Какие существуют методы упрочнения рабочей поверхности гильз цилиндров двигателя

Какие существуют методы упрочнения рабочей поверхности гильз цилиндров двигателя

Библиографическая ссылка на статью:
Захаров Ю.А., Булатов Р.Р. Проверочный расчет модернизированного устройства для электромеханической обработки рабочей поверхности гильз цилиндров автомобильных двигателей внутреннего сгорания // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50073 (дата обращения: 03.02.2020).

Гильза цилиндра двигателя внутреннего сгорания это высоконагруженный элемент, подверженный как температурным нагрузкам, так и ударному воздействию. Рабочей поверхностью гильзы цилиндра является внутренняя поверхность образующая боковую стенку камеры сгорания двигателя.

При восстановлении изношенной рабочей поверхности гильзы расточкой под ремонтный размер снимается верхний, упрочненный, слой металла гильзы [1-3]. В результате, микротвердость расточенной рабочей поверхности гильзы меньше, чем до расточки под ремонтный размер. Чтобы устранить этот недостаток применяют упрочнение расточенной рабочей поверхности пластическим деформированием с помощью электромеханической обработки специальными устройствами.

Сущность электромеханической обработки металлических поверхностей заключается в осуществлении поверхностного пластического деформирования (наклепа) предварительно разогретой электрическим током поверхности детали [1-3].

Проведение поверхностного упрочнения электромеханической обработкой рабочей поверхности соответствующим инструментом требует создания определенных условий, при которых будет обеспечиваться достаточное усилие воздействия раскатывающим инструментом на рабочую поверхность гильзы. Усилие раскатывания должно быть таким, что бы рабочая поверхность гильзы претерпела пластическое деформирование (наклеп) без появления микротрещин, сколов и задиров. Для облегчения процесса деформации рабочей поверхности гильзы предполагается разогревать ее электрическим током, подавая напряжение на раскатывающие ролики и гильзу, создавая тем самым замкнутую электрическую цепь с возникновением в местах контакта роликов и поверхности гильзы электрического разряда.

Усилие раскатывания зависит от твердости, плас­тичности и структуры металла, шероховатости поверхности, конст­руктивных особенностей детали и инструмента [1, 4-5]. Слишком малое давление не обеспечивает полного смятия выступов микронеровно­стей поверхности. Для получения поверхности с требуемыми свой­ствами необходимо увеличивать число проходов, что снижает про­изводительность обработки. Слишком большое давление приводит к перенапряжению и разрушению поверхности, деформации дета­ли и снижению ресурса инструмента. Упрочнение предполагается осуществлять модернизированным устройством для упрочнения внутренних поверхностей, которое отличается от существующих аналогов тем, что несущий вал имеет лыски, предотвращающие проворачивания во время раскатки ползунов. Также предлагается выполнить насечки на основном валу для нормирования усилия прижатия роликов к обрабатываемой поверхности гильзы цилиндра.

Расчетная схема сил, возникающих при проведении упрочнения рабочей поверхности гильзы цилиндров предлагаемым устройством путем пластического деформирования приведена на рис. 1.

Рисунок 1 – Расчетная схема упрочнения поверхности:

1-гильза; 2- ролик; 3- пружина;

4- гайка; 5- ось ролика.

Наиболее точно усилие раскатывания при деформации роликами мож­но определить по формуле [1-3]:

где F-усилие раскатывания, Н;

d-диаметр обрабатываемой детали, d =0,1м;

q -наибольшее значение давления, МПа.

где σВ– предел прочности материала, МПа.

У детали из высокопрочного чугуна ВЧ 100 принимаем σВ=1000МПа.

Определим наибольшее значение давления:

где Е-модуль упругости обрабатываемого материала, МПа

Для чугуна ВЧ 100Е=1,85·10 5 МПа

b -длина контакта ролика с деталью, принимаем b=1·10 -4 м.;

Чтобы обеспечить работоспособность устройства для электромеханической обработки необходимо, чтобы раскатывающие ролики выдерживали усилие раскатывания. Для этого проводим проверочный расчет оси ролика на срез и смятие.

Проверка производится при условии, что сила, действующая на ось равна максимальной нагрузке на ролике при условии работы устройства в неупругом режиме F = 183Н (рис. 1).

Условие прочности на срез:

где F – действующая на ось сила, перпендикулярная его оси, Н;

z – количество плоскостей среза, z = 2;

d – диаметр оси, d = 0,004 м;

С] – допускаемое напряжение на срез.

При статической нагрузке [τС] = 0,25 .

Рисунок 2- Расчетная схема оси ролика на срез и смятие

Условие прочности на срез выполняется.

Условие прочности на смятие:

где t – толщина соединяемых частей (t = 4), мм;

[sсм] – допускаемое напряжение на смятие, [sсм] = 70 МПа.

Поверхностное упрочнение гильз цилиндров дизельных двигателей из стали 38Х2МЮА / 1.8509 методом ионного азотирования

Соединение гильза цилиндра – поршень является одним из соединений, подвергающихся наибольшему износу в двигателях внутреннего сгорания (ДВС).

Рабочая поверхность гильз цилиндров ДВС обеспечивает требуемые условия работы цилиндропоршневой группы, влияет на величину компрессии в цилиндрах, на силы трения, возникающие между гильзой и поршневой группой (компрессионными и маслосъемными кольцами), обуславливая, тем самым, величину ресурса работы двигателя в целом. Во время работы двигателя поверхность гильз цилиндров подвергается абразивному и механическому изнашиванию вследствие проникновения в двигатель пыли. При этом происходит изнашивание не только по длине, но и в направлении, перпендикулярном оси коленчатого вала. Для восстановления и увеличения работоспособности гильз применяют упрочнение поверхности различными способами.

На сегодняшний день самой эффективной технологией поверхностного упрочнения деталей является ионная химико-термическая обработка (ИХТО). Ионная ХТО приводит к комплексному улучшению характеристик рабочих поверхностей деталей: повышаются твердость, износо- задиростойкость, снижается коэффициент трения, увеличивается коррозионная стойкость. При этом, сохраняются исходные требования к поверхностной чистоте и геометрическим размерам, не требуются шлифовальные операции и хонингование.

