Испытания автоматической коробки передач по числу оборотов двигателя

Самостоятельная диагностика автоматической коробки передач

Автоматическая трансмиссия имеет более сложную конструкцию, чем механическая, однако ее диагностику можно провести без разбора. Рядовому автовладельцу доступен не только простой визуальный осмотр коробки и проверка некоторых ее компонентов, но также и три теста трансмиссии, по результатам которых можно делать выводы о наличии тех или иных неисправностей.

При подозрении на неисправность коробки передач в первую очередь необходимо проверить уровень масла в ней, а также произвести внешний осмотр на предмет наличия масляных подтеков, нарушения целостности уплотнителей и т.д. Также нужно проверить все электрические разъемы и провода, идущие к коробке, и убедиться в целостности и отсутствии заклиниваний троса управления клапаном-дросселем или элементов (троса, тяг или рычагов) привода механизма выбора диапазона. Кроме простого визуального осмотра тросов и привода нужно проверить их регулировки — то, как нужно регулировать данные детали, обычно прописано в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Отдельное внимание необходимо уделить тросу управления клапаном-дросселем. От его состояния зависят динамические характеристики автомобиля, за которые отвечает трансмиссия, а неисправности троса могут вызвать некорректное переключение передач и приводят к чрезмерному износу деталей АКПП. Главная проблема троса — усыхание и укорачивание его пластиковой оболочки, в результате чего она выходит из посадочных мест с одной или с обеих сторон. В этом случае необходимо произвести регулировку или замену троса.

Регулировка троса сводится к следующему:

• Нажать до упора на педаль газа (естественно, регулировки проводятся при заглушенном двигателе);
• С помощью гаек произвести регулировку троса — необходимо установить упор на расстоянии 0,8-1,5 мм от оболочки троса. В случае если трос новый и не имеет упора, то нужно вытянуть его до упора, а затем установить упор на указанном выше расстоянии от оболочки.
• Затянуть гайки, отпустить педаль газа, проверить движение троса, при необходимости можно его смазать.

Далее можно приступить к проведению более сложных, но информативных тестов. Водителям для самостоятельной диагностики доступны три методики диагностики АКПП:

• Стояночный тест — проводится на полностью заторможенном автомобиле, с его помощью можно оценить работу гидротрансформатора (в том числе состояние муфты свободного хода статора), фрикционных элементов и других деталей АКПП;
• Тест задержки во времени — проводится на заторможенном автомобиле, тест дает возможность оценить работу отдельных частей коробки передач;
• Дорожный тест — проводится в движении, по результатам теста можно выявить неисправности АКПП, сложно диагностируемые на заторможенной машине.

Каждый и тестов проводится по специальной методике и требует принятия определенных мер предосторожности.

Стояночный тест

Данный тест проводится для оценки качества работы и состояния основных компонентов АКПП, таких как фрикционные элементы управления, гидротрансформатор и других. Несмотря на кажущуюся простоту, проведение теста требует принятия ряда предосторожностей:

• Тест необходимо проводить на открытой площадке;
• Желательно проводить тест с ассистентом, который смог бы сообщить о прокручивании колес и начале движения автомобиля;
• Недопустимо, чтобы перед или позади автомобиля во время проведения теста находились люди;
• При превышении оборотов двигателя уровня, допустимого производителем, отпустить педаль газа;
• При появлении необычного шума отпустить педаль газа (однако допустим незначительный шум гидротрансформатора).

Сначала необходимо выполнить подготовку к тесту:

• Проверить уровень масла в коробке передач, если он понижен — произвести долив масла;
• Прогреть двигатель и трансмиссию в течение 20 минут, можно в движении;
• Поставить автомобиль на стояночный тормоз;
• Установить под все колеса автомобиля упоры.

И самое главное, что во время проведения всего теста необходимо до упора выжимать педаль тормоза, а манипуляции проводить только педалью газа. Таким образом, двигатель и трансмиссия будут работать, несмотря на заторможенность автомобиля, и благодаря этому можно будет оценить состояние основных компонентов коробки передач.

Тест проводится по следующей методике:

• Рычаг выбора диапазона установить в положение «D»;
• Быстро, но плавно выжать до упора педаль газа, держать ее в таком положении 5 секунд, в это время отслеживать показания тахометра;
• Отпустить педаль газа, рычаг выбора диапазона установить в положение «N», дать двигателю охладиться в течение 30-60 секунд;
• Рычаг выбора диапазона установить в положение «R»;
• Повторить 5-секундное нажатие на педаль тормоза;
• Отпустить педаль и заглушить двигатель.

Оценка работы трансмиссии производится по показаниям тахометра во время 5-секундных испытаний. Чтобы делать выводы о состоянии коробки передач, необходимо сравнить наблюдаемые во время проведения теста обороты двигателя со значениями, максимально допустимыми для данного автомобиля.

Обороты лежат в пределах нормы. Это говорит о нормальной работе трансмиссии. Однако в ряде случаев такой результат наблюдается и при заклинившей муфте свободного хода статора, которая не переводит гидротрансформатор в режим гидромуфты.

Обороты на 100-200 об/мин меньше допустимых. Это верный признак того, что двигатель по тем или иным причинам не способен развить максимальную мощность.

Обороты на 33% ниже допустимых. Обычно это свидетельствует о выходе из строя муфты свободного хода статора гидротрансформатора, в результате чего масло затормаживает турбинное колесо гидротрансформатора.

Обороты на 200-300 об/мин выше допустимых. Это говорит о недостаточном сцеплении дисков во фрикционных муфтах КП, возникающем вследствие падения давления масла в основной магистрали или вспениванием трансмиссионного масла.

Обороты двигателя значительно выше допустимых. Это тоже свидетельствует о недостаточном сцеплении фрикционных дисков вследствие падения давления масла в основной магистрали. Однако такая ситуация возникает и при повреждении шлицев на входном валу коробки передач.

Если возникло подозрение на заклинивание муфты свободного хода статора, то необходимо провести дополнительные испытания. Самое простое — это при нейтральном положении рычага выбора диапазона до упора нажать на педаль газа, и если частота вращения коленвала двигателя не превысит 3000 об/мин, то проблема действительно в муфте. Подобный тест можно провести и на дороге, о поломке муфты будет говорить снижение на 33% максимальной скорости автомобиля, однако такой тест провести бывает не всегда возможно, да и опасно.

Тест задержки во времени

Это наиболее простой тест АКПП, доступный непрофессионалу. Он дает возможность определить общее состояние коробки передач, однако по его результатам не всегда можно с уверенностью сказать, какие именно неисправности есть в трансмиссии. Поэтому после проведения теста и при подозрении на неисправность стоит провести другие тесты и обратиться в автосервис.

Тест задержки во времени основан на том, что при переводе рычага выбора диапазона в то или иное положение включение скорости происходит не мгновенно, а с некоторой задержкой. Причем неисправности автоматической трансмиссии всегда проявляя в увеличении времени задержки, именно по увеличению времени срабатывания коробки можно судить о наличии в ней неисправностей.

Для проведения теста необходимо провести небольшую подготовку:

• Установить автомобиль на ровной площадке;
• Прогреть двигатель и трансмиссию в течение 20 минут;
• Поставить автомобиль на стояночный тормоз;
• Подготовить секундомер для измерения задержки.

Тест проводится следующим образом:

• Установить рычаг выбора диапазона в положение «N», двигатель должен работать на холостом ходу (частота вращение коленвала может лежать в пределах 700-900 об/мин в зависимости от двигателя);
• Перевести рычаг выбора диапазона в положение «D», с помощью секундомера измерить время, которое пройдет от момента установки рычага в данное положение до включения передачи;
• Вернуть рычаг в положение «N», дать двигателю и трансмиссии охладиться в течение 30-60 секунд;
• Перевести рычаг выбора диапазона в положение «R», измерить время от момента установки рычага в данное положение до включения передачи;
• Повторить испытания в течение трех раз.

