Покормите птиц

Покормите птиц

Покормите птиц зимой

Зима- это не только волшебное и сказочное время,
но и период, когда наши пернатые друзья подвергаются
одному из самых тяжелейших испытаний.
А ведь всем известно, что сытой птице и мороз не страшен. Поэтому птицам надо помогать
пережить зиму – иначе они умрут.
Прочтите стихотворение С.В. Чечулиной и вы поймете, что в
наших сердцах есть доброта, сострадание и мы готовы поддерживать замечательную
традицию наших предков – вывешивать около своего дома с наступлением холодов,
кормушку, чтобы помочь озябшим и голодным птицам:

Наступили холода,
Голодно синичкам.
Вот кормушка, вот еда-
Мы поможем птичкам!
Трудно птицам выживать
В зимнюю погоду.
Нужно слабым помогать-
Защищать природу!

Птицы- божественный дар природы. Их звонкие голоса звучат и радуют нас от
рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир просто
потускнеет.
Поэтому давайте беречь наших братьев меньших!
Не дадим пропасть пернатым друзьям и вместе спасем их от холода и голода!

Заботясь о птицах, которые остаются у нас зимовать, , в России установлен особый день – Всероссийский день зимующих птиц,
который отмечает календарь 15 января.
Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Евгении Носове, в день его рождения.

Как-то раз, прочитав стихотворение Александра Яшина “Покормите птиц зимой”, Евгений Носов, чтя память о поэте , каждую осень стал вывешивать кормушки для птиц. А чтобы привлечь к кормлению птиц всех жителей родного города – расклеивал на видных местах листовки со стихотворением Яшина. После смерти писателя на его надгробье поместили надпись “Покормите птиц!”

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

В зимние морозы гибнет много птиц. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм под снегом и льдом недоступен. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц – несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.

В каждом доме можно легко найти хлебные крошки, семечки и крупы, которыми с удовольствием будут лакомиться наши оставшиеся на зиму пернатые друзья.

«Покормите птиц зимой». Проект

Юлия Шугаева
«Покормите птиц зимой». Проект

Проект «Покормите птиц зимой»

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Тема проекта : «Покормите птиц зимой»

Зима – суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.

В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Сызрани зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей городской или домашний, сорока, синица большая, большой пестрый дятел, малый пестрый дятел, снегирь и во второй половине зимы –свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Мы решили провести в группе акцию в поддержку зимующих птиц «Покормите птиц зимой.

Далеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. Этот период, пожалуй, один из самых сложных в жизни птиц. Конечно, зимующие виды имеют механизмы, защищающие их от холода – это оперение и интенсивный обмен веществ. Но при недостатке корма эти приспособления не срабатывают и многие птицы замерзают в морозные ночи. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой и в начале весны.

оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.

Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.

Формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками.

Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Тип проекта :

групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский, информационный.

Реализация проекта по этапам:

1. Знакомство детей с зимующими птицами нашего города.

2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.

3. Обсуждение цели и задач с детьми, родителями.

4. Рассматривание художественно – иллюстративного материала.

5. Анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц» (см. приложение)

6. Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей», «Птицы» В. Берестова

7. Отгадывание загадок про зимующих птиц.

1. Чтение, обсуждение и заучивание стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», А. Прокофьева «Снегири», Н. Рубцова «Ворона».

2. Беседы «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах».

3.Выставки рисунков: «Снегири на ветках рябины», «Птицы на кормушках»

4. Аппликация «Снегирь на ветке рябины».

5. Рисование пластилином «Птички и их лакомство».

6. Наблюдение за птицами на участке.

7.НОД: «Зимующие и перелетные птицы», «Птички-невелички», «Покормите птиц зимой».

8.Дидактические игры: «Прилетели птицы», «Четвертый лишний», «Чей хвост», «Чей клюв», «Узнай по описанию», «Собери картинку», «Третий лишний», «Накорми зимующих птиц».

9.Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Вороны и собачка», «Воробушки и автомобиль», «Совы», «Птички», «Воробушки и кот», «Веселый воробей», «Где спрятался воробей», «Птицелов», «Птицы в клетке», «Филин и пташки», «Не зевай», «Попрыгай, как …», «Непогода и птицы».

10. Просмотр познавательных роликов и мультфильмов про птиц.

1. Викторина «В гостях у птиц».

2. Коллективная работа «Покормите птиц зимой

3. Приготовление зимнего лакомства для птиц.

4. Участие в международном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Мастерская умельцев» на сайте «Новое поколение».

Результаты наблюдений в рамках проекта

Наблюдая за поведением птицв городских условиях в зимнее время можно отметить некоторые особенности:

1)Домовые воробьи проявляют к человеку бесстрашие, ночуют на чердаках, в вентиляционных трубах. Зимой воробьи питаются пищевыми отходами,

брошенным зерном. Их можно встретить возле мусорных контейнеров, во дворах, возле мусоропроводов.

