Газобаллонная установка для сжиженного газа

Баллонные установки

Газобаллонные установки служат источником автономного газоснабжения жилых и производственных объектов. Баллонные установки устанавливаются по несколько штук и соединяются в единую систему. В зависимости от количества подключенных баллонов различают:

  • индивидуальные баллонные установки, состоящие их двух баллонов
  • групповые баллонные установки, состоящие из более, чем двух баллонов (обычно до 10-12 шт.)

Количество необходимых баллонов в установке рассчитывается на основании часового расхода газа и производительности баллона.

Кроме того, в соответствии с ГОСТом 15860-84 “Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа” ГК Газовик изготавливает и поставляет баллонные установки следующих типов:

  • баллоны без обечайки с клапаном
  • баллоны с обечайкой и клапаном
  • баллоны с обечайкой и вентилем
  • баллоны без обечайки с вентилем
  • баллоны с воротником (В)
  • баллоны с колпаком (К)
  • баллоны с ручкой (Р)

В соответствии с требованиями “Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением” баллонные установки изготавливаются из стали Ст3 толщиной 3 мм.

Состав баллонной установки

В газобаллонную установку в зависимости от бытовой и производственной необходимости входят:

  • баллоны для СУГ
  • запорная арматура (самозакрывающиеся переключающиеся клапаны, угловые вентили)
  • регулятор давления газа
  • клапан ПСК
  • манометр, показывающий остаток газа
  • трубопровод низкого давления
  • трубопровод высокого давления

Запорная арматура устанавливается на горловины баллонов в зависимости от объема: клапаны на баллоны объемом до 27 л, вентили на баллоны объемом более 50 л. На клапан или вентиль устанавливается регулятор давления газа для поддержания заданного давления вне зависимости от расхода газа.

Баллоны между собой могут быть соединены как при помощи шлангов, так и при помощи металлического коллектора. В случае необходимости количество баллонов может быть увеличено.

Общая вместимость всех газовых баллонов в установке зависит от назначения установки и ее размещения по отношению к зданию: баллоны СУГ для обеспечения жилых зданий – 600-1000 л (0,6-1 м 3 ), баллоны для СУГ для обеспечения промышленных объектов – 1000-1500 л (1-1,5 м 3 ).

Эксплуатация газовых баллонных установок

Баллонные установки СУГ могут устанавливаться как внутри, так и снаружи здания. Существуют также комбинированные баллонные установки, когда баллоны размещают одновременно снаружи и внутри здания. Все дело в том, что сжиженный газ лучше испаряется при более высоких температурах. В зависимости от температуры окружающей среды включается нужная установка: при температуре ниже +3°С используются внутренние баллоны, при температуре выше +3°С – баллоны, установленные снаружи.

Безопасная эксплуатация баллонов зависит от правильного наполнения их газом: объем закачиваемой жидкой фазы должен составлять не более 85% от геометрического объема баллона. Установки наполняют сжиженным газом на пунктах наполнения баллонов.

Газовые баллонные установки сжиженного газа устанавливаются в шкафах из негорючего материала или под защитными кожухами.

Информация для Заказчиков

Если Вы хотите получить больше информации о баллонных установках или купить данное оборудование, нажмите на кнопку “запрос цены” или свяжитесь с нашим специалистом по телефону 8-800-200-0358.

Доставка оборудования осуществляется во все города России (в том числе в Москву, Якутск, Иркутск, Новосибирск, Владивосток) и страны СНГ.

Устройство и работа газобаллонных установок для сжатого и сжиженного газа

Газобаллонные установки характеризуются тем, что топливо при любом агрегатном состоянии вытекает из баллонов под значительным давлением. Поэтому в этих системах питания нет насосов, но введен редуктор, который позволяет снижать давление газа до рабочего, равного примерно атмосферному, или несколько превышающего это давление.

При работе на сжатом газе исходное давление в баллонах составляет 20 МПа и более, поэтому эту систему питания оснащают баллонами высокого давления. По мере расхода газа давление в баллонах снижается.

При работе на сжиженном газе давление в баллоне не превышает 1,6—2,0 МПа. Баллоны этих установок относятся к баллонам низкого давления. Давление в них изменяется только в зависимости от состава газовой смеси и температуры окружающей среды. При любом количестве жидкого газа в баллоне давление в нем всегда будет равно давлению насыщенных паров топлива для условий окружающей среды. Давление насыщенных паров основных компонентов СНГ пропана и бутана при изменении температуры от -40 до +40 °С изменяется от 0,12 до 1,7 и от 0,18 до 0,39 МПа соответственно.