Обычно время срабатывания трансмиссии при выборе диапазона «D» не превышает 1,2 секунды, при выборе диапазона «R» — не более 1,5 секунд. Для точного измерения тест необходимо провести не менее трех раз для каждого положения рычага выбора диапазона.

Дорожный тест

Это наиболее сложный для проведения тест, он требует принятия определенных мер безопасности, а также максимального сосредоточения и внимательности. Во время проведения теста нужно фиксировать несколько параметров, а также обращать внимание на ненормальное поведение трансмиссии. По результатам теста можно судить о состоянии многих компонентов АКПП, в том числе всех фрикционных элементов, блокировочной муфты гидротрансформатора и других. Также тест дает возможность определить характеристики коробки — качество ее работы на всех диапазонах, моменты включения передач, качество работы отдельных компонентов и т.д. Наконец, во время теста можно оценить уровень вибраций, шума и т.д.

Перед проведением теста необходимо произвести небольшую подготовку:

• Выбрать участок дороги с без автомобилей или с движением малой интенсивности, лучше выехать за город;
• Проверить уровень масла в трансмиссии и двигателе, при необходимости долить масло;
• Прогреть двигатель и трансмиссию до рабочей температуры.

Сама процедура проведения дорожного теста сводится к выполнению следующих действий:

• Установить рычаг выбора диапазона в положение «D», начать разгон. Во время движения отслеживать включение 2-й, 3-й и, при нажатии кнопки «O/D», 4-й передач. Особое внимание нужно обращать на то, как переключаются передачи: если растянуто, то проблема может заключаться в тросе привода клапана-дросселя, если какая-либо из передач не включается, то проблема с фрикционными элементами или иными деталями системы управления данной передачи. Если во время переключения передачи происходит резкое повышение оборотов двигателя, то неисправность кроется во фрикционных муфтах;
• При нажатой кнопке «O/D» равномерно двигаться на скорости около 70 км/ч, кратковременно нажать на педаль газа — если в этом случае обороты двигателя увеличатся рывком, то проблема, скорее всего, кроется в гидротрансформаторе;
• На том же режиме отпустить педаль тормоза — если произойдет чрезмерно резкое торможение автомобиля, то неисправность кроется в блокировочной муфте гидротрансформатора;
• Снизить скорость до нуля, перевести рычаг выбора диапазона в положение «2», начать движение. При разгоне отследить включение второй передачи, после включения снизить скорость и отследить включение первой передачи, повторить операцию несколько раз — если переключение сопровождается вибрацией, проскальзыванием, ударами или шумом, то коробка неисправна;
• Снизить скорость до нуля, рычаг выбора диапазона перевести в положение «L», начать разгон. В этом режиме переключения передач не должно происходить, если же включается вторая скорость, то проблему нужно искать в узле контроля и управления АКПП. После разгона отпустить педаль — должно происходить торможение двигателем, если этого не происходит, то проблема также в узде контроля и управления;
• Снизить скорость до нуля, перевести рычаг в положение «R», начать движение — в исправной коробке на этом режиме не возникает вибраций, стуков, проскальзывания и других негативных эффектов;
• Найти наклонный участок дороги, остановиться, перевести рычаг выбора диапазона в положение «P» и отпустить педаль тормоза — автомобиль должен остаться заторможенным.

Также во время движения важно отслеживать включение и выключения блокировочной муфты гидротрансформатора. У каждого автомобиля есть свои особенности, которые свидетельствуют о включении и выключении муфты, поэтому их нужно знать и сравнивать с ними наблюдаемые эффекты.

И нужно обратить внимание на работу муфты в разных режимах — при движении по городу и на трассе. Если в городе, при постоянных торможениях и разгонах, муфта включается нормально, а на трассе ее работа нарушается, то проблема может быть в термостате или датчике температуры охлаждающей жидкости двигателя (так как муфта включается только при температуре выше 83°C). Для проверки можно частично закрыть радиатор охлаждения от набегающего потока воздуха (просто поставить картонку) — если муфта будет включаться, то проблема в термостате, если никаких изменений не произойдет, то неисправен датчик температуры.

Нужно отметить, что зачастую эти тесты не дают понимания того, что же именно сломано в коробке передач, особенно в том случае, если проблема кроется в электронной системе управления трансмиссией. Найти неисправность в этом случае можно только с помощью сканера, который считывает с бортового компьютера автомобиля код неисправности. Сканер — удовольствие дорогое и простому автовладельцу недоступно, поэтому стоит обратиться за помощью к специалисту.

Диагностика АКПП: что, где, когда

Современные автомобили имеют в своем строении, конструкции узел трансмиссии. Если он автоматический, то этот узел считается сложным. С механической коробкой переключения передач все гораздо проще: сцепление не работает, разобрал, заменил. С автоматической коробкой передач могут работать в плане ремонта и обслуживания специально обученные люди. Но всем водителям машин с коробкой АКПП надо знать симптомы тех или иных неполадок коробки, уметь, так сказать, диагностировать своими руками.

Когда и как делать диагностику АКПП

Польза от начального обнаружения неполадок при первых же признаках в некорректной работе АКПП огромна. Если сразу выявить причину неправильной работы, то можно избежать дорогостоящего ремонта и не простаивать время во время ремонта.

Конечно, если надумали брать авто подержаную, то надо проверить все узлы и обращать внимание на мелкие детали, такие как, например:

  • Имеется ли фаркоп. Есть, ага, значит ездил под нагрузкой. А автоматическая коробка, будь то робот или вариатор, сильно может пострадать, если его эксплуатировать под нагрузкой, то есть с груженым прицепом.
  • Какой пробег. Если около ста тысяч и ни разу не меняли масляный фильтр в АКПП и само масло, то есть вероятность, что детали в узле работают в режиме износа.

Если масло меняли, фаркопа нет, то все равно надо сделать диагностику АКПП.

Первичная проверка автоматической коробки переключения передач включает в себя всем известные процедуры:

  • Проверить уровень масла в коробке.
  • Проверить насколько чистое масло: прозрачное и не свернутое или загустевшее, мутное.
  • Проверить регулировку троса управления.
  • Проверить STALL TEST.
  • Проверить как переключается коробка во время движения.

Теперь более подробно, как проделать вышеописанные шаги.

Чтобы проверить трансмиссионную жидкость, то масло, надо узнать как проверять уровень и ее качество. Уровень обычно проверяют по щупу, на котором имеются специальные метки. Однако есть коробки без щупа.

Американские АКПП имеют щуп для проверки уровня масла, а европейские, обычно, нет. Как проверить уровень масла в АКПП, если нет щупа? Ответ прост: если нет щупа, масло же откуда-то заливали, значит есть пробка. Масло заливают в таких коробках до уровня отверстия. Значит надо открутить пробку, уровень этого отверстия и будет меткой правильного залива свежего трансмиссионного масла для АКПП.Вне зависимости, есть щуп или нет, уровень масла проверяется на прогретое состояние масла в коробке. Чтобы нагреть масло в коробке до рабочей температуры, а это около 90 градусов, требуется проехать километров 13. После этого ставим автомобиль в ровное положение. Если есть щуп, то все просто: вытащили щуп, вытерли чистой салфеткой, снова засунули, снова высунули и посмотрели, на сколько щуп опускается в масло. Обычно есть метки HOT (горячий) — верхний уровень и есть нижняя отметка COLD (коулд — холодно), когда уровень масло должен быть в холодном состоянии. Если уровень масла не превышает верхней метки и не ниже нижней, значит в АКПП нормальное количество масла.

Читайте также:  Как заменить ремень ГРМ своими руками Daewoo Lanos (Дэу Ланос) и Daewoo Nexia (Дэу Нексия).

Если щупа нет, то придется заезжать на яму или на эстакаду, откручивать пробку и чистой проволокой или палочкой проверить уровень. Как мы сказали, уровень в таких АКПП должен быть до самого отверстия.

Если при проверке масла видны стружки металла, это значит, что работающие в паре детали задевают друга, идет износ. В этом случает требуется более глубокая проверка в специализированном автосервисе.

