Как подобрать тормозную жидкость

Kuper3 › Блог › Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля. Виды и типы тормозных жидкостей

Основные характеристики тормозной жидкости

Температура закипания является, пожалуй, одним из главных параметров тормозной жидкости, поскольку в случае экстренного торможения жидкость в тормозной системе быстро нагревается.

В момент закипания тормозной жидкости в ней образуются пузырьки воздуха, вследствие чего жидкость утрачивает свойство несжимаемости.

Что произойдет при закипании «тормозухи»? Педаль тормоза будет мягко утапливаться до самого пола, а реакция тормозной системы на нажатие педали будет крайне слабой или же отсутствовать вообще.

В зимнее время особенно актуальным свойством тормозной жидкости становится температура ее застывания. Дело в том, что в очень сильные морозы жидкость становится густой и застывает, закупоривая просвет в трубках и шлангах тормозной системы.

В отсутствие циркуляции тормозной жидкости в системе педаль тормоза становится тугой, нажать ее практически невозможно. В этом случае тормозная система останется неисправной до тех пор, пока жидкость не оттает.

От степени агрессивности тормозной жидкости будет напрямую зависеть целостность резиново-технических изделий, которыми укомплектована машина, а от антикоррозийных и смазывающих свойств «тормозухи» — срок службы металлических деталей тормозной системы.

Значение гигроскопичности укажет на то, сколько влаги впитает в себя тормозная жидкость в процессе работы. Почему этот параметр так важен? Дело в том, что с попаданием влаги температура закипания тормозной жидкости стремительно снижается, а эксплуатационные свойства ухудшаются. Чем ниже этот показатель, тем более продолжительным будет ее срок службы.

Виды базовых основ

Смесь бутилового спирта с касторкой – именно такой является базовая основа тормозных жидкостей, использующихся в автомобилях, произведенных до 1985 года. Жидкость на основе бутилового спирта характеризуется высокими смазывающими свойствами и отсутствием агрессивности по отношению к резиновым изделиям.

Температурные характеристики такой тормозной жидкости, мягко говоря, не впечатляют: температура ее кипения составляет около 1200 С, а температура застывания примерно равна -200 С.
Намного лучше обстоят дела с тормозными жидкостями на основе гликоля или полигликоля. Их температура кипения достигает 2600 С, а температура застывания доведена до -400 С, чего с запасом хватает для климатических условий большей части постсоветского пространства. Однако имеется у них и существенный недостаток – высокое значение гигроскопичности.
За год службы такая тормозная жидкость впитывает количество влаги, составляющее 2% от ее объема и еще такое же количество воды – за второй год эксплуатации, после чего нуждается в обязательной замене.

Еще один вид тормозных жидкостей – на основе силикона. Высокая (до 3000 С) температура кипения, незначительный показатель сжимаемости и абсолютная негигроскопичность выделают ее среди остальных, однако из-за довольно высокой стоимости используется она лишь в спортивных автомобилях.

Классификация тормозных жидкостей по DOT

Чаще всего тормозные жидкости классифицируют, используя общеупотребительный стандарт DOT (Department Of Transportation). Именно с определения класса по DOT в большинстве случаев и начинается выбор жидкости при ее покупке. Цифра после аббревиатуры DOT означает ее класс допуска.

DOT 3 – тормозная жидкость на гликолевой основе, имеющая температуру закипания 2200 С для «сухой» жидкости и 1500 С – для «мокрой», достаточно агрессивная к лакокрасочным покрытиям. Срок службы – 2 года.

DOT 4 – жидкость на гликолевой основе с добавлением пакета антикоррозионных и смазывающих присадок, температура закипания «сухой» и «мокрой» жидкостей составляет 2400 С и 1600 С соответственно. Может разъедать краску. Срок службы – 2 года.

DOT 4.5, DOT 4+ и DOT 4 SUPER – модификации DOT 4, имеющие еще более высокую температуру кипения 2600 С и 1800 С. Остальные характеристики идентичны тормозной жидкости класса DOT 4.

DOT 5 – жидкость изготовлена на базе силикона. Температура кипения составляет 2800 С и 1800 С (для «сухой» и «мокрой» жидкостей). Нейтральна к лакокрасочным покрытиям и негигроскопична. Требует замены раз в 5 лет.

DOT 5.1 – доработанная и усовершенствованная DOT 4.5, с рабочими температурами 2700 С и 1800 С. Срок службы – 1 год.
Выбирая тормозную жидкость для автомобиля, обязательно руководствуйтесь рекомендациями, изложенными производителем вашего транспортного средства.

Как выбрать тормозную жидкость

2.8 FSI quattro CCEA

3.0 TFSI quattro CCAA

Тормозная жидкость осуществляет одну из важнейших функций в автомобиле – передачи давления от главного тормозного цилиндра к рабочим колесным тормозным цилиндрам. По сути, она гарантирует работу гидропривода. Требования к качеству тормозных жидкостей всегда очень высоки, ведь система, в которой они работают, отвечает за безопасность водителя, других участников дорожного движения и пешеходов. Разберемся же с тем, какой должна быть хорошая тормозная жидкость и продукции какой фирмы стоит отдать свое предпочтение.

Основные требования

К тормозным жидкостям требования очень жесткие. Во-первых , в системе гидропривода им приходится работать в условиях переменного давления и контактировать с деталями, которые выполняются из различных материалов. Получается, что жидкость не должна пениться, провоцировать деградацию деталей-уплотнителей, коррозию металла и т.д. Вне зависимости от условий эксплуатации идеальная тормозная жидкость должна быть чистой, иметь нужную вязкость и текучесть в широком температурном диапазоне. Во-вторых , по мере эксплуатации тормозной системы жидкости нагреваются до высоких температур. Особенно высок нагрев при интенсивном торможении. Если «тормозуха» требованием соответствует, она не может выйти на рынок автохимии.

Производитель тестирует тормозные жидкости в лабораториях. Вот что проверяется:

  • Высокое качество смазывания внутренних поверхностей тормозных цилиндров;
  • Неизменность свойств в различных условиях эксплуатации;
  • Отсутствие реакций с материалами деталей-уплотнителей;
  • Способность работать при температурах от -30 °C до 150 °C.