В обоих случаях в системе предусматривается фильтр для улавливания твердых частичек (окалины и др.) и теплообменник, размещаемый отдельно или в общем корпусе с редуктором. Для сжиженного газа теплообменник служит испарителем при выходе из баллона, а для сжатого — подогревателем. Подогреватель необходим в системе сжатого газа, так как резкое снижение давления (расширение) при наличии влаги в газе может вызвать замерзание ее и нарушить нормальную работу системы вследствие закупоривания магистральных трубок.

Принципиальная схема газобаллонной установки для работы на сжатом газе показана на рис. 8.1. Установка для грузового автомобиля с пятью баллонами, сгруппированными в две секции / и II, размещаемыми обычно под платформой кузова. Каждая секция снабжена соединительной арматурой 2 с трубками 3 и расходным вентилем 4, что позволяет расходовать из них газ порознь и одновременно. Из баллонов 1 по трубкам 3 и через расходные вентили 4 газ поступает в подогреватель 6, в который через дозирующую шайбу 8 из приемной трубы 7 поступают горячие отработавшие газы. Далее через магистральный вентиль 9 и фильтр 10 газ проходит в одноступенчатый редуктор 11, где давление его снижается до 1,2 МПа, и через второй фильтр 12 в двухступенчатый редуктор 13 с понижением давления почти до атмосферного. При работающем двигателе газ засасывается в карбюратор-смеситель, причем на режиме холостого хода по трубке 21 он поступает непосредственно в задроссельное пространство и впускной трубопровод 15, который связан трубкой 14 с разгрузочным (пусковым) устройством редуктора. Система снабжена двумя манометрами: высокого давления 23, включаемого до магистрального вентиля, и низкого 22, фиксирующего давление первой ступени редуктора. По показаниям первого из них судят о количестве газа в баллонах, а по показаниям второго — о работе редуктора. Так как автомобильные газобаллонные установки всегда предусматривают возможность питания двигателя и традиционным топливом, то и в рассматриваемой схеме обеспечено питание как газовым топливом, вводимым форсункой 20 в проставку 17, т. е. в зону между диффузором карбюратора и дроссельной заслон-

Рис. 8.1. Газобаллонная установка для работы на сжатом газе: / — баллон; 2 — соединительная арматура; 3 — трубка высокого давления; 4 — расходные вентили; 5 — заправочный вентиль; 6 — подогреватель; 7 — приемная труба; 8 — дозирующая шайба; 9 — магистральный вентиль; 10 и 12 — фильтры; 11 — редуктор высокого давления; 13 — редуктор низкого давления; 14 — трубка пускового устройства; 15 — впускной трубопровод; 16 — дроссельная заслонка; 17 — проставка; 18 — распылитель; 19 — диффузор; 20 — газовая форсунка; 21 — трубка системы холостого хода; 22 и 23 — манометры; /, // — секции

ки, так и жидким, вводимым в диффузор распылителем 18. Баллоны наполняются газом через вентиль 5.

На рис. 8.2 приведена схема газобаллонной установки грузового автомобиля ГАЗ-53-07, работающего на сжиженном газе. Из баллона 7 через расходные вентили 6 (паровой) или 12 (для жидкой фазы), магистральный вентиль 5 и расходные трубки сжиженный газ поступает в испаритель 4, подогреваемый жидкостью из системы охлаждения двигателя. Далее газ в паровой фазе проходит через сетчатый фильтр 3 в двухступенчатый редуктор 2, откуда засасывается в газовый смеситель 15. Пуск и прогрев двигателя осуществляется только на паровой фазе, которую отбирают из баллона через вентиль 6.