Компанией ООО «Ионные технологии» совместно с ОАО «Малмыжский завод по ремонту дизельных двигателей» (г. Малмыж) и ПАО «Звезда» (г. Санкт-Петербург) проведены работы по упрочнению деталей «Гильза цилиндра» методом ионно-вакуумного азотирования.

Рисунок 1. Вид упрочняемых деталей
методом ВИККЕРСАметодом РОКВЕЛЛА
Рисунок 2. Результаты измерения поверхностной твердости на деталях после ионно-вакуумного азотирования ультразвуковым твердомером ТКМ-459С

Детали изготовлены из легированной стали 38Х2МЮА. Ниже приведены результаты металлографического исследования детали «Гильза цилиндра» после режима ионно-вакуумного азотирования.

Таблица 1. Характеристики азотированного слоя
Поверхностная твердость HV 30, кгс/мм 2860 – 900
Поверхностная твердость HV 10, кгс/мм 21000 – 1040
Поверхностная твердость HV 5, кгс/мм 21020 – 1065
Поверхностная микротвердость HV 0.1, кгс/мм 21070 – 1140
Глубина слоя по микроструктуре hm, мм0.27 – 0.28
Глубина слоя по микротвердости hс, мм0.3
Толщина нитридной зоны, мкм7 – 10
Хрупкость по шкале ВИАМI балл, не хрупкий
Рисунок 3. Микроструктура азотированного слоя стали 38Х2МЮА
Рисунок 4. График распределения микротвердости по глубине азотированного слоя на стали 38Х2МЮА
Рисунок 5. Отпечаток хрупкости, HV30, х100

В результате упрочнения методом ионно-вакуумного азотирования на деталях «Гильза цилиндра» из стали 38Х2МЮА формируется равномерный азотированный слой и высококачественная нитридная зона, которые обеспечивают кратное повышение твердости, износо- задиростойкости, улучшение антифрикционных и триботехнических свойств.

Использование современной технологи ионной химико-термической обработки позволило снизить коэффициент трения пары «Гильза – поршень» и значительно увеличить эксплуатационный ресурс соединения.

В настоящий момент компанией ООО «Ионные технологии» ведутся десятки НИОКР с ведущими предприятиями различных отраслей промышленности.

Методы упрочнения стаканов цилиндров двигателей внутреннего сгорания

по дисциплине: «Материаловедение и технология материалов»

«Методы упрочнения стаканов цилиндров двигателей внутреннего сгорания»

1.1 Введение

1.2 Сталь №1

1.3 Химический состав в %

1.4 Режим термообработки

1.5 Выбор температуры нагрева и охлаждающей среды, вид отпуска

1.6 Изменение в структуре при нагреве и охлаждении

1.7 Сталь при работе в условиях до 600 °C

1.8 Свойства стали

1.9 Методы изучения механических свойств

1.10 Вывод

1.11 Список литературы

Назначение гильз, требования к гильзам цилиндров.

Стенки цилиндра двигателя образуют совместно с поршнем, кольцами и поверхностью камеры сгорания пространство переменного объема, в котором совершаются все рабочие процессы двигателя внутреннего сгорания. Стенка цилиндра должна быть тщательно обработана и образовывает с поршневыми кольцами пару скольжения.

Цилиндры и гильзы цилиндров нагружаются силами давления газов, боковой нагрузкой от поршня и температурной нагрузкой. Переменная по величине и направлению боковая нагрузка вызывает изгиб и вибрацию цилиндра и ослабляет его крепление к картеру. Стенки цилиндра под действием возникающих при движении поршня сил трения подвергаются, кроме того, износу.

Гильзы цилиндров должны быть прочными, жесткими, износостойкими, обеспечивать, возможно, меньшие потери на трение поршня о поверхность цилиндра. Внешняя и внутренняя поверхность гильз должна обладать антикоррозионной устойчивостью. Конструкция гильз должна также обеспечивать надежность уплотнений в местах стыков гильз с головкой и блоком цилиндров.

Гильзы цилиндров могут, являются как самостоятельной конструкционной единицей двигателя («мокрые» и гильзы двигателей воздушного охлаждения), так и являться элементом ремонтной технологии, предусмотренной заводом изготовителем (например: «сухие» гильзы для двигателей, где цилиндры выполнены заодно с блок-картером).
В автомобильных и тракторных двигателях наибольшее распространение получили чугунные гильзы.

По конструкции гильзы цилиндра современных автомобильных и тракторных двигателей можно разделить на три основные группы:

1. «Мокрые» гильзы цилиндров.

2. «Сухие» гильзы цилиндров.

3. Гильзы для двигателей с воздушным охлаждением.

«Мокрые» гильзы. Конструкцией двигателя с водяным охлаждением предусмотрена полость в картере двигателя, так называемая «рубашка охлаждения». Гильза, соприкасающаяся свой поверхностью с охлаждающей жидкостью находящейся в «рубашке охлаждения» называется «Мокрой». «Мокрые» гильзы цилиндров обеспечивают лучший отвод тепла, но картер двигателя с такими гильзами обладает меньшей жесткостью. Большое распространение эти гильзы получили на грузовых и тракторных двигателях в силу своей высокой ремонтопригодности.

Как правило, выпускаемые производителями «мокрые» гильзы не требуют перед установкой, какой либо доработки. Изношенные «мокрые» гильзы в большинстве случаев не ремонтируют, а заменяют новыми без снятия двигателя с шасси. Для предотвращения прорыва газов в охлаждающую жидкость и просачивания этой жидкости в цилиндр и картер двигателя «мокрые» гильзы комплектуются уплотнительными прокладками. Внутренняя поверхность гильз тщательно обрабатывается (хонингуется)для того что бы обеспечить наличие требуемой масляной пленки для смазки поршневых колец. Двигатели с «мокрыми» гильзами устанавливаются почти на все современные коммерческие автомобили.

