Неисправности карданной передачи автомобиля

Неисправности карданной передачи автомобиля



скачать фото на мобильник

Содержание:-
Руководство по эксплуатации, техническому
обслуживанию и ремонту автомобиля ВАЗ 2106

Возможные неисправности карданной передачи на автомобиле ВАЗ 2106

Проверка карданной передачи на автомобиле ВАЗ 2106 Проверяйте карданную передачу снизу автомобиля ваз 2106, находящегося на подъемнике или смотровой канаве. В коробке передач должна быть включена нейтральная передача. Проверяйте надежность затяжки резьбовых соединений, состояние шарниров и резинового массива промежуточной опоры (наружным осмотром).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При работе на смотровой канаве примите меры к исключению перемещения автомобиля (подложите упоры под колеса).

Вибрация карданной передачи

Неисправности, которые выявляются при осмотре

Неисправности карданной передачи обычно проявляются в виде резких стуков в карданах, возникающих при движении автомобиля в момент перехода с одной передачи на другую и резком увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя(например, при переходе от торможения двигателем к разгону).

Показателем нарушения нормальной работы кардана может быть его нагрев до высокой температуры (свыше 100°С). Это происходит вследствие значительного износа втулок и шипов кардана, игольчатых подшипников, крестовин и шлицевых соединений кардана, в результате чего нарушается центровка кардана и возникают значительные ударные осевые нагрузки на игольчатые подшипники. Повреждения пробковых сальников крестовины кардана приводят к быстрому износу шипа и его подшипника.

При техническом обслуживании карданную передачу проверяют резким проворачиванием карданного вала от руки в обе стороны. По величине свободного проворачивания вала определяют степень износа карданов и шлицевых соединений. Через 8—10 тыс. км пробега проверяют состояние болтовых соединений фланцев ведомого вала коробки передач и вала ведущей шестерни главной передачи с фланцами концевых карданов и крепления промежуточной опоры карданного вала. Проверяют также состояние резиновых чехлов на шлицевых соединениях и пробковых сальников крестовины кардана. Все болты крепления должны быть затянуты до отказа (момент затяжки 8—10 кГм).

Игольчатые подшипники карданов смазывают жидким маслом, применяемым для агрегатов трансмиссии; шлицевые соединения у большинства автомобилей смазывают консистентными смазками (УС-1, УС-2, 1—13 и др.); применение консистентной смазки для смазывания игольчатых подшипников категорически запрещается.

У некоторых автомобилей (например, ГАЗ-21 «Волга») шлицевые соединения смазывают трансмиссионным маслом. Подшипник промежуточной опоры, смонтированный в резиновой обойме (ГАЭ-53А, ГАЗ-21 «Волга»), в смазывании практически не нуждается, так как смазка заложена в него при сборке на заводе.

Опорный подшипник автомобиля ЗИЛ-130 смазывают консистентной смазкой через пресс-масленку при очередном техническом обслуживании (через 1100—1700 км).

3. Основные неисправности карданной передачи

Характерной неисправностью карданной передачи является биение (вибрация) карданного вала, которое сопровождается ускоренным износом деталей передачи. Вибрация карданного вала обычно проявляется гулом и шумом, усиливающимися с повышением скорости движения автомобиля. Чаще всего вибрация является следствием нарушения балансировки карданных валов, что может быть вызвано большим износом карданных шарниров и шлицевых соединений, деформацией вала (прогибами и вмятинами), потерей балансировочных пластин, неправильной установкой деталей после разборки соединений карданной передачи.

Ослабление креплений вилок приводит к появлению зазоров в соединениях их фланцев, разработке отверстий во фланцах и поломке болтов их крепления.

При появлении значительных бокового и торцевого люфтов крестовины в подшипниках изношенные детали (крестовина, подшипники со стаканом) заменяются. При больших износах в шлицевом соединении вала и подвижной вилки, что определяется по значительному люфту в соединении, карданный вал заменяется.

Износ и повреждение уплотнений и сальников подшипников, шлицевых соединений, а также нарушение герметичности масленок, пробок и предохранительных клапанов крестовин приводят к вытеканию смазки и ускоренному износу соответствующих деталей. Поврежденные и изношенные уплотнительные устройства должны заменяться.

При отсутствии смазки в шлицевом соединении вала, а также при его загрязнении в шлицевом соединении возникают большие осевые силы, действующие на вал, которые могут вызвать поломку деталей карданной передачи и соединяемых ею механизмов.

4. Работы, выполняемые при то карданной передачи

Техническое обслуживание карданной передачи заключается в периодической проверке и подтяжке креплений, проверке состояния карданных валов, шарниров, промежуточных опор.

Момент затяжки болтов крепления опорных пластин, стаканов, подшипников, крестовин должен быть 14—17Н • м (1,4—1,7кгс.м), момент затяжки болтов крепления фланцев среднего моста должен быть 120—140 Н-м (12—14кгс-м)9 а заднего моста – 80—90 Н-м (8—9 кгс.м).

При значительных износах в подшипниках крестовины нужно разобрать шарнир и заменить изношенные детали. Разборку целесообразно производить только для замены деталей, а не для осмотра. Для разборки шарниров следует использовать специальный съемник. Перед разборкой необходимо не нарушить их взаимное положение.

5. Ремонт

Карданный вал может иметь следующие повреждения: скручивание трубы вала; изгиб вала; износ отверстий в вилке под подшипник; погнутость щек вилки. Скрученность трубы вала определяют по результатам измерения взаимного углового положения осей поверхностей вилок. При скрученности трубы вала более 3° или при наличии вмятин на трубе ее заменяют новой.

При износе отверстий в вилке под подшипники, обломах или при наличии трещин на вилках они подлежат замене. Изменение размера между щеками вилки устраняют правкой или вилку заменяют. Вилки к трубе приваривают дуговой сваркой под слоем флюса или в углекислом газе.