Рис. 8.2. Газобаллонная установка для работы на сжиженном газе: 1 — бензобак; 2 — редуктор низкого давления; 3 — сетчатый фильтр; 4 — испаритель; 5 — магистральный вентиль; 6 — вентиль паровой фазы; 7 — газовый баллон; 8 — предохранительный клапан; 9 — контрольный вентиль; 10 — наполнительный вентиль; 11 — датчик указателя уровня; 12 — вентиль

жидкой фазы; 13 и 14 — манометры; 15 — смеситель

Газовый баллон 7 емкостью 170 л размещается под платформой автомобиля. Заполняют его через вентиль 10 до уровня, фиксируемого с помощью контрольного вентиля 9, а текущий запас топлива оценивают по указателю уровня 11. Баллон оснащен предохранительным клапаном 8, срабатывающим в случае превышения давления сверх допустимого, равного 1,6 МПа. Магистральный вентиль 5 и контрольные манометры 13 и 14 размещают в кабине водителя на контрольном щитке. Запас жидкого топлива рассчитывают на кратковременную работу двигателя и хранят в бензобаке /, который используют в случае отказа газовой аппаратуры или для поездки до ближайшей заправочной газовой станции. С этой целью двигатель оснащают однокамерным карбюратором. Таким образом, питание газового двигателя бензином может осуществляться с помощью обычного базового карбюратора-смесителя с газовой проставкой или отдельного упрощенного карбюратора.

Индивидуальные и групповые газобаллонные установки

Индивидуальные баллонные установки применяют для снабжения газом потребителей с небольшим расходом газа, например одноквартирных или малоэтажных жилых домов, общественных помещений и т. п. Различают установки с размещением одного баллона емкостью не более 55 л внутри помещения, где установлены газовые приборы (плита, таган и пр.), и установки с двумя баллонами, размещенными снаружи здания в запирающемся шкафу (рис. XIV.3). При использовании плит со встроенным баллоном разрешается иметь внутри помещения два баллона емкостью 27 л — рабочий (встроенный) и резервный. В производственных помещениях для одного газопотребляющего агрегата устанавливают не более одного баллона емкостью до 80 л.

В комплект баллонной установки входят: один или два баллона, регулятор давления, газовые приборы (обычно плита или плита и водонагреватель) и газопровод. Баллон имеет сварной корпус из спокойной мартеновской стали толщиной 2—4 мм с двумя сферическими днищами, башмак для установки в вертикальное положение, горловину в верхнем днище для установки вентиля и защитный колпак. Нашей промышленностью выпускаются баллоны емкостью от 1 до 120 л. Освоен выпуск унифицированных баллонов емкостью 5, 12, 27, 50 и 80 л (рис. XIV.4). На баллонах емкостью 5, 12 и 27 л вместо колпака имеется защитный воротник, который одновременно является транспортной

Рис. XIV.3. Индивидуальные однобаллонная (а) и двухбалонная (б)

ручкой и обеспечивает условия для автоматизации заполнения и многоярусного хранения баллонов. Баллоны емкостью 50 и 80 л вместо воротника снабжены защитным колпаком и двумя ручками.

На корпусе баллона или на закрепленной металлической пластине должны быть выбиты: марка и клеймо ОТК заводаизготовителя; тип и номер баллона; масса его с точностью до 0,2 кг; даты изготовления, испытания и очередного освидетельствования; рабочее и пробное гидравлическое давление; фактическая емкость баллона с точностью до 0,2 л. Окрашивается баллон в красный цвет и имеет надпись «пропан-бутан».

В горловины баллонов емкостью 5, 12 и 27 л устанавливают самозакрывающиеся клапаны типа КБ-1 (рис. XIV.5, б). Запирающий клапан 7 прижат к гнезду пружиной 8 и давлением газа. Для открытия клапана снимается защитный колпачок б и на его

Рис. XIV.4. Новые типы баллонов для сжиженного газа емкостью 5 (а), 12 и 27 (б), 50 и 80 л (в).

место устанавливается регулятор, шток которого отжимает клапан вниз, фиксируя его открытое положение. На баллонах емкостью 50 и 80 л устанавливают угловые вентили типа ВБ-1 (см. рис. XIV.5, а). При вращении маховика 5 по часовой стрелке шпиндель 4 прижимает клапан 1 к гнезду, а при вращении маховика в противоположную сторону клапан пружиной 2 и давлением газа отжимается вверх, занимая открытое положение. Упругая металлическая мембрана 3 обеспечивает герметичность головки вентиля при открытом клапане.