А как проверить уровень масла, если в АКПП нет щупа и нет пробки для залива масла?

Да, да, есть и такие коробки, кто не знает. Это коробка с шифром 722.6 от Мерседес, пяти ступенчатая автоматическая. Ответ тоже прост: не надо в такой коробке проверять уровень. Дело в том, что немецкие инженеры придумали отделить полость с маслом от рабочего поддона. Между ними вмонтирован перепускной клапан, который держит оптимальный нужный уровень.

Проверка троса регулировки АКПП

Здесь опять же, на состояние троса влияет пробег. Трос постепенно может удлиняться на микроны или миллиметры, как цепь привода ГРМ.

В каких случаях надо регулировать трос АКПП?

Если во время управления автомобилем вы замечаете, что автомобиль поздновато или рановато переключается, то требуется отрегулировать трос. Если долго эксплуатировать коробку автомат с не отрегулированным тросом, АКПП быстро изнашивается.

Проверка АКПП — стояночный тормоз (stall test)

Тестирование покажет, как работает гидротрансформатор (ГДТ) коробки. Этот шаг диагностики должен проводить только опытный специалист по АКПП, иначе можно наоборот сломать детали.

Принцип проверки Stall Test (стал тест) заключается в следующем:

  • проехать несколько километров для разогрева трансмиссионного масла в АКПП;
  • остановить машину так, чтобы перед ней и позади нее было много свободного места на случай, если тормоза слабые;
  • включить ручник;
  • сесть за руль, левой ногой нажать на педаль тормоза до упора;
  • перевести коробку в положение «D» (drive — движение);
  • правой ногой резко нажать до упора на педаль газа и держать ее не больше пяти секунд (чем меньше, тем лучше).

Сразу после этой процедуры нельзя повторять ее, надо подождать минут десять, пятнадцать, чтобы масло в АКПП остыло.

Этот тест покажет, как работают фрикционные диски и работу гидротрансформатора в целом. После проверки ручку коробки надо передвинуть в положение N (нейтраль) и дать поработать двигателю несколько минут, чтобы масло в АКПП остыло.

Дело в том, что такую проверку рекомендуют делать сами компании-изготовители автоматических коробок передач для авто.

Поведение автомобиля при диагностике стояночным тормозом:

  1. Тормоза держат, скрипят, но машина еле-еле ползет. Означает, что неисправна тормозная система.
  2. Эффект троения двигателя, то есть авто трясется. Это значит есть неполадки в системе зажигания, а значит, если не подкорректировать, двигатель автомобиля будет работать с пониженной мощностью. Решение: проверить свечи зажигания, высоковольтные свечные провода, наконечники свечей.
  3. Исправная коробка АКПП при проведении диагностики стояночным тестом должна способствовать набору числа оборотов двигателя за одну секунду около 2800 об/мин для бензиновых ДВС, для дизельных с исправной АКПП число оборотов за секунду будет 2000 оборотов в минуту.

Это ориентировочные цифры. Такая диагностика должна проводиться специалистом, который знает, какие параметры и за какое время должен показывать агрегат при проверке stall test.

Как проверить АКПП в движении

В нормально работающей автоматической коробке допускаются некоторые толчки при переключении «на холодную». В прогретом состоянии толчков не должно быть.

Во время разгона повышение передач, также как и при сбрасывании скорости, понижение передач должно быть плавно, без рывков и пробуксовок АКПП.

Есть еще простая диагностика, которую может сделать каждый водитель. Суть в том, чтобы остановить транспортное средство на подъеме и убрать ногу с педали тормоза. Если машина поехала назад, то в АКПП неполадки имеются.

Если во время поездки были замечены пробуксовки, рывки, удары, шумы, то может быть причина в поломке муфте свободного хода, износе фрикционов и т.д.

Рекомендации

Если диагностика показала неполадки в системе автоматической трансмиссии подержанного автомобиля, который хотите купить, то лучше отказаться от этого варианта, потому что АКПП — это сложное устройство, которое должно работать как точные часы. Привести ее состояние близкое к заводскому — дело не простое.

Специалисты сервисных центров сразу разделяют, в какой части имеются поломки: электрическая, гидравлическая или механическая. Трансмиссионную жидкость ATF проверяют даже на запах, цвет и каково ее давление в системе.

Желательно выбирать б/у авто хоть с коробкой автомат, хоть с механикой, со знающим специалистом. Например, знакомый ездил на авторынок выбирать, взять с собой специалиста по двигателям, который сразу сказал, компрессия не та, что надо — замерили, да, оказалось действительно мотор имел большой износ.

Видео

Видео с миллионным просмотром: как проверить работу АКПП.

Что нельзя делать с АКПП.

Портит ли автоматическую коробку замена масла?

Как проверить АКПП на исправность

Работоспособность автоматической коробки перемены (переключения) передач (АКПП) — один из наиболее важных факторов, которые определяют перспективы покупки бывшего в употреблении автомобиля. Причиной неисправностей может стать не только продолжительная эксплуатация, но и непрофессиональный ремонт, неверный подбор масла и регулярные перегрузки.

Перед тем как проверить коробку-автомат в динамике, необходимо расспросить продавца об особенностях использования машины и осмотреть АКПП.

Как проверить исправность АКПП при первичном осмотре

После беглого опроса продавца и первичного осмотра автомобиля и АКПП необходимость более глубокой проверки, техосмотра и тест-драйва может исчезнуть. Еще до непосредственного контакта с владельцем транспортного средства нужно обратить внимание на 2 параметра:

  1. Пробег. Даже у надежных АКПП ресурс не превышает 300 тыс. км. Если машина старше 12-15 лет и стабильно эксплуатировалась, то к покупке следует отнестись с большой осторожностью. Определяющими факторами станут история ремонтов и квалификация мастеров. В этом случае техническое состояние коробки-автомата рекомендуется проверять на специализированной СТО.
  2. Происхождение автомобиля. Ввоз машины из-за границы может стать преимуществом при покупке. Европейские автовладельцы чаще всего проходят обслуживание у официальных дилеров и заливают только то масло, которое рекомендует производитель. Это продлевает ресурс АКПП.

На что обратить внимание при беседе с продавцом

При разговоре с продавцом машины нужно обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Частота и место проведения ремонта. Если АКПП ремонтировалась ранее, то нужно уточнить характер работ (замена фрикционов, капитальный ремонт и др.). Если ремонт коробки-автомата проводился не на специализированной СТО или не у официального дилера, о чем сохранились соответствующие документы, то от покупки стоит отказаться.
  2. Регулярность замены масла. Согласно рекомендациям производителей менять трансмиссионное масло нужно каждые 35-45 тыс. км пробега (максимальный предел — 60 тыс. км). Если замена не проводилась более 80 тыс. км пробега, то проблемы с АКПП возникнут обязательно. При замене масла на СТО выдаются чек и заказ-наряд, которые владелец может предъявить потенциальному покупателю. Вместе с маслом рекомендуется менять фильтр.
  3. Условия эксплуатации. Большое количество владельцев, сдача автомобиля в аренду или работа в такси — весомые причины отказа от покупки. Регулярная пробуксовка в грязи или снегу также негативно влияет на работоспособность коробки-автомата, поэтому приобретать машину после поездок на рыбалку, охоту и для других развлечений на природе не стоит.
  4. Использование фаркопа и буксировочных устройств. Буксировка прицепа — это дополнительная нагрузка на АКПП. Если явный признак перегрузок (наличие фаркопа) отсутствует, то нужно уточнить у продавца, не приходилось ли машине буксировать другой автомобиль, и внимательно осмотреть проушины на предмет повреждений от троса.

Визуальный осмотр автоматической коробки

Для визуального осмотра рекомендуется выбрать сухой и ясный день. Перед началом проверки автомобиль нужно прогреть не менее 3-5 минут летом и 12-15 минут зимой. После прогрева необходимо установить селектор в нейтральный или парковочный режим, открыть капот и при работающем двигателе осмотреть АКПП.