Погнутость вала определяют измерением радиального биения при установке его в приспособлении по диаметру и торцу в вилках по всей длине. При радиальном биении выше допустимого вал правят на прессе. При невозможности устранить данный дефект трубу заменяют новой.

Сборку карданной передачи автомобиля выполняют в два этапа: вначале собирают узлы, а затем проводят общую сборку передачи.

Для соединения фланца вилки с крестовиной ввертывают масленку и предохранительный клапан в крестовину. Полученный узел устанавливают двумя шипами в отверстия фланца-вилки так, чтобы предохранительный клапан был обращен в сторону фланца вилки. На шипы крестовины устанавливают подшипники карданного вала с сальником в сборе и запрессовывают крестовину в отверстия вилки. Пазы на торце подшипников должны быть параллельны продольной оси вилки. Затем устанавливают опорные пластины подшипников, пластины-замки, ввертывают болты крепления и стопорят их, загибая на грани концы пластин-замков.

Рис. 3. Станок для динамической балансировки карданных валов

При сборке передней и задней крышек с сальником и обоймой сальника в гнездо крышки вставляют уплотнительное кольцо сальника и обойму. Затем обойму сальника запрессовывают и кернят в трех точках по окружности.

Для сборки подшипника с передней и задней крышками в заднюю крышку запрессовывают подшипник. В подсобранный узел вставляют переднюю крышку в сборе с кольцом сальника и обойму и завальцовывают по окружности, обеспечивая герметичность соединения. При сборке промежуточной опоры карданного вала в заднюю крышку ввертывают масленку. В подушку опоры устанавливают подшипник в сборе с крышками, фиксируя его положение и предохраняя от проворачивания скобами крышек. В подсобранный узел закладывают смазку и вставляют распорные втулки.

При общей сборке карданных валов и в отверстия вилки вставляют шипы крестовины в сборе с вилкой и подшипником с сальниками в сборе. Затем аналогично собирают вилку другого конца карданного вала со скользящей вилкой в сборе с крестовиной.

После сборки карданные валы подвергают динамической балансировке на станке (рис. 2). Один конец вала соединяют фланцем-вилкой с фланцем передней ведущей балки, а другой конец опорной шейки скользящей вилки – со шлицевой втулкой задней бабки. Затем проверяют легкость вращения карданного вала и фиксатором закрепляют один конец маятниковой рамы станка. Включив станок, вращают лимб выпрямителя против часовой стрелки и доводят показания милливольтметра до максимального значения.

Показание милливольтметра соответствует определенному значению дисбаланса. Шкала милливольтметра градуирована в граммах уравновешивающего груза. Продолжая вращение лимба 6 выпрямителя против часовой стрелки, доводят показание милливольтметра до нулевого значения и останавливают станок.

По показанию лимба выпрямителя 6 определяют угол смещения дисбаланса и, поворачивая карданный вал, устанавливают это значение на лимбе промежуточного вала. При этом место приварки балансировочной пластины будет расположено вверху вала, а утяжеленная часть – внизу, в плоскости коррекции. Прикрепив балансировочную пластину тонкой проволокой на расстоянии 10 см от сварного шва, включают станок и проверяют сбалансированность конца карданного вала с пластиной.

При значении дисбаланса меньше допустимого балансировочные пластины приваривают к поверхности трубы. Затем, освобождая один и закрепляя другой конец маятниковой рамы фиксатором стойки, осуществляют динамическую балансировку другого конца вала.

После динамической балансировки карданного вала на шейку скользящей вилки устанавливают защитную муфту шлицев, гайку распорной втулки, разрезные шайбы, кольцо сальника, резиновый сальник и разрезную шайбу. Кольцо сальника и разрезные шайбы вводят в гнездо распорной гайки втулки. Муфту шлицев закрепляют на шейке скользящей вилки проволокой.

После предварительной сборки и динамической балансировки промежуточного карданного вала на шейку шлицевой втулки устанавливают передний отражатель сальника, опору промежуточного вала в сборе напрессовывают до упора в буртик. Затем надевают задний отражатель сальника. После заполнения солидолом шлицевой втулки подбирают скользящую вилку по шлицевой втулке, обеспечивая свободное движение и совпадение осей болтов стопорных пластин вилок промежуточного вала и скользящей вилки. Установив в выточку шлицевой втулки разрезную шайбу и резиновое кольцо, навертывают до отказа на ее резьбовой конец гайку распорной втулки и стопорят, отгибая ус заднего отражателя сальника в паз гайки. Защитную муфту шлицев передним концом надевают на гайку распорной втулки и закрепляют хомутом и пружинным кольцом.

Для отметки взаимного расположения сбалансированного комплекта карданного вала на трубах и скользящих вилках выбиты стрелки.

Ремонт автомобиля КамАЗ 4310 .

Содержание работ: Сборка шарнирного соединения карданной передачи

Исполнители 1 чел.

Специальность и разряд каждого рабочего слесарь по топливной аппаратуре II разряда

Замена карданного вала: когда необходима и как осуществить?

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Как устроен карданный вал
  • Каковы основные неисправности карданного вала
  • Как заменить карданный вал своими руками
  • От чего зависит цена замены карданного вала на СТО

Владельцам автомобилей с передним приводом такая тема, как замена карданного вала, совершенно неинтересна. Однако если у вас машина полноприводная или с задними ведущими колесами, то про этот узел лучше знать как можно больше. Важность исправности карданного вала для уверенной эксплуатации автомобиля переоценить невозможно. Это один из ключевых элементов конструкции авто.

Как устроен карданный вал

Карданный вал или кардан – это элемент трансмиссии. Посредством данного узла передается вращение от коробки передач к редуктору заднего или переднего моста. При этом карданный вал достаточно просто устроен и за столетнюю историю автомобилестроения изменился очень незначительно. Любой полный привод имеет в своем составе кардан.