Как вы уже поняли, производитель считает хорошей только ту жидкость, о которой в перспективе водитель не будет вспоминать – она прекрасно справляется со своими задачами и поводов для беспокойства не вызывает.

Типы жидкостей тормозной системы

В прошлом предпринимались попытки сделать тормозные жидкости из одной только основы. Сегодня же основа составляет 92-98% объема, а остаток приходится на специальные присадки . Благодаря им состав не пенится и переносит воздействия высоких температур. Этот момент мы еще разберем, а пока разделим тормозные жидкости на типы:

  1. Минеральные. В таких тормозных жидкостях основа минеральная, за счет чего они не стоят больших денег, обладают хорошими смазывающими свойствами и не отличаются агрессивностью к уплотнителям. Серьезные минусы: высокая вязкость при низких температурах (-20 °C и ниже), невысокая температура кипения. Тип считается устаревшим и в современные тормозные системы не занимается;
  2. Синтетика из полигликоля и эфиров. Сегодня такие жидкости наиболее распространены. Обладают серьезным недостатком: гигроскопичны. Впитывают влагу из окружающей среды, что ухудшает их свойства. Как результат, меняются параметры и возникает риск образования коррозии на металлических деталях автомобильного гидропривода. Обычно продаются в небольших емкостях, которые опорожняются в тормозную систему полностью;
  3. Синтетика из силикона. Такие жидкости негигроскопичны, однако, вступают в реакцию практически со всеми резиновыми уплотнителями. Также имеют особое требование: если вы решаетесь залить их в систему, нужно полностью удалить из нее воздух.

С уверенностью можно говорить о том, что первый тип не совмещается с остальными двумя. Силиконовую «тормозуха» в принципе не стоит мешать с любыми другими. В остальном, допустимым является смешивание жидкостей одинаковых типов. Даже этого делать, имея лучшую альтернативу, не стоит, поскольку в подобных смесях по-разному ведут себя присадки.

Подробнее о классификации

Кроме типов, производитель делит жидкости на классы по температурам кипения и кинематической вязкости:

  • Температура. Чем она выше, чем реже появляются паровые «пробки» в условиях различных условиях эксплуатации тормозной системы. Если в системе много пара, усилие на педаль тормоза может не передаваться на главный цилиндр;
  • Вязкость. Параметр описывает способность рабочей жидкости циркулировать в трубках и гидроприводе при крайних температурах, т.е. -40 °C и +100 °C. В наивысшей точке все современные тормозные жидкости после 2-3 эксплуатации имеют примерно одинаковую кинематическую вязкость, а вот в низшей – нет.

Исходя из этого была создана международная классификация по стандарту FMVSS № 116 . В ней можно увидеть понятия «сухой» и «увлаженной» жидкости:

  1. «Сухая» – это та жидкость, которая была только куплена и залита в систему;
  2. «Увлажненная» – успевшая набрать воды по ходу заливки и эксплуатации, вследствие чего ее эксплуатационные характеристики наименьшие.

Согласно классификации, «увлажненной» принято считать жидкость, содержащей в себе 3,5% воды. Столько она набирает в течение 2-3 лет эксплуатации.

Теперь взгляните на международную классификацию:

Разберемся с тем, что означает каждый класс с точки зрения эксплуатации относящейся к нему жидкости.

Чем отличается один класс от другого

В магазинах автохимии вы можете найти тормозные жидкости всех четырех классов. Конечно, в таблице уже указаны температуры и кинематические вязкости, но они никак не затрагивают вопрос особенности каждого класса. Давайте разберемся:

  • DOT 3. Дешевый и доступный вариант. Однако не самый лучший: жидкость быстро разрушает резиновые детали, с ужасающей скоростью поглощает воду из атмосферы и при неправильной заливке может спровоцировать коррозию металла. Специалисты рекомендуют использовать DOT 3 в автомобилях с максимальной скоростью движения 160 км/час, оборудованных дисковыми тормозами на передней оси и барабанными на задней;
  • DOT 4. За счет отличных показателей в «сухом» состоянии жидкость может быть использована в транспорте с максимальность скорость передвижения около 220 км/час с дисковыми тормозами. Имеет относительно небольшую гигроскопичность;
  • DOT 5. Жидкость с силиконовой основой Может похвастать отличными температурными показателями. Из других достоинств: почти не портит уплотнительные материалы, обладает низкой компрессией (создает эффект «мягкой» педали). Не смешивается со всеми остальными ТЗ. Еще минусы: вызывает локальную коррозию в тех местах гидропривода, где скапливается влага, а также категорически запрещена к применению в оборудованных ABS автомобилях. Отличный вариант для спецтранспорта, в легковушки же обычно не заливается;
  • DOT 5.1. Это очень дорогие жидкости, которые не воздействуют на резиновые детали и сохраняют свои свойства даже при экстремально высоких температурах. Крайне гигроскопичны. Заливают в спортивные гоночные авто.

Если вы столкнулись с проблемой замены тормозной жидкости, отдавайте предпочтение DOT 4. Во-первых, если в тормозной системе был DOT 3, вы можете подлить жидкость класса DOT 4 – они обратно заменяемы. Во-вторых, такие жидкости обладают оптимальными для современного легкового транспорта температурными показателями.

Сильнее всех выбивается DOT 5, так как имеет силиконовую основу и в принципе не имеет себе замены – если в систему заливалась жидкость этого класса, то ее нужно или опорожнить и просушить, или наполнить такой же автохимией.

Когда осуществлять замену

Как говорят производители, замену тормозной жидкости лучше проводить каждые 35-40 тысяч километров пробега. Можно делать это и каждые полтора-два года. Полную замену иногда производят и каждый третий год, но этот срок можно назвать крайним. Если автомобиль оборудован ABS, частота замены никак не меняет. Спортивные автомобили имеют другой регламент – замена осуществляется каждые 15 тысяч километров.

При смешивании жидкостей соблюдайте осторожность. Выше мы уже указали когда смешивание допустимо. Чаще всего в систему заливается DOT 3 или DOT 4, так что вопрос решен отчасти. В спецтранспорте используется DOT 5, который смешивать с другим классом категорически запрещено.

