Как ремонтировать спидометр

Почему не работает спидометр

В самый неподходящий момент перестал работать спидометр. Проблема банальная, но неприятная, особенно в момент длительного путешествия. Как определить причину и можно ли решить проблему самостоятельно? Разберем самые распространенные причины и возможные способы устранения.

Самые распространенные поломки

Из строя может выйти, как спидометр — показывающий скорость, так и одометр — счетчик километража. Неполадки могут проявляться в различных вариантах, это неподвижная стрелка на приборе, посторонние шумы в приборной панели или неверные показания во время движения. Отличные причины поломок у механических и электронных спидометров.

Механический

Механические приборы делятся на виды:

  • стрелочные — состоит из металлической пластины с нанесенной шкалой и стрелки указывающей скорость движения;
  • ленточные — окрашенная лента на размеченной шкале показывает скорость;
  • барабанные — индикатором является лента, движущаяся между катушками и указывает скорость на размеченной горизонтальной шкале.

До сих пор в автомобилях встречаются спидометры стрелочного типа. Состоят они из червячного узла с вращающейся шестерней, тросиковым приводом, магнитного элемента. Сопутствующим элементом, соединенным с тросиком, является одометр, считает километраж.

Принцип работы основывается на вращении вторичного вала коробки передач, которое провоцирует движение троса. В свою очередь трос соединен с магнитом, который приводит в движение стрелку путем «утягивания» металлической пластины.

Неисправности

Причиной выхода из строя механического спидометра может быть:

  • залипание стрелки;
  • износ шестеренок;
  • обрыв тросика;
  • окисление контактов и разрыв соединительных проводов;
  • выход из строя электронной системы приборной панели.

Практически любая проблема может быть устранена самостоятельно, если правильно выполнена диагностика и установлена причина.

Электронный

Отсутствие механической связи между показаниями приборной панели и вторичной валом коробки передач характеризует электронный спидометр. Работа осуществляется при помощи датчиков: оптоэлектронного и безтроссового.

Возможные проблемы выхода из строя:

  • нарушение работы приборной панели, датчика скорости, электронной начинки спидометра;
  • разъединение проводов и нарушение их целостности;
  • окисленные или грязные разъемы;
  • блокирование системы, неверно установленный чип-тюнинг.

Диагностику можно осуществить самостоятельно или обратиться за профессиональной помощью в автосервис.

Как установить причину

Для определения причины поломки спидометра следует проводить поэтапную диагностику всех составляющих компонентов:

  • замена предохранителя F19. Перед заменой следует установить причину его сгорания. Возможно, она кроется в коротком замыкании системы электропроводки;
  • проверить контакты на предмет следов окисления. При необходимости очистить от налета и грязи;
  • провести прозвон проводов при помощи мультиметра;
  • произвести замену датчика или индикатора;
  • осуществить замену прибора или приборной панели на заведомо исправную.

Порой новая приборная панель обходится значительно дешевле замены вышедших из строя элементов.

Ремонт

В зависимости от выявленных повреждений следует осуществлять ремонт.

Датчик

Порой именно датчик становится причиной поломки спидометра. Обычно первым сигналом к неисправности является остановка одометра, отвечающего за подсчет километров, а затем выход из строя самого спидометра. В этой ситуации следует произвести замену датчика, чтобы избавить себя от диагностики всех остальных составляющих узлов.

Оборвался трос

При обрыве троса устанавливается новый гибкий вал. Перед тем, как установить вал следует проверить работу спидометра на предмет заедания. Для этого конец гибкого вала соединяют со спидометром и медленно поворачивают другой конец троса. Движение должно быть плавным без рывков и заедания.

Если при работе слышен стук или вибрация, то причины вызваны:

  • неверным присоединением гибкого вала;
  • плохим закреплением гайки;
  • отсутствием смазки на тросе;
  • попаданием грязи в посадочное место под трос.

После устранения выявленных поломок, спидометр восстанавливает работу. Если этого не произошло, то его придется заменить полностью.

Важно! Новый трос, в случае замены, должен соответствовать по всем параметрам старому.

Проводка

Нарушение в работе прибора может быть вызвано плохим соединением проводов или их разрушением. При выявленных повреждениях разорванные провода следует спаять или заменить, а плохое соединение устранить дополнительным обжимом и зачисткой контактов.

