Безопасность движения автомобиля

instructor267 › Блог › Безопасное вождение автомобиля

Всем привет!Имея определенный стаж вождения автомобиля (с 1989г.), как и многие водители, все время стараюсь повышать свое водительское мастерство.В связи с этим посещал курсы контр аварийного вождения, увлекся спортивным вождением автомобиля и вообще всем, что связанно с грамотным вождением автомобиля.Не смотря на стаж вождения и все увлечения, прописными истинами остаются основы.В связи с этим хочу поделиться еще раз прочтенными статьями, так как безопасное, экономичное и грамотное вождение это главное в умении водителя.Вот простые правила, которые помогут повысить уровень безопасности в разных ситуациях. Конечно, многие из них Вам знакомы, но внимательно прочесть этот раздел все равно стоит.

Прежде чем сесть за руль

— Проверьте работу фар и фонарей.
— Отрегулируйте сиденье, рулевое колесо и зеркала заднего вида таким образом, чтобы вести автомобиль было удобно.
— Отрегулируйте спинку так, чтобы корпус располагался вертикально, а затылок — как можно ближе к подголовнику.
— Отрегулируйте подголовник так, чтобы на него опирался затылок, а не шея.
— Убедитесь, что педалям ничего не мешает (дополнительные коврики и т. п.).
— Если установлены детские сиденья и колыбельки, убедитесь, что они надежно закреплены на заднем сиденье.
— Аккуратно размещайте багаж в багажнике, чтобы при резком торможении он не смещался вперед.
— Перед дорогой не рекомендуется плотно есть. Легкая еда, наоборот, улучшает реакцию. Ни в коем случае не употребляйте спиртного.
Не забывайте периодически проверять:
— давление воздуха и состояние шин;
— уровень масла в двигателе;
— уровень охлаждающей жидкости двигателя и состояние системы охлаждения;
— уровень тормозной жидкости;
— уровень жидкости омывателя ветрового стекла.

Безопасность в пути

— Первое правило безопасного вождения — осторожность.
— Быть осторожным означает, кроме всего прочего, предвидеть неосторожность и ошибки других участников движения.
— Строго выполняйте предписания Правил дорожного движения страны, в которой Вы находитесь; самое главное, не превышайте разрешенную скорость.
— Обязательно убедитесь, что не только Вы, но и все пассажиры пристегнуты ремнями безопасности, дети сидят на специальных сиденьях, а животные — в специальных клетках.
— В дальние поездки следует отправляться, только находясь в отличной форме.
— Не следует вести машину много часов подряд, поэтому время от времени делайте остановки, чтобы отдохнуть и размяться.

Управление автомобилем в состоянии опьянения, под действием наркотиков и отдельных лекарств представляет опасность как для водителя, так и для окружающих.

Не следует перевозить предметы под сиденьем водителя: при торможении они могут попасть под педали и не позволят ни затормозить, ни увеличить скорость.

Обязательно пользуйтесь ремнем безопасности как на переднем, так и на заднем сидении. Следите, чтобы были застегнуты ремни детских сидений. Если Вы не пристегнуты, увеличивается риск получения травмы и даже гибели в случае дорожно-транспортного происшествия.

Обращайте внимание на положение коврика. Даже незначительная неисправность тормозной системы может привести к увеличению хода педали тормоза.

Будьте внимательны при установке несерийных дополнительных спойле-ров, литых дисков и колпаков колес: они могут ухудшить вентиляцию тормозных дисков и, следовательно, снизить эффективность тормозов при резком и многократном торможении или на длинных спусках.

Вода, лед и соль, разбрасываемая на дорогах для борьбы с гололедом, могут оставлять отложения на тормозных дисках, снижая эффективность торможения при первом нажатии на педаль тормоза.

Груз в багажнике должен быть надежно закреплен. В случае аварии он может представлять опасность для пассажиров.

— Следите, чтобы в салон постоянно поступал свежий воздух.
— Не преодолевайте спуски с выключенным двигателем, поэтому в этом случае нельзя использовать ни усилитель тормозов, ни торможение двигателем, поэтому приходится прикладывать гораздо большее усилие к педали тормоза.

Движение на автомобиле ночью

Вот основные правила, которых следует придерживаться при езде ночью,
— Будьте предельно осторожны, т. к. ночная езда требует повышенного внимания.
— Ограничивайте скорость, особенно на неосвещенных дорогах.
— Если почувствуете, что хочется спать, сразу же остановитесь, т. к. продолжать движение значит рисковать собственной и чужой жизнью. Как следует отдохните, потом поезжайте дальше.

— Сохраняйте безопасную дистанцию от впереди идущего транспорта, большую, чем при вождении днем. Скорость других автомобилей трудно оценить, когда видны только габаритные огни.
— Убедитесь, что пучок света фар отрегулирован правильно, т. к. если они светят слишком низко, ухудшается видимость и увеличивается нагрузка на глаза, если высоко — они слепят других водителей.
— Дальним светом следует пользоваться только за городом и при условии, что он не слепит других водителей.
— При встрече с другим автомобилем переключите свет с дальнего на ближний.
— Следите, чтобы фары и фонари всегда были чистыми.
— За городом дорогу могут перебегать животные — помните об этом.

Вождение в дождь

Дождь и мокрая дорога опасны сами по себе.
На мокрой дороге сцепление колес с асфальтом ухудшается, поэтому любой маневр становится более сложным. Устойчивость автомобиля ухудшается, тормозной путь увеличивается.
Вот некоторые рекомендации по вождению в дождливую погоду:
— Снизьте скорость и держите увеличенную дистанцию.
— Если дождь очень сильный, ухудшается видимость. В таком случае даже в светлое время суток лучше включить ближний свет, чтобы другие водители лучше Вас видели.
— Переезжая через лужи, сбросьте скорость и крепче держите руль,
т. к. на большой скорости автомобиль может потерять управление (эффект водяного клина, или аква-планирование).
— Систему вентиляции включите в режиме отпотевания стекол (см. главу познакомьтесь с автомобилем).
— Периодически проверяйте состояние щеток стеклоочистителей.

Движение в тумане

— Если туман густой, постарайтесь по возможности воздержаться от поездки.
При движении в дымке, в слабом тумане или при проезде через затуманенное место, следуйте следующим рекомендациям:
— Держите невысокую скорость.
— Даже в светлое время суток включите ближний свет, задние противотуманные фонари и, если имеются, противотуманные фары. Не пользуйтесь дальним светом.

На участках с хорошей видимостью выключайте задние противотуманные фонари. Большая интенсивность испускаемого ими света мешает водителям автомобилей, следующих за Вами.
— Помните, что в тумане поверхность асфальта становится мокрой, а это значит, что любой маневр становится сложнее, а тормозной путь удлиняется.

— Увеличьте дистанцию от впереди идущего автомобиля.
— Избегайте резкого изменения скорости движения.
— По возможности воздержитесь от обгона других транспортных средств.
— В случае вынужденной остановки автомобиля (поломки, невозможности продолжать движение из-за плохой видимости и т. п.) в первую очередь постарайтесь остановить автомобиль вне полос, отведенных для движения. Затем включите аварийную сигнализацию и, по возможности, ближний свет. Если заметите, что приближается другой автомобиль, подавайте прерывистый звуковой сигнал.

Движение по горным дорогам

— На спусках, во избежание перегрева тормозов, тормозите двигателем, переходя на низшие передачи.
— Категорически запрещается двигаться под уклон с выключенным двигателем или на нейтральной передаче, а тем более с вынутым из замка зажигания ключом.
— Двигайтесь на невысокой скорости, не «срезайте» повороты.
— Помните, что на подъеме на обгон требуется больше времени, поэтому требуется, чтобы участок свободной дороги перед Вами был длиннее. Если на подъеме обгоняют Вас — пропустите.

Движение по снегу и льду

Вот некоторые рекомендации по вождению в этих условиях:
— Держите очень невысокую скорость.
— На заснеженной дороге пользуйтесь зимними шинами или цепями (см. соответствующие разделы в настоящей главе).
— Максимально используйте торможение двигателем, избегайте резких торможений.
— Избегайте резких ускорений и резких изменений направления движения.
— Зимой даже на чистых дорогах могут попадаться покрытые льдом участки. Будьте особо внимательны, проезжая места, куда не попадает прямой солнечный свет, под деревьями, вблизи скал и т. п. — там мог остаться лед.
— Увеличьте дистанцию от впереди идущих автомобилей.