Нелишним будет осмотреть машину и снизу, на яме или подъемнике. Это позволит увидеть возможную течь сальников, прокладок и пробок.

Ни сверху, ни снизу на АКПП не должно быть потеков масла и грязи.

Осмотр трансмиссионного масла

Масло в АКПП выполняет смазывающую, охлаждающую, передающую и управляющую функции. Механические части коробки передач смазываются или погружены в эту техническую жидкость, поэтому их износ и поломка косвенно определяются уровнем, консистенцией и цветом масла.

Проверка выполняется в такой последовательности:

  1. Найти щуп для диагностики масла.В большинстве машин с АКПП он имеет красный цвет. Подготовить чистую тряпку без видимых ворсинок и белый лист бумаги.
  2. Включить двигатель.Прогреть его короткой поездкой (10-15 км). Рычаг селектора при этом должен находиться в позиции D (Drive).
  3. Перед началом проверки встать на ровную площадку и в зависимости от марки автомобиля установить рычаг в позицию N (нейтральную) или P (паркинг). Дать мотору поработать на холостом ходу в течение 2-3 минут. На некоторых моделях автомобилей Honda уровень масла проверяется только при заглушенном движке.
  4. Вытащить щуп и тщательно обтереть его тряпкой.На инструменте не должно остаться ниток, ворсинок и других посторонних частиц.
  5. Погрузить щуп в трубку, подержать 5 секунд и вытащить.
  6. Проверить уровень масла на щупе.Нормальный уровень жидкости для прогретой коробки передач должен находиться в зоне Hot, между максимальной и минимальной отметками. Для анализа цвета, прозрачности и других характеристик масла капнуть немного набранной жидкости на лист бумаги.
  7. Повторить погружение щупа и проверку масла 1-2 раза, чтобы исключить ошибки диагностики.

В автомобилях, которые оборудованы пробками и смотровыми окошками вместо щупа, проверка выполняется на яме или подъемнике. Машины данного типа выпускаются под марками Volkswagen, BMW, Audi и др.

При проверке трансмиссионного масла необходимо обращать внимание на следующие параметры:

  1. Цвет. Свежее трансмиссионное масло (ATF) имеет ярко-красный или темно-красный цвет. При циклическом разогреве и контакте с изнашивающимися деталями оно темнеет. Допустимый уровень потемнения при покупке — до красно-коричневого или светло-коричневого. Темно-коричневый и черный цвета пробы свидетельствуют о регулярном перегреве, неисправностях АКПП и отсутствии ухода за машиной.
  2. Прозрачность и наличие посторонних включений. Прозрачность жидкости для АКПП является не менее важным параметром, чем цвет. Масло в исправной коробке передач остается полупрозрачным. Хлопьевидные включения, металлические лохмотья, а также мелкая взвесь частиц, которая делает масло мутным, — признаки сильного износа деталей. Некоторые владельцы нарочно меняют ATF перед продажей, чтобы цвет жидкости соответствовал норме. Однако посторонние включения в пробах выдадут действительную работоспособность АКПП.
  3. Запах. Свежая трансмиссионная жидкость может пахнуть машинным маслом или отдушкой. Если масло отдает гарью, это свидетельствует о перегреве целлюлозной основы фрикционных накладок. Горение фрикционов не всегда является следствием слишком длительной эксплуатации и перегрузки. При несвоевременной смене прокладок и колец давление в системе АКПП падает, возникают масляное голодание и недостаток охлаждения. Отчетливый рыбный запах масла — явный признак длительной эксплуатации без замены.

Замена горелого масла не восстановит изношенную АКПП и не продлит ее работу. В ряде случаев заливка свежего ATF приводит к полной утрате функции коробки передач. Это обусловлено тем, что стертые фрикционные диски будут проскальзывать, а другие детали трансмиссии перестанут держать необходимое давление.

Взвесь масла и мелких включений, которая является абразивом и вредна для ухоженных автомобилей, в данном случае станет густой фрикционной смазкой, которая улучшит сцепление дисков. Кроме того, новое масло может вымыть из щелей АКПП грязь и мелкие включения, которые сразу забьют клапаны коробки-автомата.

Проверка качества работы АКПП при езде

Наиболее важная часть проверки АКПП — диагностика во время езды. Она позволяет отследить реакцию автомата на действия водителя, наличие пробуксовок, шумов и других признаков неисправностей.

Чтобы исключить погрешности результата, стоит проводить тесты на ровном участке дороги в относительной тишине (с выключенной магнитолой, без громких разговоров).

На холостом ходу

Для проверки машины с АКПП на холостом ходу необходимо:

  • прогреть двигатель и выжать педаль тормоза;
  • опробовать все режимы при помощи рычага селектора, задерживаясь на каждом по 5 секунд;
  • повторить смену режимов в быстром темпе (задержка между передачами в норме практически отсутствует, а между режимами Drive и Reverse составляет не более 1,5 секунд).

Не должно быть задержки при смене режима, рывков, стука, шума в двигателе и вибрации. Допускаются плавные толчки, которые свидетельствуют о переключении передачи.

В динамике

Виды диагностики АКПП в динамике таковы.

Вид испытанияТехника проведенияРеакция автомобиляВозможные проблемы
Стоп-тестРезко затормозить на скорости 60-70 км/чСброс скорости и замедление автомобиля происходят в течение нескольких секундПризнаки неисправности: задержки более 2-3 секунд между передачами, рывки автомобиля
Тест на пробуксовкуНажать на тормоз, перевести селектор в режим D и полностью выжать педаль газа на пять секунд.

Плавно отпустить газ и перевести АКПП в нейтральный режим

Показатель на тахометре укладывается в норму для данной модели машиныПревышение лимита оборотов — пробуксовка в пакете фрикционных дисков.

Снижение — сбои гидротрансформатора.

Тест является рискованным для АКПП

Цикл «разгон — торможение»Придавить педаль газа на 1/3, дождаться переключения.

Так же плавно затормозить.

Повторить тест, поочередно выжав педали на 2/3

АКПП плавно переключает передачи от первой до последней и обратно.

При большей интенсивности разгона могут быть слегка ощутимы толчки на низких оборотах

Ощущаются рывки, задержки между переходами.

Есть посторонние звуки при движении

Торможение двигателемНабрать скорость 80-100 км/ч, плавно отпустить педаль газаАКПП плавно переключается, показатель на тахометре снижаетсяПереходы происходят рывками, снижение передачи задерживается.

На фоне снижения частоты вращения могут наблюдаться скачки оборотов

Интенсивный разгонДвигаться со скоростью около 80 км/ч, резко выжать педаль газаОбороты движка резко вырастают, АКПП переключается на 1-2 передачиПри высоких оборотах скорость повышается медленно или не повышается (пробуксовка мотора)
Тест OverdriveНабрать скорость около 70 км/ч, нажать кнопку Overdrive, а затем отжать ееАКПП сначала резко переходит к следующей передаче, а затем так же резко возвращается к прежнейПереход происходит с задержкой.

Горит индикатор Check Engine («Проверьте двигатель»)

Помимо основных тестов, важно понаблюдать за плавностью переключения передач. При наборе скорости до 80 км/ч коробка-автомат должна переключиться трижды. При переходе с первой передачи на вторую даже у неизношенных АКПП может отмечаться небольшой рывок.

Как сделать диагностику АКПП своими руками

Диагностика АКПП выявит причины появления неполадок в работе трансмиссии, таких как: толчки, повышенный расход топлива, переход в аварийный режим. Коробку проверяют разными способами в зависимости от сложности поломки — от визуального осмотра до полной дефектовки. Соответственно стоимость работ будет различная. Диагностику АКПП можно сделать и своими руками, но предварительно нужно изучить устройство, принцип работы и взаимосвязь своего автомата с двигателем.

Для чего нужна компьютерная диагностика авто

Приехал клиент в сервис. Жалуется на толчки при торможении с 3 на 1 передачу. Во время разгона проблем нет. Мастер проверил уровень и качество масла — всё в норме. Сошлись на том, что толчки — это особенность данного типа коробок. Смиритесь.

