Диагонально опоясанные шины

RUS89-NUR › Блог › ДИАГОНАЛЬНЫЕ И РАДИАЛЬНЫЕ ШИНЫ. ПЛЮСЫ и МИНУСЫ

Почему они так называются?
В шинах с диагональным расположением нитей (называемых диагональными) нити корда в слоях каркаса идут от борта к борту по диагонали. В связи с необходимостью перекрещивания путей в двух смежных слоях каркаса число слоев должно быть четным, например, 2, 4, 6 или 8.

Плюсы диагональных шин

Диагональные шины отличаются более простой конструкцией, а следовательно, меньшей стоимостью и сложностью ремонта. Они имеют более высокую прочность боковых стенок (боковин). Кроме того, они лучше смягчают ударные нагрузки, передаваемые на автомобиль при движении по дорогам с мелкими выбоинами, при переезде швов дорожного покрытия и др.

Минусы диагональных шин
При изменении нагрузки и колебаниях во время движения протектор диагональной шины подвергается повышенной деформации («смятию»), в результате чего канавки рисунка сжимаются, а выступы проскальзывают по опорной поверхности. Это ухудшает сцепные свойства данных шин.

Почему они так называются?
У радиальных шин нити корда в слоях каркаса не перекрещиваются, как у диагональных шин, а имеют радиальное (меридиональное) расположение, т. е. нити корда направлены от борта к борту.
Шины с радиальным расположением нитей корда в каркасе (радиальные шины) выпускаются в камерном и бескамерном исполнениях.
Брекер в таких шинах выполняет большую часть работы каркаса и изготавливается чаще всего из 23 слоев металлокорда — тонкого троса, сплетенного из стальных латунированных проволочек диаметром 0,15…0,25 мм. Металлокорд отличается высокой прочностью, малым удлинением по сравнению с текстильным кордом, обладает высокой стойкостью к тепловому старению и лучшей теплопроводностью.
Радиальные шины выпускаются двух видов:
— с кордом из синтетических волокон в каркасе и с металлокордом в брекере (комбинированные);
— с кордом из синтетических волокон в каркасе и текстильных волокон в брекере
Нейлоновый корд в каркасе и металлокорд в брекере позволяют повысить прочность шины в зоне беговой дорожки, защитить её каркас от повреждений, уменьшить распространение трещин в протекторе.
Радиальная конструкция шины всегда зафиксирована буквой R в ее маркировке, например, 175/70R14. (Иногда эту букву ошибочно считают обозначением некоего «посадочного радиуса» шины. На самом деле у шины измеряется посадочный диаметр, а не радиус.) В обозначении типоразмера диагональной шины буквы R нет, например, 6.50-15.

Плюсы радиальных шин
Радиально расположенные нити каркаса воспринимают только радиальные нагрузки. А это, в сравнении с диагональными шинами, значительно уменьшает напряженность нитей и позволяет при одной и той же нагрузке изготавливать каркас радиальных шин с меньшей слойностью (в два раза), что обеспечивает лучший отвод тепла при нагреве шины во время движения, особенно в жаркую погоду (уменьшается вероятность «взрыва»).
Число слоев в каркасе радиальных шин может быть нечетным, так как каждый слой корда при радиальном направлении нитей работает самостоятельно.Количество слоев и материал, из которого они изготовлены, приводятся на боковине шины.
Радиальные шины имеют лучшее сцепление с дорожной поверхностью по сравнению с диагональными. Это достигается за счет большей площади контакта с опорной поверхностью и применения брекера из сверхмодульных типов корда (металлокорда и др.)
У радиальных шин жесткий брекер снижает деформацию протектора и пятно контакта практически не изменяется по форме. Поэтому объем канавок не уменьшается, а выступы протектора не проскальзывают.
Радиальные шины по сравнению с диагональными характеризуются большей несущей способностью (на 15…20%); повышенной максимальной скоростью; меньшей массой (на 3…4%); большей радиальной эластичностью (на 20…30%), меньшим нагревом (на 20…30%).
Радиальные шины повышают безопасность эксплуатации автомобилей за счет:
— улучшения устойчивости и управляемости при движении;
— повышенного сцепления на дорогах с сухим и мокрым покрытиями;
— уменьшения риска механических повреждений и проколов в зоне протектора.

Минусы радиальных шин
Радиальные шины имеют большую стоимость и повышенную боковую эластичность. Радиальное расположение нитей корда снижает прочность боковины стенки покрышки. В тяжелых дорожных условиях при движении по глубокой колее, особенно при пониженном давлении воздуха в шинах, при ударах о бордюрные камни боковины радиальных шин, по сравнению с диагональными, чаще подвергаются повреждениям.