2)Большие синицы в городе появляются в октябре месяце, когда в лесу

корма становится меньше, исчезают насекомые. Встретить их можно повсюду. Они осматривают каждое дерево, каждый кустик в поисках

спрятавшихся насекомых или их личинок. Птица очень подвижна. В зимний

период питается в основном семенами растений. Мы наблюдали синиц в

кроне липы, добывая корм, они висели вниз головой, обследовали каждую

трещину в коре, спускались на землю, подходили близко к нашим ногам.

Держатся синицы небольшими стайками 8-10 птиц, так как именно стайный

образ жизни помогает быстрей найти корм, согреться морозной ночью.

3)Снегири у нас в городе появились в десятых числах января. Встречаются они парами или стайками. Самцы от самок отличаются более красивым нарядом

– красной грудкой; у самок грудки серого цвета. Снегири очень любят ягоды рябины, поедая только семена из ягод, остальное выбрасывают, поэтому в местах кормежки на снегу всегда остается масса нерасклеванных ягод. Насытившись, снегири отдыхают на высоких деревьях.

4)Обычными птицами и наиболее многочисленными являются галки и сизые

голуби. Держатся эти птицы стаями. И встретить их в нашем городе можно

повсюду. Их основной корм в зимнее время пищевые отходы.

Если галки, вороны, сороки смогут прокормиться возле свалок, помоек и

мусорных контейнеров, то мелким птицам в морозные дни приходится

трудно, потому что к середине зимы рябина заканчивается, семян

клена становится меньше. Здесь должен прийти на помощь человек. Без

нашей помощи птицы в морозные зимы гибнут, поэтому развешивать

кормушки, изготовленные из простейших материалов – наша задача.

В зимнее время птицы становятся доверчивее, теряют бдительность, ведь

главная задача – найти корм. Мы визуально определили критическую дистанцию, на которую птица может подпустить человека.

Самая короткая дистанция у голубя сизого, это и понятно, голубь

практически подходит к ногам человека. А уж если их подкармливать, то

соберется большая стая. Самая длинная дистанция у сороки, так как птица эта лесная, осторожная. При виде человека не только пугается, но и начинает

Еще мы узнали, что ни в коем случае нельзя кормить птиц черным хлебом. Он вызывает заболевание, что означает для них верную гибель! Нельзя также развешивать соленое сало и мясо, от соли птицы слепнут, мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки.

Таким образом, мы пришли к выводу, что у каждого из нас дома найдется достаточное количество корма для пернатых.

Дальше мы выяснили, есть ли какие правила в изготовлении кормушек?

Оказалось, что правильный выбор кормушки зависит от вида птицы, которую мы хотим привлечь, а также от того, насколько близко мы будем от них находится, чтобы наблюдать их повадки. Ближе всего наблюдать за птицами можно в окно. Для этого используют «оконные» кормушки, их можно прикрепить к оконному стеклу. Такие кормушки рассчитаны на маленьких птиц (синичек, воробьев). Главное учитывать расстояние между кормушкой и стеклом, чтобы птицы не влетели в стекло. Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из под сока или молока.Но важно помнить:

Читайте также:  Схема подключения глубинного насоса

У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Так же надо помнить, что ни в коем случае нельзя прибивать кормушки к дереву гвоздями, иначе получится “одно лечишь, а другое калечишь”!

Работа оказалась не только полезной, но и очень приятной, мы больше времени проводили вместе и на свежем воздухе.

Для того чтобы лучше узнать своих гостей, каждому обладателю кормушки предложили пронаблюдать, какие птицы её посещают. Наблюдения проводили осторожно, чтобы не спугнуть птиц. Фотографировали кормящихся птиц.

Зима для пернатых – самая тяжелая пора. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. На сооружение кормушки из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное – в дальнейшем кормить птиц постоянно. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны.

Мы рады, что смогли позаботиться о братьях наших меньших и помочь хотя бы небольшой части из армии пернатых жителей нашего города. Заботясь о птицах, мы получили прекрасную возможность наблюдать за птицами в природе, познавать их тайны.

Как мы уже отмечали, проделанная работа помогла нам ближе познакомиться с природой родного края, мы стали более дружные и приятно ощущать, что ты кому то оказываешь помощь. Поэтому будем продолжать работу по привлечению птиц и вести агитацию по их охране.

Для успешного привлечения птиц необходимо довольно подробно знать их жизнь, повадки, кормовую базу, места естественных гнездований, сроки выведения птенцов. Поэтому планируем изучать литературу для получения более точной информации по данному вопросу.

В летние каникулы и осенью будем заготавливать корм для зимней подкормки: семена арбуза, дыни, тыквы, репейника.