«Сухие» гильзы. Гильзы, не имеющие соприкосновения с охлаждающей жидкостью, называются «сухими» гильзами. Конструкцией некоторых двигателей предусмотрена заливка при изготовлении в блок картер гильз изготовленных из износостойкого материала, создавая тем самым оптимальные условия для работы цилиндропоршневой группы. Например, некоторые модели двигатели HONDA, Lend Rover,Volkswagen , AUDI,VOLVO и многих других производителей имеют алюминиевый блок цилиндров (для уменьшения веса силового агрегата) и залитые в него «сухие» гильзы (для увеличения ресурса и повышения ремонтопригодности).
Но самое широкое распространение «сухие» гильзы получили в сфере капитального ремонта двигателя.

Не «загильзованный» блок цилиндров современного двигателя имеет несколько, предусмотренных технологией, расточек с последующей установкой в него ремонтных поршней. Установка «сухих» гильз позволяет не менять блок двигателя даже после износа цилиндра расточенного в последний ремонтный размер.

Производители гильз выпускают так называемые, заготовки гильз, то есть гильзы имеющие запас по длине и внешнему диаметру, которые после токарной обработки запрессовываются с натягом в блок цилиндров. Такие гильзы как правило не имеют обработки внутренней поверхности. Они растачиваются и хонингуются только после установки гильзы в блок цилиндров.

Читайте также:  Наплавка углеродистых и легированных сталей

Поверхность блока цилиндров под установку тоже повергается тщательной обработке: расточке и в некоторых случаях хонингованию. Гильза с упором устанавливается в блок под давлением, с натягом (в среднем 0,03-0,04 мм), для гильз, не имеющих упора натяг больше. Наружная поверхность «сухих» ремонтных гильз, как правило, подвергается шлифовке, для увеличения плотности прилегания к блоку цилиндров.
Гильзы могут фиксироваться при установке верхним буртом, нижним буртом или вообще могут устанавливаться без упора.

Некоторые японские производители, например ISUZU, изготавливают двигатели с тонкостенными стальными гильзами, имеющими покрытие из пористого хрома железом.

Такие гильзы не подвергаются механической обработке и устанавливаются в блок цилиндров без натяга, с небольшим усилием и удерживаются в блоке за счет прижатия широкого бурта гильзы головкой блока.

Блок картер с сухими гильзами имеет повышенную жесткость по сравнению с блоком, с установленными «мокрыми» гильзами.

Гильзы цилиндров для двигателей с воздушным охлаждением. В двигателях воздушного охлаждения конструкция оребрения и необходимость создания охлаждающих воздушных потоков не позволяют применять блок-картерный тип отливки. В этих двигателях применяют отдельно отлитые цилиндры с воздушными ребрами, расположенными чаще всего перпендикулярно оси цилиндра.

Эти гильзы цилиндра крепятся к верхней части картера короткими шпильками через опорный фланец (несущие цилиндры) или при помощи анкерных (несущих) шпилек.

Гильзы цилиндров двигателей воздушного охлаждения изготавливают как из одного (монометаллические), так и из двух (биметаллические) металлов.

Монометаллические цилиндры делают из чугуна, реже из стали или легких сплавов. Из биметаллических цилиндров получили распространение чугунные или стальные цилиндры с залитыми (или навитыми) алюминиевыми ребрами.

Широкое распространение двигатели с воздушным охлаждением получили среди производителей тяжелой строительной техники. Ярким примером является всемирно известный производитель индустриальных двигателей немецкая фирма DEUTZ.

1.2 Сравнение сталей

Характеристика материала 20Х.

Общие сведения

стали: 15Х, 20ХН, 12ХН2, 18ХГТ.

Сортовой прокат, в том числе фасонный: ГОСТ 4543-71, ГОСТ 2590-71, ГОСТ 2591-71, ГОСТ 2879-69, ГОСТ 10702-78. Калиброванный пруток ГОСТ 7414-75, ГОСТ 8559-75, ГОСТ 8560-78, ГОСТ 1051-73. Шлифованный пруток и серебрянка ГОСТ 14955-77. Лист толстый ГОСТ 1577-81, ГОСТ 19903-74. Полоса ГОСТ 82-70, ГОСТ 103-76. Поковки и кованые заготовки ГОСТ 8479-70, ГОСТ 1131-71. Трубы ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8733-87, ГОСТ 8734-75, ГОСТ 13663-68.

втулки, шестерни, обоймы, гильзы, диски, плунжеры, рычаги и другие цементируемые детали, к которым предъявляется требование высокой поверхностной твердости при невысокой прочности сердцевины, детали, работающие в условиях износа при трении.

Основные способы упрочнения рабочей поверхности гильз цилиндров двигателей автомобилей

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 18.01.2015 2015-01-18

Статья просмотрена: 1305 раз

Библиографическое описание:

Захаров Ю. А., Рыбакова Л. А. Основные способы упрочнения рабочей поверхности гильз цилиндров двигателей автомобилей // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 157-160. — URL https://moluch.ru/archive/82/15076/ (дата обращения: 11.03.2020).

Соединение гильза цилиндра — поршень является одним из соединений, подвергающихся наибольшему износу в двигателях внутреннего сгорания. Поэтому ремонт гильз является важной задачей для улучшения качества ремонта двигателей. Так, как в большинстве случаев, при ремонте гильз цилиндров снимается упрочненный поверхностный слой рабочей поверхности гильзы, то особо остро встает вопрос о последующем её упрочнении. На наш взгляд, наиболее перспективным способом упрочнения гильз является электромеханическая обработка.

Ключевые слова: гильза, цилиндр, «зеркало» цилиндра, восстановление, ремонт, упрочнение, электромеханическая обработка.

Рабочая поверхность (так называемое «зеркало») гильз цилиндров двигателя внутреннего обеспечивает требуемые условия работы цилиндропоршневой группы, влияет на величину компрессии в цилиндрах, на силы трения, возникающие между гильзой и поршневой группой (компрессионными и маслосъемными кольцами), обуславливая, тем самым, величину ресурса работы двигателя в целом.

Во время работы двигателя «зеркало» гильз цилиндров подвергается абразивному и механическому изнашиванию вследствие проникновения в двигатель пыли. При этом происходит изнашивание не только по длине, но и в направлении, перпендикулярном оси коленчатого вала.

При восстановлении и ремонте рабочей поверхности гильз цилиндров приходится прибегать к предварительной механической обработке (расточке, хонингованию), при которой не только устраняются погрешности геометрической формы, но и снимается упрочненный слой поверхности. Для восстановления работоспособности гильз применяют упрочнение поверхности различными способами.