Карданный вал (КВ) состоит из нескольких частей:

  • вал;
  • две крестовины;
  • скользящая вилка, уплотнения;
  • детали крепления, например подвесной подшипник;
  • несколько других элементов в зависимости от типа конструкции.

КВ может состоять из нескольких сегментов – три и более. Размер и масса автомобиля напрямую влияют на соответствующие показатели карданного вала. Односекционный вал будет состоять из центральной части и наконечников, оборудованных крестовинами.

Карданная передача функционирует благодаря шарнирам, построенным на крестовинах. Благодаря наличию крестовин два соединенных вала могут вращаться при изменении угла взаимного расположения. Чтобы сохранить высокий КПД, угол вращения не должен выходить за рамки 0°…20°. Если эта величина превышается, крестовина испытывает большие нагрузки. В результате потери сбалансированности работа вала может сопровождаться вибрацией.

Очень важная часть КВ – шлицевое соединение раздвижного типа. Использование такой конструкции обусловлено особенностями работы подвески авто. Дело в том, что в момент проезда препятствий подвеска растягивается. Карданный вал с обеих сторон ограничен жестко закрепленными элементами. С одной стороны это коробка передач, а с другой – мостовой редуктор, соединенный с подвеской. Вот и получается, что кардан должен изменять свои геометрические размеры вместе с изменением габаритов подвески. Это достигается именно благодаря использованию шлицевого соединения.

Рекомендуем

Немаловажное значение играет также подвесной подшипник. Он выступает в роли дополнительной опоры для карданного вала. Чтобы обеспечить свободное вращение, внешняя часть подшипника с кронштейном закрепляется к кузову. В составе КВ может использоваться несколько подшипников в зависимости от длины и количества секций самого вала.

Основные неисправности карданного вала

Дефекты, возникающие в кардане, могут иметь различные внешние признаки. Среди наиболее характерных – удары под днищем авто, вибрация и гул, особенно сильный при разгоне. Характер признаков может многое сказать о том, какие части придется заменить.

Ряд несложных неисправностей вполне поддается ремонту своими руками. Для успешного выполнения процедуры необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями устройства КВ, а также иметь набор инструментов. Если проблема серьезная, то лучше доверить ее решение профессиональным сервисам. Самостоятельное вмешательство в данном случае может привести кардан в неремонтопригодное состояние.

1. Удары, пинки при включении коробки передач

Если трогание с места сопровождается металлическими ударами, а при разгоне ощущается вибрация:

  • Первым делом нужно осмотреть крестовину на карданному валу. Весьма вероятно, что она разрушилась. А удары – следствие люфта в игольчатом подшипнике. В данном случае необходимо заменить деталь.
  • Также необходимо проверить степень затяжки болтов карданного вала
  • Подвижные шлицы также изнашиваются с образованием люфта. В случае обнаружения дефекта необходимо заменить шлицы.
  • Удары могут быть вызваны люфтом в неподвижных шлицах подвесного подшипника. Данная неисправность также устраняется лишь заменой деталей.
  • Возможен люфт ШРУСа кардана. В некоторых случаях достаточно перебрать шарнир с заменой смазки. Если же в результате этих действий неисправность не ушла, нужно менять ШРУС.

2. Скрип с постоянным или периодическим характером

При нажатии на педаль акселератора может появляться скрип или писк. Рекомендуется внимательно изучить его особенности, в первую очередь определить – постоянно или периодически возникает посторонний звук. Например, при прогреве машины скрип уходит или остается.

  • Заклинивание крестовины кардана, которое также проявляется вибрацией. Явный признак такого дефекта – ржавые подтеки из сальника игольчатого подшипника. Придется потратиться на замену крестовины, так как старая уже повреждена игольчатым подшипником.
  • Изношен подшипник промежуточной опоры карданного вала. Такой результат диагностики влечет за собой замену неисправного элемента. Дефект часто проявляется при низких температурах.

3. Постоянный гул, вой или свист, нарастающий со скоростью

Гул, шум или свист постоянного характера, лишь увеличивающийся по мере разгона машины, свидетельствует о неисправности подшипника промежуточной опоры. Значит, смазка в нем уже высохла, и в него проникла влага, вызвав коррозию.

В данном случае не обойтись без тщательной диагностики промежуточной опоры. Если результаты подтвердят неисправность подшипника, нужно как можно быстрее заменить его новой деталью.

Вероятна ситуация, когда подшипник заклинивает. В этом случае он проворачивается в посадочном месте, куда его запрессовывают на заводе. Если это произошло, то просто заменой подшипника уже невозможно решить проблему. Нужно либо восстановить посадочную поверхность, либо менять и эту деталь.

Рекомендуем

4. Масляные подтеки в месте примыкания кардана к коробке передач

  • Там, где соединяется карданный вал и коробка, есть приемный фланец с сальником. Это уплотнительное кольцо с течением времени теряет эластичность и способность обеспечить герметичное соединение. Поэтому необходима периодическая замена сальника.
  • Если конструкция КВ такова, что подвижные шлицы соединены с КПП, следует осмотреть шлицевую втулку. Вероятно образование заусенцев и шероховатостей на этом элементе. Есть два возможных пути решения проблемы. Хорошо, если получится убрать эти дефекты наждачной шкуркой. Если же не помогло – тут только замена шлицов.

5. Звон в карданной трубе

  • Крышка, предохраняющая от проникновения смазки в трубу, может отвалиться. Проблему решают разрезанием КВ и фиксацией крышки при помощи сварки.
  • Произошло отслоение или обрыв опоры сердечника, сделанного из свинца. В продаже нет труб со свинцовыми сердечниками, поэтому придется заменить кардан целиком.
  • Образовавшаяся во время сварки карданного вала окалина может остаться внутри. Чаще всего водитель никак не замечает этого. Но бывают случаи, когда особенно большие куски окалины звенят во время движения. Необходимо разрезать кардан и извлечь их.