Читайте также:  Восстановление постелей блока цилиндров

Для снижения давления газа в индивидуальных газобаллонных установках применяют малогабаритные регуляторы давления (редукторы) типов РДГ, РДК, РДСГ («Балтика-1»). Регулятор РДГ (рис. XIV.6) применяется для однобаллонных и двухбаллонных установок с баллонами, оснащенными угловыми вентилями ВБ-1. Регулятор может крепиться непосредственно на штуцере вентиля, а к горелкам прибора газ подается через штуцер по тилапгу. Регулятор РДК (рис. XIV.7) применяется для двухбаллонных шкафных установок. Он крепится к задней стенке шкафа и соединяется с вентилями баллонов при помощи тройника и двух латунных или медных трубок с накидными гайками. Регулятор РДК в отличие от регуляторов РДР имеет

Рис. XIV.5. Вентили баллонные ВБ-1 (а) и самозакры- вающийся КБ-1 (б).

Рис. XIV.6. Регулятор низкого давления типа РДГ-6.

предохранительный клапан для сброса в атмосферу избытка газа при недопустимом превышении выходного давления. Поэтому он обычно применяется для наружных баллонов. Регуляторы типов РДГ и РДК являются регуляторами прямого действия. На их мембрану снизу воздействует выходное давление газа, а сверху — усилие регулируемой пружины. При отклонениях выходного давления от номинальной величины мембрана перемещается вверх или вниз и посредством рычажной системы увеличивает или уменьшает степень открытия клапана.

Рис. XIV.7. Регулятор низкого давления типа РДК.

Регулятор давления «Балтика-1» (рис. XIV.8) предназначен для баллонов, имеющих самозапирающиеся клапаны КБ-1 или КБ-2. В комплекте с указанным клапаном регулятор обеспечивает двухступенчатое редуцирование газа. Первая ступень редуцирования, осуществляемая клапаном 16, обеспечивает снижение начального давления газа до 0,4—1,2 кгс/см 2 , вторая, осуществляемая клапаном 7, обеспечивает выходное давление газа 300 ± 30 мм вод. ст. Корпус регулятора 6 надевается на головку запорно- регулирующего клапана и закрепляется на ней шариковым замком, имеющим три фиксирующих шарика 17.

Герметичность соединения обеспечивается уплотнительным кольцом 5.

В работу регулятор включают поворотом рукоятки (флажка) 11. При этом штоки 10 и 15 опускаются вниз и, воздействуя на верхний конец шпинделя 2, открывают клапан 16. Газ из баллона через отверстие седла клапана 4 поступает под малую мембрану 14. Как только давление под мембраной превысит усилие пружины 13, мембрана вмебте со штоком 15 переместится вверх. В результате регулирующий клапан 16 под воздействием пружины 3 закроется настолько, что количество газа, поступающего из баллона в, камеру, под мембраной 14 будет равно количеству газа, вытекающему из этой камеры через седло клапана 7 в камеру под большой мембраной 12.

Из рабочей камеры второй ступени редуцирования газ через выходной штуцер по шлангу поступает к газовому прибору. С уменьшением или прекращением расхода газа давление его в рабочей камере возрастает. Как только это давление газа, воздействующее на мембрану 12, превысит давление пружины 9, мембрана начнет перемещаться вверх и посредством штока 10 и упругого рычага 8 прижмет клапан 7 к гнезду, уменьшив или прекратив полностью подачу газа в рабочую камеру и на выход из регулятора. При увеличении расхода газа мембранно-клапанная система регулятора обеспечивает соответственное увеличение подачи газа. За счет двухступенчатого редуцирования газа в регуляторе «Балтика-1» значительно снижена степень неравномерности регулирования и исключены явления обмерзания клапанов.

Технические характеристики рассмотренных регуляторов давления приведены в табл. XIV.2.

Рис. XIV.8. Регулятор давления «Балтика-1» в комплекте с самозаппрающимся клапаном КБ.

Газовые приборы для сжиженного газа используют те же, что и для природного сетевого газа, но для сохранения неизменной тепловой нагрузки диаметры сопел их горелок уменьшены (табл. XIV.3), а давление газа перед горелками повышено. Для других газовых приборов, переводимых с природного на сжиженный газ, диаметры сопел горелок можно определить по формуле (Х.56).

Техническая характеристика регуляторов давления

Максимальное давление перед регулятором, кгс/см 2 .

Конечное давление, мм вод. ст. . . Пропускная способность при р ==

Диаметр отверстия седла клапана, мм

  • 0,32
  • (без

Таблица XIV.3 Диаметры сопел горелок, мм

Природный газ, 8500 ккал/м*, Рном“ 130 кгс/м»

Сжиженный газ 22 000 ккал/м*. Ряои“ ?•250 кгс/м*

Газопроводы газобаллонных установок монтируют из стальных бесшовных труб. В однобаллонных установках их прокладывают на высоте 0,7 м от пола (на уровне рампы газовой плиты) с уклоном в сторону баллона, а в двухбаллонных установках наружные газопроводы прокладывают обычно на высоте 2,5 м от поверхности земли и выше. В обоих случаях газопроводы не должны пересекать оконные и дверные проемы.