Если установлена АБС

АБС дает два основных преимущества:
1) Исключает блокировку и, следовательно, скольжение колес при резком торможении, особенно на участках, где сцепление с покрытием недостаточное.
2) Дает возможность одновременно тормозить и поворачивать, с тем чтобы объехать внезапно появившееся препятствие или направить автомобиль при торможении в желаемом направлении. Правда, не следует забывать, что многое зависит от физически возможного предела сцепления шин с покрытием дороги в боковом направлении.

Чтобы наиболее полно использовать возможности АБС, выполните следующие рекомендации:
— При экстренном торможении или в условиях низкого сцепления шин с дорогой чувствуется легкое «подрагивание» педали тормоза — это признак, что сработала АБС. Не отпускайте педаль тормоза, чтобы торможение было плавным.
— АБС предупреждает блокировку колес, но никоим образом не может повлиять на сцепление шин с дорогой. Поэтому, даже если Ваш автомобиль оборудован АБС, соблюдайте дистанцию и снижайте скорость при входе в поворот.
АБС предназначена для того, чтобы повысить управляемость машины, а не для того, чтобы ездить быстрее.

Основы безопасности дорожного движения

В теории безопасности движения особое значение имеют понятия «остановочный путь», «время реакции водителя» и «тормозной путь».

Основы безопасности дорожного движения

Остановочный путь — путь, пройденный транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

Время реакции водителя — время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по ее избежанию.

Тормозной путь — путь, пройденный транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.

Остановочный путь включает в себя путь, пройденный за время реакции водителя, и тормозной путь. Следовательно, на величину остановочного пути влияют и действия водителя, и поведение транспортного средства.

Если водитель заметил опасность на своем пути заранее и затормозил вовремя, то ему всегда хватит остановочного пути, чтобы избежать ДТП.

Но когда остановочный путь превышает расстояние до препятствия, избежать аварии за счет торможения становится невозможно.

Поэтому очень важно так наблюдать за дорогой, чтобы все опасности находились под контролем, и ни одна из них не застала водителя врасплох.

Однако добиться этого удается не всегда. В темное время суток, в условиях недостаточной видимости опасные объекты могут появиться в поле зрения слишком поздно.

Бывает и так, что водителя подводит собственное зрение — при определенных условиях глаза человека ошибочно оценивают расстояние до объектов или скорость их перемещения.

Такой обман зрения называется оптической иллюзией. Вы должны знать, в каких случаях зрение предоставляет водителю неверную информацию.

УсловияПроблемаОпасностьСовет
Движение в поле, степи, пустынеИскажается восприятие собственной скоростиРеальная скорость вашего автомобиля значительно выше, чем вам кажетсяЧаще сверяться со спидометром и принудительно снижать скорость
Недостаточная видимость
(воздух непрозрачен)
Искажаются расстояния до предметовЛюбые предметы и объекты находятся ближе, чем вам кажетсяДополнительно увеличить дистанцию, начинать торможение раньше, чем обычно
Недостаточная освещенность(сумерки, ночь, пасмурная погода)Искажается восприятие скорости встречного автомобиляВстречный автомобиль приближается быстрее, чем вы ожидаетеСоблюдать осторожность при обгоне, оставлять запас расстояния при выезде на встречную полосу

Время реакции водителя

Считается, что у среднестатистического водителя время реакции находится в диапазоне от 0,5 до 1,5 секунды. Это время увеличивается, если водитель находится в состоянии опьянения, утомления или болезни, отвлекается от управления, разговаривает по мобильному телефону и т.д.

Вместе с замедлением реакции происходит увеличение остановочного пути и повышается риск совершения ДТП.

Так, замедление реакции водителя на 1 секунду приведет к тому, что автомобиль, движущийся со скоростью 90 км/ч, при возникновении опасности проедет лишние 25 метров, прежде чем водитель нажмет на педаль тормоза.

Впоследствии этих метров может не хватить для предотвращения ДТП.

Особую опасность представляет утомление водителя. Оно наступает незаметно и зачастую заканчивается тем, что водитель засыпает за рулем. В дальних поездках при первых признаках сонливости нужно остановиться и найти возможность поспать как минимум 30-40 минут.

Тормозной путь автомобиля

Величина тормозного пути зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются:

  • Скорость движения;
  • Техническое состояние тормозной системы;
  • Состояние проезжей части дороги;
  • Масса транспортного средства.

Основные правила выбора безопасной скорости мы рассматривали в 10-м разделе нашего курса. Если вы затрудняетесь с ее определением, можно ориентироваться на среднюю скорость транспортного потока, в котором вы движетесь. Движение значительно быстрее или значительно медленнее транспортного потока создает серьезные опасности на дороге.

Большое влияние на величину тормозного пути оказывает состояние проезжей части. Если на скользкой дороге нажать на тормозную педаль слишком сильно, то может возникнуть ситуация, когда вращающиеся колеса остановились, а сила инерции продолжает толкать автомобиль вперед.

Такое движение, при котором ТС не катится, а скользит, называется юзом. Движение юзом приводит не к уменьшению, а к возрастанию тормозного пути, поэтому его нужно избегать.

Важно знать!
Наиболее эффективным является торможение на грани блокировки колес. Оно требует умелого пользования педалью тормоза. На скользкой дороге, чтобы не допустить юза, нужно многократно и очень часто нажимать и отпускать тормозную педаль, не давая колесам заблокироваться.

Если автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов (АБС), то она сама выполняет эту работу за водителя. В таком случае, ему остаётся только держать тормозную педаль в нажатом положении до полной остановки автомобиля.

Наличие АБС улучшает управляемость и снижает вероятность заноса, однако эта система не может гарантировать предотвращения ДТП при неосторожных действиях водителя. То же самое можно сказать об использовании качественных зимних шин в холодное время года.

Тормозной путь связан с массой автомобиля следующим образом. Независимо от загрузки, торможение обеспечивают четыре колесных тормозных механизма. При увеличении массы нагрузка на них возрастает, тормоза быстро нагреваются, отчего сила трения уменьшается, а тормозной путь — увеличивается.

Особенно заметно это бывает на крутых или затяжных спусках. Во избежание отказа тормозов при длительном движении под уклон, нельзя постоянно использовать педаль тормоза для снижения скорости.

Чтобы скорость на спуске оставалась стабильной, каждый водитель должен владеть приемом, который называется «торможение двигателем». Если, не выключая передачу, отпустить педаль газа, то двигатель, работающий на малых оборотах, не позволит колесам разгоняться.

Если на крутом спуске этого оказалось недостаточно, то нужно перевести рычаг коробки передач на пониженную передачу — скорость автомобиля снизится и в дальнейшем будет поддерживаться постоянной.

Когда автомобиль находится не на спуске, а на подъеме, у начинающего водителя могут возникнуть трудности при трогании с места. Поскольку тормозная педаль в этот момент не нажата, автомобиль может покатиться назад.

Чтобы не допустить отката, вы можете заранее задействовать рычаг стояночного тормоза, а в момент начала движения отпустить его свободной рукой.

Помимо нагрева, тормозная система не любит сырости. Если при проезде через глубокую лужу в тормозные механизмы попала вода, нужно просушить их, несколько раз активно притормозив на свободном участке дороги. Тепло, которое выделится при торможении, будет способствовать испарению влаги.

Важно знать!
В процессе движения водитель должен стараться избегать резких торможений, поскольку они могут привести к наезду сзади. Перед любым торможением нужно знать, что происходит позади вашего автомобиля. Для этого существуют зеркала заднего вида. Если позади идущее транспортное средство находится на близком расстоянии, чтобы не спровоцировать ДТП, нужно начинать торможение раньше,чем вы привыкли, и нажимать на педаль тормоза более плавно. Если впереди есть свободное пространство, в такой ситуации лучше всего воспользоваться торможением двигателем, вообще не прикасаясь к тормозной педали.

Дорожные условия и движение автомобиля

Как уже было сказано, состояние дороги и погодные условия существенно влияют на движение и торможение транспортного средства. На скользкой дороге создаются условия для буксования, юза и заноса автомобиля.

Тормозной путь легкового автомобиля
на асфальтена льду
30 км/ч6 метров17 метров
60 км/ч23 метра69 метров
90 км/ч52 метра156 метров
Читайте также:  Виды стружки

Чтобы не застрять при движении по рыхлому снегу, нужно заранее выбрать пониженную передачу и двигаться без остановок и резких поворотов.