Список литературы,интернет ресурсы:

1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», ТЦ «Учитель» Воронеж.

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» – Часть – 2, Санкт – Петербург «Детство-Пресс»

3. Ермолаев С. Д. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах», Санкт – Петербург «Детство-Пресс»

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санкт – Петербург «Детство-Пресс»

Анкета для родителей.

«Вместе с детьми кормим зимующих птиц»

Просим вас ответить на наши вопросы.

1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда?

2. В какое время суток насыпаете корм?

3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку?

(на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое)

4. Чем кормите птиц?

5.Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?

6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?

7. Удаётся ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?

8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?

9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чём это проявляется?

10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?

11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?

12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?

13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц?Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?

14. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада?

Проект «Покормите птиц зимой» Паспорт проекта Название проекта: «Покормите птиц зимой!». Тип проекта: информационно-ориентированный, познавательный, творческий. Вид.

Проект «Покормите птиц зимой» Актуальность проекта: В стремительно развивающемся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться.

Проект «Покормите птиц зимой». МБДОУ МАЛО-ЛОЗОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД. ПРОЕКТ ” ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ” Выполнила: Воспитатель разновозрастной группы Касьянова Вера.

Проект «Покормите птиц зимой» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Городищенский детский сад комбинированного вида «Фиалка» городского округа.

Проект «Покормите птиц зимой» (подготовительная группа) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г. Приволжска. Проект на тему «Покормите птиц зимой». Воспитатель:.

Презентация «Проект «Покормите птиц зимой» Экологический краткосрочный проект в ясельной – 2мл. группе. Выполнили воспитатели: Алсуфьева Е. А. (яс. гр.) Давыдова А. А. (2мл. гр.) «Покормите.

Проект «Покормите птиц зимой» Вид проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный. Продолжительность: февраль. Участники проекта: дети средней группы и воспитатели,.

Проект «Покормите птиц зимой» Описание проекта: Проект «Покормите птиц зимой» Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их.

Экологический проект «Покормите птиц зимой» Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях? Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить.

Покормите птиц зимой

Каждая семья хотя бы раз делала для птиц кормушку. Однако, часто бывает так: ребенок пару раз насыпет зерна, а потом это занятие ему надоедает. Со временем забывают про нее и родители, и в итоге на деревьях болтается много бесхозных коробочек. Как же сделать процесс кормления птиц интересным и, главное, полезным для малыша?

“Не дразните собак, не пугайте кошек, не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек” — слова из детской песенки хранятся в памяти у каждого из нас с глубокого детства. Все помнят, что кормить птиц зимой необходимо. Это учит детей внимательности, заботе об окружающем мире, состраданию. Но на деле все оказывается не так просто. Современные дети пресыщены большим количеством развлечений и разнообразной информации. Частый просмотр мультфильмов, обилие рекламы и ярких игрушек, от которого никуда не деться, делает детей менее внимательными. И в итоге получается, что ребенка нужно учить видеть удивительное в обыденном. Учить удивляться красоте природы, видеть и замечать ее.

Кстати, регулярное и осмысленное наблюдение за природой, помимо нравственного и эмоционального, полезно и для интеллектуального развития ребенка. В школе и в будущей взрослой жизни навыки внимательного и чуткого взаимодействия с окружающим миром пригодятся повзрослевшему человеку не раз.

Так как же превратить обычную кормушку в настоящее учебное пособие?

Шаг 1: подготовка

В интернете и тематических журналах размещено множество советов о том, как можно сделать красивую кормушку своими руками. Они бывают разными: деревянными, пластиковыми, картонными… Как правило, чтобы облегчить работу, в качестве основы для кормушки используют готовую коробку, бутылку или “тетра пак”. А малышу остается только ярко украсить поделку.

Но одним только изготовлением кормушки подготовка к кормлению не ограничивается. Необходимо обсудить с ребенком зачем, как и почему вы будете кормить птиц. И простым: “Мы в детстве так делали” или “Это нужно” лучше не ограничиваться.

Первое что стоит сделать — это рассказать ребенку о том, какие птицы водятся зимой в его городе. Даже если вы говорили об этом уже неоднократно, вспомните пройденный материал — лишним это не будет. Пусть ребенок сам назовет, каких птиц он знает. Если есть возможность, можно привлечь к разговору цветные иллюстрации с разными видами птиц. Полезным будет послушать и песни пернатых — в интернете есть сайты с записью голосов разных животных.

Конечно, основные птицы российских городов — это голуби, синицы, воробьи и снегири. Обычно кормушки предназначают для них. В Ярославле зимой можно также встретить более крупных птиц, таких как свиристели, галки, сойки, вороны, сороки, дятлы. Встречаются так же чижи и поползни. Хотя эти птицы вряд ли посетят вашу кормушку, рассказать о них ребенку все-таки стоит.