Шестеренки

В основном шестерни выполняются из пластмассы, что приводит к истиранию зубьев или их слому. Если они сломались, то слышен звук похожий на жужжание. Заменить их несложно, достаточно снять приборную панель и произвести замену.

Не всегда собственными силами можно справиться с поломкой. Иногда требуется более глубокая диагностика бортовым компьютером и привлечением профессионалов.

Как отремонтировать спидометр своими руками

Не секрет, что точные показания спидометра крайне важны для водителя. Именно по этому прибору шофер знает, с какой скоростью передвигается легковой транспорт и сколько километров всего пройдено автомобилем.

Поломка спидометра чревата опасными последствиями – от штрафа за превышение скорости до некорректного переключения передач, непопадания в поворот из-за превышенной скорости.

Как понять, что спидометр начинает выходить из строя?

На неисправность спидометра водителю могут указать следующие проявления:

  • Полная остановка цифр, считающих общий километраж пробега
  • Прибор указывает неточную скорость (проверить можно по включенному на независимом устройстве навигатору).
  • Выходят из строя датчики приборной панели.

Порядок подготовительных действий, чтобы приступить к ремонту спидометра:

  • Для начала нужно снять переднюю панель и обесточить переключатели световых сигналов автомобиля (габариты, поворотники, ближний свет).
  • Затем вынуть магнитолу и отключить прикуриватель, открутить винты, которые фиксируют панель и тросик спидометра.
  • После этого снять 3 колодки и саму панель. Теперь крепежные болты спидометра доступны, и их нужно выкрутить.

Если прибор показывает скорость выше реальной, рекомендуется выполнять следующие действия:

  • стрелку перебрасываем через ограничитель;
  • под данными прибора укрепляем небольшой кусочек строительного скотча;
  • с помощью карандаша ставим риски на скотче. Расстояние между двумя рисками должно быть равно 7 миллиметрам, что равно скорости 10 км в час;
  • вытаскиваем стрелку и ставим ее таким образом, чтобы ее низ перекрывал вторую риску.

Если все было сделано правильно, стрелку нужно вернуть в исходное положение.

При неточном показании общего пробега машины, цифры нетрудно поправить вручную. Датчики скорости, которые пришли в негодность по той или иной причине просто меняются на новые.

Читайте также:  Изготовление твердосплавных резцов

Ремонтируем спидометр своими руками

Если спидометр не подает признаков жизни, или показывает ложные показания, вполне возможно, что можно ограничиться заменой привода. Сам привод в машинах ВАЗ исполнен в виде гибкого вала, общей длиной не более 355 см, либо электрическим приводом. На время ремонта «Девяносто девятки» шестеренки привода, уплотнительные кольца и привод спидометра в обязательном порядке необходимо снять. На удачу, их можно снять, не трогая коробки передач.

Руководство по ремонту автомобиля рекомендует автомобилистам сделать следующие действия:

  1. Машина перегоняется на смотровую яму.
  2. Торцовым ключом необходимо открутить от кузова болт, который крепит к коробке передач корпус привода спидометра.
  3. С помощью отвертки деликатно поддеть и снять корпус.
  4. Также необходимо извлечь ведомую шестеренку.

Будьте внимательны при визуальном осмотре гнезда, где установлен наконечник гибкой тяги прибора. Шестеренка не должна быть слизанной и иметь какие-либо дефекты. При их присутствии ее необходимо поменять.

Корпус коробки, где будет установлен привод, внимательно осматривается. Если там есть след от машинного масла, то нужно заменить уплотнительное кольцо. Для этого следует вытащить ведомую шестеренку и вытолкнуть уплотнительное кольцо. Детали аккуратно и дочиста промываются в керосине. После того, как они просохнут, необходимо установить их в том же порядке, как вы их вынимали.

При решении выполнить все работы самостоятельно, автовладелец экономит внушительную сумму денег, которую ему пришлось бы выложить мастерам в автосервисе.

Как исправить показатели пробега автомобиля ВАЗ

Многие автолюбители прибегают к методу скручивания километража на автомобилях. Обусловлено это желанием как можно дороже продать своего железного коня или упростить процедуру прохождения технического осмотра.

Любители давно придумали способ скручивания показаний на спидометре. Главной головной болью становится корректная установка прибора на свое место.