6. Звон от карданного вала

Наиболее вероятная причина звона – плохое крепление грязеотражателя промежуточной опоры. Нужно выставить его по центру и приварить в четырех местах.

7. Скребущий или шоркающий звук во время движения

Карданный вал во время вращения задевает детали корпуса авто. Наиболее часто кардану мешают картер КПП или детали выхлопной системы.

Замена карданного вала своими руками

Для замены карданного вала целиком или его отдельных частей нужно выполнить определенную последовательность действий:

  1. Первым делом проверить наличие необходимого инструмента. Нам понадобится молоток, отвертка, съемник стопорных колец, наставка из алюминия или меди, а также набор ключей. Очень часто можно обойтись всего тремя размерами последних – 12, 13 и 27.
  2. Перед разборкой поставить метки в узлах стыковки карданного вала. Самое ответственное место – соединение с задним мостом. Обычно метки ставят зубилом или наносят при помощи краски. Простая процедура, помогающая избежать проблем от неправильной сборки. Если же пренебречь этим советом, после ремонта КВ вероятно появление вибраций или полный выход из строя деталей карданного вала.
  3. Можно снимать КВ. Для этого при помощи ключа на 13 отвернуть болты, соединяющие подвесной подшипник и поперечную опору. Далее следует заняться гайками, удерживающими карданный вал и задний мост.
  4. Первостепенная задача – замена крестовины карданного вала. Чтобы сделать это, нужно снять стопорные кольца. Соответствующий инструмент у вас должен иметься. Далее следует расположить кардан таким образом, чтобы крестовина оказалась на весу.
  5. Демонтаж крестовины нужно произвести оправкой и молотком. Аккуратными ударами выпрессовать чашку.
  6. Повернув КВ на пол-оборота, можно достать чашку, которая уже выбита. Затем приступить к извлечению второй.
  7. Если замена карданного вала не планируется, нужно тщательно прочистить проушины, в которые вставляются чашки крестовины. Не должно остаться коррозии и грязи. Особое внимание стоит уделить местам установки стопорных колец. Загрязнения в этих местах совершенно недопустимы.
  8. Из новой крестовины нужно извлечь чашечки и установить их в проушины КВ. Затем можно одеть на место чашку. Но осторожно – очень легко потерять иголки.
  9. Устанавливать деталь надо таким образом, чтобы стала доступна канавка стопорного кольца. Поместить последнее в соответствующее углубление, тем самым фиксируя чашечку. После чего провернуть карданный вал.
  10. Проделать такие же действия для второй чашечки. То есть сдвинуть крестовину и установить чашечку. Зафиксировать стопорным кольцом. Вторую чашечку монтировать сложнее, поэтому необходимо запастись терпением.
  11. При наличии сильного износа нужно произвести также замену подвесного подшипника карданного вала.
  12. Когда крестовина снята, можно вставить шлицевую часть кардана в муфту. Затем открутить гайку, крепящую шарнир и передний вал. Обычно для этого нужен ключ на 27.
  13. Стянуть вилку шарнира при помощи съемника. Затем можно демонтировать подвесной подшипник. Для этого либо используется молоток, либо разрезается наружное кольцо, а потом уже применяется съемник.
  14. Проще всего заменить карданный вал в сборе.
  15. Чтобы собрать кардан, нужно выполнить все действия в обратной последовательности. Обязательно руководствуемся метками, оставленными в начале процесса. Если устанавливается новый КВ, иногда нужно отбалансировать его.

При наличии необходимых навыков заменить карданный вал целиком или отдельные его части можно за несколько часов. Главное сразу же обнаружить неисправность и незамедлительно заняться ремонтом.

Как заменить крестовины карданного вала:

От чего зависит цена замены карданного вала на СТО

Заниматься самостоятельной заменой кардана допустимо, если уже есть хотя бы минимальный опыт в устранении автомобильных неисправностей. Иначе можно усугубить проблему. Даже в таком простом узле, каким является карданный вал, нередки поломки по вине неопытных ремонтников. Поэтому лучше всего проводить профилактические осмотры и ремонты на СТО.

Зачастую специалисты автосервиса затрудняются назвать цену ремонта сразу. Им сперва необходимо провести тщательную диагностику, выявить неисправность. Затем определиться с перечнем деталей под замену, посчитать стоимость запасных частей. Потом выяснить временные затраты на проведение ремонтных работ. После калькуляции всех затрат оглашается сумма услуги для автовладельца.

Также на стоимость ремонта КВ влияет марка и модель транспортного средства, немаловажны конструктивные особенности авто. Существует ценовая дифференциация и по географическому принципу. В крупных городах-миллионниках, особенно в столице и Санкт-Петербурге, замена карданного вала обойдется дороже, чем в удаленных от центра местах.

Нередка ситуация, когда в процессе диагностики специалисты СТО обнаруживают другие проблемы, о существовании которых владелец авто даже не догадывался. Причем случается, что устранение этой неисправности нужно делать оперативно, чтобы сохранить работоспособность авто. В таком случае новый ремонт не производится до момента, пока не будет согласован с заказчиком или владельцем машины.

В последние годы автолюбители все чаще устанавливают на своих «железных коней» детали, приобретенные на СТО. Существует ряд веских причин поступать таким образом. Во-первых, станции техобслуживания предлагают очень широкий выбор запчастей по дилерским ценам. Причем подбор запчастей происходит профессионалами, так что вероятность ошибки минимальна. Замена выполняется быстро и квалифицированно. Кроме того, на все детали и услуги дается гарантия. Это не полный список преимуществ, однако достаточный для большинства автомобилистов. Поэтому многие становятся постоянными клиентами СТО.

Рассмотрим пример, когда нужно заменить карданный вал. Современный рынок автозапчастей предлагает большой выбор таких узлов. Купить их можно как в магазине, так и через Интернет. Цены варьируются в определенных пределах. Независимо от всех вышеперечисленных факторов всегда остается вероятность купить некачественную деталь. Особенно рискуют начинающие автомобилисты, не имеющие опыта покупки автодеталей.