Вот что нужно делать, если вы решили проверить тормозную жидкость:

  1. Обратите внимание на контрольную лампу уровня. Если она загорелась, это говорит о низком уровне. Визуальный осмотр может показать факт утечки;
  2. Проведите осмотр до начала движения. В моторном отсеке вы найдете специальный бачок, который обычно выполнен из прозрачного пластика. На нем имеются метки MIN и MAX . В случае нужды выполните доливку. По ходу эксплуатации цвет может измениться. Темные тона сигнализирует о большом количестве продуктов износа и коррозии, частым перегревам и активному взаимодействию с уплонителями.
Читайте также:  Крепление запасного колеса автомобиля

Поскольку тормозная жидкость работает с целой системой, вас должно обеспокоить следующее:

  • Изменился характер работы тормозов. Часто жидкость из системы попросту уходит. Не обойтись обычной доливкой – нужно провести диагностику на СТО , выявить поломку и провести ремонт. Часто на уровне жидкости отрицательно сказывается состояние колодок и дисков;
  • Нарушена герметичность тормозной системы. Считается, что она замкнутая, но это не совсем так. Внутрь попадает воздух. Поскольку большинство тормозных жидкостей гигроскопичны, они впитывают влагу из поступающего воздуха. Определить качество ТЖ можно при помощи специального тестера. Если 3% объема составляет вода, температура закипания ТЖ снижается на 70 °C. Систему лучше проверить в автосервисе;
  • Качество работы тормозов серьезно упало не по причине неисправности рабочих частей. Должно быть, водитель по невнимательности смешал жидкости несовместимых типов. В этом случае нужно провести промывку и просушку внутренних полостей тормозной магистрали и залить рекомендованную автоконцерном ТЖ.

Заподозрив неисправность еще за рулем, старайтесь ехать на минимальной скорости. В экстренной ситуации можно залить даже дистиллированную воду. Далее держите путь на СТО, где специалисты проведут диагностику. В редких случаях тормозная система требует капитального ремонта – обычно меняют колодки, диски, подливают свежей жидкости и проверяют состояние уплотнителей.

Как совершить покупку правильно

Если вы знаете что было залито в систему, можно купить то же самое. При желании провести небольшой эксперимент и сравнить качества жидкостей разных производителей, отдавайте предпочтение только широко распространенной продукции. Таким образом, покупка сводится к следующему:

  • Определитесь с типом и производителем;
  • Найдите магазин с хорошей репутацией, или, если вам это привычнее, обратитесь к проверенному продавцу на рынке;
  • Запросите жидкость нужного вам типа и изучите упаковку. Категорически запрещено брать жидкости в стеклянных тарах, поскольку они не обеспечивают ни герметичности, ни защиты от вскрытия. На упаковке должны быть указаны реквизиты компании-производителя, имеется штрих-код и защитная пломба.

Так вы точно не купите подделку. И вот почему ее брать нельзя: некачественная или поддельная тормозная жидкость закипает при невысоких температурах, становится слишком вязкой даже в не слишком прохладную погоду, а также быстро разъедает резиновые детали-уплотнители. Наихудшее что может произойти в случае использования подделки: после серии стартов и торможений автомобиль перестанет адекватно реагировать на нажатие педали тормоза. Так что экономия здесь не просто сомнительна – она опасна.

Совет покупателям

Автомобиль не является идеальной конструкцией. Тормозную систему в нем нужно проверять на регулярной основе. Ознакомившиеся с инструкцией по эксплуатации от автоконцерна водители знают, что периодически систему нужно прокачивать, избавляясь таким образом от излишка воздуха, и проверять уровень тормозной жидкости. С особым вниманием нужно проверять состояние резиновых деталей, трубопровод и его соединения.

И помните: далеко не все тормозные жидкости соответствуют международным стандартам. Вас может привлечь цена товара от малоизвестного производителя, и вы купите DOT 4, который ничем не лучше DOT 3.

Экскурс по брендам

Однозначных лидеров рынка автохимии выделить не сложно. Берите тормозную жидкость одной из следующих фирм: Castrol (Великобритания), Liqui Moly (Германия), Mobil (США). Они выпускают лучшие тормозные жидкости.

Также обратите внимание на Hi-Gear (США), Felix Professional и Extra (Россия), Pentosin (Германия), TCL (Германия). Параметры жидкостей этих фирм в норме, но иногда покупатели отмечают что-то из следующего: описанный объем не соответствует реальному (расхождение редко превышает несколько 3-12 миллилитров), незапаянное горлышко, наличие примесей (очень редко).

Часто в магазинах встречаются следующие варианты жидкостей типа DOT 4, которые действительно соответствуют стандартам и которые можно покупать: Sibiria Супер DOT 4, Hi-Gear DOT 4, Sintec Super DOT 4, Лукойл DOT 4. По традиции, фасовка этой автохимии не соответствует указанной на таре, но хотя бы в пользу покупателя – почти всегда есть лишние 6-11 миллилитров.

Вывод

Сегодня рынок автомобильных тормозных жидкостей представлен огромным количеством производителей. Некоторые выпускают достойную продукцию, а некоторые откровенно плохую. Как говорят специалисты некоторых фирм, экономически нецелесообразно приводить всех игроков на рынке в чувство рядом проверок – потребление «тормозухи» все равно не сравнится с потреблением моторных масел, качество которых от производителя к производителю примерно одинаковое. По этой причине автолюбителям важно знать, что они будут заливать в тормозную систему. Выше мы указали, продукцию каких брендов однозначно стоит брать.

Не советуем закрывать глаза на неисправности тормозной системы. Во-первых , в долгосрочной перспективе понадобится серьезный ремонт, которого можно было избежать. Во-вторых , водитель рискует сам и создает риск для пешеходов и других участников движения. Избежать всех возможных проблем не так уж сложно. Добросовестный водитель относится к своему автомобилю не как в рабочей лошадке, а как к сложной системе, нуждающейся в постоянном уходе: он проверяет состояние деталей, своевременно посещает автосервис, ставит только качественные расходники и заливает подходящую автохимию.

Экспертиза тормозных жидкостей DOT 4 — не кипятись!