В другом сервисе предложили поменять масло, промыть гидроблок, почистить соленоиды. В результате коробка стала переключаться мягче и плавнее, но толчки не исчезли. Клиент не сдался и отправился в третий сервис.

До ремонта АКПП дело не дошло, хватило компьютерной диагностики. Сканер показал, что прошивка электронного блока устарела и нуждается в перенастройке. После установки нового ПО толчки исчезли.

История не про сложность выбора качественного автосервиса, хотя это тоже актуально, а про важность комплексной проверки. Компьютерная диагностика автоматических коробок передач и машин в целом — эффективный и быстрый метод обследования.

Современные автомобили работают под управлением электроники, которая непрерывно диагностирует состояние систем. Малейшая неисправность записывается в виде кода ошибки, которую можно считать и расшифровать. О серьёзных поломках система уведомляет водителя через индикатор на бортовой панели, подсвечивая лампочку «Check Engine».

Когда нужна диагностика коробки автомат

Проверку АКПП проводят в следующих случаях:

  • загорелась лампочка неисправности на бортовой панели;
  • появились неполадки в работе автомата;
  • перед покупкой автомобиля с пробегом;
  • раз в год для профилактики.

Перед ремонтом АКПП всегда проводят диагностику, чтобы выявить проблемный участок. Одних симптомов недостаточно, ведь они могут указывать на разные системы. Например, задержки с переключением передач могут быть связаны с загрязнением гидроблока, поломкой соленоидов, истиранием тормозных лент, износом фрикционных дисков. Нельзя исключать неполадки в электронном блоке, гидротрансформаторе, двигателе.

Диагностику DSG проводят, когда проявляются такие симптомы и разновидности проблем:

  • скрежет, металлический лязг, свист хруст;
  • пинки, рывки, вибрация на низких передачах;
  • задержки в переключении передач;
  • жёсткие переключения;
  • медленный разгон;
  • переход в аварийный режим, отсутствие передач.

Грамотная диагностика поможет провести ремонт с меньшими затратами. Но для правильного диагноза нужно собрать максимум информации, используя разные методы.

Что включает в себя диагностика АКПП

Различают два вида диагностики автоматической коробки передач: статическую и динамическую. В инструкциях к автомобилю производитель указывает в основном статические методы проверки, т.е. отдельно взятой передачи. Проверяют давление и правильность смыкания пакета фрикционов. С помощью сканера делают компьютерную диагностику, выявляя коды ошибок.

Динамическую диагностику впервые предложила Мазда в 2002 году. Компания разработала методику проверки времени и качества переключений между передачами. Под качеством переключений подразумевают одновременное включение одной и выключение другой скорости. Задержки или раннее переключение, «выбег» автомобиля, когда между переключениями появляется разрыв в 2 — 4 с, ненормально и вредно для АКПП.

Проверка АКПП включает в себя поиск неисправностей:

  • в механической части — фрикционы, поршни, гидротрансформатор;
  • в гидравлике — гидроблок, маслонасос;
  • в электрике — модуль управления, соленоиды.

Изначально осматривают машину, проверяют уровень и качество масла, проводят тест-драйв, чтобы собрать симптомы неполадок: посторонние звуки, задержки при переключении, толчки, рывки, взлёт оборотов двигателя и т.д. После сбора симптомов прозванивают электрические цепи, снимают коды ошибок.

На следующем этапе меняют трансмиссионную жидкость, снимают поддон, проверяют состояние фильтра. В сложных случаях АКПП полностью разбирают, тестируют отдельные узлы.

В автомобиле все агрегаты связаны друг с другом в единую систему. Если диагностика АКПП не даёт результатов, проверяют двигатель, прошивку компьютера.

Сколько стоит диагностика АКПП

Диагностика автоматической коробки передач в среднем стоит 1500 руб. Минимальная стоимость — 490 руб. Цена зависит от марки и модели автомобиля, масштаба проверок и сложности поломки.

В стоимости замены масла АКПП учитывают способ замены, затраты на саму жидкость и расходники: резинки для заливной и сливной пробок, масляный фильтр, прокладку для поддона. СТО могут предлагать скидки на работу при покупке ATF в самом сервисе. В среднем цена за полную замену с промывкой начинается от 2800 руб.

Снятие и дефектовка АКПП оплачивается отдельно. За снятие/установку автомата в автомобиле без подрамника ( Ford Focus, Mercedes E230, Dodge Caravan) возьмут от 5500 р., в полноприводном с поперечным расположением двигателя (Toyota Rav4, Hyundai Santa Fe, Ford Escape) — от 9500 р., в полноприводном с продольным расположением мотора (Nissan Pathfinder, BMW X3, Mitsubishi Pajero) — от 10 000 р.

Методы диагностики АКПП

Диагностику автоматической коробки без демонтажа можно сделать несколькими методами: провести визуальный осмотр и компьютерную проверку, выполнить stall-test и провести дорожные испытания, измерить гидравлическое давление. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, поэтому в комплексе оценка состояния АКПП будет наиболее объективной.

Визуальный осмотр АКПП

При визуальном осмотре АКПП в первую очередь проверяют уровень и качество масла. Грязная старая жижа в коробке — источник большинства проблем. Ведь жидкость в автомате — это рабочее тело, смазка, охлаждение и защита. Недостаток или избыток масла приводит к неправильной работе и быстрому износу трансмиссии.

Низкий уровень жидкости приводит к масляному голоданию трансмиссии, перегреву, износу ответственных узлов и появлению различных шумов. При высоком уровне масло вспенивается и теряет рабочие свойства. В результате АКПП перегревается, плохо смазывается, нарушается работа элементов.

Чёрный цвет жидкости, запах гари говорит о запущенном состоянии коробки. Наличие металлической пыли указывает на износ деталей. Для наглядности состояния масла АКПП можно использовать тесты с белой тряпкой или бумагой. Грязная жидкость не пропитает тряпку, а стружка и примеси масляного пятна будут отчётливо видны на бумаге. Такую жижу нужно срочно менять вместе с фильтром и промывкой поддона.

Нормальный уровень масла в автомобиле со щупом находится между метками Hot и Cold. В автомобилях с пробкой методика проверки сложнее. Уровень определяется по количеству слитой жидкости. Перед проверкой заливают масло через заливную пробку в объёме 0,3 — 0,5 л. Трансмиссионная жидкость нормируется по уровневой колбе. При недостатке ATF из сливной пробки ничего не потечёт, а в норме должно слиться количество залитой.

Как самостоятельно проверить АКПП

Автоматическая коробка передач механизм довольно сложный и обращение с ним требует особых знаний и правил, не соблюдение которых приводит к ее поломке.
Выход из строя автоматической трансмиссии обычно происходит по одной из следующих причин или их комбинаций:

  • закисание или неправильная регулировка троса управления;
  • неисправности гидравлической части системы управления;
  • неисправности механической части;
  • износ одного или нескольких фрикционных элементов управления;
  • неисправности гидротрансформатора;
  • неисправности электрической части системы управления;
  • выхода из строя электронного блока управления;
  • нарушения регулировок.

Нижеприведенная методика значительно облегчает процедуру поиска неисправности и ее устранение. Однако окончательный успех в значительной мере зависит от точности собранной информации и правильной ее интерпретации.

Диагностические процедуры АКПП

Поиск неисправности АКПП рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  • Проверка уровня масла и его состояния (в главе «Трансмиссионное масло»).
  • Беглая проверка работы двигателя на режиме холостого хода, вакуума, мест соединений электропроводки, троса механизма выбора диапазона и троса управления клапаном-дросселем (для АКПП с гидравлической системой управления).
  • Определение кодов неисправностей блоков управления двигателем и коробкой передач.
  • Проверка на полностью заторможенном автомобиле.
  • Проверка в движении (дорожные испытания).
  • Проверка давлений в системе управления.