Четкая работа спидометра – залог безопасности на дорогах!

Почему не работает спидометр?

Спидометр, как следует из названия, показывает скорость автомобиля. Соблюдение скоростного режима важно не только для того, чтобы избежать штрафов, но и для совершения безопасных поворотов и других маневров. Чем выше скорость, тем большим должен быть радиус безопасного поворота. Если радиус меньше необходимого, велика вероятность ухода машины в занос и опрокидывания автомобиля. Поэтому исправность спидометра так же важна, как и качественная работа рулевого управления или тормозной системы.

Как работает спидометр

Существуют две основные модификации спидометров:

Принцип работы механического спидометра заключается в трансформации скорости вращения вала в энергию, которая сдвигает стрелку. Привод спидометра расположен в механической или автоматической коробке переключения передач и соединен с индикатором с помощью гибкого защищенного металлическим кожухом троса. Наконечники обеих сторон тросика выполнены в виде четырехгранника, благодаря чему эффективно передают вращение от привода к индикатору. Механический спидометр всегда соединен с одометром (индикатором пробега автомобиля) и составляет с ним единый блок.

Принцип работы электронного спидометра заключается в датчике, который вырабатывает импульсы определенной частоты и длительности (зависит от скорости автомобиля). Датчик присоединен либо к отдельному электронному спидометру, либо к бортовому компьютеру. И компьютер и спидометр выполняют одинаковую функцию – подсчитывают количество импульсов за единицу времени и преобразуют значение в понятные километры или мили в час.

Неисправности спидометров

Чаще всего встречаются следующие неисправности:

  • обрыв или повреждение тросика;
  • соскакивание наконечника тросика с ведомой шестерни;
  • неисправность механического или электронного индикатора;
  • неисправность датчика импульсов;
  • плохой контакт или обрыв провода, который соединяет датчик и индикатор или компьютер.

Видео – Как починить спидометр

Диагностика и ремонт механического спидометра

  • Для диагностики вам понадобятся:
  • моторчик на 12 Вольт;
  • плоская и крестовая отвертки;
  • фонарик; домкраты и подставки;
  • инструкция по ремонту или обслуживанию вашего автомобиля.

Для проверки спидометра приподнимите переднюю пассажирскую сторону автомобиля с помощью домкрата. О том, как делать это безопасно, читайте в статье (Замена и восстановление амортизаторов). Снимите переднюю панель (торпедо), чтобы добраться до комбинации приборов. На некоторых моделях автомобилей можно обойтись без этой операции, поэтому внимательно изучите инструкцию по ремонту и эксплуатации вашей машины. Снимите комбинацию приборов и открутите фиксирующую гайку тросика от индикатора, заведите двигатель и включите 4 передачу. Проверьте, крутится ли тросик в защитном кожухе? Если да, заглушите двигатель, вставьте и закрутите наконечник тросика, после чего снова заведите мотор, включите 4 передачу и посмотрите на показания индикатора. Если стрелка не меняет положения, неисправен индикатор, его необходимо заменить.

Если при работающем двигателе и включенной передаче тросик не крутится, необходимо заглушить мотор и снять тросик с привода, расположенного на коробке переключения передач со стороны водителя. Вытащите тросик из подкапотного пространства и осмотрите наконечники, не повреждена ли форма (квадрат). Покрутите наконечник с одной стороны тросика и наблюдайте за наконечником другой стороны. Если оба наконечника вращаются синхронно, без усилий и грани наконечников не слизаны, то проблема в изношенной шестеренке привода, поэтому ее необходимо заменить. Эта операция описана в инструкции по ремонту и эксплуатации автомобиля.

Диагностика и ремонт электронного спидометра

Для диагностики и ремонта вам понадобятся:

  • плоская и крестовая отвертка;
  • тестер;
  • набор ключей;
  • сканер для инжекторного двигателя (вместо него можно использовать обычный осциллограф).

Запустите самодиагностику бортового компьютера (БК). На большинстве инжекторных автомобилей, которые произведены после 2000 года, БК поддерживает эту функцию. Если БК выдаст ошибку, необходимо расшифровать ее с помощью специальной таблицы, которая находится в инструкции по обслуживанию и ремонту вашего автомобиля. Но, результаты диагностики покажут, работает вся система спидометра, или нет. Для устранения неисправности придется искать повреждение самостоятельно. Для этого приподнимите автомобиль, как описано выше. Присоедините осциллограф к среднему контакту датчика скорости (установлен на месте привода спидометра) и плюсовому контакту аккумулятора. Заведите двигатель и включите 1 передачу.