В настоящее время наиболее распространены следующие способы упрочнения поверхностей деталей (рис. 1) [1–5]. Для упрочнения рабочей поверхности гильз цилиндров двигателей автомобилей среди, приведенных способов упрочнения поверхностей деталей, наиболее перспективными, на наш взгляд, являются способы изменения микрогеометрии поверхности, так как это наиболее простые и недорогие в реализации способы.

Рис. 1. Способы упрочнения поверхностей деталей машин

Методы, заключающиеся в создании на обрабатываемой поверхности высокопрочного покрытия, тем или иным методом, отличаются достаточно сложным технологическим процессом и высокими требованиями к точности его соблюдения. Это влечет за собой необходимость применения специализированного оборудования и высококвалифицированных специалистов. Кроме того, нанесенные покрытия подвержены отслоению, вспучиванию, выкрашиванию и так далее.

Изменение химического состава поверхностного слоя тем или иным методом дает хорошие результаты как по микротвердости получаемого слоя, так и по устойчивости этого слоя к физико-механическому воздействию. Однако производительность таких способов упрочнения поверхностей невелика и стабильность получения требуемых результатов оставляет желать лучшего. Длительность проведения и сложность реализации в значительной мере ограничивают спектр применения данных способов.

Способы, основанные на изменении микрогеометрии всего материала и структуры поверхностного слоя, также не нашли широкого применения в упрочнении рабочей поверхности гильз цилиндров. Это объясняется необходимостью обрабатывать весь материал с применением высоких и низких температур, что может вызвать коробление всей детали в целом и возникновение нежелательных внутренних напряжений и микротрещин.

Поверхностно-пластическое деформирование обрабатываемой поверхности связано с уплотнением кристаллической решетки металла гильзы посредством наклёпа, образующегося при ударно-механическом воздействии [5–9].

Виброударная обработка — это обработка рабочими телами деталей в замкнутом объёме при его вибрации. Вибрационную ударную обработку подразделяют на виброабразивную и виброударную. Виброабразивную применяют для удаления с деталей заусенцев, округления острых кромок, полирования и т. д., а виброударную — для упрочнения.

Для вибрационной ударной обработки используют рабочие тела из различных материалов и жидкие рабочие среды. Кроме стальных и полимерных шариков, стальной и чугунной дроби применяют металлическую сечку из проволоки, гранулы из алюминиевых и цветных сплавов. Виброударная обработка производится в результате множества микро ударов и относительного скольжения с определённым давлением рабочих тел по поверхности обрабатываемой детали.

Если при упрочнении статическими методами поверхностно-пластического деформирования инструменту сообщают дополнительно ультразвуковое колебание с частотой 18…24 кГц и амплитудой 15…30 мкм, то они становятся ударными методами (ультразвуковое обкатывание и т. п.).

Используют также ультразвуковое упрочнение, когда загружаемым рабочим телам, помещённым в замкнутый объём вместе с обрабатываемой деталью, сообщают ультразвуковые колебания, под действием которых происходит упрочнение обрабатываемой поверхности. Процесс напоминает виброударную обработку.

Весьма перспективным способом упрочнения рабочей поверхности гильз цилиндров считается электромеханическая обработка (ЭМО) — высокоэффективная технология поверхностного упрочнения концентрированными потоками энергии, основанная на комплексном термодеформационном воздействии при пропускании электрического тока большой плотности (108…109 А/м2) и низкого напряжения (2…6 В) через зону контакта детали и деформирующего электрода-инструмента (ролика или пластины), движущихся во взаимноперпендикулярных направлениях с определенной скоростью и подачей [1, 4–5].

При этом, в результате выделения большого количества тепла, происходит высокоскоростной нагрев локального объема поверхности с одновременным его пластическим деформированием и последующее интенсивное охлаждение за счет отвода тепла в глубь металла. В результате мощного теплового «удара» на поверхности материала формируется упрочненный «белый слой» — уникальная мартенситная структура (гарденит, наноструктурный мартенсит), обладающая высокой прочностью и износостойкостью.

Основным назначением ЭМО является обработка поверхностей металлических изделий с целью повышения их эксплуатационных свойств — износостойкости, усталостной прочности, коррозионной стойкости и др.,

Основные преимущества ЭМО:

– экологическая чистота и отсутствие излучений (в том числе, и вторичного рентгеновского излучения) и выделения вредных веществ;

– отсутствие необходимости в применении флюсов, поглощающих покрытий, защитных газов, вакуума, электролитов и других специальных расходных материалов;

– отсутствие окисления и обезуглероживания обрабатываемой поверхности, связанное с тем, что процесс упрочнения протекает в закрытой зоне контакта инструмента с обрабатываемой поверхностью;

– высокое качество (низкая шероховатость) упрочненной поверхности;

– обработка изделий различной конфигурации и типоразмера с получением необходимого качества, возможность обработки пустотелых, длинных нежестких деталей без коробления (ввиду того, что зона высокотемпературного нагрева локализована в точке контакта инструмента с поверхностью), а также крупногабаритных деталей;

– обработка каждой конкретной поверхности с учетом условий эксплуатации и схемы нагружения, возможность обработки поверхности с формированием заданного распределения физико-механических свойств по ее локальным объемам, а также создание регулярных дискретных структур и регулярных микрорельефов поверхности;

– обработка ограниченных участков без воздействия на соседние, использование для местного нагрева под последующую обработку.

На основании всех перечисленных преимуществ ЭМО, на наш взгляд, применение именно этого способа для упрочнения рабочей поверхности гильз цилиндров ДВС наиболее рационально.

1. Захаров, Ю. А. Анализ способов восстановления корпусных деталей транспортно-технологических машин и комплексов [Текст] / Ю. А. Захаров, Е. В. Ремизов, Г. А. Мусатов // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 202–204.

2. Захаров, Ю. А. Основные дефекты корпусных деталей автомобилей и способы их устранения, применяемые в авторемонтном производстве [Электронный ресурс] / Ю. А. Захаров, Е. В. Ремзин, Г. А. Мусатов // Инженерный вестник Дона: электронный научный журнал. № 4, 2014. URL: www.ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_48_Zaharov.pdf_b512b82f57.pdf

3. Захаров, Ю. А. Упрочнение деталей автомобилей типа «вал» и «ось» [Текст] / Ю. А. Захаров, Е. В. Ремизов, Г. А. Мусатов // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 141–143.