Проверка троса управления клапаном-дросселем

Важная деталь в управлении АКПП — трос управления клапаном-дросселем. Он соединяет механизм управления АКПП с сектором дроссельной заслонки двигателя или рычагом управления ТНВД. Трос состоит из металлической основы, помещенной в пластиковую оболочку, жестко закрепленную с обеих сторон. При долгой эксплуатации, оболочка троса, высыхая, укорачивается и вылезает из точек крепления.

Разрегулированный трос может быть причиной переключения передач на повышенных или пониженных оборотах. Переключение передач на повышенных оборотах ведет к преждевременному износу деталей коробки и может быть причиной повышенного расхода топлива. Некоторые неисправности АКПП можно устранить, отрегулировав трос управления клапаном-дросселем.

Регулировка троса

  • Перед регулировкой проверьте легкость хода троса. Если необходимо смажьте трос. Ослабьте регулировочные гайки.

  • Полностью выжмите педаль управления дроссельной заслонкой и отрегулируйте трос таким образом, чтобы упор выходил из оболочки троса не более, чем на 1,5 мм. Если трос новый, то он не имеет упора. В этом случае вытягивайте внутренний трос до тех пор, пока не почувствуете небольшое сопротивление, затем, удерживая его в этом положении, установите упор на расстоянии 0,8 — 1,5 мм от чехла троса.
  • Затяните гайки и отпустите педаль.

Проверка двигателя и его блока управления

Двигатель и коробка передач — две части одной системы и поэтому их совместная работа должна быть согласована. В связи с этим проверка работы двигателя представляет собой важный этап диагностики и ремонт АКПП. Если двигатель неисправен, то это может приводить к формированию неправильных сигналов, используемых системой управления трансмиссии. Система управления не имеет возможности определять достоверность поступившей информации, и в любом случае реагирует на ее изменение. В зависимости от трансмиссии, это может приводить к резким переключениям передач или комбинации резких с поздними переключениями. Также могут иметь место и беспорядочные переключения. Кроме того, сложности могут усугубляться способностью электронной системы управления двигателем адаптироваться к его неправильной работе, что также вносит путаницу в работу системы управления АКПП.

Любая неисправность двигателя должна быть устранена. Вы можете быть введены в заблуждение, и начать ремонтировать коробку передачу только для того, чтобы определить, что она исправна, а проблема заключается в неправильной работе двигателя.

Проверка на полностью заторможенном автомобиле (stall test)

Испытание на полностью заторможенном автомобиле проводится при работающем на полную мощность двигателе. Цель этой проверки состоит в том, чтобы определить тормозные качества фрикционных элементов управления, правильность работы гидротрансформатора и двигателя. При выполнении этой процедуры необходимо соблюдать осторожность, так как значительно повышается температура трансмиссионного масла и трансмиссия испытывает перегрузки. Этот тест желательно проводить в присутствии специалиста.

Процедура проверки АКПП

Проверьте уровень масла в двигателе и трансмиссии, в случае необходимости приведите его к норме. Прогрейте двигатель и трансмиссию до рабочей температуры (до этой температуры масло в трансмиссии нагревается в течение 20 минут высокоскоростного движения или движения в городских условиях).

Транспортное средство должно стоять на колесах, и надежно заторможено от перемещения. Для этого необходимо установить рычаг выбора диапазона в позицию «Р», включить основные и стояночный тормоза и подложить упоры под колеса.

Во время проведения диагностики АКПП никто из людей не должен находиться перед автомобилем и позади него.

Проверка состоит из следующих этапов:

  • Переместите рычаг выбора диапазона в положение «D».
  • Нажмите до упора на педаль управления дроссельной заслонкой.
  • Определите максимальные обороты двигателя.
  • Переведите рычаг выбора диапазона в положение «N» и дайте возможность двигателю поработать на холостых оборотах не менее 30 секунд, что необходимо для его охлаждения.

Аналогичная процедура проводится и для диапазона «R».

Длительность каждого этапа проверки не должна превышать пяти секунд, в противном случае может возникнуть серьезный перегрев, и выход трансмиссии из строя.

Если частота вращения двигателя превышает максимально допустимое значение, установленное заводом-изготовителем, то надо немедленно отпустить педаль управления дроссельной заслонкой. Это является признаком скольжения элементов управления, и дальнейшая проверка может привести к поломке трансмиссии.

В случае возникновения необычного шума проверку необходимо сразу же прекратить. В процессе испытания на полностью заторможенном автомобиле гидротрансформатор может производить небольшой шум, что считается вполне нормальным.

Анализ результатов проверки на заторможенном автомобиле

Анализ результатов проверки на заторможенном автомобиле заключается в их сравнении со значениями, установленными заводом-изготовителем. Отклонения от установленных значений в ту или иную сторону можно интерпретировать следующим образом:

  • обороты двигателя на 200 — 300 об/мин выше, по сравнению с установленными: причиной является пробуксовка фрикционных элементов коробки передач, вызванная, вероятнее всего, вспениванием трансмиссионного масла или низким давлением в основной магистрали;
  • частота вращения двигателя во время проверки очень высока: в этом случае, вероятнее всего, предположить пробуксовку фрикционных элементов, вызванную низким давлением основной магистрали; однако причиной высоких оборотов двигателя могут служить и срезанные шлицы входного вала коробки передач;
  • обороты двигателя на 100 до 200 об/мин ниже установленных: это признак того, что двигатель не развивает полную мощность;
  • обороты двигателя на 33% ниже установленных: в этом случае, скорее всего, вышла из строя муфта свободного хода реактора гидротрансформатора; реактор гидро трансформатора на этом режиме должен быть полностью остановлен, а сам гидротрансформатор имеет максимальный коэффициент трансформации; если роликовая муфта свобод ного хода реактора не в состоянии удерживать его, то действие масла, выходящего из турбинного колеса, будет направлено в сторону противоположную вращению насосного колеса и двигателя, что приводит к потере мощности двигателя;
  • обороты двигателя соответствуют установленным: это означает, что двигатель развивает полную мощность, коробка передач способна нормально передавать ее и муфта свободного хода реактора гидротрансформатора способна его удерживать; это, однако, не является гарантией ее исправного состояния, поскольку она может не расклиниваться и не давать возможности гидротрансформатору переходить в режим работы гидромуфты.

Предположение о заклинивание муфты свободного хода статора можно делать только в том случае, если максимальная скорость транспортного средства при полностью открытой дроссельной заслонке меньше расчетной примерно на 33%. Такое положение дел говорит о том, что гидротрансформатор не переходит в режим работы гидромуфты. Побочным эффектом этого может быть перегрев трансмиссионного масла и снижение давления, развиваемого насосом.

Другой способ, определения работоспособности муфты свободного хода реактора, заключается в следующем: установите рычаг выбора диапазона в положение «N» и нажмите до упора на педаль управления дроссельной заслонкой. Если обороты двигателя при этом превышают 3000 об/мин, то это означает, что реактор свободно вращается в потоке масла. Если же обороты двигателя не превышают 3000 об/мин, то это является признаком заклинивания роликовой муфты свободного хода реактора гидротрансформатора.

Дорожные испытания

Дорожные испытания начинаются с определения правильности работы коробки передач. Оно должно предшествовать оценке ее исправности. В процессе дорожных испытаний необходимо проверить работоспособность трансмиссии на всех возможных режимах движения. Определите моменты и качество переключения передач при слегка открытой дроссельной заслонке, при среднем и полном ее открытии. Проверьте работу коробки передач в режиме принудительного понижения передач (kick-down).

При беспорядочных, поздних или резких переключениях обратите особое внимание на работу двигателя. Обороты холостого хода должны соответствовать установленному значению. Следует помнить, что моменты переключений и их качество ориентированы на нормальную работу двигателя.

Правильно проводимые дорожные испытания представляют собой ценный диагностический инструмент. В дорожных испытаниях проверяется следующее:

  • моменты переключений;
  • работа на различных диапазонах;
  • качество включения элементов управления и их способность работать без пробуксовки;
  • неустойчивость процесса переключения;
  • работа блокировочной муфты гидротрансформатора;
  • посторонний шум и вибрацию;
  • работу двигателя.

