Оборудование для моечных работ

Оборудование для уборочно-моечных работ

Уборочно-моечное оборудование служит для удаления загрязнений с поверхности автомобилей. Для этого существует большое количество моечных установок, которые классифицируются по способу выполнения, развиваемому давлению, по конструкции рабочего органа, по степени подвижности и по взаимному перемещению (рис.4.1).

Рисунок 4.1 – Схема классификации установок для наружной мойки автомобилей

Простейшими устройствами для наружной мойки являются мониторные очистительные установки (рис.4.2), которые включают гидравлическую систему подачи моющей жидкости и приводного электродвигателя. В них используют насосы вихревого или плунжерного типа, развивающие давление до 6,5 МПа. Расходный бак может иметь нагреватель воды, обеспечивающий ее нагрев до 80 °С, что необходимо при использовании установки для мойки двигателей.

Гидромонитор предназначен для изменения конфигурации струи моющей жидкости (рис.4.3). Вращая рукоятку 7, изменяют расстояние между пробкой 2 и пластиной 1. При большом расстоянии вода выходит из сопла кинжальной струей.

1 – расходный бак; 2 – гидронасос; 3 – редукционный клапан; 4 – обратный клапан; 5 – гидромонитор

Рисунок 4.2 – Гидравлическая схема мониторной установки

1 – пластина; 2 – пробка; 3 – камера; 4 – стержень пробки; 5 – сальник; 6 – гайка сальника; 7 – рукоятка; 8 – стопорный винт; 9 – ручка монитора

Рисунок 4.3 – Схема гидромонитора

При уменьшении расстояния форма струи изменяется от кинжальной до веерной. Веерный режим используется для предварительного и окончательного ополаскивания автомобиля, кинжальный – для непосредственно мойки.

Такие установки используются для небольших АТП. Для средних и крупных предприятий, эксплуатирующих грузовые автомобили, имеющих сложные формы поверхности, целесообразно иметь струйные механизированные или автоматизированные моечные установки (рис.4.4). Они включают два передних 2 и два задних 3 моющих механизма, расположенных справа и слева от автомобиля. Для предварительного и окончательного ополаскивания используются соответственно рамки с форсунками 4 и 1.

Рисунок 4.4 – Схема струйной механизированной установки

Моющие механизмы представляют собой полую стойку, внутри которой перемещается каретка с водяным коллектором. Привод каретки осуществляется цепной передачей от редуктора, приводимого в движение электродвигателем. Рамки для ополаскивания выполнены из труб в виде арок. По всему периметру в трубу вставлены форсунки, из которых под невысоким давлением вытекает вода. Форсунки устанавливают под разными углами с целью увеличения площади ополаскивания. Производительность такой установки составляет порядка 20…30 автомобилей в час. С целью уменьшения площади поста мойки для автопоездов могут использоваться струйные моечные установки с подвижным порталом, на котором смонтированы водяные коллекторы с форсунками.

Струйные установки имеют достаточно простую конструкцию, малую материалоемкость и позволяют выполнять моечные работы по автомобилям любых типов. Однако они обладают и рядом недостатков, к которым относятся значительный расход воды (600…1300 литров на автомобиль); невысокое качество мойки, особенно легковых автомобилей и автобусов; малую по сравнению со щеточными установками производительность.

Этих недостатков лишены щеточные установки, которые могут быть подвижными (перемещаются вдоль омываемого автомобиля) или стационарными, через которые автомобиль перемещается своим ходом или с помощью конвейера. Подвижные моечные установки имеют, как правило, две вертикальные и одну горизонтальную щетки, смонтированные на перемещающемся портале (рис.4.5). Установка имеет щетки для мойки дисков колес и устройство для сушки автомобиля после мойки. Мойка осуществляется за два прохода и время на ее проведение составляет более 5 минут.

Стационарные установки имеют большую производительность – около 30 автомобилей в час. Они имеют в основном четыре вертикальные и одну горизонтальную щетки, рамки для смачивания и ополаскивания. Блоки вертикальных щеток монтируют на консолях, обеспечивающих необходимое усилие их прижима к поверхности автомобиля. Прижатие горизонтальных щеток осуществляется пневмоцилиндрами с помощью трособлочной системы и противовесов, а их вращение осуществляется от индивидуальных электродвигателей.

Для повышения производительности моечных установок (до 60 авт/час) используют многощеточные (от 6 до 12 щеток) моечные автоматизированные установки.

1 – командоконтроллер, 2 – электродвигатель привода роликов портала; 3, 4, 7- трубопроводы с форсунками для разбрызгивания воды, моющего раствора и шампуня; 5 – горизонтальная ротационная щетка; 6 – бак с шампунем; 8 место установки фирменного знака; 9 – бак с синтетическим моющим средством; 10- поворотный распылитель воздуха; 11 – форсунки подачи моющего раствора; 12- пово­ротный кронштейн; 13 – электродвигатель привода вертикальной щетки; 14 – электропроводка; 15 – элек­тродвигатель привода горизонтальной щетки; 16 вентилятор для сушки автомобиля; 17, 21- баки с полиролем; 18 механизм изменения наклона форсунок; 19 съемные секционные щетиноносители, 20- левая щетка, 22 противовес горизонтальной щетки, 23 устройства для мойки дисков колес, 24 рельсовый путь