При движении в гололедицу следует проезжать скользкие участки дороги без торможения и резких поворотов руля, не пользуясь педалью сцепления. При необходимости снизить скорость нужно максимально использовать торможение двигателем, которое не приводит к движению юзом и заносу автомобиля.

Важно знать!
При наезде на скользкую поверхность только одной стороной автомобиля (например, правыми колесами) любое торможение и резкий поворот руля может привести к заносу.

В начале дождя после длительной сухой погоды дорога становится очень скользкой, потому что скопившаяся на ней пыль превращается в грязь. Пока дождь не усилится и не смоет грязь с проезжей части, нужно управлять автомобилем с той же осторожностью, что и в гололедицу.

Во время сильного дождя под колесами автомобиля, движущегося на высокой скорости, может возникнуть «водяной клин», из-за чего автомобиль перестаёт слушаться руля. В таких условиях нельзя развивать скорость более 80 км/ч.

Если автомобиль все же потерял управляемость из-за водяного клина, то для снижения скорости можно использовать только торможение двигателем. При этом ни в коем случае нельзя нажимать тормозную педаль, поскольку это немедленно вызовет сильный занос.

Порыв сильного бокового ветра при выезде с закрытого участка дороги на открытый (например, из леса в поле) может привести к внезапному изменению траектории транспортного средства.

Для повышения устойчивости рекомендуется снизить скорость, перейти на пониженную передачу, а при необходимости — выровнять траекторию при помощи руля.

Вывод автомобиля из заноса

Занос — это процесс, при котором задняя часть автомобиля отклоняется от основной траектории вправо или влево. При сильном заносе не исключено вращение автомобиля на проезжей части и выбрасывание его за пределы дороги.

Занос автомобиля на скользкой дороге может быть вызван одной из трех причин:

  • Резким торможением;
  • Резким разгоном с пробуксовкой колес;
  • Резким поворотом руля на слишком большой скорости, которая не соответствует состоянию дороги.

Важно знать!
Для выхода из заноса необходимо в первую очередь устранить причину, по которой он возник — прекратить торможение, ослабить нажатие на педаль газа, либо повернуть руль в обратную сторону.

После того как причина заноса устранена, водителю остаётся только восстановить правильную траекторию. На разных типах автомобилей это делается по-разному.

Однако в любом случае основным действием является поворот руля в сторону заноса. Чтобы быстро повернуть руль на достаточный угол, держать его нужно немного выше середины рулевого колеса.

Важно знать!
Во время заноса можно пользоваться только рулем и педалью газа. Ни в коем случае не следует нажимать педали тормоза и сцепления.

На заднеприводных автомобилях (грузовики, а также легковые автомобили Mercedes, BMW) необходимо плавно сбросить газ и как следует повернуть руль в сторону заноса. Когда траектория начнет восстанавливаться — повернуть руль обратно на меньший угол.

На переднеприводных автомобилях (большинство моделей легковых автомобилей) нужно задать рулем нужное вам направление движения передних колес и плавно прибавить газ, чтобы отклонившаяся в сторону задняя ось не пыталась «обогнать» передние колеса.

На полноприводных автомобилях (джипы, внедорожники) нужно поворачивать руль, как на переднеприводном автомобиле, и пытаться найти такое промежуточное положение педали газа, при котором траектория начнет восстанавливаться.

Опрокидывание автомобиля

Как правило, автомобиль опрокидывается при движении по дуге. В это время на него действует центробежная сила, величина которой зависит от скорости движения и радиуса поворота.

Необходимо знать, что величина центробежной силы пропорциональна квадрату скорости. Это значит, что с увеличением скорости движения в два раза центробежная сила возрастает в четыре раза.

По этой причине автомобиль не опрокидывается при поворотах на малой скорости, когда центробежная сила не играет существенной роли — на перекрестках, во дворах и т.д.

Но там, где дорога описывает плавную дугу, водители продолжают двигаться достаточно быстро, из-за чего центробежная сила существенно возрастает и становится опасной.

Поэтому вы должны выбирать и поддерживать на закруглении дороги такую скорость, которая не приведет к опрокидыванию. В этом вам помогают дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости» 3.24.

Важно знать!
Проходить закругление дороги нужно с постоянной скоростью или с небольшим ускорением. Торможение на повороте, когда автомобиль движется с повернутыми колесами, создает условия для возникновения заноса. Поэтому каждый раз водитель должен снижать скорость до безопасной величины в конце прямолинейного участка перед поворотом.

Риск опрокидывания зависит также от того, какую траекторию поворота выберет водитель при проезде закругления. Чем более плавной является дуга, по которой он движется, тем меньше величина центробежной силы.

В пределах полосы движения или своей половины проезжей части всегда можно сместиться немного влево или немного вправо. Чтобы не опрокинуться на критической скорости нужно еще до начала поворота направить свой автомобиль к внешнему краю закругления дороги.

Иначе говоря, если дорога уходит вправо, отклоняться нужно влево, и наоборот.

Существует и третья причина, от которой зависит вероятность опрокидывания при прочих равных условиях.

Дело в том, что любые предметы с высоко расположенным центром тяжести падают очень легко, а предметы, у которых центр тяжести смещен вниз, отличаются хорошей устойчивостью.

В этом отношении порожний автомобиль всегда устойчивее, чем груженый или перевозящий пассажиров, потому что и груз, и пассажиры размещаются выше уровня колес, а значит, общий центр тяжести у такого автомобиля поднимается вверх.

Поэтому для снижения риска опрокидывания важно соблюдать два правила:

  • При загрузке автомобиля тяжелый багаж следует размещать как можно ниже;
  • На груженом автомобиле нужно проходить закругления дороги с большей осторожностью и сильнее снижать скорость перед поворотом.

Экономия топлива

При движении по одному и тому же маршруту на двух одинаковых автомобилях разные водители израсходуют разное количество топлива. Искусство экономичной езды состоит из множества секретов. Вот несколько простых правил:

  • Поддерживайте свой автомобиль в исправном состоянии;
  • Заправляйтесь качественным топливом;
  • Используйте первую передачу только при трогании с места и на очень крутых подъемах;
  • Не затягивайте переключение передач при разгоне. Последняя по счету передача — самая экономичная;
  • Для плавного снижения скорости не пользуйтесь педалью тормоза, применяйте торможение двигателем;
  • Старайтесь избегать лишних торможений и остановок.

Важно знать!
Резкое нажатие на педаль газа всегда приводит к излишнему расходу топлива и приносит вред вашему автомобилю.
Любое торможение превращает полезную энергию, предназначенную для движения автомобиля, в бесполезную энергию, которая препятствует этому движению. Особенно много энергии теряется при резком торможении.

Муниципальное общеобразовательное учреждение “Гимназия № 1”

Адрес: г. Ярославль, пр-д Ушакова д. 11
Телефон: Телефон: (4852) 44-27-57
Почта: gimn1-yar.sch@yandex.ru

Дорожная безопасность

Безопасность дорожного движения – огромный комплекс мероприятий, который, в итоге, обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения. А мы с вами, все без исключения имеем прямое отношение к категории «участник дорожного движения», как водители транспортных средств, как пассажиры транспортных средств и, наконец, как пешеходы. В какой-то момент в разных ипостасях, но все и всегда.

Законодательство трактует безопасность дорожного движения как степень защищённости участников от ДТП (дорожно-транспортных происшествий) и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие классифицируется как событие, возникшее во время процесса движения по дороге любого транспортного средства, либо при его участии, во время которого произошла смерть или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений или причинён какой-либо материальный ущерб собственности.

Меры обеспечения безопасности дорожного движения

Основы безопасности дорожного движения предусматривают различные мероприятия по обеспечению дорожной безопасности. По степени влияния на безопасность движения, и предотвращения ДТП, эти меры подразделяются на активные и пассивные.

Активные меры обеспечения безопасности движения:

  • Грамотное, с учетом всех особенностей, проектирование и расположение всех, без исключения, объектов дорожной сети.
  • Изучение и своевременное предотвращение влияния конструкции дороги на вероятность ДТП.
  • Постоянное совершенствование организации, как самого дорожного движения, так и Правил дорожного движения, как основного регламентирующего документа.
  • Постоянный контроль соблюдения правил дорожного движения всеми его участниками.
  • Постоянный контроль технического состояния транспортных средств (ТО) и оборудования, которое отвечает за организацию дорожного движения (знаки дорожного движения, светофоры и т.д.)