4. Технология электромеханической обработки материалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vstu.ru/razrabotka/tekhnologiya-elektromekhanichesk.html

5. Голубев, И. Г. Мониторинг технологических процессов восстановления деталей [Текст] / И. Г. Голубев, В. В. Быков, А. Н. Батищев, В. В. Серебровский, И. А. Спицын, Ю. А. Захаров // Технический сервис в лесном комплексе / Сб. материалов. науч.-практ. конф. — Москва: МГУЛ, 2000.– С.31.

Читайте также:  Как заменить сайлентблоки рулевых тяг на автомобиле ВАЗ 2109, ВАЗ 2110, ВАЗ 2112, Daewoo Lanos, Daewoo Nexia, Daewoo Sens

6. Обеспечение работы мобильных машин в условиях отрицательных температур [Текст] / Ю. А. Захаров, Е. Г. Рылякин, И. Н. Семов [и др.] // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 56–58.

7. Исследование изнашивания прецизионных деталей дизельной топливной аппаратуры [Текст] / А. В. Новичков, Е. В. Новиков, Е. Г. Рылякин, А. В. Лахно, П. И. Аношкин // Международный научный журнал. — 2014. — № 3. — С. 108–111.

8. Китаев, Ю. А. Восстановление деталей с последующей ФАБО [Текст] / Ю. А. Китаев, И. А. Спицын, А. Ю. Китаев // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 1995. — № 1 — С.25.

9. Рылякин, Е. Г. Исследование интенсивности изнашивания ресурсоопределяющих сопряжений гидронасосов [Текст] / Молодой ученый. — 2014. — № 8. — С.243–246.

АНАЛИЗ СПОСОБОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ Текст научной статьи по специальности « Механика и машиностроение»

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Песковацков Дмитрий Николаевич

В статье рассмотрены основные способы восстановления внутренней поверхности гильз цилиндров . Основными направлениями дальнейшего развития восстановления и упрочнения деталей является разработка новых и совершенствование действующих технологических процессов восстановления изношенных поверхностей деталей, которые обеспечивают надежную сцепляемость покрытия с основным металлом.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Песковацков Дмитрий Николаевич

Analysis of ways to restore the inner surface of cylinder liners

The article describes the main ways to restore internal surfaces of the cylinder liners. The main directions of further development of the restoration and hardening of details is the development of new and improvement of existing technological processes of restoration of worn surfaces of parts, which ensure a reliable adhesion of the coating to the base metal.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СПОСОБОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ»

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 12 (17) • 2017

АНАЛИЗ СПОСОБОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ

Песковацков Дмитрий Николаевич, магистрант, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева,

В статье рассмотрены основные способы восстановления внутренней поверхности гильз цилиндров. Основными направлениями дальнейшего развития восстановления и упрочнения деталей является разработка новых и совершенствование действующих технологических процессов восстановления изношенных поверхностей деталей, которые обеспечивают надежную сцепляемость покрытия с основным металлом.

Ключевые слова: упрочнение; гильза цилиндра; шероховатость поверхности; гальваническое покрытие; термопластическое деформирование.

ANALYSIS OF WAYS TO RESTORE THE INNER SURFACE OF CYLINDER LINERS

Peskovatskov Dmitrii Nikolaevich, the undergraduate, Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia

The article describes the main ways to restore internal surfaces of the cylinder liners. The main directions of further development of the restoration and hardening of details is the development of new and improvement of existing technological processes of restoration of worn surfaces of parts, which ensure a reliable adhesion of the coating to the base metal.

Keywords: hardening; cylinder sleeve; surface roughness; electroplated coating; thermoplastic deformation.

Для цитирования: Песковацков Д. Н. Анализ способов восстановления внутренней поверхности гильз цилиндров // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 55-59.

Отечественная и мировая практика показывают, что ремонтное производство является экономически оправданным. Обеспечение предприятий агропромышленного комплекса запасными частями за счет восстановления изношенных деталей, является важной народно-хозяйственной задачей, так как при этом можно сэкономить материально-технические ресурсы.

Широкое применение различных способов восстановления и упрочнения изнашивающихся рабочих поверхностей деталей с целью восстановления улучшенных свойств представляет актуальную научно-техническую и экономическую задачу,

решение которой позволит реализовать значительную часть остаточной стоимости и создать детали (с небольшими дополнительными затратами) с первоначальными техническими и технологическими свойствами [1].

Основными направлениями дальнейшего развития восстановления и упрочнения деталей является разработка новых и совершенствование действующих технологических процессов восстановления изношенных поверхностей деталей, которые обеспечивают надежную сцепляемость покрытия с основным металлом. В основу этих технологических процессов должны

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 12 (17) • 2017

быть положены усовершенствованные ресурсосберегающие способы наращивания изношенных поверхностей.

Гильзы цилиндров – это те детали, которые лимитируют ресурс и долговечность двигателя, и в целом определяют его работоспособность. Основным параметром выбраковки, зависимым от естественного изнашивания, является величина внутреннего диаметра гильзы, измеренная в месте наибольшего износа. Наибольшие износы наблюдаются в зоне перемещения верхних компрессионных колец и достигают 0,3. 0,5 мм. Целесообразность восстановления гильз цилиндров, в первую очередь, заключается в том, что они обладают 3.. .5-ти кратным запасом прочности, который не используется в процессе эксплуатации. Очень высоки потери от неполного использования ресурсов этих деталей, так как до 80 % затрат на изготовление новых гильз цилиндров приходится на стоимость металла и химико-термической обработ-

ки, то есть именно тех составляющих, которые можно сохранить при восстановлении гильз цилиндров [2, 3].

Известные способы восстановления и упрочнения внутренней поверхности гильз цилиндров, представленные на рис. 1, разделяются на две группы: расточка под ремонтный размер и восстановление до номинального размера [4, 5, 6].