Несмотря на это, радиальные шины фактически вытеснили диагональные, которые применяются в настоящее время практически только на грузовых автомобилях. Для легковых автомобилей они уже почти не выпускаются, равно как и камерные шины.

Конструкция автомобильных шин

Типовая конструкция шин. Шина типовой конструкции состоит из покрышки, камеры и ободной ленты (рис. 27). Ободные ленты, как правило, не применяются в шинах легковых автомобилей. Основные конструктивные элементы покрышки представлены на рис. 28. При поперечном разрезе покрышки можно выделить следующие элементы .

Торцевая часть — это та часть покрышки, внешняя поверхность которой во время езды соприкасается с твердым покрытием. Состоит она из участка каркаса и беговой дорожки протектора с рисунком. Между протектором и каркасом может располагаться подушечный слой (брекер). Торцевая часть покрышки характеризуется большей толщиной и жесткостью по сравнению с боковой частью.

Сухарь (плечевая зона) — участок между торцевой и боковой частями покрышки, состоящий из каркаса и протектора, нередко вместе с рисунком, и характеризующийся уменьшающейся толщиной и жесткостью от торцевой к боковой части. К сухарю могут прилегать края подушечного слоя или опоясывающей ленты.

Боковина — участок каркаса и боковой части протектора, имеющий небольшую толщину и высокую эластичность.

Антифрикционное упрочнение покрышки — резиновый выступ на боковой части покрышки, который увеличивает ее прочность при столкновении с высоким препятствием либо при езде по глубокой колее.

Центрирующая риска протектора — риска в низу боковой части шины, которая служит для проверки правильности посадки покрышки на обод.

Борт — часть покрышки, переходящая из боковой в крепящую на обод часть покрышки. Борт состоит из проволочных колец, на которые завернуты слои каркаса. В ряде конструкций покрышек на наружную поверхность проволочных колец накладывается наполнительный шнур из твердой резины. Борт характеризуется увеличивающейся толщиной и жесткостью от боковой части покрышки к основанию и нерастяжимостью в периметрическом направлении. В борте выделяют три поверхности: носок, пятку и основание.

Каркас — часть покрышки, представляющая собой эластичную, мало растяжимую оболочку, форма которой приближается к тору с вырезом изнутри.

Рис.27. Типовая конструкция шины:

/ — камера; 2 — покрышка; 3 — ободная лента; 4 — вентиль; 5 — обод колеса

Рис. 28. Основные конструктивные элементы покрышки:

t — обод; 2 — центрирующая риска; 3 — антифрикционное упрочнение; 4 — каркас; £ — опоясывающая лента; 6 — протектор; 7 — торцевая часть; 8 — сухарь; 9 — боковина; 10 — борт

Образовавшиеся при этом кромки переходят в борт. Прочностными элементами о:новы являются слои обрезиненного корда и проволочные кольца в бортах, на которые завернуты слои каркаса.

Подушечный слой (брекер) — слои корда или резины в торцевой части и сухаре покрышки, между каркасом и протектором. Угол, под которым располагаются нити корда, приближается к углу расположения нитей в каркасе. Подушечный слой практически не влияет на поперечную форму покрышки.

Опоясывающая лента — слои корда, находящиеся в торцевой части покрышки, между каркасом и протектором. Опоясывающая лента характеризуется большой жесткостью и прочностью на растяжение. Угол расположения нитей в отдельных слоях различен, однако преобладает параллельное направление. Опоясывающая лента влияет на поперечную форму покрышки.

Рис. 29. Схема диагональной шины

Рис. 30. Диагональная шина

Протектор — слой резины, покрывающий снаружи каркас и, в отдельных случаях, подушечный слой либо опоясывающую ленту. Протектор имеет беговую дорожку, бортовые и боковые части. На беговую дорожку и борта протектора обычно нанесен рисунок. Под рисунком находится подканавочный слой резины. На боковых частях протектора расположены надписи, антифрикционные упрочнения, центрирующие риски и декоративные элементы. Рисунок протектора состоит из буртиков или зацепов, канавок и ламельных насечек.

В зависимости от строения каркаса различают: шины диагональные, не обозначаемые символом (рис. 29 и 30); шины опоясанные, обозначаемые символом В (рис. 31); шины радиальные, обозначаемые символом R (рис.- 32 и 33).

Диагональная шина — это шина, каркас покрышки которой состоит из слоев корда, нити которого расположены под углом к средней линии протектора. Нити корда соседних слоев перекрещиваются. У шины может быть подушечный слой.

Опоясанная шина — это диагональная шина с опоясывающей лентой в торцевой части.