Так ли просто приобрести качественную и безопасную тормозную жидкость — на долив или под замену? Несмотря на обилие самых разных флакончиков в магазине (а может, как раз ввиду их изобилия), это становится непростой задачей.

Пересекая страну «с южных гор до северных морей» в ходе экспертизы бензинов, грех было заодно не оценить ассортимент товаров в магазинчиках при АЗС. Тогда-то и родилась мысль погоняться сразу за двумя зайцами — с прицелом на будущий тест тормозных жидкостей. Так и сделали.

Сегодня купить жидкость для гидропривода не проблема. Нужно только заглянуть в «букварь», прилагаемый к машине, дабы выяснить, какую именно рекомендует производитель (к примеру, DOT 4), после чего выбрать понравившийся флакончик. Таких мы легко набрали почти два десятка — отечественных и зарубежных. Обезличенные образцы передали в специализированную лабораторию на испытания физико-химических свойств. Кроме того, решили оценить внешний вид приобретений, их массу или объем (у кого что заявлено), а также проверить электропроводность.

Тем, кому нюансы неинтересны, сообщаем сразу: лишь 10 образцов не вызвали никаких вопросов ни у нас, ни у экспертов. Выбирайте на фото продукт, избежавший замечаний, — и в магазин. Остальным же предлагаем подробности.

ЧЕМ МЫ ТОРМОЗИМ

Мы проверили и честность производителей. Оказалось, не зря: одни великодушно настроили фасовочные автоматы на заливку «с бонусом», другие пожадничали, недодав до 10% товара! Впрочем, мы всегда считали: уж лучше недолив, чем разбодяживание. Увы, две тормозухи на морозе загустели почти вдесятеро сильнее допустимого! Продавите вы такую педаль или нет, не знаем. И даже не комментируем, к чему может привести проваленная на 15° температура кипения!

Как обычно, результаты исследований относятся не к торговой марке в целом, а только к тем образцам, которые мы выборочно купили на редакционные средства как обыкновенные покупатели. Наше мнение о каждом изложено в подписях. Те, кому интересны конкретные показатели, найдут их в таблице, где жидкости расставлены в алфавитном порядке. Цены решили не приводить: в этот раз они гуляли от 110 до 560 рублей за литр, причем под влиянием не только именитости бренда, но и места продажи. Чем круче считает себя магазин, тем грознее ценник… Поэтому не удивляйтесь, если один и тот же товар в разных местах продают с двукратным разбросом стоимости.

Любопытна строка в таблице о запайке флаконов фольгой под пробкой. Это, во-первых, улучшает герметичность (очень важно для гигроскопичных тормозных жидкостей), а во-вторых, затрудняет то самое разбодяживание на местах. Но без фольги оказались продукты таких мэтров, как Castrol или, скажем, Mobil! Не иначе у «великих» свой взгляд на впитывание воды…

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ И ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT 4

ВОПРОС-ОТВЕТ

— Почему у тормозной жидкости со временем меняется цвет?

— Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

— Можно ли в современном авто использовать, скажем, DOT 3?

— Почему тормозные жидкости, как правило, не имеют одобрения заводов-изготовителей автомобилей? О чем говорят надписи DOT?

— Обычно сервисная книжка предписывает замену ТЖ каждые 60 тыс. км. Насколько это необходимо? Тормозные жидкости гигроскопичны, а потому со временем температура их кипения падает. Через два-три года она снижается примерно до 150–170 °C, что может вызвать появление воздушных пробок и, в итоге, отказ тормозной системы. У «увлажненной» жидкости в зимнее время также резко увеличится низкотемпературная вязкость. Повысится в присутствии влаги и коррозионная активность. На худой конец следует хотя бы подливать свежую ТЖ.

ЧТО И ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ

Температура кипения «сухой» жидкости.

Определяет работоспособность исходной жидкости без образования воздушных пробок в тормозных системах с высокими температурами эксплуатации. Более высокая температура кипения «сухой» жидкости косвенно говорит о более длительном допустимом периоде замены ТЖ.

Температура кипения «увлажненной» жидкости.

Показывает, какой будет температура кипения в конце периода эксплуатации ТЖ (примерно через полтора-два года). Это минимальный показатель, при котором тормоза работают исправно. При дальнейшем «увлажнении» (или несоответствии этого показателя требуемому) начнется образование воздушных пробок, педаль станет проваливаться в пол — верный путь к ДТП…

LTHS100 позволяет определять температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей.

Кинематическая вязкость при 100 °C.

Ограничивает использование более жидких компонентов для гарантии определенного гидравлического сопротивления и исключения возможных протечек в местах уплотнений и стыков тормозной системы. Кинематическая вязкость при —40 °C. Максимум вязкости, при котором тормоза обеспечивают безопасность езды. За ним ТЖ становится очень вязкой, из-за высокого гидравлического сопротивления не удастся быстро продавить педаль.

Криотермостат с вискозиметром для определения кинематической вязкости ТЖ. Стеклянная изогнутая трубка — капиллярный вискозиметр.

Показатель активности ионов водорода: рН.

Среда бывает кислая, нейтральная или щелочная. Кислая среда не допускается: ее наличие чревато коррозией. Щелочная же вредна для резины. Производитель подбирает рН от нейтрального до слабощелочного, чтобы достичь максимальной совместимости жидкости с материалами тормозной системы.

Mettler Toledo — рН-метр, используется для определения показателя активности ионов водорода.

Электропроводность.

Параметр не нормируется, но часто измеряется при экспрессанализах ТЖ. Принцип прост: электропроводность «сухой» жидкости при добавлении воды увеличивается. Внимание: исходная электропроводность у всех ТЖ разная! Стало быть, чтобы использовать специальный тестер для проверки ТЖ, нужно либо иметь в запасе запечатанный флакончик с точно таким же содержимым, либо, залив свежую в бачок, тут же измерить и записать на память значение ее электропроводности.

ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

Образцы стоят в произвольном порядке

2_no_copyright

Абсолютная точность дозировки внушила уверенность, что и остальные технологические процессы столь же четко выверены. И вправду: все показатели в норме, причем с запасом. Удивило лишь то, что флакон не запаян фольгой.