Важно также обсудить, какие именно продукты вы будете использовать для кормления птиц. Внимательно выслушайте все предложения ребенка. Объясните, почему он не прав, если предложенные лакомства птицам есть нельзя (“Нет, птичке нельзя кушать пирожные, они слишком жирные и у птичек может заболеть живот.”, “Мясо птички не едят. Те птицы, для которых мы строим кормушки — травоядные, то есть питаются зернами, и наскомоядные, едят насекомых. Птицы которые едят мясо — совы или ястребы — в кормушку не поместятся, они слишком большие”). Старайтесь рассказать ребенку все, что вы знаете. Дошкольники и младшие школьники впитывают информацию как губка, и через годы вы удивитесь, как много они запомнили из ваших спонтанных уроков.

Итак, для зимней прикормки птиц можно использовать семена тыквы, арбуза и, конечно, подсолнечника. Только обязательно не жареные и не соленые! Птицы будут рады также вареной картошке и несоленому салу. Можно давать им и орешки, и кусочки сушеных яблок. Как правило, птицам дают пшено и хлебные крошки (только не ржаные!).

Но самое главное — объяснить ребенку, почему так важно кормить птиц зимой. Расскажите ему, что в холодные дни птицам обязательно нужно много есть, иначе они могут замерзнуть насмерть. С другой стороны, привычной для них пищи зимой практически не бывает: насекомые прячутся и засыпают, а большинство растений укрыты толстым слоем снега. Все что остается птицам — это замерзшие ягоды на ветках и объедки на свалках. Поэтому, чтобы весной в городе было много птиц, и вы могли послушать, как они поют и посмотреть, как молоденькие птенчики учатся летать, зимой их нужно регулярно подкармливать.

Шаг 2: наблюдение

Просто насыпать в коробочку корм и уйти — не очень эффективно. Обязательно останьтесь с ребенком, отойдя на небольшое расстояние, и понаблюдайте за птицами. Как правило, синицы и воробьи обнаруживают новую кормушку буквально за пять минут. Ребенку, особенно маленькому, может стать скучно смотреть на птиц, поэтому постарайтесь направить его внимание. Попросите посчитать, сколько птичек прилетело к кормушке. Рассмотрите, какие действия последовательно совершает птица (подлетает, берет семечку, отлетает с ней на безопасное расстояние, и только там расшелушивает и съедает, а затем возвращается за добавкой). Постарайтесь определить, какие виды участвуют в пиршестве. Ребенка постарше можно попросить разделить самок и самцов (как правило, это не сложно, окраска самцов значительно ярче).

Не заставляйте ребенка наблюдать за птицами силой. Если он хочет заняться чем-то другим — не препятствуйте. Лучше вернитесь к кормушке через 15 минут и посмотрите, сколько успели съесть птицы за это время.

Если вы кормите птиц в парке или другом тихом месте, можно вслушаться в их голоса. Обратите внимание ребенка на то, какие еще звуки можно услышать в парке зимой. Постойте немного молча, а потом поделитесь услышанным.

Еще один объект для наблюдения — птичьи следы, которых после трапезы остается немало. Бывает интересно проследить направление цепочек. Иногда по отпечатку можно даже определить вид гостя (например, голубиные следы можно отличить от воробьиных по размеру).

Деток постарше можно также привлечь к фото- и видео-съемке птиц. Это увлекательное и творческое дело может надолго занять школьника, и обучит его полезным навыкам, терпению, концентрации и целеустремленности. Ведь съемка постоянно движущихся птиц — дело не простое.

Шаг 3: осмысление

Важно, чтобы полученный опыт не забылся ребенком. Для этого дома можно сделать небольшие упражнения по осмыслению, переживанию и запоминанию увиденного.

Читайте также:  Подсветка для рассады своими руками

Для деток от трех до шести лет одним из главных способов осмысления жизненного опыта является свободный рисунок. Предложите малышу нарисовать то, что он сегодня увидел. Не пытайтесь добиться реалистичности рисунка, пусть ребенок нарисует всё так, как он это увидел и запомнил, а затем прокомментирует картинку. Если работа застопорилась — подтолкните юного художника. Напомните ему, что вы видели (“Помнишь, там росло дерево?”, “Какое оно было?”, “А сколько было птиц?”, “Некоторые птицы сидели на снегу, другие — на кормушке, другие — летели”, “А на земле рассыпаны зернышки”). Ни в коем случае не исправляйте ребенка: даже если он решил нарисовать синичку с зеленой грудкой. В этом возрасте важно не ограничивать творческий процесс — это поможет гармоничному развитию фантазии.