Рисунок 4.5 – Щеточная установка для очистки легковых автомобилей

Для мойки автомобиля снизу используют струйные установки типа М121. Они имеют привод моющих механизмов, сами моющие механизмы, насосную станцию, коллектора и трубопроводы. Моющий механизм представлен на рис.4.6. Вода подается к коллектору 11 моющего механизма, а от него через шланги 4 и сопловые насадки 5 под давлением 2…3 МПа на нижнюю омываемую поверхность автомобиля. С целью увеличения омываемой площади шесть сопловых насадок выполнены подвижными. Они жестко связаны поводковым кольцом 3, выполняющим круговые движения совместно с рычагом 2. Рычаг 2 приводится во вращение электроприводом установки через рычаг 7, ползун 8, храповое колесо 9 и одноступенчатый цилиндрический редуктор 1. Установка, как правило, имеет два таких моечных механизма.

Для мойки дисков колес используют стационарные автоматические щеточные установки (рис.4.7). К щеткам 4 от трубчатого коллектора 7 подается вода под небольшим (до 0,6 МПа) давлением. Сами щетки приводятся во вращение (до 400 мин -1 ) от индвидуальных электродвигателей 1 через редуктор 2. Включение и выключение мойки осуществляется с помощью командроконтроллеров. Производительность таких установок составляет свыше 30 автомобилей в час и имеют расход воды на мойку одного автомобиля до 70 литров.

Как правило, участки наружной мойки автомобилей комплектуются струйной или щеточной установками, установками для мойки автомобиля снизу и дисков колес. Важно, чтобы их производительность была одинаковой.

После мойки одного автомобиля образуется от 200 до 1000 л (в зависимости от способа мойки) загрязненной воды, содержащей 1000…3000 мг/л взвешенных частиц, 50…500 мг/л нефтепродуктов и, возможно, до 0,15 мг/л тетроэтилосвинца. Сбрасывать такую воду в канализацию или естественные водоемы нельзя, так как она будет загрязнять воду и убивать все живое в водной среде.

1 – редуктор; 2 и 7 – рычаги; 3 – поводковое кольцо; 4 – сопловая насадка; 5 – шланг; 6 – направляющая ползуна; 8 – ползун; 9 – храповое колесо; 10 – крышка; 11 – коллектор

Рисунок 4.6 – Моющий механизм

1 – электродвигатель; 2 – редуктор; 3 – станина; 4 – щетка; 5 – гибкий контакт командоконтроллера; 6 – командоконтроллер; 7 – трубчатый коллектор; 8 – электромагнитный вентиль; 9 – аппаратный шкаф

Рисунок 4.7 – Установка для мойки дисков автомобилей

Допускается содержание в воде взвешенных частиц не более 0,25…0,75 мг/л и 0,05…0,3 мг/л нефтепродуктов. Для снижения загрязненности воды после мойки автомобилей необходимо использовать очистные сооружения. Самые простейшие из них включают грязеотстойники и маслобензоуловители (рис.4.8). Их работа основана на разности удельных весов воды, взвешенных частиц грязи и нефтепродуктов.

1 – корпус грязеотстойника; 2 – успокоители воды; 3 – отбойник; 4 – колпак; 5 – трубопровод; 6 – корпус маслобензоуловителя

Рисунок 4.8 – Схема простейшей очистной установки воды

Вода сразу после мойки поступает в грязеотстойник, в котором тяжелые взвешенные частицы оседают на дно, а вода и нефтепродукты поступают в емкость с маслобензоуловителем. Так как нефтепродукты легче воды, то они накапливаются под конусным колпаком 4 и далее через трубопровод 5 отводятся в специальную емкость. После этого очищенная вода может поступать на слив в систему канализации. Осадки из очистных сооружений грязеотстойника и собранные нефтепродукты удаляются по мере накопления и должны захораниваться на специальных полигонах в соответствии с классами опасности.

Если используется оборотное водоснабжение, то очищенная вода должна подвергаться дополнительной очистке методами фильтрации, коагуляции или флотационной очистки.

При методе фильтрации воду пропускают через фильтрующую набивку, состоящую из синтетических материалов, хорошо улавливающих нефтепродукты и грязевые частицы. Могут использоваться и гидроциклоны, представляющие из себя фильтры центробежной очистки.

При методе коагуляции в воду дозированно вводят химически активные вещества – коагулянты, ускоряющие осадок примесей. К ним относятся железный купорос, окись алюминия Al2O3, сернокислый алюминий, хлорное железо и др. Процесс коагуляции осуществляют в камере доочистки, расположенной за маслобензоуловителем.

Флотационный метод очистки (от слова флот – плавать) используется для удаления небольших взвешенных частиц и нефтесодержащих примесей. При этом осуществляют продувку камеры доочистки, заполненную водой после мойки, сжатым воздухом (борбатирование). Пузырьки воздуха выносят на поверхность загрязнения, где они и улавливаются. Для более высокой степени очистки воды от нефтепродуктов могут использоваться биологические системы, в которых разложение углеводородных соединений осуществляется специальными бактериями.

Прошедшая дополнительную очистку вода может направляться на повторное использование. Как правило, в нее добавляют не менее 10% свежей воды. Опыт эксплуатации установок многостадийной очистки воды показывает, что потребность в воде на мойку снижается в 10…15 раз.