Технология ремонта под ремонтный размер – это расточка гильзы по внутреннему диаметру под увеличенный ремонтный размер. При расточке гильз под ремонтный размер восстанавливают их геометрическую форму и шероховатость поверхности. После расточки оставляют припуск (0,03.0,05 мм) на хонингование, которым обрабатывают гильзу до нужного размера и придают ей необходимую шероховатость поверхности.

Гальванические способы восстановления подразумевают осаждение на изношенную поверхность гильзы износо-

Рис. 1. Способы восстановления внутренних поверхностей гильз цилиндров

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 12 (17) • 2017

стойких металлов из металлосодержащих электролитов. Известны две разновидности способа восстановления гальваническими покрытиями: железнение (остали-вание), и хромирование.

Способ восстановления центробежной индукционной наплавкой внутренней поверхности гильз износостойкими порошковыми материалами заключается в следующем. Гильза закрепляется в патроне механизма с горизонтальной осью вращения, на внутреннюю поверхность насыпается порошковый материал, внутрь гильзы вводится индуктор и осуществляется нагрев при вращении гильзы. При

достижении заданной температуры происходит сплавление порошка и материала гильзы.

При восстановлении гильз нагревом (термопластическое деформирование) уменьшается внутренний диаметр гильзы при быстром нагревании снаружи и одновременном охлаждении с внутренней стороны.

Восстановление гильз цилиндров металлизацией осуществляется нанесением на подготовленную поверхность гильзы износостойкого металлического слоя электродуговой металлизацией. Это один из способов восстановления, при кото-

Сравнительная оценка способов восстановления гильз цилиндров

Способ Преимущества Недостатки

Расточка под ремонтный размер • простота технологии ремонта; • низкая себестоимость; • не требует специальных установок по наращиванию металла • необходимость производства поршней и колец ремонтных размеров; • расход материала гильзы при расточке; • низкий ресурс расточенной гильзы (60 % от новой).

Наплавка, напыление покрытий • высокая износостойкость; • увеличение ресурса • низкая надежность из-за недостаточной прочности сцепления покрытия с основным металлом (1300.2000 см2).

Хромирование • высокая износостойкость (200.250 % от новых гильз); • высокая коррозионная стойкость • низкая производительность; • плохая смачиваемость и прирабатыва-емость хромированных покрытий, что приводит к задирам.

Железнение • высокая производительность (по сравнению со способом хромирования), скорость осаждения железа на поверхность гильз достигает 0,3.0,5 мм/час; • низкая себестоимость (в 2.3 раза ниже, чем хромирование) • низкая коррозионная стойкость; • поверхность плохо поддается обработке; • низкая износостойкость обработанных гильз; • повышенный износ поршневых колец.

Постановка съемных стальных пластин • возможность многократного восстановления гильз • высокая трудоемкость; • повышенный износ поршневых колец;

Термообжатие • высокая производительность способа восстановления; • не требуется применения дополнительных материалов • необходимость термообработки (отпуска) для снятия внутренних напряжений; • изменение размеров внутреннего диаметра гильзы после обработки, из-за неполного снятия внутренних напряжений при отпуске; • низкая износостойкость восстановленных гильз

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 12 (17) • 2017

ром получается высокая износостойкость гильз цилиндров.

Восстановление рабочей поверхности гильзы постановкой стальных лент заключается в запрессовке с натягом износостойких термообработанных лент в заранее расточенное отверстие. Благодаря упругим свойствам пластины плотно прилегают к стенкам гильзы, принимая ее форму [7].

Восстановление гильз электроконтактной приваркой ленты заключается в растачивании внутренней поверхности гильзы, вставлении ленты и ее приварке. Способ обеспечивает прочное соединение ленты с поверхностью гильзы и отсутствие зазоров в местах стыка ленты.

Преимущества и недостатки существующих способов восстановления гильз цилиндров приведены в табл. 1.

Анализ исследований способов восстановления гильз цилиндров показал, что наиболее перспективным и экономически

выгодным способом восстановления гильз цилиндров является способ пластиниро-вания. Значение коэффициентов износостойкости, выносливости и сцепляемости для этого способа восстановления равны 1,0; 0,8 и 1,0 [8, 9].

Данный способ имеет существенные преимущества:

• возможность многократного восстановления гильз;

• простота технологии ремонта;

• низкая себестоимость восстановления.

Сущность способа восстановления гильз цилиндров методом пластинирова-ния состоит в том, что в предварительно расточенное отверстие вставляется стальная тонкая изогнутая упругая пластина. Благодаря упругим свойствам и небольшой толщине пластина плотно прилегает к стенкам отверстий, принимая его форму. После износа пластина легко заменяется новой.

1. Ерохин М. Н., Стрельцов В. В., Голубев И. Г. и др. Нанотехнологии и наноматериалы в агроинженерии. М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2008. 300 с.

2. Конкин Ю. А., Малыха Е. Ф. Методические подходы к оценке износа и остаточной стоимости машин // Международный технико-экономический журнал. 2011. № 2. С. 5-12.

3. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Д. Г. Вялых и др. // Управление рисками в АПК. 2016. № 4. С. 46-57.

4. Корнеев, В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Обеспечение работоспособности техники в гарантийный период эксплуатации // Сельский механизатор. 2017. № 4. С. 39-40.

5. Методика обоснования структурных элементов обслуживания мобильного парка сельскохозяйственных машин / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, М. С. Овчинникова // Труды ГОСНИТИ. 2017. Том 127. С. 41-46.

6. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Тенденции развития инженерно-технической системы агропромышленного комплекса Российской Федерации // Наука без границ. 2017. № 7 (12). С. 21-25.

7. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. К вопросу технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации сельскохозяйственной техникой // Труды VI Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной году экологии в России «Перспективы развития науки и образования в современных экологических условиях». Соленое Займище : ФГБНУ «ПНИИАЗ», 2017. С. 666-676.

Читайте также:  Как безопасно управлять автомобилем

8. Коротких Ю. С., Чутчева Ю. С. Современное состояние машинно-тракторного парка Российской Федерации: основные тенденции и перспективы развития // Международный тех-

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 12 (17) • 2017

нико-экономический журнал. 2016. № 6. С. 25-29.

9. Дорохов А. С., Катаев Ю. В., Скороходов Д. М. Теоретическое обоснование классификации входного контроля качества машиностроительной продукции // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 2. С. 49-54.