2. FELIX Professional

Здесь недолив уложился в 3%, что допустимо по ГОСТ 8.579–2002. Вязкость на холоде превышена совсем незначительно. Так что не будем бросать камень в отечественного производителя.

Читайте также:  Как работает система охлаждения двигателя?

3. Hi-Gear HG7044

Идеально точная фасовка. Все показатели в норме, а температуры совпадают с установленными пределами почти до градуса. Так и хочется спросить про запас прочности, но неудобно цепляться к качественному продукту.

4. EXTRA

Недолив 27 г можно и простить, но на морозе жидкость густеет сильнее, чем допускают нормативы. Пройдет ли такое превышение вязкости без последствий для езды?

3_no_copyright

1. NIAGARA

Заявленный производитель ПКФ «НИАГАРА», Россия

Видимо, изготовителя подвела недолитая чертова дюжина граммов: температура кипения увлажненной жидкости провалена на 10°. А вязкость на морозе возрастает настолько, что о требованиях стандарта и вспоминать неудобно.

2. Pentosin Super

Отличные показатели с солидным запасом по нормативам DOT 4. И маленький бонус — 3 мл бесплатно.

3. Mobil

Все обещанные 500 мл на месте, все градусы там же, все сантистоксы выдержаны. Что тут добавить? Только пожалеть, что горлышко не запаяно фольгой. Похоже, у именитых производителей это в порядке вещей.

4. LUXE Green Line

Все физико-химические показатели этой тормозной жидкости в норме, за исключением… массы. Ну как, простим «испарившиеся» 22 г?

5_no_copyright

1. SINTEC Euro

Интересно, что на упаковке приведены значения температур кипения, существенно превышающие требования стандарта. А реально и они превышены! Отдельное спасибо за бесплатный грамм отличного продукта.

2. SINTEC Super

Здесь с обещанными температурами на флаконе немного погорячились. Но по сравнению с требованиями стандарта всё более чем в порядке, есть даже заметный запас. Нехватка 3 г, конечно же, простительна.

3. TCL

Все параметры в норме. Правда, по температуре кипения «увлажненной» жидкости запаса нет. Зато есть лишние 6 мл — на пролив при доливе. Горлышко не запаяно.

4. ROSDOT 4 Life Safety

Все замечательно, эта жидкость не подведет, и слова о безопасности ей к лицу. Правда, по российской традиции недолито 11 г, но это в пределах допустимого по закону. Словом, зачет!

8_no_copyright

1. TUTELA TOP 4

Ну зачем же обещать невыполнимое — кипение при 300 °C? Ведь и так все замечательно, а по температуре кипения «увлажненной» жидкости эта и вовсе рекордсменка! Фасовка тютелька в тютельку.

2. UNiX «Дзержинская»

Нельзя же так, господа бизнесмены! Температура кипения «увлажненной» жидкости провалена на 11°, вязкость на морозе превышена в 10 раз. Да еще и 13 г не хватает.

3. VITEX

Что сказать хорошего? В «увлаженном» состоянии эта жидкость закипит на 4° раньше положенного, на морозе она вдвое гуще, чем следует. И наконец, где наши оплаченные 30 г?

4. TOTAL HBF 4

Удивительно — как попала к нам банка без единой русской буквы на этикетке? Но если говорить о параметрах, то все они в норме, причем с большим запасом. Вдобавок это самая легкотекучая на морозе жидкость. Да еще и 4 мл сверху — отлично! Но горлышко не запаяно.

9_no_copyright

1. «МИГ»

Самый жадный производитель: недолив составил 55 г. Но нам ни капельки не обидно, всё равно жидкость негодная. Недобор 11° в «сухом» состоянии, 9° — в «увлажненном»… Зачем она такая нужна? Да еще с окалиной и непонятными примесями!

2. «БАКСС»

Нам напомнили на этикетке: «Гигроскопично». А сами об этом, видимо, забыли: в «увлажненном» состоянии температура кипения провалена аж на 15 °C — наихудший результат в нашей выборке! Добавим впятеро большую вязкость на морозе, после чего вспоминать о недолитом грамме будет даже неудобно.

3. «ОЙЛРАЙТ»

Здесь всё в норме, кроме истинно российской привычки вечно что-нибудь недоливать или недовешивать. Тут нас обвесили на 17 г. Успокаивает только то, что у некоторых обвес еще больше.

ИЗ 19 ПРИОБРЕТЕННЫХ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ ТОЛЬКО 10 ОКАЗАЛИСЬ БЕЗ ПОДВОХА.

Как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля?

Большинство владельцев автомобилей относятся к своей технике, как к детищу. Не считаясь с расходами, они стараются обслужить свою «ласточку» самыми качественными деталями и расходными материалами. Для этого подыскивают и приобретают, иногда даже впрок, самые что ни на есть фирменные запасные части, резину, разнообразные автомобильные аксессуары.

К сожалению, о таком важном компоненте машины, как тормозная жидкость, вспоминают чуть ли не в последнюю очередь. И напрасно, ведь тормозная жидкость, соответствующая всем требованиям и параметрам, является надежной гарантией того, что тормоза вашего автомобиля всегда будут работать, как часы.

Тормозная жидкость – один из самых ответственных элементов автомобиля: сколь бы не была совершенна модель, но без хорошей тормозной жидкости невозможно быстро останавливаться. Как же выбрать тормозную жидкость, и что сейчас предлагает рынок?

Главные требования к тормозной жидкости

Среди основных требований предъявляемых к тормозной жидкости стоит отметить высокую температуру закипания при экстренных торможения и низкую температуру застывания при сильных морозах. Закипание чревато образованием пузырьков в тормозной жидкости, и, как следствие, потерей свойства несжимаемости (т.е. педаль тормоза будет мягкой, а тормоза будут срабатывать слабо). Застывание тормозной жидкости на сильном морозе грозит полным отказом тормозов, ведь жидкость попросту не будет перетекать по трубкам. Так же для тормозной жидкости важна малая гигроскопичность (свойство впитывать влагу), хорошие смазывающие и антикоррозионные свойства, вязкость (чувство «чистой педали»), агрессивность резиновым деталям.