Пассивные меры обеспечения безопасности дорожного движения:

  • Совершенствование оборудования для безопасности транспортных средств: конструктивно – усиление жесткости кузова, обустройство салонов средствами активно-пассивной безопасности – ремни, подушки безопасности и т.д.
  • Проектирование и усовершенствование приспособлений в дорожной системе для безопасности пешеходов.

Правила дорожного движения – это основной документ, который самым подробным образом описывает условия безопасного движения для всех его участников, и регламентирует каждое действие, происходящее на дороге. Поэтому, соблюдение Правил дорожного движения в 90% гарантирует безопасность дорожного движения. 10% отводится обстоятельствам непреодолимой силы: внезапное заболевание или стихийные бедствия.

Контроль соблюдения ПДД возлагается на Департамент обеспечения безопасности дорожного движения. Но никакой контроль не поможет, если только вы сами не будете заинтересованы в своей безопасности, и безопасности окружающих вас людей.

Безопасность пешеходов

Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя. Быть пешеходом – это очень ответственно. Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей. И риски также присутствуют у обеих сторон. Потому что довольно часто виновными в ДТП являются именно пешеходы, переходящие улицу на красный свет или в неположенном месте. Некоторые даже банально забывают, что если переходишь дорогу, нужно смотреть по сторонам, потому что из-за поворота может неожиданно появиться машина. И тогда уже поздно будет смотреть в ее сторону.

Поэтому и водителям, и пешеходам необходимо соблюдать основные правила, при которых риск дорожно-транспортных происшествий уменьшится:

  • пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам;
  • при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств;
  • пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин;
  • на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Правилам дорожного движения нас учат еще с детства, а когда мы взрослеем, сразу забываем все азы. А основным правилом, пожалуй, является осмотр дороги перед переходом на ее противоположную сторону. Как ни банально это правило, но, если бы его соблюдали все пешеходы, дорожно-транспортных происшествий было бы меньше. Также нельзя переходить улицу в неположенном месте, даже если Вы очень спешите.

При неблагоприятных погодных условиях пешеходам нужно быть предельно внимательными! Если на улице дождь или туман – видимость водителя ухудшается в несколько раз. В таких условиях водителю трудно ехать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой от дождя дороге увеличивается. Поэтому только убедившись в полной безопасности начинайте переход. Запомните, автомобиль не может остановиться мгновенно!

Отдельным правилом для пешеходов, как и для водителей, является поведение на дороге во время гололеда. Двигаться, по возможности, желательно только по засыпанным песком участкам дороги или по снегу. Во время перехода дороги нужно быть предельно осторожными и переходить только на зеленый свет. Потому что, если вдруг вблизи появится машина, перебегать дорогу, покрытую ледяной коркой, весьма рискованно.

Соблюдение этих простых правил поможет уменьшить вероятность аварийных ситуаций на дорогах. Помните, от Вашей дисциплины на дороге зависит Ваша безопасность и безопасность окружающих Вас людей!

Для Госавтоинспекции работа по предупреждению аварийности с участием пешеходов является одним из приоритетных направлений деятельности, ведь каждое третье дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали или погибли люди, происходит с участием пешеходов.

Пешеходы – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. По сравнению с водителями, они физически не защищены, и дорожно-транспортные происшествия с их участием зачастую становятся трагедией – как правило, пешеход получает тяжелые травмы, в том числе несовместимые с жизнью. Нередко из-за незнания Правил дорожного движения или пренебрежения ими виновником ДТП становится сам пешеход.

Быть пешеходом – это очень ответственно. Дорожное движение – сложный процесс, но его безопасность зависит от поступков каждого человека, а значит, и от тебя. Ты должен строго соблюдать правила дорожного движения. Особенно важно уметь вести себя на улице, переходить дорогу и знать правила для пешеходов.

Правила безопасного поведения на дороге:

  1. Ходить следует только по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а если нет – по обочине (по краю проезжей части) обязательно НАВСТРЕЧУ движению транспортных средств.
  2. Там, где есть светофор дорогу надо переходить только на зеленый сигнал светофора.
  3. В местах, где нет светофоров, дорогу безопасно переходить по подземному или надземному пешеходному переходу, а при их отсутствии по пешеходному (“зебра”).
  4. Если нет пешеходного перехода, необходимо идти до ближайшего перекрестка. Если по близости нет ни пешеходного перехода, ни перекрестка, дорогу переходи по кратчайшему пути. И только там, где дорога без ограждений и хорошо видна в обе стороны, посмотрев внимательно налево и направо.
  5. Начинай переходить дорогу, только после того, как убедишься, что все машины остановились и пропускают тебя.
  6. Не переставай следить за обстановкой на дороге во время перехода.
  7. Нельзя перелезать через ограждения.
  8. Если дорога широкая, и ты не успел перейти, переждать можно на “островке безопасности”.
  9. Играть в игры на дороге и на тротуаре опасно. Строго запрещено выбегать на проезжую часть из-за деревьев, автомобилей и других объектов, которые мешают водителю увидеть вас вовремя.
  10. При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток обозначь себя световозвращающим элементом (элементами).
  11. Не задерживайся и не останавливайся на проезжей части дороги, в том числе на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств, за исключением остановки на островках безопасности.
  12. При приближении транспортного средства с включенными маячками синего или синего и красного цветов пешеходу запрещается переходить проезжую часть дороги, а пешеход, находящийся на проезжей части дороги, должен покинуть ее, соблюдая меры предосторожности.
  13. Если ты только что вышел из автобуса и тебе необходимо перейти на другую сторону, то лучший вариант – это дождаться, когда транспорт отъедет от остановки. Другой вариант – пройти к установленному месту перехода – пешеходному переходу, обозначенному дорожным знаком или разметкой, либо пройти к месту установки светофора и лишь здесь безопасно перейти дорогу.
  14. Даже на дорогах, где редко проезжает транспорт, во дворах домов, нужно быть всегда внимательным и не забывать о своей безопасности. Не переходить дорогу не посмотрев вокруг, ведь автомобили неожиданно могут выехать из переулка.
  15. При ожидании транспорта стой только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Гимназист, помни!

От твоей дисциплины на дороге зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Желаем тебе счастливого пути!

Безопасность движения

Вопросы и ответы для экзамена.

Что является характерным признаком прокола шины автомобиля?

Какое из перечисленных действий недопустимо при заносе оси автомобиля вправо?

В каких из перечисленных случаев резко возрастает опасность заноса прицепа?

а) при резком торможении на прямолинейном участке мокрой дороги.

б) при резком торможении на повороте сухой дороги.

Что лучше предпринять водителю при боковом заносе прицепа автопоезда?

В каком из перечисленных ниже случае движения в темное время суток не допускается переключение света фар с ближнего на дальний?.

при встречном разъезде..

Как лучше пользоваться тормозами для остановки автомобиля на мокрой дороге?.

а) тормозить не выключая сцепления..

б) многократно нажимать и отпускать тормозную педаль..

Куда рекомендуется смотреть водителю во время сближения автомобиля ночью, если на встречном автомобиле включен дальний свет фар?.

Что рекомендуется сделать водителю для уменьшения слепящего действия дальнего света фар встречного автомобиля?.

Что должен сделать водитель для прекращения слепящего действия дальнего света фар автомобиля движущегося сзади?.

изменить положение зеркала заднего вида..

Как должен водитель остановить транспортное средство на правой обочине? .

должен расположить транспортное средство так, чтобы оно не выступало за пределы обочины..

Как изменится величина силы сцепления шин с дорогой при увеличении скорости движения?.

Чем характеризуется эффективность торможения?.

Ответ: длиной тормозного пути и замедлением..

Каковы наиболее опасные последствия торможения юзом?.

а) увеличение тормозного пути..

б) боковой занос..

Как влияет блокировка колес (торможение юзом) на величину тормозного пути на влажном покрытии?.

Чем может быть вызвано боковое скольжение автомобиля (боковой занос) на скользком покрытии?.

а) резким торможением..

б) резким разгоном..

в) резким поворотом руля..

г) неодновременным действием правого и левого тормоза..

При каком скоростном режиме обеспечиваются наиболее безопасные условия движения?.