Оборудование для моечных работ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УБОРОЧНЫХ И МОЕЧНЫХ РАБОТ

Уборочно-моечное оборудование делится на:

оборудование для уборочных работ и санитарной обработки кузова автомобиля;

Читайте также:  Отремонтировать или купить головку блока цилиндров двигателя

оборудование для мойки автомобилей;

оборудование для обдува и сушки автомобилей после мойки,

кроме того, применяется вспомогательное оборудование, предназначенное для регенирирования использованной воды в условиях производства.

Оборудование для механизации уборочных работ и санитарной обработки кузова автомобиля.

Для удаления пыли и мусора из ку-зова автобуса и легкового автомобиля, из кабины и с платформы грузового автомобиля применяются электропылесосы и пылеотсасывающие установки стационарного, передвижного или переносного (ручного) типа.

Для уборки салонов легковых автомобилей, автобусов, кузовов грузовых автомобилей и специальных фургонов применяют пылесосы с электродвигателями мощностью соответственно 0,3 . 7 кВт.

Оборудование для мойки автомобилей.

Оборудование для мойки автомобилей подразделяется на общее и специальное.

К общему относят площадки и различного типа канавы (боковые и межколейные узкого типа, широкие с колейным мостиком), эстакады и подъемники. Посты разделяются водонепроницаемой перегородкой. Дверной проем может иметь гибкую завесу для автоматического ограждения моечной камеры после въезда и выезда автомобиля.

Специальное оборудование разделяется в зависимости от способа мойки и типа автомобиля.

Мойка может быть

ручной (шланговой)

механизированной

автоматизированной

комбинированной

Ручное оборудование для шланговой мойки автомобилей. Оборудование для шланговой мойки состоит из системы труб, по которым подается вода под давлением 0,2. 0,4 МПа, с присоединенными к ним шлангами с брандспойтами. Установки для ручной мойки могут быть передвижными и стационарными.

Передвижная моечная установка выполнена в виде тележки с рукояткой, на которой смонтированы 4-цилиндровый плунжер, насос, шланг с одним моечным пистолетом для регулирования подачи воды и формы струи и канистра для моющей жидкости и полировочного состава.

Стационарное моечное оборудование — установка для шланговой мойки, состоящая из кожуха, внутри которого размещаются бак для воды и водяной насос высокого давления, раздаточных шлангов, снабженных моечными пистолетами с регулируемыми распылителями.

Существуют установки для автоматической шланговой мойки автомобилей, в которых дополнительно устанавливают датчик присутствия автомобиля и фотоэлемент измерения расстояния до кузова.

Механизированное оборудование подразделяется на струйное, щеточное и струйно-щеточное оборудование.

Струйное оборудование (без механического контакта с очищаемыми поверхностями автомобиля) применяют главным образом для мойки автомобилей со сложной конфигурацией: грузовых автомобилей и самосвалов, седельных тягачей, некоторых специализированных автомобилей. Реже они используются для мойки автофургонов и легковых автомобилей.

Струйные установки для мойки легковых автомобилей выполняются с качающейся аркой или в виде передвигающегося по рельсам портала. По внутреннему периметру арки (портала) расположены сопла, через которые подается вода или мыльный раствор. Процесс мойки осуществляется при неподвижно стоящем автомобиле и циклически качающейся арке или передвигающемся портале. Управление перемещением производится оператором. Полный цикл мойки одного автомобиля составляет 6. 10 мин.

Недостатками этих установок являются большой расход воды (до 3000 л на автомобиль) и недостаточно высокое качество моечных работ.

Щеточное оборудование (механически контактные установки) применяют в основном для мойки легковых автомобилей, автобусов, автофургонов, а также (значительно реже) грузовых автомобилей, имеющих обтекаемые формы (например, КамАЗ-5320,. -5322). Преимуществами щеточных моечных установок являются улучшение качества мойки, существенное сокращение времени мойки (в 2—3 раза по сравнению со струйными моечными установками), уменьшение расхода воды и моющих веществ. К недостаткам следует отнести сложность конструкции, возможность повреждения лакокрасочного покрытия автомобилей при мойке, неуниверсальность.

В таких установках применяют два или четыре вертикальных вращающихся щеточных барабана для мойки бортов, укрепленных на поворотных рычагах, и один горизонтальный для мойки крыши. Диаметр цилиндрической щетки (в рабочем состоянии) составляет 0,7. 1,0 м, а частота ее вращения — 150. 200 мин-1.

Различают ротационные и плоские щетки. Ротационные щетки подразделяются на пневматические, щетки с пластмассовым щетиноносителем, щетки с использованием в качестве вала металлического гибкого проволочного троса либо гибкого троса из полимерных материалов, щетки с различной длиной нитей. Материалом для щеток служат капроновые нити или другой синтетический материал.

Производительность моечных установок на сквозных постах или поточных линиях составляет до 60 автобусов в час при расходе воды 100. 150 л, а моющей жидкости — 0,05. 6,1 л на автобус (без учета расхода воды на мойку нижней части).

Щеточные установки могут быть проездными и передвижными. В первом случае автомобили перемещаются своим ходом или конвейером относительно щеток, вращающихся на неподвижных опорах (высокая производительность 30. 40 авт./ч), а во втором — вся установка перемещается относительно неподвижно стоящего автомобиля (до 20 авт./ч).