Полезным будет также записать свои впечатления словами. Для этих целей можно даже завести специальный дневник наблюдений за природой. Если малыш еще не умеет писать, можно помочь ему, записав его слова под диктовку. Но важно, чтобы мысли он старался сформулировать сам. Можно направить этот процесс наводящими вопросами (“Тебе понравилось кормить птиц?”, “Что было интереснее всего?”, “Что ты запомнил?”, “Какие были птицы?”, “Какими словами ты бы их описал?”). Ведение такого дневника поможет ребенку научиться формулировать свои мысли, строить предложения, осмысливать свои чувства и эмоции. Ребенка постарше можно в процессе познакомить с дополнительными терминами, которые пригодятся в школе (“Помнишь ярких птичек? Это птички-дяди. По-научному они называются “самцы”. А серенькие — птички-тети — это “самки”).

Чаще наблюдайте за природой с детьми: для этого не обязательно ехать в долгое и дорогое путешествие. Ведь главное в данном случае — уметь видеть важное в незначительном. Весной можно изучить траектории ручьев, образовавшихся во дворе; летом — рассмотреть виды трав, растущих около вашего подъезда, а осенью — собрать прекрасный гербарий из желтых листьев даже на автобусной остановке. А пошаговая работа (подготовка-наблюдение-осмысление) поможет вам сделать из таких наблюдений полноценные уроки, развить эмоциональную и рациональную сферу, и вырастить творческого и внимательного человека.

«Покормим птиц зимой»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.

Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах нашего края.

Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей.

Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
pokormim_ptits_sr_gr.docx280.81 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Покормим птиц зимой»

Цель : формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.

Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах нашего края.

Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей.

Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.

Актуальность: Зима – суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются, с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Алейске зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Ожидаемые результаты : Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Тип проекта : творческий, групповой, семейный; информационно – познавательный.

Участники проекта : дети средней группы, родители, педагогический коллектив.

Срок реализации проекта : декабрь-февраль 2018 г.

Государственный природный заповедник “Кологривский лес” им М.Г. Синицына

157440, Костромская область, г. Кологрив, ул. Некрасова, д.48

Акция: Покормите птиц!

Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются в живых только две. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму.

Сопоставьте 2 этих факта и подумайте о том, сколько птиц зимой мы можем спасти все вместе! А сколько радости они принесут нам, прилетая на кормушки! Сколько весёлого чириканья и ярких красок скучной чёрно-белой зимой! А летом неутомимые птицы прилетят в наши сады и огороды и избавят от опасных вредителей.

Если мы заставили вас поразмышлять, тогда заводите кормушку и присоединяйтесь к акции «Покормите птиц»! А ещё наблюдайте за ними и фотографируйте! Мы предлагаем этой зимой всем желающим создать фоторепортаж «Птичья столовая» и прислать его на нашу электронную почту (pnv_72@mail.ru). Всех приславших ждут памятные призы от заповедника. Желательно, чтобы на ваших фото была дата съёмки и как можно большее число видов зимующих птиц на кормушке. Число фотографий должно быть не менее семи. Больше – пожалуйста!

А чтобы правильно кормить птиц познакомьтесь с нашими материалами.

Зимующие птицы

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Это легко объяснить. Главный враг пташек в холода – голод. А рядом с человеческим жильём всегда можно найти пропитание, особенно если люди неравнодушны к пернатым соседям. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Поэтому им необходимо помочь. Подкармливая птиц, мы решаем несколько экологических проблем.

Чтобы убедиться в этом, немного посчитаем. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом трёх человек. А каково количество вредителей, уничтожаемых птицами!? Обычно синичка производит на свет от 6 до 12 птенцов, причем, делает это дважды за лето. Выкармливает потомство 18 дней, успевая слетать за кормом не менее 10 000 раз. И это только одна птичка! А ведь их целые стаи живут рядом с нами, защищая наши сады-огороды не только летом, но и зимой. Список врагов, с которыми ведут борьбу птицы, просто огромен: всевозможные плодожорки, пяденицы, листовертки, моль, майские жуки, клопы.

В нашей местности традиционными зимующими птицами являются большая синица, буроголовая гаичка, лазоревка, московка воробей, голубь, ворона, сорока, сойка, дятел, снегирь, щегол, овсянка, свиристель. Именно они прилетают на наши кормушки, спасаясь от голода.

Правила подкормки птиц

Покормить птиц – несложный способ проявить человечность и стать добрее. Для этого надо смастерить кормушку и следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм. При этом нужно соблюдать несколько правил:

  • нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них!);
  • кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для кошки);
  • повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице);
  • по возможности корм должен быть защищён от непогоды;
  • кормушку необходимо регулярно чистить.

Мастерим кормушку

Изготовить кормушку несложно. Можно использовать пластиковые бутылки, упаковки из-под сока, и другие подручные средства. Очень удобная кормушка – шарик из различных семян (подсолнуха, неочищенное просо и т.д.) склеенных медом, несоленым жиром, крахмалом. Шарик кладут в пластиковую сеточку (для упаковки овощей) и подвешивают, где удобно.