Для присоединения газовых приборов, размещенных в помещениях, допускается применение резинотканевых рукавов, изготовленных по ГОСТ 18698—73 типа Б на ру = 10 кгс/см 2 или по ГОСТ 9356—60* типа П на ру = 6 кгс/см 2 . Рукав в жилых домах должен выполняться из одного куска длиною не более 10 м, а в производственных помещениях не более чем из трех кусков общей длиною не более 30 м. Рукава прокладываются без пересечения стен, окон и дверей и крепятся к стенам, приборам и стальным газопроводам с помощью стальпых хомутов, обеспечивающих герметичность присоединения. Для удобства присоединения баллонов к закрепленным регуляторам применяются гибкие соединительные участки из указанных выше резинотканевых рукавов или отожжённых медных трубок. При установке регулятора непосредственно на баллоне гибкий участок делается между штуцером регулятора и закрепленным стальным газопроводом.

Помещения, где размещаются баллоны и газовые приборы, должны соответствовать СНиП и «Правилам безопасности в газовом хозяйстве». Не разрешается устанавливать баллоны в помещениях, из которых имеются спуски в подвалы и погребы. Исключение составляют баллоны, оснащенные самоуплотняющимися клапанами КБ-1 или КБ-2 и регуляторами «Балтика-1», которые разрешается устанавливать в одноэтажных здапиях, расположенных над подвалами и погребами, при условии тщательного уплотнения полов этих помещений и крышек люков для спуска в подвал или погреб.

Баллопы в помещении устанавливаются и крепятся скобами к степе в удобном для осмотра месте не ближе 0,5 м от газовой плиты и 1 м от радиатора отопления или печи. Не допускается размещение баллонов против топочных дверок печей, если расстояние между ними менее 2 м. При двухбаллопных установках шкафы с баллонами устанавливают вне помещения на фундаменте высотой не менее 20 см преимущественно с теневой стороны здания на расстоянии не менее 0,5 м от дверей и окоп первого этажа и не менее 3 м от дверей и окон цокольных и подвальных помещений, колодцев, погребов и др. Не допускается размещать индивидуальные газобаллонные установки у выходов из лестничных клеток, у пожарных выходов из помещений, со стороны главных фасадов зданий, в проездах с интенсивным движением транспорта.

Для монтажа газобаллонной установки вместо проекта обычно выполняют ее эскиз с точными привязками в соответствии с вышеизложенными требованиями. При этом следует иметь в виду, что стандартный баллон емкостью 55 л при установке внутри помещения обеспечивает нормальную одновременную работу четырехконфорочной газовой плиты и емкостного водонагревателя и разновременную работу той же плиты и проточного водонагревателя [47]. Тот же баллон, установленный снаружи здания в шкафу, может обеспечить в зимнее время в средней полосе СССР нормальную периодическую работу четырехконфорочной плиты или водонагревателя с тепловой пагрузкой до 10 000— 10 100 ккал/ч. При этом сжиженный газ в баллоне должен соответствовать техническому пропану.

Групповые газобаллонные установки, состоящие из нескольких баллонов (более двух), применяют для газоснабжения многоквартирных жилых домов, а также для коммунальных и промышленных объектов с соответствующими расходами газа до 4—5 и 6—7 м 3 /ч. Групповая газобаллопная установка (рис. XIV.9) состоит из четного числа баллонов емкостью 50 или 80 л, подключенных с помощью медных трубок к общему коллектору (рампе). На отводе от коллектора к потребителям установлены

Рис. XIV.9. Групповая установка 20 баллонов в закрытом помещении.

  • 1 — баллон; 2 — рампа; 3 — вентиль; 4 — соединительная трубка;
  • 3 — отключающее устройство; в — выходной газопровод; 7 — регулятор РД-32М.
  • 8апорная арматура, регулятор давления РД-32М, предохранительно-запорный клапан типа ПКК и кран со гатуцером для замера давления. Установка размещается в металлическом шкафу, монтируемом (для газоснабжения жилых домов) при общем объеме баллонов до 600 л у глухой несгораемой стены здания, а при объеме баллонов свыше 600 до 1000 л на расстояниях 8—15 м от зданий в зависимости от степени их огнестойкости. В последнем случае установку ограждают забором из несгораемых материалов высотой не менее 1.2 м и в пределах ограждения размещают ящик с песком и лопатой.