Радиальная шина — это шина, у которой нити корда в слоях каркаса покрышки (по крайней мере, в боковой ее части) расположены радиально или почти радиально по отношению к средней линии протектора. У шин этого типа всегда имеется опоясывающая лента.

В зависимости от показателя профиля, определяющего отношение высоты поперечного разреза покрышки к ее ширине, покрышки делятся на типы, перечисленные в табл. 14.

В зависимости от максимальной скорости легкового автомобиля, для которого предназначены шины, различают классы покрышек, приведенные в табл. 15. Шины для остальных транспортных средств не делятся на классы.

Читайте также:  Дуговая наплавка под флюсом

В зависимости от допустимой грузоподъемности различают шины: нормальные, упрочненные, суперупрочненные.

Допустимую грузоподъемность покрышек принято обозначать числом PR (Ply Rating). Это международное обозначение условного числа слоев каркаса покрышки, которое не всегда соответствует действительному числу слоев. Служит оно исключительно для того, чтобы приблизительно показать, сколько слоев имел бы каркас данной покрышки, если бы она была выполнена из хлопкового корда.

Шины повышенной прочности для мотоциклов обозначают буквой R. В зависимости от вида рисунка протектора различают типы шин, перечисленные в табл. 16. Цифры, дополняющие буквенные обозначения рисунка протектора, например D83 или D-83, указывают на особенности конструкции рисунка,

Рис. 31. Схема опоясанной шины, Рис. 32. Схема радиальной шины, Рис. 33. Радиальная шина

Строение камеры широко известно. Она состоит из резиновой оболочки в форме кольца, обрезиненной кордной ленточки для увеличения прочности стыка оболочки, места крепления вентиля и самого вентиля. Разрез типичного вентиля представлен на рис. 34.

На обод колеса помещается ободная лента (рис. 35), соединенная при вулканизации в бесконечное кольцо. Ободная лента предназначена для отделения камеры от шероховатой поверхности обода.

Бескамерные шины. В бескамерных шинах (Tubeless) покрышка выполняет дополнительную функцию камеры; ободная лента в этом случае не применяется (рис. 36).

Классификация шин

Автомобильная шина — это один из наиболее важных элементов колеса, состоящий из гибкой
резино-металло-тканевой оболочки, установленной на обод колеса. Шина обеспечивает контакт транспортного средства с дорожным полотном и предназначена для поглощения незначительных вибраций, вызываемых неровностью дорожного полотна в пятне контакта.

Пятно контакта — область соприкосновения шины и дорожного полотна.

Сплошная шина: шина, которая полностью состоит из резины. Использовались в основном на первых автомобилях. В наше время применяются в основном в производственно-бытовых устройствах и детских велосипедах. Такая шина не боится проколов.

Шина эластик: шина, которая используется в танковой промышленности. Такими шинами снабжались все опорные катки танка. Это придавало танку чрезвычайно мягкий ход.

Пневматическая шина: шина, гибкость в которой создаётся за счёт сжатого воздуха, находящегося в герметичной полости.

Безопасная шина: шина обладает усиленными боковинами. Наличие специального поддерживающего компонента позволяет им выдерживать вес автомобиля, не оседая, даже будучи спущенными.

— шина со стальным каркасом: радиальная шина, корд которой выполнен из металлических нитей.

— шина с нейлоновым (капроновым) кордом: пневматическая шина, корд которой изготовлен из нейлона (капрона). Шины выпускаемые с таким типом корда легче на ?. Такой шине не страшны боковые удары, у неё не образуются «грыжи» и не появляются «волоски» при износе резины, которые могут проткнуть камеру.

— камерная шина: пневматическая шина внутри которой
имеется камера. Камера состоит из резиновой смеси.

В настоящее время шины такого типа практически не
используются за исключением грузового транспорта.

— бескамерная шина: пневматичексая шина покрытая
изнутри слоем вязкой воздухонепроницаемой резины. Такие
шины наиболее распространены благодаря своей надёжности,
меньшей массе и удобству эксплуатации

1 Шины с нерегулируемым давлением используются в большей части автомобильной техники. Как легковой, так и тяжёлой.

2 Шины с регулируемым давлением имеют увеличенную ширину профиля (на 25—40%), по сравнению с обычными шинами. Меньше слоёв корда ( в 1,5—2 раза) и мягкие резиновые прослойки между слоями корда. Так же шины такого класса имеют увеличенную площадь опоры на грунт (в 2—4 раза при снижении давления), меньшее удельное давление на грунт и обладают большим сцеплением с ним, эластичностью. Давление воздуха в таких шинах регулируется специальным оборудованием, установленным на автомобиле. Регулировка производится в основном из кабины и позволяет поддерживать в шинах требуемое давление в зависимости от условий эксплуатации, но и непрерывно подавать воздух в шины при проколах и мелких повреждениях. Стоит отметить и высоту грунтозацепов, которая может достигать 30 мм. Шины этого класса имеют пониженную грузоподъемность.