при движении со скоростью равной скорости транспортного потока..

Какие действия водителя будут правильными, если при торможении на скользком покрытии ведущую ось заднеприводного автомобиля начало сильно заносить вправо?.

повернуть рулевое колесо вправо и прекратить торможение..

Какие технические неисправности могут привести к заносу и опрокидыванию автомобиля при его торможении?.

а) различные износы протектора шин правых и левых колес..

б) различное давление воздуха в шинах правых и левых колес..

в) неодновременно срабатывают тормоза..

Как влияет алкоголь на время реакции водителя?.

время реакции увеличивается..

Как влияет алкоголь на реакцию водителя?.

Смещается ли прицеп автопоезда при движении на повороте?.

В каких случаях увеличивается центробежная сила автомобиля на поворотах дороги?.

а) с уменьшением радиуса поворота..

б) с увеличением скорости. .

Какой из указанных способов торможения наиболее эффективен и безопасен при экстренном торможении на скользком покрытии дороги?.

прерывное (ступенчатое) торможение без выключенного сцепления..

Как рекомендуется поступить водителю, движущемуся ночью по неосвещенной дороге с дальним светом фар, если его автомобиль обогнали?

Как необходимо действовать при внезапном появлении на пути движения глубокой выбоины или бугра?

тормозить заранее, перед наездом на препятствие торможение прекратить.

Как влияет применение зеркал заднего вида, имеющих выпуклую сферическую форму отражающей поверхности, на восприятие водителем реальных расстоянием до объекта?

расстояние до объекта кажется больше.

Как рекомендуется ставить автомобиль на спуске дороги, где есть бордюр.

параллельно бордюрному камню перед остановкой круто повернуть руль в сторону бордюрного камня и прижать переднее колесо к нему.

В чем заключается опасность длительного торможения с выключенной передачей на крутых затяжных спусках?

Как влияет на устойчивость автомобиля с задним приводом торможение двигателем на скользкой дороге?

Чем опасно для движения резкое нажатие на педаль управления подачи топлива при движении по скользкой дороге?

Как изменится длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом?

Во сколько раз увеличится тормозной путь на сухом асфальтобетонном покрытии, если скорость движения увеличится в два раза?

Какие опасные последствия могут возникнуть при торможении автомобиля с различным износом шин правого и левого колес?

Какие опасные последствия могут возникнуть при торможении автомобиля с различным давлением воздуха в шинах правого и левого колес?

Какие опасные последствия могут возникнуть при торможении автомобиля с различной регулировкой тормозов правой и левой сторон.

Какие действия не рекомендуются при прохождении поворота?

б) выключение сцепления.

в) переключение передач.

Какой из перечисленных приемов торможения на скользкой дороге наиболее эффективен и безопасен?

тормозить, периодически нажимая на педаль тормоза не выключая сцепления.

Какие действия должен предпринять водитель, если во время движения произошел разрыв левой шины?

а) тормозить двигателем.

б) удерживать руль в положении, обеспечивающем прямолинейное движение.

Как должна быть расположена левая нога при управлении автомобилем?

а) водитель и пешеходы, пострадавшие при ДТП.

б) лицо, которое своими действиями оказало влияние на его совершение.

в) пассажир, пострадавший в результате ДТП.

Какой способ наиболее эффективно повышает проходимость автомобиля при движении по песчаной местности.

а) переход на понижение передачи.

б) снижение давления в шинах.

Какой режим рекомендуется при движении через ж/д переезд с несколькими путями?

Как изменится длина остановочного пути автомобиля, если время реакции водителя увеличится?

остановочный путь увеличивается.

Какой бензин более ядовит?

Как влияет туман на восприятие расстояния?

Вы остановились на подъеме в ожидании разрешающего сигнала светофора. Как при этом лучше всего удерживать машину?

стояночным тормозом (ручник).

Приближаясь ночью к повороту дороги направо, вы заметили, что водитель встречного транспортного средства начал периодически переключать свет фар. Как нужно поступить в такой ситуации?

переключить дальний свет на ближний.

Какие тех. Неисправности не влияют на возникновение заноса и опрокидывание транспортного средства при торможении?

Как следует поступить при разъезде ночью на неосвещенной дороге, если водитель встречного автомобиля не переключается на ближний свет?

: переключиться на ближний свет на расстоянии не менее чем за 300 м до встречного транспортного средства. При ослеплении действовать в соответствии с правилами ПДД.

Зимой в условиях скользкого покрытия вы подъезжаете к крутому спуску дороги. Как лучше поступить, чтобы на спуске не прибегать к торможению?

С повышением высоты центра тяжести устойчивость транспортного средства на подъеме и косогоре…

Из двух дорог одинаковой ширины более узкой кажется дорога…

С увеличением скорости поле зрения водителя…

В каком случае легковой автомобиль наименее устойчив к опрокидыванию на повороте?

При воздействии на педаль управления подачи топлива (газа) следует стараться…

нажимать плавно, отпускать плавно

При воздействии на педаль сцепления следует стараться…

Длина тормозного пути легкового автомобиля с грузом и пассажирами…

Какой способ торможения позволяет сохранить устойчивость и управляемость транспортного средства на скользкой дороге?

Как следует поступить водителю переднеприводного автомобиля при заносе задней оси вправо?

Багажник на крыше легкового автомобиля…

Как следует поступить, если во время движения по сухой асфальтобетонной дороге начал моросить дождь?

Повышение температуры воздуха в кабине транспортного средства …

При движении с выключенной передачей устойчивость транспортного средства

Если впереди имеется короткий участок, покрытый льдом, то необходимо…

Включение плафона в салоне транспортного средства при движении в темное время суток…

Автомобильный справочник

для настоящих автомобилистов

Системы повышения безопасности движения автомобиля

Большим недостатком автомобилизации являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). На автомобильных дорогах, улицах городов и других населенных пунктов нашей страны в год погибает до 30 тыс. человек. Для повышения безопасности дорожного движения необходимо одновременное совершенствование и развитие конструкций автомобилей. Вот о том, какие бывают системы повышения безопасности дорожного движения, мы и поговорим в этой статье.

Ситуации, связанные с безопасностью дорожного движения

Системы повышения безопасности наце­лены на то, чтобы помочь водителю оценить дорожную ситуацию, выявить источники опасности и совершить соответствующие маневры. Задача состоит в том, чтобы, пред­почтительно, полностью исключить дорож­ные происшествия или, как минимум, свести их последствия к минимуму.

При возникновении ситуации, опасной с точки зрения безопасности дорожного движе­ния, зачастую всего за доли секунды решается, произойдет ли авария. Согласно исследованию, приблизительно 60% столкновений с зад­ней частью автомобиля и приблизительно 30 % столкновений с передней частью автомобиля можно было бы избежать, если бы водитель отреагировал на опасность на полсекунды раньше. Каждой второй аварии на пересече­ниях дорог можно было бы избежать при усло­вии более быстрой реакции водителя.

В конце 1980-х годов, когда была пред­ставлена концепция высокоэффективной и частично автоматизированной системы управ­ления дорожным движением в рамках проекта ЕС «Прометей», электронных компонентов системы еще не было. Благодаря вновь соз­данным высокочувствительным датчикам и мощным микрокомпьютером еще на один шаг приблизились к созданию «интеллекту­ального» автомобиля. Датчики принимают информацию об окружающей обстановке, а системы повышения безопасности выраба­тывают предупреждения на основе данных о выявленных объектах или непосредственно со­вершают требуемые маневры. Все это проис­ходит в течение тех решающих долей секунды, которых недостаточно для реакции даже са­мого внимательного и опытного водителя.

Причины аварий и возможные контрмеры

Анализ причин аварий на дорогах Германии вне зон застройки показывает, что более трети общего количества аварий произошло потому, что водитель менял полосу движения или не смог остаться на прежней полосе дви­жения (рис. «Причины аварий на дорогах Германии вне зон застройки» ). Системы повышения безопас­ности, способные обозревать «слепую зону» и подавать предупреждения об опасностях, связанных с изменением полосы движения, являются средством уменьшения количества аварий, вызванных указанными причинами.

Приблизительно еще треть аварий составляют столкновения с задней и передней частью авто­мобиля. Системы предупреждения столкнове­ний могут представлять собой первый уровень защиты против таких столкновений. Вторым уровнем защиты могут быть системы ухода от столкновений, которые активно вмешиваются в управление динамикой автомобиля. Первый шаг в этом направлении уже сделан с разработкой адаптивного круиз-контроля (АСС).