1. Erokhin M. N., Strel’tsov V. V., Golubev I. G. et al. Nanotekhnologii i nanomaterialy v agroinzhenerii [Nanotechnology and nanomaterials in Agroengineering]. Moscow, Rosinformagrotekh, 2008, 300 p.

2. Konkin Iu. A., Malykha E. F. Metodicheskie podkhody k otsenke iznosa i ostatochnoi stoimosti mashin [Methodological approaches to vehicle wear and residual value assessment]. Mezhdunarodnyi tekhniko-ekonomicheskii zhurnal, 2011, no. 2, pp. 5-12.

3. Dorokhov A. S., Korneev V. M., Kataev Yu. V., Vialykh D. G. et al. Tekhnicheskii servis kak osnovnaia sostavliaiushchaia inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniia agropromyshlennogo kompleksa [Technical service as a basic component of engineering and technical support of agroindustrial complex]. Upravlenie riskami v APK, 2016, no. 4, pp. 46-57.

4. Korneev V. M., Kataev Yu. V., Vialykh D. G. Obespechenie rabotosposobnosti tekhniki v garantiinyi period ekspluatatsii [Ensuring availability of equipment in warranty period]. Sel’skii mekhanizator, 2017, no. 4, pp. 39-40.

5. Kravchenko I. N., Korneev V. M., Kataev Yu. V., Ovchinnikova M. S. Metodika obosnovaniia strukturnykh elementov obsluzhivaniia mobil’nogo parka sel’skokhoziaistvennykh mashin [Method of justification of the structural elements of service mobile fleet of agricultural machinery]. Trudy GOSNITI, 2017, vol. 127, pp. 41-46.

6. Malykha E. F., Kataev Yu. V. Tendentsii razvitiia inzhenerno-tekhnicheskoi sistemy agropromyshlennogo kompleksa Rossiiskoi Federatsii [Development tendencies of technical system of Russian agro-industrial complex]. Nauka bez granic, 2017, no. 7 (12), pp. 21-25.

7. Kataev Yu. V., Malyha E. F. K voprosu tehnicheskoj osnashhennosti agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii sel’skohozjajstvennoj tehnikoj [To the question of technical equipment of agro-industrial complex of the Russian Federation of agricultural machinery]. Perspektivy razvitija nauki i obrazovanija v sovremennyh jekologicheskih uslovijah, Solenoe Zajmishhe, Prikaspijskij nauchno-issledovatel’skij institut aridnogo zemledelija, 2017, pp. 666676.

8. Korotkikh Yu. S., Chutcheva Yu. S. Sovremennoe sostoianie mashinno-traktornogo parka Rossiiskoi Federatsii: osnovnye tendentsii i perspektivy razvitiia [The modern state of machine and tractor fleet of the Russian Federation: main trends and development perspectives]. Mezhdunarodnyi tekhniko-ekonomicheskii zhurnal, 2016, no. 6, pp. 25-29.

9. Dorokhov A. S., Kataev Yu. V., Skorokhodov D. M. Teoreticheskoe obosnovanie klassifikatsii vkhodnogo kontrolia kachestva mashinostroitel’noi produktsii [The theoretical justification of the classification of entrance quality control of machine-building production]. Mezhdunarodnyi tekhniko-ekonomicheskii zhurnal, 2015, no. 2, pp. 49-54.

Материал поступил в редакцию 23.12.2017 © Песковацков Д. Н., 2017

Способ обработки гильзы цилиндра двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке гильз ДВС. Цель изобретения – повышение долговечности гильзы за счет оптимального распределения остаточных сжимающих напряжений. Согласно способу наружную и внутреннюю поверхности гильзы подвергают черновой и чистовой обработкам . При этом перед чистовой обработкой внутренней поверхности участок наружной поверхности, соответствующий по длине и расположению рабочему участку внутренней поверхности, подвергают упрочнению на глубину, равную 0,2- 0,5 от толщины стенки гильзы. Упрочнение производят ТВЧ или обкаткой роликом. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4627542/27 (22) 28,12.88 (46) 07.03.91. Бюл. № 9 (71) Научно-производственное объединение технологии автомобильной промышленности (72) В,M. Тимонин, А.Э. Исаков, А,К. Васильев и Н.А. Магомаев (53) 621.9,022(088,8) (56) Патент США ¹ 4447275, кл. С 21 D 1/06, 1984. (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ГИЛЬЗЫ ЦИЛИНДРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обраИзобретение относится к машиностроению, а именно к способам обработки гильзы цилиндра двигателя внутреннего сгорания (ДВС) путем механической обработки и упрочнения.

Цель — изобретения заключается в повышении долговечности гильзы при эксплуатации за счет оптимального распределения остаточных сжимающих напряжений, На фиг. 1 изображена схема размещения упрочненнога слоя на наружной поверхности гильзы; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, где схематически изображена эпюра остаточных напряжений, сжимающих на наружной поверхности и растягивающих — на внутренней.

Способ осуществляют следующим образом, Гильзу изготовленную, например, литьем подвергают сначала снаружи черновой обработке путем обточки на токарном станке, 3 атем осуществляют черновую обработ. Ж 1632728 А1 (я)ю В 23 P 15/22, В 24 В 39/00 ботке гильз ДВС. Цель изобретения — повышение долговечности гильзы за счет оптимального распределения остаточных сжимающих напряжений, Согласно способу наружную и внутреннюю поверхности гильзы подвергают черновой и чистовой обработкам. При этом перед чистовой обработкой внутренней поверхности участок наружной поверхности, соответствующий по длине и расположению рабочему участку внутренней поверхности, подвергают упрочнению на глубину, равную 0,2—

0,5 от толщины стенки гильзы, Упрочнение производят ТВЧ или обкаткой роликом.

2 з.п, ф-лы, 2 ил. ку внутренней рабочей поверхности с помощью режущего инструмента на токарном станке, Затем наружную поверхность в зоне L соответствующей по длине и расположению рабочему участку внутренней поверхности, упрочняют на глубину 0,2 — 0,5 толщины стенки гильзы с помощью обработки ТВЧ или обкаткой роликами.