— шина сверхнизкого давления: внутреннее давление воздуха около 0,05—0,08 Мпа.

— шина низкого давления: внутреннее давление воздуха около 0,1—0,4 Мпа.

— шина среднего давления: внутреннее давление воздуха около 0,4—0,6 Мпа.

— шина высокого давления: внутреннее давление воздуха около 0,6—0,7 Мпа и выше.

— шина регулируемого давления: в шинах такого класса можно менять давление в зависимости
от условий эксплуатации. ( см. широкопрофильная шина )

1 Мпа = 9,8692 атм

ШИНСЕРВИС — автомобильные шины (зимние и летние шины), колесные диски, шиномонтаж и хранение шин.

Конструкция и Маркировка автомобильных шин

Конструкция шины

Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.

  1. Протектор грузовой шины: основная задача обеспечить максимальную степень сцепления автошины при минимизации её износа. Протектор защищает внутренние компоненты шины, находящиеся под каркасом.
  2. Брекер (защитный пояс):несколько слоев стального корда, проложенных под небольшим углом, обеспечивают прочность шины и стабилизируют слой полимерного корда, препятствуя проникновению посторонних предметов внутрь каркаса автошины.
  3. Боковина автошины: обеспечивает защиту для слоя корда и выдерживает влияние деформационного изгиба шины и агрессивное воздействие внешних условий.
  4. Слой полимерного корда: слой радиального каркаса шины, передающий всю нагрузку между колесом и дорогой силы торможения и управления, выдерживает импульсные нагрузки, действующие на шину при рабочем давлении.
  5. Внутренний герметизирующий слой слой резины в бескамерных шинах, имеющий специальный состав, препятствующий потере давления.
  6. Связка борта шины: стальной пучок бортовой проволоки обеспечивает надлежащую посадку и уплотнение шины на ободе и поддерживает ее в этом положении.
  7. Апекс/материал заполнитель: резиновый шнур-наполнитель борта и нижней части боковины шины, предназначенный для передачи усилий с жесткой области борта автошины на гибкую боковину.
  8. Упрочняющий слой: слой стальных жгутов над загибом радиального слоя корда, предназначенный для упрочнения и стабилизации переходной области между бортом грузовой шины и боковиной.
  9. Бортовая лента: слой твердой резины, который противодействует эрозии в зоне борта шины, вызываемой действием обода диска.
  10. Камера*: отдельная воздушная камера, предназначенная для предотвращения потери воздуха, используемая исключительно в грузовых шинах камерного типа.
  11. Ободная лента (флеп, флап)*: специальная резиновая лента, помещаемая между камерой и ободом. Защищает камеру от изнашивания и препятствует повреждению камеры воздействием обода колеса. * Применяется только для шин камерного типа.
  • Каркас – главный силовой элемент покрышки, состоит из прорезиненных нитей корда. Корд бывает текстильным, металлическим или стекловолоконным. Текстиль и стекло применяются в легковых шинах. Металлокорд — в грузовых. Стекловолокно отличается абсолютной стойкостью к гниению и растягиванию. Шины с использованием стекловолокна меньше разнашиваются и меньше подвержены порче в условиях высокой влажности и температуры (тропики).
  • Брекер находится между каркасом и протектором (подушка). Предназначен для защиты каркаса от ударов, придания жёсткости шине в месте соприкосновения с дорожной поверхностью и для защиты камеры от проколов. Изготавливается из толстого слоя резины (в лёгких шинах) или скрещенных слоёв металлокорда.
  • Протектор наружная резиновая часть покрышки шины. Обеспечивает сцепление шины с дорогой, а также для предохраняет каркас от повреждений. Протектор обладает определенным рисунком, который, в зависимости от назначения шины различается.
  • Борт позволяет покрышке герметично садиться на обод колеса. Для этого он имеет бортовые кольца и изнутри покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой (для бескамерных шин) резины.
  • Боковая часть предохраняет шину от боковых повреждений.
  • Шипы противоскольжения. В целях повышения безопасности движения автомобиля в условиях гололеда и обледенелого снега применяют металлические шипы противоскольжения.

Отличительные особенности шин

Пневматические шины автомобилей различаются по способу герметизации внутреннего объема, расположению нитей корда в каркасе шины, высотой и шириной профиля, типу протектора, по сезонному предназначению.

По способу герметизации шины бывают камерными и бескамерными. В настоящее время бескамерные шины вытесняют камерные.

Камерные шины (TUBE TYPE)

Камерные шины состоят из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты, одеваемой на обод диска.