Аварии, в которых участвуют пешеходы, и аварии на пересечениях дорог отличаются высоким уровнем сложности. Анализ таких сложных дорожных ситуаций по плечу только сетевым системам с возможностями интер­претации сценариев. Исследователи сейчас заняты разработкой таких систем.

Многофункциональные системы повышения безопасности делятся на следующие две ка­тегории:

  • Системы безопасности, нацеленные на предотвращение аварий;
  • Системы создания комфортных условий для водителя, имеющие в качестве пер­спективной цели обеспечение частичной автоматизации управления автомобилем.

Можно также выделить следующие различия между системами:

  • Активные системы, вмешивающиеся в управление динамикой автомобиля;
  • Пассивные системы, т.е. такие, которые предоставляют информацию, но не вмеши­ваются в управление динамикой автомобиля.

Функции удобства и функции безопасности

На рис. «Системы повышения безопасности, имеющие функции безопасности и обеспечения управления и основанные на датчиках кругового обзора» показаны различные системы по­вышения безопасности. Системы пассивной безопасности (рис. нижний левый угол) обеспечивают функции для уменьшения по­следствий аварии, такие, как подготовка к столкновению и меры защиты пешехода.

Системы помощи водителю, не вмеши­вающиеся в управление автомобилем (нижний правый угол) создают предпосылки для облег­чения работы водителя. Такие системы подают водителю предупреждения или рекомендации относительно маневра. Средства облегчения парковки включают разнообразные функ­ции, от простой подачи сигнала о расстоянии до помехи до частично автоматизированного движения автомобиля на свободное место для парковки, при котором водителю требуется только управлять автомобилем по продольной оси (помощник руления при парковке).

Выявление потенциально опасных объектов в «слепой зоне» осуществляется датчиками ближнего действия (например, ультразвуко­выми или радарными датчиками). Видео датчики могут быть успешно использованы для улучшения обзора для водителя в ночное время. Система предупреждения о смене полосы дви­жения использует видеокамеру для мысленного продолжения полосы движения перед автомо­билем и предупреждения водителя об уходе с полосы движения при том, что сигнал об изме­нении движения не был подан. Предупреждение может быть подано в виде звукового сигнала через динамики, или механически в форме из­менения усилия на рулевом колесе.

Адаптивный круиз-контроль (АСС)

Адаптивный круиз-контроль (АСС) — одна из систем управления автомобилем (верхний правый угол иллюстрации). Более продвинутая версия этой системы снимает с водителя часть задач по управлению в сложной обстановке движения в медленном потоке и большим количеством автомобилей в потоке — сперва, задействуя тормоза до полной остановки, а затем ведя автомобиль вперед на малой ско­рости (АСС, функция Stop & Go). В качестве дальнейшего развития этой системы предполагается организовать взаимодействие между различными датчиками, чтобы обеспечить возможность линейного контроля автомобиля даже для езды по городу и на больших скоро­стях. Это будет сделано на основе интеграции данных от радаров и видеосистем.

Путем интеграции систем линейного кон­троля с системами бокового обзора (системами отслеживания положения на полосе тоже основанными на видео технологиях) теорети­чески возможно создать автономную систему управления. Системы отслеживания положения на полосе — это дальнейшее развитие систем предупреждения о смене полосы движения.

Активные системы безопасности дорож­ного движения (верхний левый угол иллю­страции) охватывают все функции, имеющие целью предотвратить аварии. Повышенные требования, предъявляемые к таким си­стемам в отношении функциональности и надежности, распространяются от простой функции остановки автомобиля до того, как он столкнется с препятствием во время парковки, до функции компьютеризиро­ванного управления маневром для ухода от столкновений. Функции средней сложности обеспечиваются выдачей предупреждений и прогнозов от систем безопасности дорож­ного движения. В этот ряд включены такие функции, как предупредительное задейство­вание тормозов при обнаружении опасности, посредством кратких циклов торможения (кинестетическое предупреждение води­телю), вплоть до экстренного торможения.

Электронные датчики кругового обзора

Применение электронных систем кругового обзора позволяет обеспечить ряд функций облегчения труда водителя — как предупре­дительных, так и активного вмешательства в управление. На рис. «Дальность действия датчиков системы кругового обзора», показана дальность обнаружения для различных датчиков систем кругового обзора, используемых в настоящее время.

Очень малая дальность обзора

Система помощи при парковке ParkPilot действует на очень небольшом расстоянии по­средством ультразвука. Используемые в настоящее время датчики имеют дальность приблизительно 2,5 м. Версии датчиков с дальностью свыше 4 м также используются в более продвинутых системах помощи при парковке и для перемещения автомобиля на свободное место для парковки.

Во время маневров для парковки система ParkPilot, основанная на ультразвуке, может использоваться в сочетании с видео датчиками, установленными в задней части автомобиля.

Большая дальность обзора

Большая дальность обеспечивается приме­нением радаров большой дальности (LRR) в системах повышения безопасности движе­ния. В данное время используются датчики с рабочей частотой 76,5 ГГц и дальностью примерно 200 м.

Малая дальность обзора

Ультразвуковые датчики с увеличенной даль­ностью могут использоваться в качестве «вир­туального щита безопасности» вокруг автомо­биля, с определенными ограничениями (до 20 м). Этот щит может выполнять ряд функций. Во-первых, сигналы от помех, находящихся в пределах этой дальности, предупреждают водителя о потенциально опасных ситуациях; во-вторых, эта система служит источником данных для систем безопасности и создания комфорта и удобства работы для водителя. Эти датчики могут также обеспечивать обзор даже в «слепых зонах». Для обеспечения большей дальности могут использоваться датчики радаров ближнего действия (SRR) с рабочей частотой 24 ГГц.

Средняя дальность

Начиная с 2005 года, в Германии серийно выпу­скаются автомобили, оборудованные системами улучшения обзора в ночное время. В будущем такие системы будут играть ключевую роль среди систем повышения безопасности, по­скольку они не только выполняют ряд функций для облегчения управления автомобилем, но и специально предназначены для анализа визу­альной информации (классификация объектов).

При выполнении функции улучшения ви­димости в ночное время, пространство перед автомобилем подсвечивается инфракрасным лучом. На дисплее показано изображение от ка­меры, которая работает также в инфракрасном диапазоне. Поле зрения для водителя увеличи­вается до 150 м и более, причем инфракрасный луч не слепит других водителей и может бы­стрее идентифицировать помехи и опасности в темноте.

Дневная и ночная камера фронтального обзора помогает обеспечивать ряд функций, например, определение полосы движения и дорожных знаков. Система определения полосы движения помогает определять гра­ницы и направление полосы движения. Если есть опасность ухода автомобиля с полосы, система подает предупреждение водителю. При дальнейшем развитии этой системы можно обеспечить функцию автоматизиро­ванной помощи водителю для удержания ав­томобиля на полосе движения, когда система возвращает автомобиль на полосу, повернув рулевое колесо. В сочетании с системой круиз-контроля может быть сформирована идеальная система облегчения управления автомобилем в условиях плотного медлен­ного потока.

Еще одна функция, для которой приго­дятся данные от видео сенсоров — распозна­вание дорожных знаков. Эта система может распознавать и анализировать дорожные знаки (например, ограничение скорости или запрет обгона). Затем на комбинации прибо­ров отображается последний из распознан­ных дорожных знаков. При превышении ско­рости подается предупреждение водителю.

Камера фронтального обзора также по­могает датчикам системы круиз-контроля, не только измеряя расстояния до объектов, но и помогая затем в их идентификации. Со­четание видеосистемы с радаром дальнего действия дает синергетический эффект — и дальность обнаружения, и надежность иден­тификации объектов существенно улучша­ются для системы круиз-контроля.

Камера заднего обзора обеспечивает важные преимущества, если программы обработки изображения идентифицируют обнаруженные объекты и подают сигналы водителю в случае необходимости. Такая не­обходимость может возникнуть, например, если смена полосы движения может быть опасной, т.к. быстро приближается другой автомобиль по соседней полосе.

В настоящее время в системах повышения безопасности, обеспечивающих информиро­вание водителя, используются видео техноло­гии. Современные видео датчики пока еще да­леки от возможностей человеческого глаза в отношении разрешающей способности, чув­ствительности и световосприятия. Однако, развитие методов обработки изображений расширяет возможности этих датчиков.