Процедура дорожных испытаний

Перед началом проведения этих испытаний необходимо проверить уровни охлаждающей жидкости двигателя, масла в двигателе и трансмиссии.

Во время движения необходимо проверить работу трансмиссии на каждом диапазоне с целью выявления пробуксовки фрикционных элементов управления, определения качества их включения и отклонений моментов переключений. Проверка должна проводиться при минимальном, среднем и полном открытии дроссельной заслонки. В процессе проверки обратите внимание на процесс переключения, не является ли он резким или растянутым во времени. Определите скорости, на которых происходят переключения коробки передач на более высокую передачу, и скорости понижающих переключений. Внимательно прислушивайтесь к работе двигателя во время переключений, особенно при среднем и максимальном открытии дроссельной заслонки. Проследите за работой муфты гидротрансформатора.

Анализ работы дисковых и ленточных элементов управления АКП

Если дорожные испытания показали пробуксовку или непредусмотренное увеличение оборотов двигателя во время переключения передач, то это может означать, что имеются проблемы в работе фрикционных элементов управления или муфт свободного хода. Методом исключения можно определить фрикционные элементы, которые находятся в хорошем рабочем состоянии.

Анализ работы блокировочной муфты гидротрансформатора

Для точного анализа работы муфты гидротрансформатора необходимо точно знать штатную характеристику ее работы. Включение муфты гидротрансформатора может производить некоторые своеобразные эффекты в поведении автомобиля, которые, в общем, считаются нормальными и объяснимыми.

Процесс включения

Возникает дополнительное ощущение переключения передач. Эти ощущения определяются переключением с гидравлического на механический способ передачи мощности двигателя через гидротрансформатор. Они происходят на различных фазах ускорения и определяются режимами работы двигателя.

Резкое торможение

Это происходит в случае, если водитель резко отпустит педаль управления дроссельной заслонкой. Из-за закрытия дроссельной заслонки уменьшение крутящего момента двигателя происходит быстрее, чем выключается муфта. Это и является причиной возникновения резкого торможения.

В некоторых трансмиссиях иногда бывает очень трудно определить моменты включения и выключения муфты гидротрансформатора. При ее включении обороты двигателя должны снижаться на 200 — 300 об/мин. Для точного определения моментов блокировки трансформатора рекомендуется использовать тахометр.

Иногда возникают некоторые странные обстоятельства в работе муфты гидротрансформатора. Например, в условиях интенсивного уличного движения блокировочная муфта работает нормально, но ее работа становится не нормальной при движении по магистрали. Перед заменой соленоида управления муфтой гидротрансформатора, клапанной коробки или компьютера, проанализируйте более тщательно причину такой работы блокировочной муфты. Ею может быть неисправность датчика температуры. Следует иметь в виду, что движение в городских условиях поднимает температуру охлаждающей жидкости двигателя, а движение по магистрали — понижает. Компьютер разрешает блокировку гидротрансформатора при температуре охлаждающей жидкости не ниже 83°С. Некоторые водители считают, что чем ниже температура охлаждающей жидкости, тем лучше, и заменяют термостат. Поэтому при движении по магистрали двигатель никогда не нагревается до расчетной рабочей температуры и не достигает заветных 83°С. Такая же работа блокировочной муфты гидротрансформатора может быть вызвана неисправным термостатом. В качестве быстрой проверки в процессе дорожных испытаний можно использовать картонку для того, чтобы закрыть ею часть радиатора. Если в работе муфты не произойдет никаких изменений, то следует обратить внимание на датчик температуры охлаждающей жидкости и всю систему охлаждения. Для того, чтобы избежать поступления ложной информации в компьютер, убедитесь в правильности уровня охлаждающей жидкости двигателя, поскольку для правильной работы датчик должен полностью находиться в ней.

Понравилась публикация? Поделитесь в соцсетях!

Как проверить АКПП на машине

Сегодня автоматическая коробка передач по целому ряду причин намного более востребована, чем традиционная механика. Прежде всего, автоматическая трансмиссия позволяет переключать передачи без участия водителя, что значительно повышает комфорт и безопасность.

С учетом того, что АКПП является сложным и дорогостоящим агрегатом, стоимость автомобиля с такой трансмиссией, в среднем, на 15-25% выше, чем аналогичная модель с МКПП. Получается, с учетом сложной экономической ситуации, на территории СНГ далеко не каждый способен купить новую машину, тем более с автоматом.

По этой причине при покупке подержанного автомобиля нужно проводить углубленную диагностику всех узлов и агрегатов, а также знать, как проверить трансмиссию автомат. Далее мы поговорим о том, как быстро проверить автомат на машине, что позволяет определиться, стоит ли дальше рассматривать тот или иной вариант к покупке.

Как проверить исправность АКПП при первичном осмотре

Сразу отметим, проверка коробки автомат является важнейшим этапом при подборе подержанного автомобиля. Частой и распространенной ошибкой является проверка только двигателя на машине б/у, оценка состояния кузова, выявление скрытых повреждений после ДТП и т.д. При этом трансмиссии по тем или иным причинам не уделяется должного внимания.

Важно понимать, что при покупке машины с пробегом, АКПП нужно тщательно проверить. Дело в том, что ремонт коробки автомат может оказаться дороже, чем капремонт ДВС или некоторые виды кузовных работ.

Само собой, можно на каждой приглянувшейся машине сразу отправляться на СТО для диагностики, однако в этом случае потери времени и расходы на подбор подходящего варианта значительно возрастут. По этой причине нужно знать, как проверить коробку автомат прямо на месте. Итак, поехали!

На что обратить внимание при беседе с продавцом

Прежде всего, на срок службы АКПП сильно влияет качество обслуживания и особенности эксплуатации. Простыми словами, нужно понять, как предыдущий владелец обслуживал автомат. Следует задать несколько основных вопросов:

  • была ли коробка в ремонте (если да, почему и на каком пробеге, что ремонтировалось/менялось, где восстанавливалась АКПП, есть ли гарантия на работы);
  • когда обычно проводилась и когда была последняя замена масла в коробке автомат, а также по какой причине (по регламенту и по пробегу, по состоянию смазки или по другой необходимости);
  • какой способ был применен для замены масла в АКПП (замена со снятием поддона, частичная замена (освежение), аппаратная замена);
  • какую жидкость ATF заливали в коробку (оригинал или аналоги);
  • производилась ли замена фильтра АКПП и т.д.

Также важно попросить продавца фактически подтвердить ту информацию, которую он предоставляет (наличие сервисной книги с отметками, заказ-наряды, акты выполненных работ, чеки и т.д.).

В случаях, когда пробег у авто не большой (например, машина с «классическим» автоматом и реальным пробегом 120-130 тыс.км.), а также АКПП не ремонтировалась и комплексно обслуживалась каждые 50-60 тыс. км., тогда вероятность исправного состояния трансмиссии достаточно высокая.

Главное, чтобы использовались оригинальные трансмиссионные жидкости или высококачественные аналоги, а также регулярно менялся фильтр АКПП. В этом случае коробка волне может находиться в хорошем состоянии и иметь приемлемый остаточный ресурс (около 40-50%).

Однако если продавец наездил 80-90 тыс. км. и только что сменил масло перед продажей (масло на щупе чистое и прозрачное), или же масло не менялось и владелец утверждает, что автомат не обслуживаемый, тогда это повод для серьезной проверки АКПП на конкретном авто, обоснованного торга или полного отказа от покупки.

Еще добавим, что нужно задавать вопрос касательно того, как эксплуатировался автомобиль. Самому следует отдельно обращать внимание на косвенные признаки, указывающие на тяжелую эксплуатацию. Например, пробег или возраст у машины небольшой, обслуживался данный автомобиль регулярно, однако имеется фаркоп или следы от него, вызывает нарекания общее состояние кузова, ходовой части и т.д.