Конструкция колеса с камерной шиной: 1 – обод диска; 2 – камера; 3 – шина (покрышка); 4 – вентиль

Вентиль представляет собой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину и препятствует его выходу наружу


Вентиль камеры: 1 – стержень золотника; 2 – резьбовая головка; 3 – втулка; 4 – уплотнитель; 5 – верхняя чашечка; 6 – уплотнительное кольцо золотника; 7 – нижняя чашечка; 8 – корпус вентиля; 9 – пружина золотника; 10 – направляющая чашечка; 11 –обрезиненный кожух.
Ободная лента предохраняет камеру от повреждений и трения о диск и обод покрышки.

Бескамерные шины (TUBELESS)

Бескамерные шины (TUBELESS) отличаются наличием воздухонепроницаемого слоя, наложенного на первый слой каркаса (вместо камеры)

Конструкция колеса с бескамерной шиной: 1 – протектор; 2 – герметизирующийвоздухонепроницаемый резиновый слой; 3 – каркас; 4 – вентиль колеса; 5 – обод.

Бескамерные шины обладают рядом преимуществ перед камерными собратьями, выражающимися в следующем:

  • Уменьшенной массой и низким моментом инерции;
  • Улучшенной балансировкой;
  • повышенной безопасностью и надёжностью, вследствие невозможности быстрой разгерметизации;
  • минимальным простоем в пути, который сократился в среднем на 60%, за счёт возможности отремонтировать небольшие проколы шины специальной пастой (для этого не требуется снимать шину с колеса);
  • увеличенным пробегом – в среднем на 11%. Это достигается благодаря отсутствию трения между камерой и покрышкой, стабильному внутреннему давлению и оптимальной температуре, которая выдержана за счёт повышенного переноса тепла от шины на обод.
Читайте также:  Двигатели внутреннего сгорания

Камерные и бескамерные шины по расположению нитей корда в каркасе могут быть как диагональной так и радиальнойконструкции.

Конструкция диагональной (а) и радиальной (б) шины: 1 — борта; 2 — бортоваяпроволока; 3 — каркас; 4 — брекер; 5 — боковина; 6 — протектор.

В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных – под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.

В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:

  • Дорожные (в обиходе называемые летними) – предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
  • Зимние, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или уже ошипованы на заводе-изготовителе.
  • Всесезонные – являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
  • Универсальные – обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
  • Повышенной проходимости – рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.

Так же шины можно классифицировать по форме профиля:

Часто встечаемые термины и понятия, связанные с шинами

Автомобиль при движении зачастую пересекает водные преграды на поверхности дороги, которые вызывают потерю тяги и управления транспортным средством. Рулевое управление иногда запаздывает и не может справиться, из-за чего заднюю часть автомобиля заносит или качает. При аквапланировании включите аварийные огни, избегайте резкого торможения или ускорения, выжмите сцепление, контролируя при этом сцепление колес с поверхностью, и уверенно продолжайте движение.

Асимметричный (см. также Направленный) протектор:

Шинный протектор, где рисунок меняется от одного края протектора к другому. Эти шины должны быть оснащены внешней боковиной на наружной стороне колеса. Направленная версия также будет иметь специфический рисунок для левой и правой стороны шины транспортного средства. Информация о направленности/ассиметрии часто указана на боковине шины.

Процесс компенсации небольших изменений в шине и колеса при их монтаже (сборке). Обеспечивая равномерное распределение веса колеса, значительно снижается уровень его вибрации.

Метрическая единица для измерения давления воздуха (1 бар = 6.8947psi).

Бескамерные шины – это, как правило, радиальные шины с внутренним вкладышем для защиты от потери давления при нормальном использовании.

Область между ободом шины и началом протектора.

Многослойное стальное кольцо, которое помогает удерживать шину на ободе. Обеспечивая достаточное давление между шиной и ободом, борт обеспечивает воздушную герметичность.

Область, где встречаются боковина и протектор шины.

Шины, которые предназначены для использования круглый год в любую погоду.

Слой резины внутри бескамерной шины, который предотвращает просачивание воздуха из шины при ее нормальной эксплуатации.

Высота шины от ободного края до внешнего контура протектора.

Вертикальное измерение между верхней частью резины протектора шины и глубиной ее бороздок.

Давление в шинах:

Объем воздуха внутри шины. Правильное давление в шинах, чаще всего, можно найти в инструкции по эксплуатации транспортного средства или на створке вашего бензобака. Измеряется в фунтах на квадратный дюйм (psi), либо в барах. Давление шин постепенно уменьшается, следовательно, необходима его регулярная проверка. Шины не должны быть накачаны сверх максимального уровня, чем это указано в руководстве по эксплуатации ее производителя.