Линия для мойки легковых автомобилей представляет собой комплекс оборудования для мойки и сушки легковых автомобилей. Производительность такой линии составляет 60. 90 авт./ч. Расход воды на одну мойку составляет 150. 225 л. Общая мощность электропривода — 34 кВт.

Дополнительным устройством в рассматриваемой моечной линии является установка для мойки дисков колес автомобиля.

Вспомогательное оборудование.

Чтобы не загрязнять водостоки канализационной системы и предупредить попадание нефтепродуктов со сточными водами в естественные водоемы при ее повторном использовании, посты мойки оборудуют грязеотстойниками и маслобензоуловителями.

Для этой цели применяют отстойные резервуары с очистительной установкой. При повторном использовании воды для мойки помимо очистки от взвешенных частиц воду подвергают химической очистке, которая заключается в коагуляции, т.е. в укрупнении или свертывании в хлопья веществ, находящихся в воде, и выпадении их в осадок. Осадок веществ периодически удаляется.

Для станций ТО автомобилей и малых автомоек применяются наземные моноблочные насосные агрегаты первичной очистки воды. Основными их преимуществами являются быстрота и несложность в обслуживании.

. Грязеотстойник с пневматической очисткой:

1— труба для подачи воды; 2 — емкость грязеотстойника; 3 — труба; 4 — труба отбора разжиженной грязевой пульпы; 5 — труба водослива; б — насос; 7 — резервуар маслобензоуловителя; 8 — труба для подачи сжатого воздуха; 9 — задвижка с электромеханическим приводом

Уборочно-моечные работы: их назначение, способы мойки, сушки и полировки. Оборудование для уборочно-моечных работ: их классификация и применение. Обеспечение экологической безопасности

Уборочно-моечные работы (УМР) предназначены для удаления загрязнений кузова, салона, узлов и агрегатов а/м, в т.ч. и для создания благоприятных условий при выполнении других работ ТО и ТР; для поддержания требуемого санитарного состояния внутри кузова и салона а/м, защиты лакокрасочного покрытия от воздействия внешней среды, поддержания наружных поверхностей кузова в состоянии, отвечающем эстетическим требованиям.

Уборка салона и кузова а/м заключается в удалении загрязнений и мусора, в протирке стекол, внутренних поверхностей и оборудования.

Для уборки применяют щетки, обтирочный материал, пылесосы (в т.ч. моечные). Для повышения качества очистки и восстановления декоративных свойств поверхностей применяют специальные моющие и полирующие средства.

Сущность мойки состоит в переводе твердых загрязнений в растворы и дисперсии и удаление их с поверхностей а/м и деталей вместе с моющим раствором.

Мойка производится холодной или теплой водой. В последнем случае разница температур воды и моющего раствора и обрабатываемой поверхности не должна превышать 20˚С, чтобы предотвратить образование микротрещин лакокрасочного покрытия.

Удаление грязевых пятен грунтового происхождения, очень сильно прилипающих к металлическим поверхностям, осуществляется после предварительного отмачивания, когда влага проникает под пятно. Следственно для качественной мойки необходимо своевременное и обильное смачивание кузова. Поэтому все типы стационарных моечных установок снабжены душевыми рамками с форсунками для предварительного смачивания поверхностей а/м.

По трудоемкости удаления различают загрязнения слабосвязанные, среднесвязанные и прочносвязанные. Для удаления слабосвязанных загрязнений (пыль, песок, примеси глины) достаточно использовать воду без моющих и чистящих средств. Для удаления среднесвязанных (глинистых, маслянистых) и прочносвязанных (масла, битум, смолы) загрязнений необходимо применение различных моющих и чистящих средств (шампуни, аэрозоли). Не следует применять для мойки а/м щелочные моющие средства, стиральные порошки, растворители.

Моющее средство (МС) наносится на поверхность кузова а/м при помощи пульверизаторов, моечных пистолетов или обтирочного материала, после чего производится споласкивание чистой водой. В водяной пленке, остающейся на поверхности кузова после применения МС, можно наблюдать слабосвязанные пыльные соединения. Частицы пыли после высыхания воды образуют на поверхности налет в виде беловатых пятен. Для предотвращения этого необходимо либо протирать поверхности, либо использовать эффективную сушку, удаляющую влагу струей холодного или теплого воздуха.

Под влиянием различных факторов внешней среды лакокрасочное покрытие кузова тускнеет, теряет эластичность, приобретает механические повреждения, в результате чего образуются микротрещины, сколы, обнажается металл, возникает коррозия. Для создания эффективного защитного слоя на поверхности кузова, уменьшающего агрессивное воздействие окружающей среды, производится полирование поверхности кузова и нанесение защитных покрытий на восковой основе. Для восстановления декоративных свойств покрытий применяются полироли на абразивной основе.

В соответствии с требованиями органов санитарного надзора кузова санитарных а/м и а/м, перевозящих продукты питания, подвергаются санитарной обработке. Для этого на специальных постах производится мойка внутренних поверхностей кузова дезинфецирующим р-ром.

Мойка днища, рамы и других поверхностей а/м, загрязненных глинистыми, песчаными, органическими примесями, образующими прочную корку, обычно производится моечными установками высокого давления или струйными мойками.

Мойка нижних поверхностей а/м в зимнее время предназначена для снижения коррозионной активности из-за применения на дорогах соляных растворов.

Качество и трудоемкость УМР во многом зависит от конструкции а/м. Удобный доступ к местам уборки ускоряет и повышает качество УМР.