Синтез информации от датчиков

Для того чтобы обеспечить гибкость функций помощи водителю и одновременно получить возможность идентификации нескольких объектов одновременно, в будущем предпо­лагается совместно обрабатывать сигналы от многих датчиков. Эта процедура именуется «синтезом информации от датчиков». Она по­зволяет системам повышения безопасности формировать цельную реалистичную картину дорожной обстановки. Таким образом, инфор­мация о дорожной обстановке оказывается более надежной, чем, если бы она формирова­лась на основе данных от отдельных датчиков.

В будущем системы повышения безопас­ности будут постепенно включать в себя функции все новых и новых датчиков и устройств, и будут получать новые связи с другими системами автомобиля.

Основы безопасности дорожного движения

Время реакции,утомление

В соответствии с пунктом 10.1 Правил при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до экстренной остановки транспортного средства. Рассмотрим процесс экстренной остановки подробнее. Водитель, обнаружив опасность и оценив дорожную ситуацию, принимает решение об экстренной остановке автомобиля. Затем он переносит ногу с педали газа на педаль тормоза и нажимает ее. Время, затрачиваемое на эти действия (от обнаружения водителем опасности до нажатия на педаль тормоза) принято называть временем реакции водителя. Автомобиль все это время движется без снижения скорости.

Время реакции у различных людей неодинаково. Оно в среднем лежит в пределах 0,5—1,5 с. У одного и того же человека оно может изменяться. Так, алкоголь увеличивает время реакции в 2—4 раза.(Билет 2, в20)(Билет33,в20)

При утомлении внимание притупляется.(Билет6,в20) В случае появления неожиданного препятствия время реакции увеличивается в несколько раз.(Билет31,в19)

Остановочный путь, торможение, занос

Остановочным путем называется расстояние, которое проходит автомобиль от момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Таким образом, остановочный путь включает в себя тормозной путь и еще некоторое расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода до наступления максимального замедления.(Билет2,в19)

При торможении кинетическая энергия автомобиля переходит в работу трения в рабочих элементах тормозной системы (трение возникает между фрикционными накладками колодок и тормозными барабанами или дисками), а также между шинами и дорогой.

При движении автомобиля с прицепом из-за увеличения движущейся массы при прочих равных условиях возрастает значение кинетической энергии, что приводит к увеличению тормозного пути.(Билет17,в19)

Тормозной путь автомобиля (см. формулу, приведенную выше) зависит от коэффициента сцепления колес с дорогой. Если при торможении тормозная сила превысит силу сцепления колес с дорогой, то автомобиль будет продолжать движение юзом, т. е. с заблокированными (не вращающимися) колесами. Юз увеличивает тормозной путь, может привести к заносу автомобиля и его последующему опрокидыванию. К тому же автомобиль с заблокированными управляемыми (передними) колесами не реагирует на поворот руля, продолжая движение по первоначальной траектории.

Торможение с блокировкой колес чаще всего возникает на скользкой дороге. Чтобы избежать этого опасного явления, тормозить следует ступенчатым прерывистым нажатием на педаль тормоза(Билет26,в19). Как только колеса автомобиля приближаются к заблокированному состоянию, следует слегка отпустить педаль тормоза, не допустив юза, а затем нажать ее вновь.(Билет20,в19)(Билет36,в19)

Кроме того, на скользкой дороге не следует до значительного снижения скорости отделять двигатель от ведущих колес, т. е. не следует выключать сцепление или передачу. Имейте в виду, что даже летом дорога может стать скользкой. Начало дождя наиболее опасный момент. Частицы пыли, резины от колес, грязь, смачиваясь, образуют скользкую пленку, которая затем смывается с дороги усиливающимся дождем. Поэтому при начале дождя снижайте скорость и будьте особенно осторожны.(Билет24,в19)

При резком торможении под действием силы инерции происходит перераспределение нагрузки по осям (автомобиль «кивает» вперед). Нагрузка на переднюю ось увеличивается, а на заднюю ось — уменьшается. Сцепление задних колес с дорогой ухудшается, поэтому задние колеса легче затормозить и они более подвержены блокировке при резком торможении.

При возникновении заноса следует прежде всего устранить его причину. Для устранения заноса задней оси заднеприводного автомобиля, вызванного резким ускорением, следует уменьшить подачу топлива (ослабить нажатие на педаль газа) и повернуть руль в сторону заноса.(Билет3,в19)(Билет18,в19)(Билет28,в19)

Ослабляйте нажатие на педаль газа плавно, чтобы не вызвать резкого торможения двигателем, которое также может привести к заносу.(Билет19,в19)

При заносе задней оси переднеприводного автомобиля (когда задние колеса при боковом скольжении пытаются обогнать передние) рекомендуется слегка увеличить подачу топлива и корректировать направление движения рулевым колесом, чтобы выровнять (вытянуть) автомобиль вдоль дороги.(Билет27,в19)

На заднеприводном автомобиле увеличение скорости только усилит занос задней оси (задние колеса пытаются обогнать передние), что может привести к опрокидыванию автомобиля.

При движении по прямой на большой скорости переднеприводной автомобиль более устойчив, так как передние ведущие колеса «вытягивают» его вдоль дороги, обеспечивая лучшую курсовую устойчивость по сравнению с заднеприводным автомобилем)

Для предотвращения опасных последствий заноса следует быстро, но плавно повернуть руль в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять автомобиль, чтобы не вызвать занос его противоположной оси.(Билет 4, в19)

Попав на небольшой участок скользкой дороги, не меняйте траекторию и скорость движения, чтобы не спровоцировать занос автомобиля.(Билет13,в19)

Центробежная сила на повороте

Величина центробежной силы на повороте изменяется пропорционально квадрату скорости,(Билет37,в19) и снижение скорости приведет к уменьшению этой силы.(Билет33,в19)

Центробежная сила, наклоняющая автомобиль на повороте, условно приложена в его центре тяжести. Более устойчив автомобиль на повороте без груза и пассажиров, так как в этом случае у него самое низкое расположение центра тяжести.(Билет8,в19)

На повороте из-за действия центробежной силы (всегда направлена к наружному закруглению дороги) автомобиль может смещаться. При левом повороте возможно его сползание в кювет, при правом — выезд на соседнюю или встречную полосу. С учетом вышеизложенного выбирайте безопасные траектории прохождения поворота. При правом повороте направляйте автомобиль от левого края полосы к правому(Билет16,в19). При левом повороте — от правого края полосы к левому.(Билет32,в19)

Скорость, обгон, видимость, свет

При повороте прицеп автопоезда смещается к центру поворота (к внутреннему закруглению дороги). Учитывайте эту особенность при взаимном маневрировании с автопоездами.(Билет35,в19)

С увеличением скорости движения поле зрения сужается, так как водитель в такой ситуации вынужден переводить взгляд дальше от автомобиля, чтобы контролировать ситуацию впереди на большем расстоянии.

В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается ниже, чем в действительности, что является опасным. Также имейте в виду, что скорость крупногабаритного транспорта водители склонны переоценивать, а небольших автомобилей и мотоциклов — недооценивать.(Билет5,в20)

Не следует вплотную двигаться за транспортным средством, которое Вы хотите обогнать. В этом случае обзор дороги сужен, и из такого положения приступать к обгону нельзя.(Билет34,в19)

Значительное влияние на безопасность движения оказывает эмоциональное состояние водителя. Оно во многих случаях определяет правильность и точность действий.

Известно, что радостные переживания делают человека бодрым и уверенным. В результате его действия оказываются более точными, быстрыми и координированными. Неприятности, тяжелые переживания приводят к противоположным результатам. Особенно это отражается на внимании: человек, поглощенный своими переживаниями, становится более рассеянным.

Типичными признаками наступившего утомления являются сонливость, вялость, притупление внимания. В этом случае водитель должен прекратить движение и отдохнуть, иначе он может заснуть за рулем.(Билет6,в20)

Компенсировать недостаточно быструю реакцию Вы сможете, заранее прогнозируя развитие дорожных ситуаций.

Водитель должен вести транспортное средство с учетом видимости в направлении движения (пункт 10.1 Правил). При движении в условиях плохой видимости следует выбирать скорость исходя из того, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.(Билет25,в19)(Билет35,в19) Это позволит Вам остановить автомобиль на просматриваемом в данный момент участке местности.