Объем воздуха внутри шины, измеряемый либо в фунтах на квадратный дюйм (psi), либо в барах. Требуемое давление в шинах обычно записано в брошюре по правильной эксплуатации транспортного средства.

Давление шины в холодном состоянии:

Это давление в шинах до того, как они успеют прогреться при вождении.

Диагональные шины (см. также диагонально-каркасные шины):

Диагональные или диагонально-каркасные шины имеют в своем составе стальную проволоку, позволяющую сохранить шину на ободе, а также ряд перекрестных слоев, придающих каркасу устойчивость.

Диагонально-каркасные шины (см. также диагональные шины, диагонально-опоясанные шины):

Данные диагонально-опоясанные или диагонально-каркасные шины имеют стальную бортовую проволоку, удерживающую шину на ободе, а также ряд перекрестных слоев, увеличивающих прочность каркаса шины.

Диагонально-опоясанная шина (см. также диагонально-каркасная шина):

Диагонально-каркасные шины используют радиальную технологию наряду с перекрестными слоями. Некоторые шины на американском рынке по-прежнему изготавливаются в качестве диагонально-опоясанных.

Зимняя резина (см. также шины, предназначенные для холодной погоды):

Шины, которые произведены с помощью специальных соединений, предназначенных для использования в более суровых зимних условиях, включая температуру ниже 7 градусов по Цельсию. Часто они включают несколько лезвий или ламелей для большего сцепления при более скользких условиях.

Противоположность недостаточной управляемости. Потеря сцепления задних колес при резких поворотах, что вызывает боковой занос машины.

Отклонение от вертикальной центральной линии шин, когда транспортное средство находится на ровной поверхности. Неправильный изгиб может стать причиной неравномерного износа шин.

Стандартное числовое руководство, которое показывает, какой максимальный вес может нести шина на указанной скорости в определенных условиях, указанных заводом-изготовителем шины. Обычно промаркировано на боковине шины.

Стандартизированный индекс, который используется для указания максимальной скорости шины, при которой она может поддерживать указанные нагрузки в условиях, изложенных изготовителем шины.

Индикатор износа протектора:

Узкие полосы в канавках протектора, которые обеспечивают визуальное предупреждение о том, что шина нуждается в замене. Они видны только если протектор износился ниже предельно допустимого уровня в 1,6 мм.

Информация о шине:

Информация о рекомендуемом давлении, размере обода и грузоподъемности, которая может быть изложена в автомобильной брошюре, а иногда и на внутренней стороне нижнего края водительской двери.

Корпус:

Это скелет основания шины, который находится под ее протектором и боковиной. Он состоит из слоя буртика и ремней. Иногда данный элемент также называют каркас.

Разрезы в блоках протектора, предназначенные для удаления воды из шины и увеличения ее сцепления в условиях зимней и мокрой погоды. Также известны как лезвия.

Шины, предназначенные для использования в летних, более теплых условиях, обычно отличаются более твердой, износоустойчивой смесью резины, которая позволяет развивать большую скорость. При снижении температуры ниже 7 градусов цельсия становятся излишне твердыми и снижается сцепление с дорогой, поэтому в холодное время года их следует менять на зимние шины.

Максимальное давление при накачивании:

Максимальное давление, которое шина может выдержать при накачивании.

Мини запасное колесо:

Запасное колесо, которое меньше обычной дорожной шины. Предназначено для экономии места и снижения веса автомобиля. Оно должно использоваться только временно, чтобы доставить Вас домой, и должно быть заменено в самое кратчайшее время. Как таковые, эти шины медленнее по максимальной скорости. Также известна как шина, экономящая место.

Направленная шина (см. также асимметричная шина):

Шина с рисунком протектора, который должен быть установлен в определенном направлении. Часто используется шаблон в форме шеврона или стрелы, который помогает удалить воду из-под шины.

Шины с уменьшенными боковинами, которые обычно устанавливаются для высокой производительности или на спортивных автомобилях.

Недостаточная управляемость:

Противоположность избыточной управляемости. Автомобиль не в состоянии своевременно реагировать на рулевое управление, продолжая при этом прямолинейное движение.

Металлический край колеса, где расположен борт, который позволяет удерживать шину.

Оригинальное оборудование (OE):

Оригинальный бренд шин, который был установлен производителем машины. Может быть установлено более одного бренда OE.

Область протектора шины, которая находится в непосредственном контакте с поверхностью дорожного покрытия.

Площадь соприкосновения (см. также след):

Область шины, непосредственно находящаяся в контакте с дорогой. Она зависит от конструкции шины, материала ее изготовления, дизайна протектора и давления.