Ориентировочный чертеж и макет

Очень интересно, когда кормушка размещена за окном – у форточки или на балконе, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птицы прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую столовую. Лучший корм для птиц зимой – нежареные семечки подсолнуха (они очень калорийные), их едят почти все птицы. Синицы очень любят сало (несолёное!), а воробьи – пшено. Снегири и свиристели предпочитают ягоды калины и рябины. Птицы будут рады кусочкам яблока, крошкам чёрствого пшеничного хлеба, сырым крупам, таким как овёс, пшеница, геркулес, просо.

История акции

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Именно это стихотворение Александра Яшина стало началом Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц!». Случилось это так.

Евгений Носов, известный писатель-фронтовик, прочитав стихотворение «Покормите птиц зимой…», каждую осень в память о поэте стал вывешивать кормушки для птиц. А чтобы привлечь к кормлению птиц всех жителей родного города, расклеивал на видных местах листовки со стихотворением Яшина. После смерти писателя на его надгробье поместили надпись «Покормите птиц!».

Зимой 2002-2003 годов в Иркутской области была впервые проведена акция с таким названием. Её инициировали публицист Анатолий Сосунов и крупнейшие областные газеты в память о писателе Евгении Носове. В январе 2003 года к акции присоединился город Курск – родина писателя. Тогда же иркутяне предложили внести в Российский экологический календарь 12 ноября как Осенний день птиц и считать его началом общероссийской культурно-экологической акции «Покормите птиц!», а 15 января – день рождения Евгения Носова – объявить Днем зимующих птиц России. Союз охраны птиц России полностью поддержал эту инициативу.

Дата 12 ноября выбрана не случайно. В народном календаре это день Зиновия-синичника или Синичкин день. Исстари добрые люди почитали великомучеников Зиновия и Зиновию за их преданность христианской вере. И приметили они, что ко дню памяти этих святых появляются около человеческого жилища малые птицы-синицы, прилетают с севера снегири, свиристели и чечётки, и назвали этот день Зиновием-синичником.

Конечно, главный герой праздника — синица. Наши далёкие предки верили, что синица на небе или за морем зажигает утреннюю и вечернюю зори, она же выкликивает осень, а весной летает за море за ключами от подземного мира, где неволится Весна красная, Солнце яркое, Заря ясная. Когда-то синица слыла на Руси синей птицей счастья. «Синичка недаром пищит, а зиму вещит, холод кличет». С этого дня испокон веков было принято развешивать кормушки и подкармливать птиц.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Голосование МышьЛяльки Покормите птиц зимой

Добрый день, дорогие авторы! С вами ведущая конкурса – Ромашка.

Спасибо за прекрасные стихи. Постарались все на славу, приятно читать! Наши птички не останутся голодными! Думаю, детям очень понравятся ваши стихи. Приступим к голосованию!

1. авторы голосуют обязательно, читатели по желанию.
голос автора – 2 очка произведению. Голос читателя – 1 очко произведению.
3. за себя не голосуем.
4. выбираем от 7 до 10 произведений, указывая из номера в рецензии, через запятую.
5. срок голосования – до 12.00 мск.вр. 04 декабря 2015 г.
6. не проголосовавший автор лишается стихобального приза.

О призах. 1 место = 500 стихобаллов, 2 место = 400 стихобаллов, 3 место = 300 стихобаллов. Награждаются все призеры.
Всем приятного прочтения! Успехов! Надеюсь, все проголосуют во время! Мне не придется искать авторов и напоминать им о голосовании. Уважайте, пожалуйста – труд и время ведущего! Ромашка.

1. Покормлю я птичек.

Мне не нужны
Ни стаканы, ни кружки –
Птички не очень-то
Любят компот!
Лучше развешу я
Всюду кормушки,
Голодно птичкам –
Зима настаёт.

Мне не нужны
Ваши вилки и ложки,
Даже тарелки
Совсем не нужны.
Птичкам насыплю я
Хлебные крошки –
Буду я птичек
Кормить до весны.

2. Мы развесили кормушки

До весны уснули мушки,
Дремлют в норках червячки…
Мы развесили кормушки
В зимнем парке у реки!

Я кладу в кормушку зёрна,
Вкусный бабушкин пирог,
Чтоб воробышек проворный
Подкрепиться сразу смог.

Подлетели две синички,
Зяблик, сойка, снегири…
Угощайтесь, я вас, птички,
Сосчитаю: «Раз, два, три…»

Фартук желтенький надела,
К нам синичка прилетела.
И сидит стучит в окно
– Кушать хочется давно!

Вы меня к себе пустите,
Обогрейте, угостите.
Окна добрые я знаю
К ним зимой и прилетаю.

Совушка ночью грустит за окном,
Видно, озябла и просится в дом.
Есть у меня одеяло, подушка,
Как же без них там обходится сплюшка?