Цены на СТО тоже различаются в зависимости от производителя запчасти, набора сопутствующих услуг и прочего. Поэтому на окончательную стоимость замены карданного вала влияет множество составляющих.

Статистика показывает, что 37 % всех поломок произошло лишь из-за того, что автовладелец несвоевременно обратился за технической помощью на СТО. Если не распознать неисправность в начале, со временем она усугубляется, страдают также смежные узлы и детали.

Рекомендуем

Профилактику или ремонт транспортного средства нужно делать комплексно и целиком, чтобы изношенных деталей не осталось ни в одном узле авто. Конечно же, стоимость такой услуги будет выше, чем ожидалось. Однако в результате владелец получит надежный автомобиль и сэкономит на непредвиденных расходах. Периодический технический осмотр на станции техобслуживания – основное правило долгой беспроблемной эксплуатации машины.

Какой фирмы карданный вал лучше ставить: мнения автовладельцев

  1. «Был разный опыт…»

«Имею опыт использования разных карданных валов на ШРУСах, от широкого перечня производителей. Ни один из них не заслуживает звания надежного изделия. Основные слабые места – сепараторы и пыльники. В прошлом месяце заменил старый вал на «КАРДАНовский». Сразу же отметил отсутствие вибрации на крестовинах. За целостность пыльников теперь тоже не переживаю. Ушел страх остановиться где-то с полностью отказавшим автомобилем».

«Сначала было все хорошо».

«В декабре на задний мост установил СиМ. Пришлось выбирать, где менять, так как на оба моста не было средств. Перед самым новым годом у меня появился вал от ЗАО «КАРДАН», на котором был поврежден пыльник. Провел обслуживание, смазку, поменял пыльник. Установил его на переднюю часть. В городе никаких проблем не заметил. А вот при движении по трассе на скорости от 80 до 100 проявилась вибрация.

Больше недели не выдержал, купил снова СиМ. Разница между этими заводами в том, что ЗАО «КАРДАН» лишь осуществляет крупноузловую сборку, а СиМ наладил полный производственный цикл. Заменить удалось только после новогодних праздников. После чего все стало идеально. Езжу до сих пор, посмотрим, сколько выдержат эти карданные валы».

«Вернулся к старой фирме».

«Заводские карданы у меня были от «Серп и молот». Но вот пробег 85 тысяч, и замечены подтеки масла на ШРУСе заднего КВ. Подозрение пало на пыльник, однако осмотр показал его целостность. Причина подтеков была в другом. От редуктора открутилась гайка, что привело к утечке масла в ШРУС. К тому же сам карданный вал уже показал люфт.

ШРУСы прошли профилактику с заменой смазки и пыльников. Потом отдал карданы товарищу, у которого они работают до сих пор. Себе же я купил «белкард». Однако в работе они не понравились. То ли попался брак, или такое качество изделий фирмы, но при некоторых скоростях появлялась вибрация. Заменил их на новые карданные валы от СиМ».

«Все зависит от условий эксплуатации».

«Все зависит от условий эксплуатации. При езде по асфальту, и если подвеска стоковая, лучше использовать СиМ на обеих осях. При более жестких условиях оптимально использовать вал от «Белкард». Поясню на моем примере. Использую авто в смешанном цикле. Подвеска лифт. Спереди у меня СиМ на ШРУСе. Выбор такой, потому что передний мост не меняет углы при работе, а данный карданный вал менее склонен к вибрации. Задний мост работает с усиленным крестовым «белкардом».

Рекомендуем

«Для себя определил, что лучший по параметрам балансировки и надежности – «ТИРСАН». На зимний сезон оставляю его только сзади, спереди заменяю на СиМ. В летнее время оба моста через «ТИРСАН» работают. Никаких нареканий на них. Перед покупкой нужно тщательно осмотреть карданный вал на наличие балансировочных грузиков. Чем их меньше, тем более отбалансированное изделие изначально произведено на заводе».

«Лучше – по индивидуальному заказу».

«Заказывал оба карданных вала в фирме, которая сама производит нестандартные изделия. При этом получил высокое качество за меньшую стоимость – по сравнению с серийными аналогами. Такие фирмы можно найти в любом большом городе».

Читайте также:  Коробка передач
Ссылка на основную публикацию
Причина неисправностиСпособ устранения неисправности
Стук в карданной передаче при трогании с места, резком разгоне или переключении передач
Ослабление затяжки болтов и гаек крепления эластичной муфты и фланцев карданных шарниров

Увеличенный окружной зазор в шлицевом соединении переднего карданного вала

Увеличенный зазор в подшипниках карданных шарниров

Затяните гайки моментами, указанными в приложении

Проверьте величину зазора: если он больше 0,30 мм, замените изношенные детали

Отремонтируйте шарниры с заменой изношенных деталей

Шум и вибрация карданной передачи
Деформация карданных валов

Несовпадение монтажных меток переднего вала и соответствующей муфты

Дисбаланс карданных валов

Износ или повреждение центрирующей втулки фланца эластичной муфты и центрирующего кольца вторичного вала коробки передач

Повышенный зазор в подшипнике промежуточной опоры

Повреждение промежуточной опоры

Ослабление затяжки гаек крепления поперечины к кузову автомобиля

Повышенный зазор в подшипниках карданных шарниров или заедание шарниров

Ослабление обоймы сальника фланца эластичной муфты

Ослабление гайки крепления вилки переднего карданного вала

Недостаточная смазка шлицевого соединения

Выправьте на прессе или замените валы

Снимите карданную передачу и добейтесь совпадения меток, нанесенных при разборке

Проверьте балансировку; при дисбалансе, превышающем 2,15 Н•мм (220 гс•мм), действуйте, как описано в «Балансировка валов»