Для бесперебойности газоснабжения у большого жилого дома допускается размещать до трех газобаллонных установок с расстояниями между ними не менее 15 м. Располагаются установки в местах, имеющих удобный подъезд для автотранспорта. Газопровод от отдельно стоящей установки к дому прокладывается обычно подземным способом на глубине 0,8 м. При надземной прокладке газопровод целесообразно утеплять, особенно в районах с низкой температурой воздуха. Для обеспечения естественной регазификации сжиженных газов в зимних условиях допускается размещать групповые газобаллонные установки в специальном отапливаемом здании или в пристройке к глухой стене здания. Строения и пристройки должны отвечать таким же требованиям, какие предъявляются к помещениям ГРП, но вентиляция (естественная или искусственная) должна обеспечивать не менее пятикратного воздухообмена в час с удалением воздуха из нижней и верхней зон помещения. Температура в помещениях не должна превышать 25° С.

Монтаж групповых газобаллонных установок осуществляют по типовым проектам. Перед привязкой типового проекта определяют расход газа и соответствующее число баллонов в установке. Требуемое количество рабочих баллонов в групповой баллонной установке, предназначенной для газоснабжения жилых зданий,

где п — число газоснабжаемых квартир; q — номинальная тепловая нагрузка газовых приборов одной квартиры, ккал/ч; к0 — коэффициент одновременности, принимаемый по табл. XI.3; QH — низшая теплота сгорания газа, ккал/м 3 ; V — расчетная производительность по газу одного баллона, м 3 /ч.

Расчетную производительность одного баллона емкостью 50— 55 л при периодическом отборе газа в зимнее время в средней полосе СССР можно принимать в пределах 0,2—0,3 м 3 /ч. В утепленных газобаллонных установках производительность баллонов выше. Для бесперебойности газоснабжения обычно предусматривают установку резервных баллонов, количество которых принимают равным количеству рабочих. Требуемое количество рабочих баллонов в групповых баллонных установках коммунальных и промышленных предприятий и на сельскохозяйственных объектах определяется суммой номинальных тепловых нагрузок агрегатов, установленных на предприятии или объекте, с учетом конкретных условий одновременности их работы. Суммарный объем баллонов таких установок, как отмечалось выше, должен быть не более

1000 при размещении у стены здания и не более 1500 л при отдельном размещении.

Пример 29. Определить число баллонов емкостью 50 л в баллонной установке, предназначенной для газоснабжения восьмиквартирного жилого дома. В кухнях всех квартир установлены четырехконфорочпые гааовые плиты. Объемный состав газа: пропан — 75, бутан — 25%.

Решение. Низшая теплота сгорания, по данным табл. 1.2, для пропана 21 800, для бутана — 28 345 ккал/м 3 . Низшая теплота сгорания смеси (без учета фракционности испарения) QH = 0,75 -21 800-)-0,25 28 345 = = 23 780 ккал/м 3 . Принимаем тепловую нагрузку плиты q = 10 000 ккал/ч и производительность одного баллона V = 0,2 м 3 /ч. По табл. XI.4 находим, что коэффициент одновременности = 0,27. По формуле (X1V.3) число рабочих баллонов в установке N = 8 Ю 100-0,27/(23 780 0,2) = 4,6:=^ 5 шт. Общее число баллонов в установке с учетом резервных принимается 10 шт.

Устройство и работа газобаллонных установок для сжатого и сжиженного газа

Газобаллонные установки характеризуются тем, что топливо при любом агрегатном состоянии вытекает из баллонов под значительным давлением. Поэтому в этих системах питания нет насосов, но введен редуктор, который позволяет снижать давление газа до рабочего, равного примерно атмосферному, или несколько превышающего это давление.

При работе на сжатом газе исходное давление в баллонах составляет 20 МПа и более, поэтому эту систему питания оснащают балло­нами высокого давления. По мере расхода газа давление в баллонах снижается.