Площадь, поддающаяся ремонту:

Области протектора, где прокол может быть устранен посредством ремонта, в соответствии с Британским стандартом БГАУ 159.

Читайте также:  Выбор автомобиля для образованных и не образованных людей

Часть шины, которая соприкасается с дорогой.

Это дизайн каркаса шины, разработанный компанией «Michelin» с использованием параллельных каркасных ремней для боковин и перекрестных ремней для протекторной части шины. Все современные автомобильные шины являются радиальными.

Представляет собой правильное вертикальное выравнивание шин. Регулировка углов расположения колес в общих чертах проверяет и исправляет изъяны подвески и системы рулевого управления, обеспечивая их соответствие рекомендациям изготовителя транспортного средства.

Диаметр обода, который, как правило, измеряется в дюймах. Также известен, как размер колеса.

Система контроля давления в шинах (TPMS):

Устройство, используемое для контроля давления в шинах в то время как автомобиль находится в эксплуатации. Это обычно делается путем присоединения устройства ко внутренней части колеса, или шине, которое посылает данные на панель дисплея. Когда происходит потеря давления, система предупреждает водителя об этом. Шины run-flat могут быть использованы только в том случае, если транспортное средство оснащено TPMS.

Выражение высоты шины в процентах к ширине ее профиля. Например, если ширина шины – 240 мм, а высота – 120 мм, то соотношение сторон будет составлять 50%. Данная величина также еще называется профилем.

Энергия, необходимая для поддержания постоянной скорости у шины, находящейся в движении. Чем более низким является сопротивление прокату, тем меньше энергии в настоящее время используется для сохранения движения шины.

Шина, которая не имеет достаточного давления воздуха.

Сила трения между колесом и дорогой.

Фунт на квадратный дюйм (psi):

Единицы для измерения давления воздуха в шине.

Шины, предназначенные для холодной погоды (см. также зимние шины):

Данные шины специально разработаны, чтобы обеспечить лучшее сцепление при температуре ниже 7 градусов. Также известны как зимние шины, хотя понятие «зимние шины» употребляется немного в другом смысле.

Шины среднего класса:

Шины хорошего качества, которые продаются по более низкой цене, чем бренды премиум класса, такие как «Bridgestone», «Michelin», «Pirelli» и «Continental». Логично, что производительность таких шин также будет ниже.

Расстояние между двумя противоположными внутренними краями обода.

Расстояние шины от одной ее стороны до другой, исключая любые дополнительные элементы, находящиеся на ее боковине, такие как, например, маркировки.

Новая шина хорошего качества, которая продается по более низким ценам, чем шины среднего ценового диапазона. Логично, что производительность таких шин также будет ниже.

Маркировка, обозначающая шины, предназначенные для эксплуатации в грязь и снег.

Тип шин, которые позволяют водителю продолжить путешествие в случае низкого давления в шине или при его отсутствии.

Типы шин

Как можно видеть ниже, существуют различные классификации шин.

а. Классификация по устройству

• Классификация по способам крепления слоев корда, которые создают каркас шины

• Диагональная шина (шина с диагональным кордом)

• Классификация по способу герметизации шины

б. Классификация по применению

• Классификация по типу автомобиля, для которого предназначены шины

• Шины легковых автомобилей

• Шины грузовых автомобилей малой грузоподъемности

• Шины грузовых автомобилей и автобусов

• Классификация по поверхности дороги, для которой предназначена шина

• Шина для заснеженных дорог

• Шина для песчаных дорог

• Компактная запасная шина

Здесь мы рассмотрим назначения и особенности каждого типа шин с упором на классификацию шин по поверхности дороги, на которой шины должны эксплуатироваться.

1. Шины для движения по снегу

Шина для движения по снегу предназначена для поддержания маневренности автомобиля при движении по грязным и заснеженным дорогам. Это осуществляется путем применения в рисунке протектора большего числа блоков и путем исполнения этих блоков более глубокими и более редко расположенными. Для протектора шины одновременно использованы шпорный рисунок, который эффективно передает приводное усилие, и ребристый рисунок, который сводит к минимуму боковое скольжение.

Шина для движения по снегу имеет более глубокие канавки и на 10 – 20% шире протектор, чем у обычной шины. Отношение площади поверхности выступов протектора к общей площади поверхности протектора (выступы плюс канавки) называется коэффициентом площади контакта протектора. Чем меньше его величина, тем более эластичен протектор, улучшающий характеристики шины на заснеженных дорогах. Следовательно, шины для движения по снегу имеют коэффициенты площади контакта протектора намного меньшие, чем у обычных шин. В этих шинах применяется также резина особого состава для протектора, которая сохраняет более высокую эластичность при низких температурах.