Вполне возможно, что такой автомобиль эксплуатировался не по назначению, активно использовался в такси, для перевозки грузов, буксировки прицепа, ездил только по грунтовым дорогам, в горной или пересеченной местности и т.д. Как правило, явные или скрытые следы активной и агрессивной эксплуатации достоверно укажут на то, что у машины была «тяжелая» жизнь.

Проверка уровня и состояния масла в коробке автомат

Если после общения с продавцом подозрений не возникло, владелец заверяет, что менял масло в автомате регулярно, промывал или выполнял замену фильтров автомата, не перегружал автомобиль и т.д., тогда можно переходить к практическим тестам АКПП.

  • Проверки следует начинать с трансмиссионной жидкости ATF. Сначала рекомендуется проехать на автомобиле около 10-15 км, чтобы масло в АКПП полностью прогрелось.
  • Затем требуется поставить авто на ровную площадку, перевести коробку в режим P или N (в зависимости от модели авто), двигатель в большинстве случаев глушить не нужно.
  • Далее нужно открыть капот и извлечь масляный щуп АКПП, протереть чистой ветошью без ворса и вставить обратно. Затем щуп извлекается повторно.
  • Первым делом, обратите внимание на уровень масла (в норме, не ниже середины между отметками HOT и COLD, но не выше HOT). Также на щупе не должно быть видно следов вспенивания масла в АКПП.
      После того, как проверили состояние и уровень АТФ, масло также проверяется по запаху. Дело в том, что если масло в коробке автомат пахнет гарью, это указывает на то, что коробка работает ненормально и горят фрикционные диски (фрикционы). Запах горелого в масле АКПП является верным признаком того, что коробке требуется дорогостоящий ремонт.

    Еще добавим, что на некоторых моделях авто с АКПП щупа коробки нет. В этом случае нужно быть готовым к тому, что потребуется немного открутить одну из пробок для слива (лучше отдельно изучить мануал), после чего провести проверки масла.

    Проверка качества работы АКПП при езде

    После проверки масла нужно переходить к оценке того, как автомат переключает передачи, как работают режимы, когда автомобиль стоит, а также как ведет себя АКПП на ходу под разными нагрузками.

    • Для проверки коробку нужно прогреть, затем машину следует остановить, нажать на тормоз и начать переключать разные режимы при помощи рычага селектора. Сначала переключать стоит медленно, задерживаясь в каждом режиме по 10 сек. Далее переключения следует выполнить быстрее (по 1 секунде в каждом режиме).
    • При этом нужно обращать внимание на то, нет ли явных задержек и провалов при переключениях режимов, посторонних шумов, вибраций, а также есть ли сильные толчки или рывки при смене одного режима на другой.
    • Также важно понимать, что незначительные толчки должны быть, это норма, указывающая на то, что режимы и передачи включаются. Самым сильным будет толчок, когда селектор переключается из режима «D» в «R» и наоборот. Однако рывков и вибраций, когда всю машину толкает или трясет, быть не должно.
    • Следующим этапом является проверка автомата при езде. Все тесты выполняются на прогретом двигателе и АКПП. Оптимально сразу найти для проверки ровный длинный отрезок дороги, где можно активно разгоняться и оттормаживаться.

    После нужно выполнить плавный разгон до 30-40 км/ч с последующим резким ускорением (срабатывание режима кик-даун). Также нужно провести сначала разгон, затем отпустить педаль газа и не нажимать на тормоз, чтобы машина тормозила двигателем.

    Далее применяется плавное торможение уже при помощи педали тормоза до полной остановки, а затем и экстренное торможение. Такие действия необходимы для оценки качества переключения передач «вниз».

    При этом не допускается никаких рывков, сильных толчков, вибраций, задержек во время переключения, пробуксовок АКПП и т.д. Коробка должна четко и своевременно включать все передачи. Если автомат работает со сбоями, это прямо указывает на его неисправность.

    При резком старте и разгоне автомобиль должен ускоряться намного активнее, при этом обороты могут доходить до 5 – 6 тыс. Динамика разгона должна быть близкой к тому показателю, который указывает сам производитель авто. Например, если машина с автоматом по паспорту должна разгоняться до «сотни» за 10 сек, тогда разгонная динамика должна быть близкой к такой отметке.

    Если же водитель жмет на газ, однако авто не разгоняется или разгон очень медленный, причем обороты двигателя высокие, это говорит о том, что коробка автомат буксует (пробуксовывают фрикционы). Тест на понижение передач при торможении или качении также настоятельно рекомендуется, так как в некоторых случаях именно при переключениях «вниз» можно заметить сбои в работе АКПП.

    Еще одним вариантом проверки гидромеханической АКПП является постановка машины «носом» вверх (заезд на подъем). После этого водитель отпускает педаль тормоза, но не нажимает на газ. Если подъем не слишком крутой, машина будет медленно двигаться вперед или стоять на месте. Откат назад недопустим для коробок данного типа.

    • Добавим, что в некоторых случаях еще можно провести так называемый Stall speed Test (Stall -Test АКПП, Сталл-Тест коробки автомат). Обратите внимание, такой тест без крайней необходимости проводить не рекомендуется!

    Также следует в обязательном порядке заранее уведомить продавца о вашем желании провести подобную проверку, причем поставить в известность, что существуют определенные риски, возможны поломки или последующие нарушения в работе автоматической трансмиссии.

    Как правило, коробка, которая уже изношена, но еще работает относительно нормально, после теста может начать сильно буксовать, загораются ошибки АКПП и т.д. Если коротко, для проведения теста водитель нажимает на тормоз, при этом, не отпуская педали тормоза, переводит коробку в режим D и одновременно жмет на газ до упора. При этом педаль газа нельзя удерживать нажатой больше 3-5 сек.

    После того, как проверка была завершена, нужно отпустить педаль газа, тормоз не отпускается, а рычаг переключения передач переводится в N. Двигатель работает на холостых 3-5 минут, масло в АКПП за это время охлаждается. Затем проверку аналогичным образом проводят в других режимах АКПП (кроме P и N)

    Если обороты заметно выше, следует сразу отпустить газ, так как повышение оборотов указывает на пробуксовки коробки автомат в пакетах фрикционов. Если обороты меньше, это может указывать на неисправности гидротрансформатора АКПП. В случае, когда значение stall speed укладывется в норму, принято считать, что ГДТ, фрикционы и двигатель нормально работают.

    Что в итоге

    Как видно, существует несколько простых и доступных способов, которые позволяют предварительно проверить АКПП при покупке автомобиля б/у прямо на месте. Если работа трансмиссии и состояние масла в АКПП не вызывает замечаний, тогда можно смело отправляться на СТО, причем пренебрегать профессиональной и полной диагностикой авто в сервисе никак не стоит.

    При необходимости сотрудники автосервиса отдельно обращают внимание покупателя на наличие посторонних звуков во время работы агрегатов и узлов, указывают на детали, которые в скором времени нужно менять и т.д. В результате выявление тех или иных неисправностей и дефектов может стать серьезным основанием для аргументированного торга или полного отказа от приобретения конкретного подержанного автомобиля.

    Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.

    Пробуксовка автоматической коробки при переключении передач: основные причины, по которым пробуксовывает автомат. Диагностика коробки, устранение неполадок.

    Что такое аварийный режим АКПП. Почему коробка автомат переходит в аварийный режим: причины, по которым автомат “встает” в режим аварии, диагностика.

    Толчок в АКПП, появление рывков при переключении передач АКПП, толчки коробки автомат на месте: основные причины подобных неисправностей автоматической КПП.

    Как определить, что коробка автомат перегревается: признаки, указывающие на перегрев АКПП. Как улучшить охлаждение АКПП и не допустить перегрева автомата.

    Проверка уровня масла в автоматической коробке передач: как проверить уровень ATF. На что еще обратить внимание: цвет, запах, загрязненность АТФ и т.д.

    Читайте также:  Как работает АБС
Ссылка на основную публикацию