Читайте также:  Оформление диагностических карт и ОСАГО дешево

УМР выполняются на специальных постах (линиях) с применением моечного оборудования или вручную. Выбор типа применяемого оборудования зависит от способа мойки и типа а/м.

Классификация оборудования для УМР

Струйные состоят из 4-х механизмов, установленных попарно с обеих сторон моечного поста. При въезде на пост находится рамка предварительного смачивания; при выезде – рамка ополаскивания. А/м перемещается своим ходом или на конвейере. Достоинства: универсальность, простота конструкции. Недостатки: большой расход воды, низкое качество мойки.

Щеточные и струйно-щеточные МУ более перспективны с точки зрения расхода воды и качества мойки. Щеточная МУ (М-130) состоит из рамки смачивания, рамки ополаскивания, П-образной рамы, консоли, входной и выходной щетки, приводимых в движение редукторами.

Струйно-щеточная МУ (M-161) с подвижным порталом представляют собой П-образную раму, перемещающуюся по направляющим, расположенным вдоль моечного поста. На ней используются форсунки для обмыва экранированных и рельефных поверхностей. Мойка а/м осуществляется за 1 полный цикл (туда и обратно). Сушка и нанесение полировочного покрытия – еще 1 цикл. Производительность 20…40 а/м в час.

Для мойки агрегатов и деталей а/м используются специальные МУ, представляющие собой камеру, в которую загружают агрегаты и детали, требующие мойки. Очистка поверхностей осуществляется щелочно-моющим раствором в холодной или теплой воде. Раствор подается через форсунки, установленные на вращающемся коллекторе. Время полного цикла мойки в моечном шкафу 10…30 мин в зависимости от степени загрязнения деталей.

После мойки а/м и агрегатов вода поступает в систему оборотного водоснабжения, имеющую замкнутый цикл, проходит ступенчатую очистку и вновь подается на мойку. Добавление воды в систему не должно превышать 10…15% объема использованной воды.

«Техническая эксплуатация автомобилей»

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УБОРОЧНЫХ И МОЕЧНЫХ РАБОТ

Влияние обеспеченности ПТБ на сокращение потерь времени ТО и ТР

Зона, участкиУровень механизации, %Сокращение времени Т, %
по табелюмаксимально возможный
Грузовые автомобили
ЕО31,159,6122,5
ТО-138,746,93,9
ТО-230,862,017,71
ТР23,054,320,1
Участки28,345,228,0
Автобусы
ЕО70,891,56,0
ТО-142,664,67,9
ТО-235,546,54,3
ТР16,038,415,5
Участки38,151,36,2
Легковые автомобили
ЕО71,477,91,3
ТО-128,753,76,4
ТО-242,174,48,9
ТР7,233,618,6
Участки35,146,312,2

В процессе эксплуатации технологического оборудования воз­никают проблемы, связанные с его надежным функционирова­нием. Для поддержания в работоспособном состоянии оборудова­ния АТО и станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) выполняется его ТО и ремонт. Система ТО и ремонта технологического оборудования включает в себя проведение пла­новых ТО и ремонта по необходимости.

Техническое обслуживание и ремонт технологического обору­дования проводятся в организациях по графику, утвержденному главным инженером организации. В ТО оборудования входят: чист­ка от пыли, регулировочные работы, подтяжка крепежных соеди­нений, смазочные работы и т. п. ТО предусматривает проведение ежесменного (ежедневного) и периодического обслуживания.

Уборочно-моечное оборудование (рис. 2.1) делится на обору­дование для уборочных работ и санитарной обработки кузова ав­томобиля; оборудование для мойки автомобилей; оборудование для обдува и сушки автомобилей после мойки, кроме того, при­меняется вспомогательное оборудование, предназначенное для регенирирования использованной воды в условиях производства.

Рис. 2.1. Классификация уборочно-моечного оборудования

Оборудование для механизации уборочных работ и санитарной обработки кузова автомобиля.Для удаления пыли и мусора из ку­зова автобуса и легкового автомобиля, из кабины и с платформы грузового автомобиля применяются электропылесосы и пылеотсасывающие установки стационарного, передвижного или пере­носного (ручного) типа. Для уборки салонов легковых автомоби­лей, автобусов, кузовов грузовых автомобилей и специальных фургонов применяют пылесосы с электродвигателями мощнос­тью соответственно 0,3. 7 кВт.

Оборудование для мойки автомобилей(табл. 2.1). Оборудование для мойки автомобилей подразделяется на общее и специальное.

К общему относят площадки и различного типа канавы (боко­вые и межколейные узкого типа, широкие с колейным мости­ком), эстакады и подъемники. Посты разделяются водонепрони­цаемой перегородкой. Дверной проем может иметь гибкую завесу для автоматического ограждения моечной камеры после въезда и выезда автомобиля.

Специальное оборудование разделяется в зависимости от способа мойки и типа автомобиля. Мойка может быть ручной (шланговой), механизированной, автоматизированной и комбинированной.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 7591 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оборудование для механизации уборочных работ. Виды, общее устройство и принцип действия

1. Оборудование для механизации уборочных работ. Виды, общее устройство и принцип действия 3

2. Диагностирование топливного насоса низкого давления; диагностические параметры 8

Список использованных источников 12

1. Оборудование для механизации уборочных работ. Виды, общее устройство и принцип действия

Уборочно-моечные работы предназначены для удаления грязи в кузове, салоне, а также с отдельных агрегатов и узлов автомобиля.