За нашим окошком, на ветке рябины,
Cнегирь отмечает свои именины.
Кондитер-мороз, для него в это утро,
Посыпал все ягоды снежною пудрой.

Рябина в снегу и красиво и сладко.
Склевал снегирь ягоды все, без остатка.
Но вот незадача, в тот день, ненароком,
Он грудку испачкал рябиновым соком.

6. Здравствуй, Житель городской!

Дружной стайкою лесной
Прилетели птицы:
«Здравствуй, житель городской!
Есть чем подкрепиться?

Трудно выжить нам зимой –
Голодно, морозы…»
И расселись всей гурьбой
На ветвях берёзы:

Восемь аленьких огней
Украшают ветки.
Это стайка снегирей
В праздничных жилетках!

Вот нежданное свиданье
В городе огромном:
Сколько в них очарованья,
Красота и скромность.

Разодела щедро вас
Матушка Природа,
Утешение для глаз
В это время года.

Семена им сыплю я
Каждый день в кормушку:
Пусть же будет сытно вам,
Милые пичужки!

Долго можно любоваться
Дружной экадрильей.
Так бы людям побрататься,
Обрести всем крылья!

7. Покормите птичек

Наступила уж зима
Побелели все дома.
Я гуляю во дворе.
Холодно всей детворе

Птичкам тоже холодно,
А ещё и голодно.
Голуби хотят еду.
Хлеба птичкам я найду.

Ведь зимой нет червяков –
Спрятались среди снегов.
Крошки сыплю голубям –
Лучшим маленьким друзьям.

Покормите птичек всех:
Воробьёв, синичек, тех,
Кто нуждается в еде,
Оказавшись вдруг в беде.

8. Прилетайте поскорей!

Заполонили кошки двор,
Шумит кафе-столовая.
На них глядит с недавних пор
Для птиц кормушка новая.

И беспокоится она:
“Состарюсь я безделицей.
Ворует ветер семена
И делит их с метелицей.

Следы кошачьи подо мной,
А птицы так обижены –
Летят куда-то стороной,
Не приманю их ближе я!

Ошиблась, видно, детвора,
Меня не там повесила.
Вы подскажите ей с утра –
Без птиц совсем невесело!”

Под скрип несмазанных ворот
Кормушка спит. И снится ей,
Как беззаветно дружит кот
С голодными синицами.

9. Не грозит им голод – точно.

Было мне не до игрушек,
Сделал много – сто! – кормушек!
Прилетайте птички-крошки,
Хоть всю зиму ешьте крошки.

10. СЕЛ ВОРОБЫШЕК НА ВЕТКУ

Сел воробышек на ветку,
Против нашего окна:
– Одолжи-ка мне, соседка,
Горстку крошек и зерна! –

– Да, конечно, подкрепляйся
В ужин, завтрак и в обед…
Угощайся, не стесняйся,
Рада я тебе, сосед!

Пришла зима в наш край. Метёт метель,
И трудно выжить и зверью и птичкам.
И в снежных кружевах красуясь, ель,
Сочувствует всем шустреньким синичкам.

Ах! Если бы могла я говорить, меня услышали тогда бы люди,
В морозный день смогли бы подкормить, без корма, что со мной зимою будет?
На самой верхней веточке, я здесь! И есть хочу! Мне дорога минута!
Не откажусь я семечек поесть, как жаль, пуста кормушка почему то…

Но вдруг, открылась форточка в окне,
Посыпались на подоконник крошки.

Какой хороший мальчик! Это мне?
Проголодалась! Я поем немножко.

Тебя я буду каждый день кормить,
Не бойся! Я без корма не оставлю!

А мне бы только зиму пережить..
И я Весну – песнею прославлю!

Птичка, птичка, птичка,
Юркая синичка!
Расскажи нам ,где бывала?
С кем ты песни распевала?

Я тут домик смастерил,
От ветров отгородил!
Дам тебе я крошки,
Целых две ладошки.

Дам и семечек,зерна-
Целых детских два ведра!
Да еще кусочек сала,
Чтоб голодной не бывала!

Прилетай же, птичка,
Милая синичка.

Зима заметает дорожки,
Холодной позёмкой шурша.
Горят на рябинке серёжки.
Ах, как она в них хороша!

И даже под снежной косынкой
Огнём своим ярким горят
Серёжки и бусы рябинки –
Из ягод весёлый наряд.

Мороза она не боится,
Косынку под ветром стряхнёт.
И тут же над ветками птицы,
Порхая, ведут хоровод.

Им ягоды эти по вкусу.
А как же наряд? Посмотри –
Как будто красивые бусы,
На ветках сидят снегири.