Температура воздуха и природные свойства снега оказывают влияние на рабочие характеристики шин для заснеженных дорог, однако, при обычных условиях (на грязной или заснеженной дороге) шины для движения по снегу должны обеспечивать:

• Меньшее боковое скольжение и лучшую передачу тягового усилия, лучшую устойчивость автомобиля при торможении

• Лучшую маневренность при повороте и изменении рядности движения

• Более легкий выход из колеи

• Меньшее сопротивление качению

• Меньшие вибрацию и шум

Поскольку протектор шин для движения по снегу менее жесткий, чем у обычных шин, он обладает меньшей способностью обеспечивать устойчивость движения автомобиля с высокой скоростью по сухой дороге. Это особенно касается поворотов. Все четыре колеса должны иметь идентичные шины для движения по снегу. Следует избегать смешанного применения таких шин с обычными шинами.

2) Принцип работы

Шина для движения по снегу плотно сцепляется с заснеженной дорожной поверхностью с помощью глубоких канавок, отформованных в протекторе, которые погружаются в снег и сильно сжимают его в твердые блоки. Шина сама движет себя вперед, отталкиваясь от этих блоков, а затем отбрасывает их за собой при вращении вперед.

Шины для движения по снегу, имеющие износ более половины первоначальной глубины протектора, не обеспечивают достаточного сцепления с заснеженной поверхностью дороги, поэтому такие шины нельзя больше использовать для движения по снегу, хотя как обычные шины они могут использоваться.

2. Шипованные шины

Шины для движения по снегу хороши для заснеженных дорог, но обладают плохой способностью сцепления с обледенелыми поверхностями дорог. Шипованная шина предназначается для обеспечения лучшей устойчивости движения при таких условиях. Она обладает особенностями шины для движения по снегу и имеет металлические шипы, которые внедряются в поверхностную ледяную корку для передачи приводного и тормозного усилий. Тем не менее, оснащение автомобиля только шипованными шинами не гарантирует полной безопасности движения по покрытым снегом и льдом дорогам. Следует управлять автомобилем с особой осторожностью. Кроме того, следует избегать использования шипованных шин на свободных от снега и льда дорогах, поскольку это не только ускоряет износ шипов, но и повреждает дорожное покрытие и загрязняет воздух частицами бетона и асфальта. В некоторых странах или местностях власти ограничивают или запрещают использование шипованных шин и даже шинных цепей именно по этим причинам.

Шипованные шины следует переставлять так, чтобы не изменялось их направление вращения. В противном случае, шипы могут выпадать при движении.

3. Всепогодные (всесезонные) шины

Всепогодная шина представляет собой обычную шину, модифицированную для улучшения эксплуатационных свойств на песчаных и заснеженных дорогах. Это многоцелевая шина, которую можно использовать круглый год, поскольку она обладает свойствами как обычной шины, так и шины для движения по снегу.

Приведенный выше график круга показывает характеристики всепогодной шины относительно обычной шины (окружность на графике). Чем дальше значения параметров выходят за пределы круга, тем выше соответствующая характеристика.

Всепогодная шина имеет стальной радиальный каркас и рисунок протектора с часто расположенными щелями для улучшения тяговых свойств и сопротивления боковому скольжению. Канавки протектора всепогодной шины более мелкие, чем у шины, предназначенной для движения по снегу, но более глубокие, чем у обычных шин. Это означает, что они могут обеспечить устойчивость автомобиля путем более глубокого внедрения в снег для улучшения сцепления с поверхностью дороги.

В дополнение к широким, глубоким канавкам, отформованным в протекторе, имеются также более узкие канавки, которые выглядят так, как будто их прорезали ножом. Эти канавки называют “сайпами”, по имени их американского изобретателя Дж. Ф. Сайпа, или “сайпингами”, или иногда “ножевыми прорезями”.

При движении автомобиля по мокрой дороге сайпы удаляют воду с поверхности дороги в месте контакта, чтобы обеспечить плотный контакт и сцепление с дорогой. Кроме того, при прогибе шины на дороге эти сайпы раскрываются для обеспечения дополнительного сцепного действия.

4. Шины для движения по песку

Эти шины предназначены для движения по дорогам, проложенным по местности с мягким песчаным грунтом.

Протектор таких шин уширенный, а рисунок протектора ребристый с мелкими канавками, чтобы предотвратить пробивание шиной верхнего слоя песка или почвы. Давление воздуха в таких шинах снижают при движении по песку, чтобы максимально увеличить площадь поверхности контакта с поверхностью дороги.

Поэтому каркас таких шин выполняется так, чтобы нести большие нагрузки даже при низких давлениях в шинах.

Ссылка на основную публикацию