Мойка подвижного состава осуществляется с помощью механизированных моечных установок, которые делятся на стационарные (автоматические) и передвижные (шланговые).

На рис. 1 приведена классификация моечных установок для автомобилей.

Рисунок 1 – Классификация моечных установок для автомобилей

Стационарные моечные установки предназначены дли наружной мойки автомобилей, делятся на струйные, струйно-щеточные и щеточные.

1) Струйные моечные установки (рис. 2) применяют для мойки грузовых бортовых автомобилей, автомобилей-самосвалов, седельных автомобилей, тягачей и некоторых специализированных автомобилей. Рабочими органами данных установок являются боковые и нижние моющие механизмы, выполненные в виде качающихся коллекторов, в которые ввернуты шланги с сопловыми насадками. Боковые механизмы попарно монтируются с двух сторон специальной канавы, а нижние заглубляются в канаву. Моющие механизмы приводятся в действие с помощью электродвигателя. Вода в установку полается под давлением от насосной станции. Подача автомобиля в зону моечной установки производится по сигналу светофора, управляемого из кабины оператора.

Рисунок 2 – Струйная моечная установка:

1- рамка предварительного обмыва, 2- рамка окончательного обмыва, 3- привод качения моечных головок, 4- моечные головки и сопла

2) Струйно-щеточные моечные установки (рис. 3) применяют для мойки автомобилей и автопоездов с фургонами и тентами. Автомобиль в зоне мойки перемещается на конвейере или своим ходом. Установка состоит из двух блоков вертикально расположенных щеток переднего моечного механизма, заднего моечного механизма, верхнего коллектора, устройства мойки автомобиля снизу, насосной станции и кабины оператора. Управление установкой автоматическое.

Рисунок 3 – Струйно-щеточная моечная установка дня легковых автомобилей (о) и схема работы щеток (б):

1 – командоконтроллер; 2 – реверсивный электромотор привода роликов портала. 3, 4, 7 – трубопроводы с форсунками для разбрызгивания воды, моющего раствора и шампуня; 5 – горизонтальная ротационная щетка: 6 – бак с шампунем; 8 – место установки фирменного знака; 9- бак с синтетическим моющим средством; 10 – распылитель воздуха, 11 – форсунки подачи моющею раствора; 12 – поворотный кронштейн; 13, 15 – электромоторы приводов горизонтальной щетки; 14- электропроводка; 16 – вентилятор для сушки автомобиля; 17, 21 – баки с полиролью; 18 – механизм изменения наклона форсунок, 19- съемные секционные щетиноносители, 20- левая ротационная щетка; 22 – противовес горизонтальной щетки; 23 – устройства для мойки дисков колес; 24 – рельс

3) Щеточные моечные установки применяются для мойки автобусов и легковых автомобилей. Для легковых автомобилей применяются также автоматические установки для наружной мойки и сушки кузова.

Щеточная установка для мойки автобусов (рис. 4) состоит из переднего блока щеток, правого и левого блоков вертикальных щеток, рамок для смачивания и обмывания, командоконтроллеров и кабины оператора с пультом управления. Вдоль установки автобусы перемещаются с помощью конвейера. На входе и выходе установки имеются командоконтроллеры для ее включения и выключении.

Рисунок 4 – Щеточная установка для мойки автобусов:

а – общий вид; б – вид сверху; в – передний блок щеток; г – блок вертикальных щеток;

1 – вертикальная щетка; 2 – верхняя траверса; 3- шарнирный трехзвенник; 4, 30- пневмоцилиндры; 5- ограничитель; 6 – верхняя стрела; 7- пневмоцилиндр управления стрелой; 8- амортизатор; 9 – колонна; 10, 27- поперечины; 11- плоская не вращающаяся щетка; 12 – кронштейн; 13 – пружина; 14 – блок горизонтальной щетки; 15 – горизонтальная щетка; 16- рамка; 17 – пульт управления; 18 – пневмокран подъема горизонтальной щетки; 19 – кабина оператора; 20 – блок подготовки воздуха; 21 – командоконтроллер; 22 – эжектор; 23, 26 – тросы; 24 – противовес; 25 – система блоков; 28- стойка; 29 – рамка; 31 – подвижный блок; 32 – ролик; 33 – направляющая рамка; 34- токоприемник; 35 – пневмокран; 36 – кулачок; 37 – нижняя стрела; 38 – нижняя траверса

Щеточная установка для мойки легковых автомобилей показана на рис. 5. Автомобиль в установке перемешается с помощью конвейера. Управление установкой осуществляется двумя командоконтроллерами рычажного типа.

На направляющих вертикальных стойках П-образной рамы подвижно установлена маятниковая рамка с горизонтальной щеткой, предназначенной для обмыва капота и верха кузова автомобиля, крышки багажника. Перемещение щетки осуществляется с помощью тросов и противовеса, а вращение щеток — электродвигателями.

Для предварительного смачивания автомобиля перед въездом на установку и для ополаскивания его в конце имеются П-образные рамы с соплами. Автоматическое управление осуществляется двумя командоконтроллерами рычажного типа.