Серенький воробышек
Тоненькие ножки
Возле меня скачет
Собирает крошки

Накрошу воробышку
Вкусного печенья
Принесу воробышку
Сладкого варенья

Серенький воробышек
Кушай же побольше
Может твои ножки
Станут чуть потолще

В коробке-кормушке синица живёт,
Лишь утро настанет, подружек зовёт:

– Летите скорее, здесь много зерна,
И семечки есть – не склюю я одна!

Ночами, нахохлившись, сядет и спит.
Вот так и зима незаметно бежит.

Но как-то сказали синице щеглы:
– В коробке отверстия очень малы,

А вдруг растолстеешь от жизни такой?
Как выйти на волю ты сможешь весной?

Отбросив скорее ненужную лень
Синица порхает и скачет весь день.

Но спит всё равно у меня за окном:
Привыкла, что здесь и кормушка, и дом.

пожалуйста, помните в снежное время
о маленьких птичках

Здравствуй, птичка-невеличка,
Зоркий бусинкой глазок,
Любопытная синичка,
В стужу зимнюю дружок.

Как в любви тебе признаться,
Жизни крошечный комок!
С соловьём мне не тягаться,
Сердцем я пишу стишок.

В каждом слове, слышишь, нотки –
Это клавиши Любви,
Серебристой песней звонкой
Мир раскрасить помогли.

Вроде птичка-невеличка,
А заглянет лишь в окно,
Словно кровная сестричка,
Что не виделись давно.

Мир природы кротким взглядом
Прикоснётся вдруг к душе:
Мы же здесь! Мы с вами рядом,
На небесном этаже.

Слышишь, смелая певунья
Звонких песен по весне,
В холод зимний подкормлю я,
Прилетай опять ко мне!

17.1. Выручайте птичек

Ребятишки, к нам сама
Пришла зимушка-зима.
Раскрасавица она,
Да снежна и холодна.

Птички и зимой поют:
Воробьи, синички тут.
Перезимовать всегда
Им так трудно в холода.

Сделаем кормушки мы
И развесим до весны.
Только, братцы, не зевать:
Корм в них класть. не забывать!

Птицам легче будет жить,
Станут вас благодарить.
Всем подарят песенки,
Песенки-чудесенки!

Угощайте пташек дружно,
Зёрнышек жалеть не нужно!
Крошек горсть такая малость,
А краса их людям в радость.

Ай, да, Зимушка – Зима!
В снег укутала дома.
Замела дорожки,
Птичкам нет ни крошки.

Отложу – ка, я игрушку,
С папой сделаю кормушку.
Им не будет холодно,
Им не будет голодно!

Детки крошки собирайте,
И в кормушки насыпайте.
Пусть ликуют птички,
Воробьи, синички.

18. Голодно зимою птичкам.

Голодно зимою птичкам,
Этим крохам-невеличкам.
Снег засыпал все дорожки,
Где найти им хлеба крошки?

И решили дети дружно,
Что помочь малышкам нужно.
Прибежали на опушку,
Прикрепили там кормушку.

– Ждите, птички, нас опять,
Сделаем ещё штук пять.
Дружно птички корм клюют,
Новые кормушки ждут.

Дети, птичек берегите
И почаще их кормите.

Воробьи, ах воробьишки,
Ишь какие шалунишки!
Расчирикались опять,
Гвалд ничем ваш не унять!

Вы опять проголодались?
Прыгали везде старались?
Я насыплю крошек вам,
Шаловливым воробьям!

Вот, смотри ка ,желторотик!
Открывает свой он ротик!
Просит маму-покорми!
-Я голодный ведь, смотри!!

Не умею сам клевать!
Просит мамочку опять!
Ах ты ,хитрый шалунишка,
Сам учись клевать плутишка.

Заметает снегом крыши,
На дворе опять метель.
Завывает ветер, слышишь?
Непогода третий день.

На ветвях притихли птицы,
Жмутся, бедные, тесней.
Галки, голуби, синицы
И проныра-воробей.

Нет ни зёрнышка, ни крошки,
Лапки холодом свело.
Брошу корм им за окошко,
Постучу слегка в стекло.

Подоконник превратится
В самобранку для гостей.
На обед слетайтесь, птицы,
И замерзший воробей!

Только, чур, не надо драться,
Забияк я не люблю.
Будем часто мы встречаться,
Мне не трудно, покормлю!

Кто в окошко к нам стучится?
Это храбрая синица.
Очень хочется ей в дом –
Познакомиться с котом.

Целый день она летала
И еду себе искала.
Приземлилась на окно,
Видит в баночке зерно.

Голодать не будут птички,
Воробьи, чижи, синички.
Им развесили кормушки,
Приходите все покушать.

Кот лежит, прищурив глазки,
С виду добрый, как из сказки.
Только это – напоказ,
Когти спрятаны для нас.

Поохотиться желает,
Да стекло ему мешает.
Остаётся лишь мечтать,
Да в окошко наблюдать.

Ссылка на основную публикацию