Конкретные режимы подбирают в зависимости от материала гильзы и конкретной требуемой толщины упрочненного слоя, После завершения упрочнения внутреннюю рабочую поверхность хонингируют алмазными брусками, Затем производят подрезку торцов и шлифовку уплотняющих поясков.

Пример. Обработке подвергают гиль.зу из серого перлитного чугуна, которая в окончательном виде имеет длину L=170 мм, внутренний диаметр D=90 и 120 мм, толщину стенки $=6 и 8 мм, и из стали 40Х длиной

170 мм, с.внутренним диаметром 90 мм и толщиной стенки S=14 мм.

“,:-..ггггавку гил. эы сначала обтачивают снаружи г, ри подаче S=0,4 мм/об и числе

ПД»1аотав и=-1 0 об/мин со скоростью ч/==47 м/мин резцом из твердого сплава В К6.

Внутреннюю поверхность гильзы растачивают при подаче 5=0,,125 мм/об, числе обара.гав n-=-280 об/мин, глубина резания

t-0,3 мм и скорость V-81 м/мии резцом из

TI38pдага сплаВВ В К»3.

После зтага нэгпакfwfo повеохнасть

ГИЛЬЗЫ Иа чяа» -ГКЕ цЛИ, IO 3 (=-95 ММ СООТ-Ветств чощем рабач8му учас) ку Внутренней поверхности, заВис ILUGMv оТ Величины xoQB парщня ДВ Q подвюргац”д. упрачнени»О иа глубину, составляющую 0,2-0,5 ат толгцины стенки гильзы, Окончательно обработанной

В разм8р, Упрачнеиие осуществляют ТВЧ или откаткой роликам.

Обработку ТВЧ осуществля ат при частоте 2500 Гц в интервале 800 — 1500 С В зависимости от материала гильзы.

l:юследующее охлаждение ведут с помощью водяного душа, При зтам нагрев до заданной температуры осуществляют со скорас гью 50 С/с, Упрачнение также асуществля,or Обкаткой роликам для чугуна при усилии 75—

550 кг и для стали при усилии 800 — 900 кг при подаче 3=0,4 мм/об и числе оборотов и–100 об/мин.

Ролик выполнен из стали ШХ15, лмеет диаметр 50 мм и профильный радиус 2,5 мм.

После завершения упра»гнения проводят чистову»а сбработку внутре”IHåé паверо 1ингавакием алмазными брусками в,цва перехода пр». Числе оборотов шпинделя п=90 об/мин, скорости возвратно-поступательнога перемещения инструмечта v =20 м/мин и радиальиол по,цаче tp =0,00 1 мм/дв,ход, Для обработки используют бруски;

АВХх125х 8 х 4 х 2, АС6 200/160, 100, М1 и

АВХ 125 х 8 х 4х 2 АС6 28/20, 100, М1.

Обрааотаикые гильзы подвергaloT фA зикО мсханическим испытаниЯм па общ8 принлтой методике, В частности, износостойкость Определяют следу1ащим образом, Готовую гильзу подвергают искусственному изнашиванл1О крупнозернистыми алмазными брусками АРК4 400/315 на величину 0,5 мм на диамата.

Интенсивность изнашивания с учетом компенсации износа под действием сжимающих напряжений оценивают па числу двойных ходов инструмента, необходимых для съейа 0,5 мм металла на диаметр на

45 внутренней поверхности гильзь г,ри постоянном давлении иа бруски п.5 УПВ, Результаты испытаний показывают, что наибольшим сопротивлением из;,осу обладают гильзы, подвергнутые упрочнеиию по наружной поверхности на участке, эквивалентном рабочему, с глубиной упрочиения В пределах 0,.2 — 0,5 толщины стенки гильзы габрабатаиной ака л1атель:.fo В р=змеф, г-.

Зффект паВышекил I”. 3 ocоста .: кости гильзbl; !o иo Qб -яани I b . Ipoя gлениi!fi В3>ияния Остаточны”; !-1аг ряжвкий, сапут твующих процессу упрачнения наружной поверхности и обеспечивающих получение зпюры остаточных напряжений (фиг. 2), Преимущества такого напряженного состояния заключаются в том, чта по мере износа Внутр8нних слаеВ увеличиВается даля сжимающих составляющих, и размер внутреннего диаметра сокращается на Величину, необходимую длЯ ВосстаноВлениЯ силового равновесия остаточных сжимающих и растягивающих напряжений.

Практически отсутствие влияния сжимающих напряжений при толщине упрочненна -о слоя менее 0.2 толщины стенки гильзы можно обьяснить недостаточным аккумулированием упругой знергии в теле гильзы, освобождаемой при последу ощем износе и определяющей ьеличину компенсации износа отверстия, Снижение влияния упрочнения наружной поверхности при толщине упрочнекиого слоя более 0,5 толщины стенки гильзы можно обьяснить частичной потерей упругости неупрочненкых слоев за счет превышения пред8ла T8xучести., Вазнлкиавения необратимых деформаций в теле гильзы и снижения вследсгвие зтага уровня накоппенкой остаточкой энергии.

Повышение долговечности гильзы гарантированно достигается только при толщине упрочненного слоя, составляющей

0,2 — 0,5 толщины стенки гильзы, Оормула изобретения

1, Способ обработки гильзы цилиндра двигателя внутреннего сгорания, включающий последовательную путем снятия припуска черновую и чистовую обработки наружной поверхности и внутренней поверхности с рабочим участком, соответствующим ходу поршня двигателя внутреннего сгорания, и поверхностное упрочнение наружной поверхности гильзы в зоне, соответствующей па длине и расположению рабочему участку внутренней поверхности, осуществляемое до проведения чистовой обработки внутренней поверхности, о т л и1632728 ч а ю шийся тем, что, с целью повыше» ия долговечности гильзы за счет оптимального распределения остаточных сжимающих напряжений, поверхностное упрочнение производят на глубину, равную 0,2-0,5 толщины стенки гильзы, 2. Способ по и. 1, отл ич а ю щи йс я тем, что поверхностное упрочнение осуществляют действием ТВЧ, 3, Способ по п, 1, отличающийся

5 тем, что поверхностное упрочнение осуществляют обкаткой роликом.

Ссылка на основную публикацию