Читайте также:  Оправки для закрепления за резьбовое отверстие

Рисунок 5 – Щеточная установка для мойки легковых автомобилей:

1 – рамка для смачивания; 2 – входной блок вертикальных щеток; 3 – каретка с консолями; 4 – горизонтальная щетка; 5 – рама; 6 – выходной блок вертикальных щеток; 7- рамка для ополаскивания автомобиля

Кроме того, для удаления пыли и мусора из кузова автобуса и легкового автомобиля, из кабины и с платформы грузового автомобиля применяются электропылесосы и пылеотсасывающие установки стационарного, передвижного или переносного (ручного) типа. Для уборки салонов легковых автомобилей, автобусов, кузовов грузовых автомобилей и специальных фургонов применяют пылесосы с электродвигателями мощностью соответственно 0,3. 7 кВт.

2. Диагностирование топливного насоса низкого давления; диагностические параметры

При проверке системы питании в первую очередь необходимо убедиться в отсутствии течи топлива через соединения, и нормальной работе бензонасоса, так как эти неисправности зачастую приводят к пожарам.

Бензонасос первоначально проверяют непосредственно на двигателе, если проявляется необходимость, то его снимают с двигателя. Для проверки насоса на двигателе топливопровод отсоединяют от карбюратора и опускают его конец в прозрачный сосуд, заполненный бензином. Если при нажатии на рычаг ручной подкачки из топливопровода выбивает сильная струя топлива, насос исправен. Выход из топливопровода пузырьков воздуха указывает на подсос воздуха (не герметичность) в соединениях трубопроводов или насосе.

1) Диагностика топливного насоса на двигателе

Оценить работоспособность клапанов топливного насоса проще всего на двигателе, установив коленчатый вал в пределах двух оборотов в такое положение, чтобы рычаг ручной подкачки топлива не был блокирован кулачком привода. Причем, при пе­ремещении рычага ручной подкачки, должно ощущаться сопротивление сжимаемой при ходе всасывания пружины мембраны насоса. Для этого снимается топливоподводящий шланг со штуцера на карбюраторе, вручную подкачивается топливо до его появления в отверстии шланга, отворачивая болт крепления крышки бензонасоса, снимается крышка и сетка. Затем отверстие шланга плотно перекрывают (можно пальцем), отводят до упора рычаг ручной подкачки насоса в направлении его хода всасывания и затем отпускают, внимательно следя за появлением воздушных пузырей и струек топлива в отверстии выпускного клапана насоса.

Низкий уровень топлива может быть вызван нарушением регулировки или заеданием поплавка. Заедание клапана подачи топлива в закрытом положении обнаружи­вается, отвертыванием спускной пробки карбюратора. Если топливо вытекает из отверстия непродолжительное время, а затем перестает вытекать, то имеется не­исправность.

Неполное закрытие воздушной заслонки можно определить при снятом воздушном фильтре, выдвинув до отказа ручку управления заслонкой.

Для обнаружения неисправностей бензонасоса без снятия его с двигателя приме­няют прибор НИИАТ-527Б (рис. 6), состоящий из шланга с наконечниками и манометра. Шланг присоединяют одним концом к карбюратору, а другим – к топливопроводу, идущему от насоса к карбюратору. Пустив двигатель, по манометру определяют давление, создаваемое насосом при малой частоте вращения коленчатого вала. Для двигателей марок «ЗМЗ» и «ЗИЛ» оно должно составлять 18-30 кПа. Меньшее давление может быть при ослаблении пружины мембраны, неплотном прилегании клапанов насоса, а также при засорении топливопроводов и фильтра-отстойника.

Рисунок 6 – Прибор НИИАТ-527Б:

1- манометр, 2- крючок, 3- корпус, 4, 5, 8- патрубки, 6, 9 – штуцера, 7- трехходовый кран

Для уточнения неисправности измеряют величину падения давления. Если оно превышает 10 кПа за 30 с после останова двигателя, то это вызвано неплотным прилеганием клапанов насоса или игольчатого клапана карбюратора.

Присоединив манометр к топливопроводу, идущему к карбюратору, пускают двигатель и дают ему поработать на топливе, имеющемся в поплавковой камере карбюратора, до установления давления топлива на ранее замеренном уровне. Если и при таком соединении манометра после останова двигателя падение давления превысит 76 МПа за 30 с, это свидетельствует о негерметичности клапанов насоса.

Для определения снижения давления используют вакуумметр (рис. 7), который присоединяют к впускному отверстию насоса штуцером 9.

Рисунок 7- Бензонасос с вакуумметром:

1 – коромысло; 2 – возвратная пружина; 3 – мембрана; 4 – головка насоса; 5 – соединительный винт; 6 – выпускной клапан, 7 – штуцер для отвода топлива; 8 – крышка; 9- штуцер для подвода топлива; 10 – сетчатый фильтр; 11- резиновая прокладка; 12 – впускной клапан; 13 – корпус; 14 – пружина мембраны; 15 – толкатель; 16 – упорная шайба; 17- рычаг для ручной подкачки топлива; 18 – вакуумметр; 19 – ось коромысла

Стартером проворачивают коленчатый вал двигателя на несколько оборотов, замеряют давление, которое у исправного насоса должно составлять 50-45 МПа. Если снижение давления окажется меньше, то это свидетельствует либо о негерметичности выпускного клапана либо о повреждениях мембраны или прокладки. Для устранения неисправностей топливным насос снимается с двигателя и ремонтируется.

