отчетливого стука в двигателе обязательно проверьте уровень моторного масла, его падение в смазочной системе может привести к неправильной работе всей системы ДВС. Если уровень оптимален, определите место локализации звука. На этом этапе необходимо убедиться, что исправны:

  • топливная система;
  • приводы;
  • шкивы навесного оборудования.

Следующим шагом должно стать определение особенностей стука. Если «нагруженный» двигатель стучит сильнее, скорее всего, неполадки появились в кривошипно-шатунном механизме или в цилиндро-поршневой группе.

Если заметили, что частота стука не совпадает с частотой вращения коленчатого вала (отличается примерно в 2 раза), то вероятную проблему необходимо искать в системе ГРМ. Дело в том, частота вращения коленвала в 2 раза больше частоты вращения распределительного вала. При разогреве двигателя стук, как правило, усиливается, поскольку зазоры в клапанном механизме становятся больше при нагревании. Механизм газораспределения, напротив, не связан с режимом функционирования двигателя. В качестве исключения можно вспомнить случаи стука гидрокомпенсаторов под нагрузкой.

Усиление стука также может возникать по причине нагревания и последующего расширения моторного масла, что свидетельствует о проблеме подшипников КШМ-механизма.

Устранить неисправности двигателя любой конструкции помогут мастера официального сервисного центра FAVORIT MOTORS. Опыт и знания профессионалов наших специалистов быстро и недорого вернуть вашему транспортному средству исправное состояние с помощью оригинальных запчастей, расходных материалов и современного оборудования. Все работы выполняются с гарантией и в соответствии с рекомендациями производителей.

Ссылка на основную публикацию