Замените фланец эластичной муфты в сборе с втулкой и центрирующее кольцо вторичного вала

Затяните гайки крепления поперечины

Отремонтируйте шарниры с заменой изношенных деталей

Подожмите сальник и обожмите его обойму; при утечке смазки замените сальник

Отсоедините передний вал от заднего и затяните гайку, после чего гайку зачеканьте

НЕИСПРАВНОСТИ КАРДАННЫХ ВАЛОВ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

студент 4 курса, кафедра эксплуатации и организации движения автотранспорта БГТУ им. В.Г.Шухова, г. Белгород

ст. преп. БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород

Карданный вал – атрибут практически любого заднеприводного и полноприводного автомобиля. Он входит в число незаменимых узлов трансмиссии, без которых автомобиль просто не поедет. Главная задача карданного вала – передать крутящий момент от одного агрегата к другому, оси валов которых между собой могут не только не совпадать, но и работать при постоянно изменяющихся межосевых расстояниях и к тому же в разных вертикальных и горизонтальных плоскостях. Кардан состоит из вала, скользящей вилки, двух крестовин (шарниров), двух фланец-вилок, уплотнений и, конечно же, деталей крепления (специальных болтов).Вал изготавливается из сварной или бесшовной трубы. С одной стороны к нему приваривается неподвижная вилка шарнира, а с другой – шлицевая втулка, на которую посажена подвижная скользящая вилка с шарниром. Шлицевое соединение кардана обеспечивает изменение его рабочей длины при работе подвески [4].

Рисунок 1. Карданный вал

Устройство основных частей карданных передач приведено на (рис. 2). Карданный шарнир неравных угловых скоростей состоит из двух вилок – 1 и соединенных крестовиной 3. Одна из вилок иногда имеет фланец, а другая приварена к трубе карданного вала или имеет шлицевой наконечник 6 (или втулку) для соединения с карданным валом. Шипы крестовины устанавливаются в проушины обеих вилок на игольчатых подшипниках 7[1].

Каждый подшипник размещается в корпусе 2 и удерживается в проушине вилки крышкой, которая присоединена к вилке двумя болтами, стопорящимися усиками шайбы. В отдельных случаях подшипники закрепляются в вилках стопорными кольцами. Для удержания смазки в подшипнике и защиты его от попадания воды и грязи имеется резиновый самоподжимной сальник [1].

Внутренняя полость крестовины через масленку заполняется смазкой, поступающей к подшипникам. В крестовине обычно имеется предохранительный клапан, защищающий сальник от повреждения под действием давления нагнетаемой в крестовину смазки. Шлицевое соединение 6 смазывается с помощью масленки 5 [1].

Рисунок 2. Детали карданного шарнира неравных угловых скоростей

Неисправности карданной передачи обычно проявляются в виде резких стуков в карданах, возникающих при движении автомобиля в момент перехода с одной передачи на другую и резком увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя(например, при переходе от торможения двигателем к разгону)[1].

Показателем нарушения нормальной работы кардана может быть его нагрев до высокой температуры (свыше 100°С). Это происходит вследствие значительного износа втулок и шипов кардана, игольчатых подшипников, крестовин и шлицевых соединений кардана, в результате чего нарушается центровка кардана и возникают значительные ударные осевые нагрузки на игольчатые подшипники [1]. Повреждения пробковых сальников крестовины кардана приводят к быстрому износу шипа и его подшипника. При техническом обслуживании карданную передачу проверяют резким проворачиванием карданного вала от руки в обе стороны. По величине свободного проворачивания вала определяют степень износа карданов и шлицевых соединений. Через 8-10 тыс. км пробега проверяют состояние болтовых соединений фланцев ведомого вала коробки передач и вала ведущей шестерни главной передачи с фланцами концевых карданов и крепления промежуточной опоры карданного вала [1].

Таблица 1.

Неисправности карданной передачи и способы устранения

Причина неисправности

Способ устранения неисправности

Вибрация карданного вала

1. Искривление трубы вследствие наезда на препятствие

1. Отрихтовать вал в сборе и отбалансировать динамически или заменить собранный вал

2. Износ подшипников и крестовин

2. Заменить подшипники и крестовины и отбалансировать динамически собранный вал

3. Износ втулок удлинителя и скользящей вилки

3. Заменить удлинитель и скользящую вилку и отбалансировать динамически собранный вал

Стуки при трогании с места и при езде в накат

1. Износ шлицев скользящей вилки или вторичного вала коробки передач

1. Заменить изношенные детали. При замене скользящей вилки отбалансировать динамически собранный вал

2. Ослабление болтов крепления фланцевой вилки к фланцу ведущей шестерни заднего моста

2. Подтянуть болты

Выбрасывание масла из сальников карданных подшипников

Износ пробковых колец сальников карданных подшипников

Заменить пробковые кольца, сохранив при переборке относительное положение всех деталей карданного вала. Если имеется износ крестовин и подшипников, заменить подшипники и крестовины и отбалансировать динамически собранный вал

Финальный и обязательный этап в ходе любого ремонта карданного устройства – это проведение его балансировки. Она нужна для окончательной проверки карданного вала и даже в случае обнаружения дисбаланса в уже собранном механизме, можно уравновесить его балансировочными грузиками, привариваемыми на трубу карданной передачи. Карданный вал, прошедший грамотную балансировку, должен функционировать фактически без единого звука. В итоге, сбалансированный карданный вал монтируется обратно на транспортное средство. Если ремонт был осуществлён качественно, то срок его службы будет гарантированно долгим [4].

Балансировка является заключительной операцией при ремонте и восстановлении карданных валов. Именно качество балансировки вала определяет надежность и долговечность работы всех узлов и механизмов трансмиссии именно для этого используется стенд для балансировки (рис. 3).

Рисунок 3. Стенд для балансировки карданного вала

В данной статье рассмотрел неисправности карданных валов и способы их устранения. Так как своевременное обслуживание данного высоко нагруженного узла позволяет увеличить срок службы и эксплуатацию автомобиля.