2) Диагностика топливного насоса без двигателя

Если топливный насос не удается отрегулировать без демонтажа, его снимают с двигателя и передают на регулировку.

Для проверки и установки уровня топлива используют установку, показанную на рис.8. Для этого устанавливают нужное давление топливного насоса 3, с помощью манометра 5, открывают кран 6 и регистрируют уровень топлива.

Рисунок 8 – Установка для проверки и регулировки уровня топлива в поплавковой камере:

1 – бак с топливом; 2 – электропривод с эксцентриком; 3 – бензонасос; 4, 6- краны; 5- манометр; 7- карбюратор; 8

Список использованных источников:

1. Беднарский обслуживание и ремонт автомобилей: учебник/ . – Ростов н/Д: Феникс,2005. – 448 с.

2. Туревский обслуживание автомобилей. Книга 1. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 432 c.

3. Шапошников технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля. – Барнаул: АлтГТУ, 2009. – 274с.

ЛЕКЦИЯ № 2 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УБОРОЧНО-МОЕЧНЫХ РАБОТ

Общие положения

Работа автомобилей в различных погодных и дорожных условиях сопровождается различного рода загрязнениями кузова и шасси.

Под влиянием загрязнений происходят необратимые изменения химических и физических свойств лакокрасочных покрытий. Как результат лаковая пленка кузова (в основном, легкового автомобиля или автобуса) постепенно разрушается и тускнеет вследствие действия окислительных, термических и фотохимических процессов.

Воздействие загрязнений усиливается под влиянием деформаций и вибраций кузова при движении автомобиля. В результате на его поверхности образуются микротрещины, происходит обнажение металла, что способствует его коррозии.

Нижние поверхности автомобиля (шасси) загрязняются глинистыми, песчаными, органическими и другими примесями, образующими прочную пленку, что затрудняет осмотр и проведение необходимых работ.

Кроме того, хромированные детали кузова теряют блеск под воздействием сернистых соединений, содержащихся в воздухе, а также поваренной соли, которой посыпают дорогу.

Для сохранения окраски кузова и обеспечения качественного осмотра и выполнения работ при ТО и ремонте проводятся работы по уборке, мойке, сушке, а также по протирке и периодической полировке кузова.

Своевременное проведение уборочно-моечных работ автомобилей позволяет:

1. Снизить возможность возникновения коррозии в автомобиле;

2. Сохранить лакокрасочное покрытие;

3. Обеспечить высокое качество внешнего вида и удобство в пользовании автомобилем;

4. Облегчить внешний осмотр и доступ к узлам и деталям автомобиля при выполнении различных работ по его ТО и ремонту;

5. Улучшить условия работы ремонтно-обслуживающего персонала, снизить вероятность травматизма.

Мойка — один из наиболее трудоемких процессов ТО автомобилей. Так, средняя трудоемкость ручной мойки автомобиля ЗИЛ-4331 составляет 16 чел.-мин, а автомобиля КамАЗ-5320 -35 чел.-мин при коэффициенте повторяемости, равном единице.

Объем моечных работ в общих трудозатратах на выполнение УМР значителен (таблица 2.1).

Таблица 2.1 Распределение трудоемкости УМР, %

Тип автомобиляУборочные работыМоечныеработы
Грузовые3565
Легковые4555
Автобусы6535

Отсюда вытекает необходимость обеспечения высокой механизации моечных работ с целью не только повышения производительности их выполнения, но и сокращения доли тяжелого физического труда в грязных, сырых, некомфортабельных условиях. При этом с учетом специфики работ уборочные работы поддаются только механизации, а моечные, кроме того, автоматизации.

Уборка автомобилей

При уборочных работах используются пылесосы переносного и стационарного типов, работающие в режимах «сухой» или «влажной» уборки. Переносные пылесосы с электродвигателями мощностью 0,3—1,5 кВт по устройству практически не отличаются от бытовых пылесосов.Стационарные пылесосы рассчитаны на обслуживание нескольких постов. Эти пылесосы относятся к группе промышленных пылесосов. Они имеют значительно большие емкости для сбора грязи и электродвигатели мощностью 5—7 кВт для привода одной или двух турбин. Главные отличительные особенности конструкции пылесосов для уборки салонов автомобилей заключаются в наличии специальных бумажных гофрированных фильтровальных элементов, способных принимать тяжелую грязь (мокрую пыль и мелкие металлические предметы), и системы самоочистки фильтров. На рисунке 2.1 представлено устройство пылесоса фирмы KRANZLE (Германия).

В отдельную группу можно выделить оборудование для химической чистки текстильных покрытий. Эти аппараты работают по методу струйной экстракции, что позволяет отмыть самые сильные загрязнения. Некоторые профессиональные пылесосы позволяют проводить химическую чистку.

Рисунок 2.1 – Устройство промышленного пылесоса для уборки салона автомобиля: 1 — ручка для механической очистки фильтров; 2 — плоские фильтрующие элементы; 3 — самофиксирующая крепежная опора; 4 — подсоединение обдува; 5 — шасси; 6 — фиксирующий тормоз; 7 — держатель; 8 — кронштейн крепления ручки; 9 — предварительный фильтр; 10— двигатель с турбиной; 11 — электроды отключения для высокого уровня жидкости

Способы мойки автомобилей

Для мойки автомобилей наибольшее распространение получили следующие способы:

Ссылка на основную публикацию