Тормозная жидкость: основы основ

Как и в большинстве других случаев, тормозная жидкость являет собой смесь нескольких компонентов (2-7%) и базовой основы (93-98%). Именно в зависимости от «базы» и следует изначально классифицировать тормозную жидкость. Существует 3 основы: смесь бутилового спирта и касторки, гликоль и полигликоль (иногда с добавлением бора), силикон.

Тормозные жидкости на основе бутилового спирта – это «вчерашний день», их применяли на старых автомобилях (одним из последних был ГАЗ-24 Волга до 1985 года). Такая тормозная жидкость имеет температуру кипения в +115-120°C, и малую температуру застывания (около -20°C), однако она выделяется хорошими смазывающими способностями, к тому же она не агрессивна к резиновым соединениям старых автомобилей. Поэтому если для старого автомобиля рекомендована именно такая тормозная жидкость – то ее и следует применять, иначе современная тормозная жидкость может попросту разъесть «резинки».

Тормозные жидкости на основе силикона применяются в основном в спорте. Их отличие – высокая температура кипения (240-260°C, бывают жидкости и на 300°C), полная негигросокпичность (т.е. они не впитывают влагу, что позволяет эксплуатировать силиконовые тормозные жидкости до 5 лет), и небольшая сжимаемость. Зачастую тормозные жидкости на силиконовой основе обозначают как DOT 5 SBBF (Silikon Based Brake Fluid), и окрашивают в темно-красный цвет.

Тормозные жидкости на гликолевой или поле-гликолевой основе – наиболее популярны. В зависимости от состава, такие тормозные жидкости могут обеспечить и температуру кипения в 230-260°C, хорошую устойчивость к замерзанию (примерно до -40°C), низкую вязкость, достаточные антикоррозионные и смазывающие свойства. Главный минус таких тормозных жидкостей – гигроскопичность, возможность впитывать влагу: за первый год эксплуатации тормозная жидкость набирает около 2% влаги от своего объема, за 2-й год – еще 1-2%. Это приводит к существенному понижению температуры кипения тормозной жидкости (примерно на 70-80°C), поэтому такие жидкости следует менять раз в 1-2 года (или около 30-40 тыс. км пробега – что наступит раньше). Их окрашивают в желтый или светло-коричневый цвет, иногда тормозные жидкости на гликолевой основе вообще бесцветны.

Именно тормозные жидкости на гликолевой основе представляют собой основную массу рынка, именно их классифицируют по DOT (с учетом «силиконовой» тормозной жидкости DOT5). Тормозные жидкости на разных основах смешивать запрещено, можно лишь доливать тормозные жидкости на одинаковой основе, желательно одного класса по DOT и одного производителя (ведь пакет присадок у разных производителей может отличаться). При переходе с гликолевой тормозной жидкости на силиконовую, или наоборот, всю тормозную систему необходимо тщательно промыть.

Многоликий DOT и однозначная БСК

Зачастую все иностранные и большинство российских тормозных жидкостей имеют на упаковке обозначение DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Что же значат эти буквы и цифры? DOT расшифровывается как «Department of Transport», а последующая цифра означает определенный класс допуска – эти детали полностью прописаны в требованиях FMVSS 116 (Federal Motor Vehicle Safety Standard) – Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей.

DOT 3 – «базовая» тормозная жидкость на гликолевой основе с необходимым пакетом смазывающих и антикоррозионных присадок, с температурой закипания 210-220°C для «сухой» томрозной жидкости и 140-150°C для «мокрой» тормозной жидкости (уже набравшей 3,5% воды). Вязкость тормозной жидкости DOT 3 – 1500 кв. мм/с при -40°C. Ее применяют в автомобилях с дисковыми и барабанными тормозами, она требует замены примерно каждые 1-2 года, при попадании на краску может ее разъедать, поэтому требуется определенная степень сноровки при замене тормозной жидкости.

DOT 4 – тормозная жидкость на гликолевой основе с базовым пакетом присадок и улучшенными качествами: температура кипения «сухой» тормозной жидкости достигает 230-235°C, «мокрой» 155-160°C, вязкость составляет 1800 кв. мм/с. Такая жидкость хорошо подходит для автомобилей с дисковыми (вентилируемыми) тормозами. Агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года.

DOT 4,5/DOT 4+/DOT 4 Super – дальнейшая модификация DOT 4: с более высокой температурой кипения («сухая» тормозная жидкость – 260°C, «мокрая» тормозная жидкость – 170-180°C), и низкой вязкостью (1400 кв. мм/с, за счет этого педаль тормоза более «прозрачна»).Отлично подходит для быстрой езды на пределе с резкими и затяжными торможениями. Агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года.

DOT 5 (SBBF, silikon based brake fluid) – тормозная жидкость на силиконовой основе, с высокими рабочими температурами (260/180°C), и низкой вязкостью (900 кв. мм/с, педаль еще более «чистая»). Отлично подходит для спорт-каров, для быстрой спортивной езды с сильными торможениями. Не агрессивна к краске, не впитывает воду, поэтому такую тормозную жидкость можно менять спустя 4-5 лет эксплуатации.

DOT 5.1 (NSBBF, non silikon based brake fluid) – тормозная жидкость на гликолевой основе, дальнейшее развитие DOT 4.5: рабочие температуры одинаковы (для «сухой» тормозной жидкости – 260°C, иногда 275°C, для «мокрой» — 180°C), вязкость ниже (900 кв. мм/с, педаль более «чистая»), больше антикоррозионных присадок. Требует замены раз в год. Отлично подходит для быстрой напористой езды на мощном автомобиле.

БСК – это общее название для жидкостей на основе бутилового спирта и касторки (сокращение базовых элементов и дает название БСК). Рабочие температуры такой тормозной жидкости низкие (закипание при 115-120°C), БСК плохо противостоит морозу (замерзание при -20°C), вообщем – вчерашний день. Поэтому БСК на рынке практически не найти.

Что предлагает рынок?