Читайте также:  Льготы на страховку автомобиля участникам боевых действий

Исправный датчик будет выдавать импульсный сигнал напряжением не меньше 9 Вольт с частотой 4 – 6 Герц. Если датчик исправен, необходимо выключить передачу и с помощью тестера проверить провод, который соединяет датчик с контроллером электронного блока управления (ЭБУ). Или с помощью осциллографа проверить сигналы датчика на входе ЭБУ. Если сигналы есть, необходимо проверить клеммы и провод, который соединяет ЭБУ и комбинацию приборов (индикатор спидометра). Если есть специальный сканер, то желательно проверить индикатор спидометра, это позволит точнее определить причину неисправности.

Чаше всего спидометр перестает работать из-за попадания в клеммы воды и грязи, а также из-за обрыва или перелома сигнальных проводов. Поэтому в большинстве случаев достаточно высушить и почистить контакты. Если по результатам проверки выявится неисправность датчика скорости, потребуется его замена. Подробно эта процедура, а также замена поврежденного индикатора, описана в инструкции по эксплуатации и ремонту вашего автомобиля.

Как починить спидометр?

Водители, которые провели за рулем автомобиля несколько лет, могут с высокой точностью на глаз определить приблизительную скорость движения. А вот новичкам-автомобилистам, которые совсем недавно обучились азам вождения, справиться с этой задачей не под силу. Таким образом, чтобы избежать различных неприятностей и аварийных ситуаций на дороге, к починке спидометра следует приступать незамедлительно.

Ремонт спидометра автомобиля осуществляется с использованием:

  • руководства по эксплуатации автомобиля;
  • набора инструментов;
  • герметика;
  • и пластиковой вилочки.

Перед непосредственным ремонтом спидометра машины следует самым внимательным образом прочесть соответствующий раздел руководства по эксплуатации автомобиля. В этом техническом документе найдется парочка процедур, способствующих устранению поломки. Неисправность спидометра, как правило, может проявляться в том, что:

  • стрелка, постоянно находясь в одном положении, не двигается;
  • стрелка все время прыгает.

В этом случае рекомендуется протестировать спидометр. Кнопка, которая включает режим тестирования, в большинстве машин находится непосредственно рядом со спидометром.

Если включение режима тестирования не помогло, следует, разобрав панель управления, добраться до механизма, обеспечивающего вращение стрелок спидометра и внимательного его осмотреть. Для этого нужно загнать автомобиль в гаражный бокс и поставить его на стояночный тормоз. Следом нужно открыть капот машины и отсоединить от аккумулятора клемму со знаком «минус». Эта манипуляция предотвратит замыкание бортовой сети. Далее необходимо аккуратно демонтировать торпеду. Для этого нужно: во-первых, снять все накладки, во-вторых, бережно открутить руль, в-третьих, снять все переключатели, которые располагаются под рулем. После этого следует найти и вывернуть все самонарезающие болты, которыми крепится торпеда. И только после совершения всех вышеперечисленных манипуляций можно приступить к непосредственному демонтажу торпеды. Ее надо схватить за края и легонько потянуть на себя. Далее отсоединяются все провода. Но предварительно их следует хорошо промаркировать, чтобы при обратной сборке соединить все правильно и ничего не перепутать. Теперь торпеду можно вытащить из автомобиля через пассажирскую дверь.

Следующий этап – внимательный осмотр панели приборов. Для того чтобы отсоединить ее от торпеды, нужно открутить несколько болтиков. Затем снимается стекло, прикрепленное при помощи герметика. Место, где стекло соединяется с пластиком, следует нагреть строительным феном. После этого стекло легко отсоединится. Остатки старого герметика на пластике и на самом стекле нужно удалить салфеткой или тряпочкой.

Теперь появляется возможность осмотреть тросик спидометра. Нередко причиной поломки спидометра является именно обрыв троса. Таким образом, если тросик оборвался или имеются веские основания сомневаться в его исправности, то его нужно заменить.