Распространенные неисправности карданного вала

Утечка масла в сочленении коробки и передней части карданного вала

Встречается на автомобилях со шлицевым соединением, расположенном в коробке или раздатке.

Причины появления протечки:

  1. Протечка масла происходит вследствие дефекта сальника в коробке. Уплотнительное кольцо со временем дубеет, образуя щель между подвижным штоком кардана и сальником. Устраняется заменой сальника в коробке, раздатке.
  2. Нарушение зеркала на подвижном штоке (шлицевом соединении) карданного вала. Появление на шлицах заусениц или шероховатостей. Лечиться заменой шлицов. Как временный вариант заусенцы можно зачистить шкуркой «нулевкой», уменьшающий протечку.

Тяжелые удары или стук сразу после включения коробки передач, вибрация при наборе скорости

Основная причина ударов или стуков при нагрузке на карданный вал – люфт!

  1. Наиболее распространённой причиной является неисправность крестовины карданного вала. При ее разрушении появляется сильный люфт и, как следствие – удары. Необходима замена крестовины.
  2. Ослабление затяжки болтов карданного вала. Внимательно осмотрите все болты и надежно затяните. Если болты не трогали ближайшее время, то проблема не в них.
  3. Сильно изношены подвижные шлицы карданного вала. Для устранения неисправности, производиться замена шлицов кардана.
  4. Сильный люфт в комплекте под подшипник. Обычно сопровождается частой заменой подшипника карданного вала. Лечиться установкой комплекта под опору.

Периодическое или постоянное наличие скрипа

Периодический скрип возникает при нажатии на педаль газа, а при движении накатом пропадает. В некоторых случаях появление скрипа зависит от температуры на улице, а также угла работы шарнира – крестовины или шруса.

  1. Заклинило крестовину карданного вала. Как правило, сопровождается наличием ржавых подтеков на крестовине. Шприцовка не поможет. Заклинивание означает, что произошла деформация подшипника стакана. Следующим этапом будет ее разрушение. Необходимо как можно быстрее заменить шарнир.
  2. Подклинивает Шрус кардана в рабочем диапазоне. Перебрать, внимательно осмотреть на наличие выработки и смазать, если не поможет – заменить.

Вибрация – как основная неисправность кардана

Прежде чем искать неисправности карданного вала, убедитесь в отсутствии дисбаланса на колесах.

Если вибрация карданного вала проявляется в определенном диапазоне скоростей (от 60 до 80 км/ч, от 90 до 120 км/ч) – это хорошая вибрация, которую устраняет балансировка карданного вала. Как правило, такого рода вибрация появляется после ремонта карданного вала: замены крестовины, подшипника, укорачивания и удлинения или разборкой-сборкой кардана не по заводским меткам.

Если вибрация началась внезапно с определённой скорости и постоянно увеличивается с ее набором. При этом ремонт карданного вала не производился. Необходимо проверить следующие неисправности:

  1. Нарушение плавности хода и люфты в крестовинах. Необходимо заменить изношенные шарниры.
  2. Попадания инородного тела (вплоть до песчинок) при установке кардана на мост, раздатку, коробку. Отчистить от грязи фланцы кардана и приемные фланцы на автомобиле.
  3. Люфт в подвижных шлицах или неподвижных шлицах (комплекте под опору) карданного вала. Необходима замена шлицевых соединений.
  4. Отрыв или крайняя степень коррозии балансировочных пластин. Осмотрите кардан, при отрыве пластины, очень хорошо видно место ее крепления. Устраняется балансировкой.
  5. Налипшая грязь на карданном вале. Очистите вал от грязи.
  6. Гнутая труба, вследствие механического удара при наезде на булыжник или бордюр. В некоторых случаях лечиться правкой трубы на гидравлическом прессе. В среднем, при деформации трубы более чем на 1,5 миллиметра меняется на новую.

Как удостовериться, что вибрация от кардана

Во время движения по тахометру заметьте величину оборотов двигателя, при которых появляется вибрация. Затем на другой передаче доведите обороты до возникновения такого же явления.

  1. Если вибрация возникает на одних и тех же оборотах, но на разных передачах, то причина неисправности не в кардане, поскольку скорость его оборотов была разной.
  2. Если вибрация исчезает или уменьшается при работе на другой передаче при одних и тех же оборотах двигателя, то проверьте выше описанные возможные причины неисправности.

Звон в трубе карданного вала

  1. Отлетела крышка шлицов, препятствующая попаданию смазки в трубу. Необходимо разрезать кардан, и приварить крышку на место.
  2. Обрыв или отслоение опоры свинцового сердечника, установленного в трубе для компенсации дисбаланса. Только замена карданного вала.

Звон от карданного вала

Проверить посадку защитного пыльника опоры. Если болтается, выставить и прихватить сваркой.

Скребущий звук

Проверьте, не задевает ли карданный вал картер коробки передач, выхлопную систему по характерным следам.

Вой или свист от привода

  1. Износ подшипника карданного вала. Необходима замена подвесного подшипника.
  2. Износ подшипника в раздатке или коробке.

Как определить неисправность подвесного подшипника

Неисправность подшипника карданного вала определяется по характерному шуршащему звуку. Исправный подшипник при вращении практически не издает шум, вращается без усилия, плавно и без подклинивания.