Иногда – кислоту, иногда – «бодягу», иногда – подкрашенную воду. Покупка тормозной жидкости – дело ответственное, иначе однажды можно остаться без тормозов. Поэтому главный совет – не экономить на хорошей тормозной жидкости. Ее отличия – качественная упаковка и этикетка, прозрачная тормозная жидкость без осадка (но определенный цвет вполне допустим), пломба под крышкой. У «россиян» только несколько крупных компаний выпускают тормозную жидкость, удовлетворяющую требованиям DOT 3 и DOT 4, посему лучше выбрать тормозные жидкости именитых иностранных фирм – ATE, TRW, Lockheed, Quaker State, BP, Castrol, Shell, ZIC, Q8, Xado, Aral, Total, Liqui Moly. Все компании обозначают свои тормозные жидкости согласно классификации DOT, отличаются лишь Total и Shell: у первой, к примеру, жидкость с обозначением HBF4 отвечает требованиям DOT4, у Shell жидкость Donax ZB отвечает требованиям DOT 5.1, а YB равна DOT 4. Для российских производителей традиционно применение названий «Нева» и «Томь» для тормозных жидкостей, которые примерно отвечают требованиям DOT 3, а жидкость «Роса» отвечает требованиям DOT 4.

Читайте также:  Мосты автомобиля

Тормозные жидкости для автомобилей – виды, совместимость

Почему к выбору тормозной жидкости необходимо относиться максимально серьезно? Дело в том, что от нее во многом зависит бесперебойная работа тормозной системы и, соответственно, безопасность автомобиля. Когда водитель нажимает на педаль, тормозная жидкость, которая находится в системе под давлением, передает усилие на поршень суппорта, а поршень – на колодки. Тормоза срабатывают, и автомобиль останавливается. Но из-за возникающего при этом трения происходит нагревание жидкости. Если она закипит, то утратит свое важное свойство – несжимаемость. В этом случае система практически перестанет реагировать на нажатия педали и остановиться будет очень-очень сложно, так как усилие тормозным колодкам не передается.

Основные свойства тормозной жидкости

Тормозные жидкости обладают рядом характеристик, от которых напрямую зависят их эксплуатационные качества. Это:

  • гигроскопичность;
  • температура застывания;
  • агрессивность.

От уровня гигроскопичности зависит способность жидкости впитывать влагу. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Это связано с тем, что влага, попадая в тормозную жидкость, ухудшает ее свойства , в частности, понижает температуру закипания.

Агрессивность тормозной жидкости определяет то, в какой степени она оказывает негативное воздействие на прокладки и другие элементы системы, изготовленные из резины или пластика.

Температура застывания – чрезвычайно важный параметр. В сильные морозы тормозная жидкость может стать чрезвычайно густой, она перестает циркулировать в системе. В этом случае водителю сложно нажать педаль тормоза, и у него могут возникнуть серьезные проблемы с безопасностью вождения. В России, которая на весь мир славится своей холодной зимой, необходимо пользоваться жидкостью, сохраняющей свои свойства даже при низких температурах.

Виды жидкости для тормозной системы

Существует несколько классификаций тормозных жидкостей, но наиболее популярной сегодня является та, что разработана Департаментом транспорта США (USDOT). Согласно ей все продукты, относящиеся к этой категории, делятся на несколько классов, от DOT-1 до DOT-5. Самое важное, что нужно знать о них:

  • жидкости DOT-1 и DOT-2 сегодня практически не используются;
  • DOT-3 – тормозная жидкость на основе гликоля, сравнительно агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям, обладающая высоким уровнем гигроскопичности, с температурой закипания 205 градусов по Цельсию (при условии, что в нее не попала влага);
  • DOT-4 – к этой категории относятся тормозные жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резиновые изделия; они обладают меньшей гигроскопичностью по сравнению с продуктами DOT-3 и закипают при температуре 230 градусов по Цельсию (при условии, что они не впитали воду);
  • DOT-5 – более современная разновидность тормозной жидкости, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не поглощает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре 250 градусов по Цельсию;
  • DOT-5.1 – тормозная жидкость на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию (при условии, что она не впитала воду).

Внутри каждой категории могут быть продукты с улучшенными характеристиками, хотя официальная классификация их не предусматривает. Например, помимо тормозной жидкости DOT-4 можно встретить DOT-4.5 и DOT-4 SUPER. Также каждый тип, кроме DOT-5, делится на две группы:

  • для автомобилей с ABS (в этом случае маркировка выглядит так – DOT-4/ABS);
  • для автомобилей без ABS.

Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, как правило, имеют разный цвет. Это позволяет водителю визуально определить, с каким продуктом он имеет дело, избежать ошибки или случайного смешивания:

  • DOT-3, DOT-4, DOT1 – желтый цвет (от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 – красный или розовый цвет.

Так как тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 изготавливаются на гликолевой основе, их, в принципе, можно смешивать. Однако разные производители могут использовать различные пакеты присадок; поэтому, по мнению специалистов, допускается совмещение продуктов, созданных одним производителем. Например, можно смешивать тормозную жидкость Liqui Moly с другими аналогичными продуктами той же компании. Соответственно, продукты DOT-5, изготовленные на силиконовой основе, не совместимы с DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.

Наиболее универсальной и доступной с точки зрения стоимости сегодня считается тормозная жидкость DOT-3. Чаще всего ее используют в легковых и грузовых автомобилей ранних годов выпуска, которые эксплуатируются не слишком интенсивно.

DOT-4 – универсальный, но несколько более дорогой продукт. Он подходит практически для любого автомобиля с дисковыми тормозами, а благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, позволяя не бояться утечек.

Категория тормозной жидкости DOT-5 рекомендована для использования в новых автомобилях, она не подходит транспортным средствам с изношенной системой торможения в связи с довольной низкой вязкостью.

DOT 5.1 – довольно дорогой продукт, который хорошо подходит для транспортных средств с небольшим пробегом и автомобилей, которые эксплуатируются в условиях повышенной и даже экстремальной влажности.

При выборе тормозной жидкости необходимо руководствоваться следующими параметрами:

  • рекомендациями компании-производителя;
  • пробегом, состоянием тормозной системы,
  • типом, массой, мощностными характеристиками вашего транспортного средства.

Тормозная жидкость. Как выбрать.