Еще одной причиной неисправности спидометра может стать прогиб оси стрелки. Ее вначале следует снять. Для этого под стрелку подкладывается пластиковая вилочка, которую затем нужно неспешно и аккуратно приподнять вертикально вверх. Стрелка должна легко сняться. Если стрелка погнута, то обязательно замените ее.

На обратной стороне приборной панели, с тыльной стороны расположены шестеренки, обеспечивающие вращение спидометра. Каждую шестеренку следует внимательнейшим образом осмотреть и при необходимости заменить. Замена шестеренки осуществляется в том случае, если в ней недостает зубчиков или имеются другие основания сомневаться в ее работоспособности.

После выявления и устранения неисправных элементов осуществляется сборка в обратном порядке. Следует подчеркнуть, что при этом применяется исключительно новый герметик. Завершив процесс обратной сборки, можно проверить работоспособность спидометра. Как правило, проделанной работы достаточно для того, чтобы спидометр стал работать исправно.

Итак, сегодня мы поговорили о том, как починить спидометр автомобиля самостоятельно. Ремонт спидометра – это довольно-таки кропотливая работа, требующая не только достаточного количества времени, но и особой внимательности. Следовательно, если нет уверенности в правильности своих действий, то лучше обратиться на станцию технического обслуживания автомобилей к профессиональным автомастерам.

Все о седанах

Спидометр — важное устройство, показывающее скорость движения транспортного средства и рассчитывающее расстояние, которое автомобиль проезжает. Данную информацию отображает специальный указатель, расположенный на панели приборов. Многим автовладельцам приходится сталкиваться с ситуацией, когда спидометр на автомобиле либо вовсе не работает, либо дергается его стрелка, показывая неправильные значения. В таких случаях понадобится ремонт спидометра, однако прежде всего необходимо выяснить причину поломки. Об этом далее в статье.

Спидометр, устройство и назначение

Причин, по которым автомобилисту нужно контролировать скорость транспортного средства, несколько. Главная — соблюдение скоростного режима и ПДД. Поскольку допустимая скорость по тем либо другим дорогам бывает различной, приходится постоянно сверяться с данными спидометра. Кроме того, в комплектацию спидометра входит одометр — счетный узел, который показывает расстояние, пройденное машиной за все время. С его помощью можно четко определить, когда делать замену, например, масла либо фильтров.

Данные о пробеге тоже являются не последним фактором во время приобретения подержанного автомобиля. К тому же, одометр способен показывать и промежуточные сведения о пройденном километраже. На транспорте, который не оборудован бортовым компьютером, подобная функция одометра позволяет рассчитывать расход топлива либо засекать расстояние, например, от работы до дома.

Читайте также:  Испытания восстановленных агрегатов

Устройство спидометра: а — скоростной узел, b — счетный узел; приводной вал (1), магнит (2), картушка (3), экран (4), спиральная пружина (5), ось (6), шкала (7), стрелка (8), длинный зуб триба (9), укороченный зуб триба (10), длинный зуб триба (11), зубья барабана (12), триб (13), барабан (14).

Типы спидометров

Спидометры бывают двух видов: электронные и механические. Последние оборудуются механическим индикатором, наподобие стрелки. Электронные же имеют электронный индикатор, то есть цифры на дисплее. Наиболее распространенным типом механического спидометра является магнитоиндукционный, в конструкцию которого входит два механизма — счетный и скоростной.

Внешне электронные спидометры никак не отличаются от механических. Однако, в отличие от них, датчик скорости в электронных спидометрах уже не поворачивает гибкий вал, а передает электрический импульс, повинуясь которому стрелка устройства поворачивается.

Неисправности спидометра

Существует две главные неисправности спидометра, из-за которых он может не работать.

засох вал-тросик, причина

В этом случае нужно смазать полуразборный вал, являющийся основным элементом устройства. Он расположен в специальной оболочке, которая помещена в трубу из полихлорвинила. Она способна предотвращать попадание влаги, а также утечку смазки, которая необходима гибкому валу для беспрерывной и точной работы. Долгая эксплуатация автомобиля подразумевает постепенное высыхание жидкости. Если это происходит, автовладелец может слышать специфичные шуршащие звуки, при этом стрелка устройства может дергаться.

обрыв гибкого вала, причины

В данной ситуации устройство просто перестает функционировать, так как деталь со временем стирается и рвется.