Если остановочный путь превышает расстояние видимости, значит, Вы едете с опасной для данных условий скоростью.

При приближении к вершине подъема в темное время суток всегда следует переключить дальний свет на ближний(Билет10,в19), чтобы не ослепить водителя встречного транспортного средства, которое в данный момент Вы можете еще не видеть.

Блики снежинок в дальнем свете фар представляют собой очень красивое зрелище, однако ослепляют водителя. Ближний свет фар ложится световым пятном на дорогу непосредственно перед автомобилем и в сочетании с противотуманными фарами обеспечит наилучшую видимость в условиях сильной метели.(Билет38,в19)

Водяной клин, обочина, снег, тормоза, спуски и подъемы, стояночный тормоз, остановка на уклонах

При потере сцепления колес с дорогой из-за образования под ними «водяного клина»,(Билет31,в19) так называемое аквапланирование, автомобиль становится неуправляемым. Бороться с этим явлением можно только снижением скорости, применяя торможение двигателем, чтобы не вызвать занос автомобиля.

Действие сильного бокового ветра наиболее опасно при выезде с закрытого участка дороги на открытый, (Билет21,в19)(Билет40,в19) так как в этом случае автомобиль может неожиданно для водителя потерять курсовую устойчивость. Обычно перед такими участками устанавливают предупреждающий знак 1.27 «Боковой ветер». Увидев такой знак, будьте готовы к возможному отклонению автомобиля от заданного курса, заблаговременно снизьте скорость.

Когда правые колеса автомобиля наезжают на неукрепленную и влажную обочину, а левые остаются на проезжей части (под ними больший коэффициент сцепления, чем под правыми), рекомендуется, не прибегая к торможению (чтобы не спровоцировать занос), плавно вернуть автомобиль на проезжую часть.(Билет1,в19)

Двигаться по глубокому снегу следует на заранее выбранной пониженной передаче(Билет7,в19), которая исключала бы остановку автомобиля и последующее буксование колес при трогании.

После проезда через водную преграду из-за попадания воды в ступицы колес значительно снижаются тормозные свойства автомобиля. Для восстановления прежней эффективности торможения следует просушить тормозные колодки, двигаясь на небольшой скорости, непродолжительным многократным нажатием на педаль тормоза.(Билет29,в19)

При длительном торможении с выключенным сцеплением (передачей) на крутом спуске автомобиль под действием собственного веса разгоняется. Для поддержания постоянной скорости движения в этом случае водитель вынужден использовать рабочую тормозную систему (нажатие на педаль тормоза). При таком длительном использовании рабочей тормозной системы возможен перегрев тормозных механизмов и уменьшение эффективности торможения.(Билет23,в19)

При торможении двигателем на крутом спуске выбирайте передачу, исходя из следующих условий: чем круче спуск, тем ниже передача.(Билет15,в19) Это позволит поддерживать постоянную невысокую скорость движения и уверенно управлять автомобилем.Правильное положение рук на руле — примерно в секторах от «без четверти три до без десяти два», если принять руль за циферблат часов. Такое расположение рук легко позволяет повернуть руль в любую сторону.(Билет30,в19)

При трогании на подъеме стояночный тормоз следует начинать отпускать одновременно с началом движения(Билет39,в19), чтобы избежать скатывания автомобиля (при отпускании до начала движения) и остановки двигателя (при запаздывании отпускания).

При парковке автомобиля на подъеме или спуске дороги с тротуаром передние колеса поверните так, чтобы автомобиль собственным весом прижимал их к тротуару.(Билет11,в19)

На дороге с обочиной колеса поверните вправо по ходу движения, т. е. в сторону обочины. Тогда при несанкционированном движении автомобиль откатится на обочину, а не на проезжую часть.(Билет6,в19)

Разгон-торможение, расход топлива, разворот с использованием прилегающих территорий

Вероятность возникновения аварийной ситуации при движении в плотном транспортном потоке будет меньше, если скорость Вашего автомобиля будет равна средней скорости потока.(Билет5,в19)

При плавном разгоне и плавном торможении Вам и Вашим пассажирам будет комфортно. Кроме того, такой стиль вождения обеспечит наименьший расход топлива(Билет22,в19). Значительно увеличивают расход топлива резкие разгоны и длительное движение на пониженных передачах.(Билет14,в19)

Правила запрещают движение задним ходом на перекрестках. Въезды на прилегающие территории (во дворы, на автозаправочные станции, предприятия и т. п.) не считаются перекрестками. Поэтому на двухполосных дорогах, в местах, где нет сплошной линии разметки, удобно выполнять разворот с использованием въездов на прилегающие территории.

Если прилегающая территория расположена справа по ходу движения(Билет6,в12), то, миновав въезд на нее, включите правый указатель поворота и остановитесь. Затем, убедившись в безопасности движения задним ходом, въезжайте на прилегающую территорию. При этом маневре на автомобиле должен быть включен правый указатель поворота. Затем, оказавшись лицом к дороге, включайте левый указатель поворота и, уступив транспорту, находящемуся на дороге, и пешеходам, путь движения которых Вы пересекаете, выезжайте с прилегающей территории.

Если прилегающая территория расположена слева(Билет9,в19), то, включив левый указатель поворота и пропустив встречный транспорт и пешеходов, путь движения которых Вы пересекаете, въезжайте на прилегающую территорию. Затем, убедившись в безопасности движения, включите правый указатель поворота и задним ходом выезжайте на дорогу.

Читайте также:  Бизнес шиномонтаж
Ссылка на основную публикацию
ВопросОтвет
-появление нарастающего увода автомобиля в сторону прокола.
-нажатие на педаль сцепления.
-плавно увеличить скорость.
-чуть в бок в сторону правой обочины.
-перевести взгляд на правую обочину.
-уменьшится.
-тормозной путь увеличится.
-скорость реакции уменьшится.
-смещается к центру поворота.
сразу же после обгона перейти на ближний свет фар.
Какой прием вождения автопоезда наиболее эффективно гасит «виляние» прицепа?кратковременный разгон.
перегрев и отказ тормозов.
повышает устойчивость.
может возникнуть боковой занос.
тормозной путь увеличится.
занос и опрокидывание автомобиля.
занос и опрокидывание автомобиля
занос и опрокидывание
Для экстренной остановки на сухой дороге необходимо…на педаль тормоза, не выключая сцепления
Какое дорожное покрытие наиболее безопасно по сцепным свойствам для движения автомобиля?асфальтобетон.
При движении по криволинейной траектории автомобиль более устойчив, если движение осуществляется?с включенной передачей.
на полу кабины слева от педали сцепления.
Кто считается участником ДТП?при включении низшей передачи.
все предметы в тумане кажутся более далекими, чем в действительности
В какой момент встречного разъезда (если отсутствуют на близком расстоянии другие автомобили) водители могут переключить ближний свет фар на дальний?когда автомобили поравняются
Как влияет цвет транспортного средства на восприятие?темный отдаляет.
нарушение углов установки передних колес на 10.
заранее переключиться на низшую передачу, чтобы на спуске не прибегать к торможению
Какую передачу рекомендуется использовать при освобождении ж/д переезда от внезапно остановившегося транспортного средства при помощи стартера?первую или заднюю
Какое состояние асфальтобетонного покрытия наиболее безопасно по своим сцепным свойствам?чистое, сухое
проходящая между деревьев
На каком покрытии коэффициент сцепления имеет наименьшее значение?на льду
При правом повороте автомобиля с прицепом возникает опасность заезда прицепа…на тротуар
сужается.
Какой автомобиль более устойчив при движении по прямолинейному участку с высокой скоростью?переднеприводной
без пассажиров, но с грузом на верхнем багажнике
При движении на каком автомобиле увеличение скорости помогает устранить занос задней оси?на переднеприводном
При длительном движении на низших передачах расход топлива…увеличивается.
Действие сильного бокового ветра наиболее опасно …при выезде из леса на открытые участки
нажимать быстро, отпускать плавно
больше, чем у порожнего
на грани блокировки
: слегка увеличить подачу топлива, рулем корректировать направление движения.
увеличивает расход топлива.
уменьшить скорость и быть особенно осторожным.
уменьшает быстроту движения и снижает их точность.
снижается.
При длительном движении по прямолинейному участку без поворотов, подъемов и спусков скорость реакции водителя…снижается.
не менять режим движения