Основные неисправности карданной передачи

Неисправность — карданная передача

Неисправности карданной передачи проявляются в виде ненормального шума, вибрации и нагрева валов до высокой температуры. Причинами могут быть износы отверстий в вилках карданных валов, игольчатых подшипников, крестовин, шлицевых соединений; повреждение сальников крестовины вызывает аварийный износ крестовины и игольчатых подшипников. [1]

Неисправности карданной передачи устраняют восстановлением или заменой изношенных деталей. Погнутый вал необходимо править. Небольшие зазоры в подшипниках и между зубьями главной передачи устраняют регулировкой, которую должны выполнять опытные механики. При больших износах деталей главной передачи и дифференциала их необходимо заменить. [2]

Неисправностями карданной передачи могут быть биение вала, увеличенные зазоры в шарнирах, приводящие к шуму и вибрации во время работы. [3]

Неисправностями карданной передачи являются: ослабление крепления фланцев карданных шарниров и промежуточной опоры, износ шлицевой муфты, крестовины и подшипников карданов, прогиб вала. Появление этих неисправностей вызывает рывки при трогании с места и при переключении передач, а также шум при движении. Ослабление креплений определяется проверкой затяжки болтов и гаек ключом, изношенные детали заменяются. [4]

Причинами неисправностей карданной передачи являются в основном ослабление затяжки болтов крепления фланцев карданных валов и несвоевременная или некачественная смазка карданных сочленений. Поэтому предварительно техническое состояние карданной передачи определяют после затяжки болтов крепления фланцев карданного вала покачиванием его в радиальных направлениях. Убедившись в наличии неисправностей, приступают к снятию и разборке карданной передачи. [5]

Характерными признаками неисправности карданной передачи являются рывки и удары при трога-нии автомобиля с места или при переключении передач, а также чрезмерная прерывистая тряска, дребезжащий шум, гул при движении автомобиля. [6]

В процессе эксплуатации автомобиля возникают неисправности карданной передачи , для устранения которых в большинстве случаев необходима ее полная или частичная разборка. Наиболее часто встречающимися неисправностями карданной передачи являются износы шеек, подшипников и сальников крестовин, наружных и внутренних шлицевых поверхностей переднего и заднего валов, игольчатых подшипников, промежуточной опоры, а также вмятины, погнутости, трещины, изгиб или скручивание карданных труб, разработка отверстий в вилках, износы и повреждения защитного чехла, подушек сальников, подшипника промежуточной опоры. [7]

На автомобиле ЗИЛ-130 и КамАЗ повышенный люфт рулевого колеса возможен также в результате неисправности карданной передачи привода рулевого механизма , недостаточного количества масла в бачке насоса гидроусилителя, наличия в системе гидроусилителя воздуха, подтекания масла и загрязнения его, а на ЗИЛ-130 — из-за недостаточного натяжения ремня привода насоса гидроусилителя. [9]

Неисправности карданной передачи сопровождаются вибрацией и стуками. [11]

При работе карданной передачи могут возникнуть следующие неисправности: износ подшипников, крестовины карданного вала и шлицевого соединения, изгиб или скручивание карданного вала. Признаком неисправности карданной передачи являются неплавность ( рывки) при трогании автомобиля с места или при переключении передач и повышенный шум при работе карданной передачи. Износ подшипников и крестовин происходит главным образом из-за повреждения сальников комплексного уплотнения и определяется по увеличенному люфту в шарнире. Изношенную крестовину вместе с подшипниками необходимо заменить. Повышенный шум при работе карданной передачи свидетельствует об износе шлицевого соединения. Изношенные детали необходимо заменить. Биение карданного вала при вращении свидетельствует о том, что вал погнут. Погнутый вал необходимо выправить. [12]

Ремонт карданного вала вызывается наличием стуков при переключении передач, движении по инерции, резком открытии дроссельной заслонки и вибрации карданного вал а. Последняя наблюдается у несбалансированных карданных валов. Неисправность карданной передачи возникает в основном при износе шлицевого соединения карданного вала и ослаблении затяжки болтовых соединений фланцев карданных шарниров. Поэтому предварительно проверяют затяжку болтов крепления фланцев шарниров: Величина окружного зазора в шлицевых соединениях зависит и от зазора между зубьями главной передачи. Суммарная величина зазора в шлиневом соединении и между зубьями по углу поворота вала для автомобиля Москвич достигает 10 мм. [13]

В главной передаче и дифференциале основными неиправнос-тями являются износ или поломка зубьев шестерен, крестовины дифференциала и подшипников, а также нарушение герметичности сальников главной передачи. Все они проявляются повышенным шумом в картере заднего моста во время движения. Признаком неисправности карданной передачи являются стуки и удары в момент трогания автомобиля с места или на ходу. Эта неисправность возникает при сильном износе шипов крестовины и чашек карданных шарниров. При нарушении балансировки карданного вала в трансмиссии возникает повышенная вибрация и шум. В полуосях основной неисправностью является износ их шлицевых зубьев. [15]

Возможные неисправности карданной передачи и способы их устранения

Стук в карданной передаче при резком изменении движения автомобиля или при переключении передач

Износ подшипников и шипов крестовин в шарнирахПроверить радиальный зазор в подшипниках шарниров и, если он превышает 0,10 мм, заменить крестовину и подшипники
Ослабло крепление вала к фланцу ведущей шестерни заднего мостаПодтянуть крепление заданным моментом
Потеряна балансировочная пластинаПроизвести динамическую балансировку вала
Неправильно установлена шлицевая вилка промежуточного валаУстановить шлицевую вилку в одной плоскости со скользящей вилкой
Ослабло крепление промежуточной опоры к поперечине Повышенное биение скользящей вилки в удлинителе коробки передачПодтянуть крепление
Износ или поломка одного из шарнировПервоначально повернуть вилку на шлицах на угол 180° и проверить, не уменьшится ли биение. Если оно не уменьшится, то заменить изношенные детали. При замене шлицевой вилки вал динамически отбалансировать
Поломка или повреждение фланца ведущей шестерни заднего мостаЗаменить шарнир
Погнута или снята труба карданного валаЗаменить фланец
Ослабло крепление вала к заднему мостуОсмотреть вал, проверить его биение и, если оно превышает 0,8 мм, отрихтовать его, при этом биение его должно быть не более 0,6 мм в любой точке по длине. Отбалансировать вал динамически. Подтянуть крепление