Инструменты, приспособления, расходные материалы

Для смазки элемента вам потребуются:

  1. Отвертка.
  2. Гаечные ключи.
  3. Специальная консистентная смазка.

Ремонт (смазка) гибкого вала

  1. Прежде всего необходимо отсоединить само устройство — для этого отворачиваем с двух сторон накидные гайки.
  2. Далее вытягиваем в сторону привода гибкий вал, разводим концы запорной шайбы и снимаем ее.
  3. Теперь постепенно вытягиваем деталь с оболочки.
  4. После этого удаляем остатки старой смазки при помощи керосина и просушиваем детали.
  5. Затем деталь необходимо смазать со стороны привода на две третьих ее длины.
  6. Выполнив операцию, вставляем ее обратно в оболочку, закрываем запорной шайбой и устанавливаем на место.
  7. На последнем этапе хорошо затягиваем напорные гайки.

Замена гибкого вала

При обрыве гибкого вала его необходимо заменить на новый. Начинается замена тросика со снятия старого элемента. Для этого проделайте пункты 1-3, которые описаны в предыдущем подзаголовке. Далее устанавливаем новый тросик вместо поврежденного элемента, после чего проделываем пункты 6-7. Очень важно при этом запомнить, как была установлена деталь, чтобы правильно выполнить ее замену. Прежде чем приступить к работе, почитайте инструкцию к своему автомобилю, ведь каждая модель транспортного средства может иметь свои особенности демонтажа устройства.

Какую смазку можно использовать, рекомендации

Нельзя смазывать гибкий вал спидометра смазками, прочными либо вязкими при низких температурах, в противном случае в начале езды со стоянки ранним утром вал попросту сломается. Желательно смазывать его смазкой «Циатим-201», «Шрус» либо «Литол». Так он прослужит гораздо дольше и не будет перетираться в местах изгибов об оболочку.

Совет профи

Как видите, смазка и замена гибкого вала спидометра — несложное мероприятие. Следуя описанной выше инструкции, вы сможете быстро устранить поломку прибора, не прибегая к помощи специалистов.

Lada 2112 Чудная › Logbook › Как починить спидометр?

Прикол в том что стрелка стоит на 20км/ч всегда Но пробег мотается
И при выключении зажигания она дёргается в приделах одного деления

FakeHeader

Recommendations

Comments 27

Это точно проблема с приборной даже можешь не куда больше не лезть. Разбирай панель.у меня точно такая же проблема была

Разобрал посмотрел что все ли дорожки целы и пожарную стрелку на оборот. Только не помню в какую сторону

У тебя так сразу было или недавно появилось? Если сразу значит старый хозяин разбирал приборку и стрелку передовил! Разбери бриборку, стрелку немного тянешь на себя и крутишь против часовой стрелки и все работает)))))

Старый хозяин сказал что она зависла Он снимал панельку пробовал что то делать не получилось

У меня вот стрелка назад не возвращалась, вверх ползла и все, я наладил так как описал выше

Ну а меня всегда стоит на 20 кмч Только при выключении зажигания начинает подёргиваться секунды 2-3

Старый хозяин сказал что она зависла Он снимал панельку пробовал что то делать не получилось

Ты уверен в хозяине? А то он мож просто скручивал пробег?

Да кто же уверен в старом хозяине то)
По остальному не соврал уже проверил
Ладно буду разбираться Как разберусь отпишу)

Не ну вдруг у знакомого брал))) а когда стрелка дергается звук идет? Ну похрустывание?

Ну как бы стучит, как часики )

Тогда это косяк при сборке, глянь в нете как крутить по часовой или против))) панель разбирается легко, ток шлейф окуратно скидывай хрупкий гад)

Датчик скорости поменяй на коробке передач

Пробег прибавляется значит он работает или я чего то не понимаю?

Говорю же датчик скорости поменяй он у тебя мозга ебет.

Пробег прибавляется значит он работает или я чего то не понимаю?

Спидометр к одометру не приравнивай это два разных показателя. И принцип работы у них разный

Оке попробую Отпишу
Не в курсе от 99 той не подойдёт? а то остался

а когда начинаеш ехать у тебя стрелка показывает как сразу двигается, ну типа 5км это 25км или стоит на месте пока примерно 20км не наберет?

Вообще не подвижна всегда 20

Говорят, после теста приборки, встаёт на место.

Ссылка на основную публикацию