Как выбрать и какая тормозная жидкость лучше: Mobil, Castrol, БСК

Одним из важных факторов влияющие на безопасность вождения на дороге, является безотказная работа тормозов вашего автомобиля. Какое может быть вождение, если отсутствует, столь необходимый механизм, от которого невозможно отказаться. Автомобиль, как любой другой сложный механизм, требует к себе повышенное внимание и уход, за его показателями. Тормозная жидкость (ТЖ), так же нуждается в вашем контроле.

Существует целый ряд различных брендов тормозной жидкости отличающихся: по своим свойствам, видам, стандартам качества. Сравнивая их всех и выбирая самое лучшее, это будет не совсем правильно. Без лабораторных анализов и исследований такое сделать очень трудно. Так что за основу сопоставим бренды такие как: Castrol, Mobil, БСК. На сегодняшний день самых популярных тормозных жидкостей. И рассмотрим их со всех сторон. Какие отрицательные качества присуще данному типу, а какие положительные, принимая во внимания отзывы потребителей различных форумов и стран, а так же статистик.

Основные требования, которыми должны обладать тормозная жидкость.

Не зависимо от бренда, жидкость, предназначенная для безотказной работы тормозной системы должна включать в себя несколько параметров:

  1. Тормозная жидкость, которая работает при различных нагрузках, в лютые морозы с температурой окружающей среды – 40С, обязана быть морозостойкой, ее уровень вязкости должен иметь низкую оценку. И выдерживать уровень температуры кипения. Жидкость в тормозном механизме не должна быть слишком жидкой. Такие факторы позволяют избежать неприятностей в системе торможения.
  2. Большим плюсом будет, если тормозная жидкость будет включать в свой состав антикоррозийные и смазывающие свойства. Без этих дополнений работа тормозной системы, состоящая из различных материалов, металлического характера будет, принуждает набухать резиновые детали и ведет к разрушению.

Классификация тормозной жидкости.

На 93-98% тормозная жидкость включает в себя основу, другие оставшиеся проценты – различные присадки и добавки. В состав основы входит, различные смеси и разделяются на три группы:

Тормозная жидкость на основе минеральной смеси.

Тормозная жидкость «БСК» основана на минеральной смеси. Состоит из касторового масла и бутилового спирта, соотношения компонентов 1:1. Имеет низкий коэффициент гигроскопичности. Такая тормозная жидкость предназначена в основном для модели старых образцов. В таких машинах обычно увеличен диаметр тормозных трубок, чтобы избежать повышенную вязкость жидкости при низких температурах. Не стоит ездить по дорогам уже в -25 С. Так же имеет очень низкую температуру кипения, поэтому используется только в барабанных механизмах, которые ездят на маленьких скоростях. Не рекомендуется агрессивное вождение и частых резких нажатий тормоза.

Содержание токсинов в «Минералке» – минимальна. Не повреждает резиновые элементы тормозной системы, а это избегает проблемы течи в резиновых трубках, что обычно происходит, если вы перешли на DOT. Имеет способность к смазке металлических частей тормозного механизма.

Проверить «БСК» на подделанную копию очень просто. Достаточно тормозную жидкость в прозрачном стакане смешать с водой, если видны слои смеси – значит перед вами оригинал. Можно еще добавить касторное масло, если оно раствориться без последствий – тоже является признаком качества.

Тормозная жидкость на основе гликолевой смеси.

Нельзя смешивать минеральную тормозную жидкость с гликолевым составом жидкости.

В составе содержится химическая группа: гликолевых, или еще есть варианты полигликолевых и борсодержащих эфиров, с добавлениями присадок и ингибиторов коррозии. Такая тормозная жидкость очень популярна среди автолюбителей. Она имеет высокую температуру кипения, также держит марку при низких температурах мороза. Отрицательным фактором является ее гигроскопичность, что ухудшает предыдущие показатели. Жидкость не рекомендована для машин прошлого века, из-за воздействия на резиновые детали тормозного механизма. Так же не употреблять в механизмы тормозных систем, чьи производители не рекомендует данное использование.

В состав бренда «Castrol» входят сложные борсодержащие и полиалкиленгликолевых эфиры. Данная смесь улучшена производителем, для достижения более высокой температуры кипения в течение всего срока эксплуатации.

Тормозная жидкость «Mobil» рекомендована с гидравлической тормозной системой и приводом сцепления. В условиях повышенной влажности не теряет своих свойств.

Силиконовые тормозные жидкости.

Силиконовая тормозная жидкость новейшая продукция нашего времени. Основа данной жидкости является силиконовая составляющая. Данная ТЖ предназначена для более экстремального вождения с современными дисковыми тормозными системами. Имеет высокий уровень закипания и положительные качества при низких температурных условиях. Совсем не гигроскопична. К металлам разных групп относится нейтрально. Обладает антикоррозийными свойствами. Пролив жидкость на краску автомобиля, она не оставит повреждений на поверхности.

Силиконовую тормозную жидкость категорически нельзя смешивать с другими видами жидкостей, предназначенными для системы торможения.

При замене от предыдущей тормозной жидкости, нужно ее полностью удалить из главного цилиндра и всей тормозной системы.

Держите емкость с тормозной жидкость с плотно закрытой крышкой.

Как и какую тормозную жидкость выбрать.

DOT (Department of Transport) является краткой аббревиатурой классов стандарта качества тормозной жидкости.

В зависимости от категории имеет разную точку «сухого» и «влажного» кипения и вязкости.

DOT 5 имеет самый высокий класс среди тормозных жидкостей.

Выбирая различные расходные материалы, всегда руководствуйтесь описаниями данные в сервисной книге вашего автомобиля. Они предназначены для хорошей работы всех систем.

Не исключением является и тормозная жидкость. Ведь моторное масло продлевает ресурс вашего двигателя, а ТЖ – вашу жизнь. От тормозной системы зависит ваше вождение в любых погодных условиях.

Бренды, которые представлены на нашем рынке, в том числе: «Mobil», «Castrol», «БСК», ни чем не уступают любым другим товарам данной категории. А принимать решение по выбору, составу, качеству и симпатии различных брендов только вам. Не забывайте проверять уровень тормозной жидкости, менять ее в зависимости от срока эксплуатации. Покупайте только у официальных дилеров, дабы избежать подделки.

Ссылка на основную публикацию