При работе на сжиженном газе давление в баллоне не превышает 1,6—2,0 МПа. Баллоны этих установок относятся к баллонам низкого давления. Давление в них изменяется только в зависимости от состава газовой смеси и температуры окружающей среды. При любом количестве жидкого газа в баллоне давление в нем всегда будет равно давлению насыщенных паров топлива для условий окружающей среды. Дав­ление насыщенных паров основных компонентов СНГ пропана и бутана при изменении температуры от -40 до +40 °С изменяется от 0,12 до 1,7 и от 0,18 до 0,39 МПа соответственно.

В обоих случаях в системе предусматривается фильтр для улавливания твердых частичек (окалины и др.) и теплообменник, размещаемый отдельно или в общем корпусе с редуктором. Для сжиженного газа теплообменник служит испарителем при выходе из баллона, а для сжато­го — подогревателем. Подогреватель необходим в системе сжатого газа, так как резкое снижение давления (расширение) при наличии влаги в газе может вызвать замерзание ее и нарушить нормальную работу системы вследствие закупоривания магистральных трубок Принципиальная схема газобаллонной установки для работы на сжатом газе показана на рис. 8.1. Установка для грузового автомобиля с пятью баллонами, сгруппированными в две секции / и //, размещаемыми обычно под платформой кузова. Каждая секция снабжена соединительной арматурой 2 с трубками 3 и расходным вентилем 4, что по­зволяет расходовать из них газ порознь и одновременно. Из баллонов 7 по трубкам 3 и через расходные вентили 4 газ поступает в подогреватель 6, в который через дозирующую шайбу 8 из приемной трубы 7 поступают горячие отработавшие газы. Далее через магистральный вентиль 9 и фильтр 10 газ проходит в одноступенчатый редуктор 11, где давление его снижается до 1,2 МПа, и через второй фильтр 12 в двухступенчатый редуктор 13 с понижением давления почти до атмосферного. При работающем двигателе газ засасывается в карбюратор-смеситель, причем на режиме холостого хода по трубке 21 он поступает непосредственно в задроссельное пространство и впускной трубопровод 15, который связан трубкой 14 с разгрузочным (пусковым) устройством редуктора. Система снабжена двумя манометрами: высокого давления 23, включаемого до магистрального вентиля, и низкого 22, фиксирующего давление первой ступени редуктора. По показаниям первого из них судят о количестве газа в баллонах, а по показаниям второго — о работе редуктора. Так как автомобильные газобаллонные установки всегда предусматривают возможность питания двигателя и традиционным топливом, то и в рассматриваемой схеме обеспечено питание как газовым топливом, вводимым форсункой 20 в проставку 17, т. е. в зону между диффузором карбюратора и дроссельной заслонки, так и жидким, вводимым в диффузор распылителем 18. Баллоны наполняются газом через вентиль 5.

Рис. 8.1. Газобаллонная установка для работы на сжатом газе: 1 — баллон; 2 — соединитель­ная арматура; 3 — трубка высокого давления; 4 — расходные вентили; 5 — заправочный вен­тиль; 6 — подогреватель; 7 — приемная труба; 8 — дозирующая шайба; 9 — магистральный вентиль; 10 и 12 — фильтры; 11 — редуктор высокого давления; 13 — редуктор низкого давле­ния; 14 — трубка пускового устройства; 15 — впускной трубопровод; 16 — дроссельная за­слонка; 17 — проставка; 18 — распылитель; 19 — диффузор; 20 — газовая форсунка; 21 — трубка системы холостого хода; 22 w 23 — манометры; /, // — секции

На рис. 8.2 приведена схема газобаллонной установки грузового автомобиля ГАЗ-53-07, работающего на сжиженном газе. Из баллона 7 через расходные вентили 6 (паровой) или 12 (для жидкой фазы), магистральный вентиль 5 и расходные трубки сжиженный газ поступает в испаритель 4, подогреваемый жидкостью из системы охлаждения дви­гателя. Далее газ в паровой фазе проходит через сетчатый фильтр 3 в двухступенчатый редуктор 2, откуда засасывается в газовый смеситель 15. Пуск и прогрев двигателя осуществляется только на паровой фазе, которую отбирают из баллона через вентиль 6.

5 6 7

Рис. 8.2. Газобаллонная установка для работы на сжиженном газе: 1 — бензобак; 2 — редуктор низкого давления; 3 — сетчатый фильтр; 4 — испаритель; 5 — магистральный вентиль; 6 — вентиль паровой фазы; 7 — газовый баллон; 8 — предохранительный клапан; 9 — контроль­ный вентиль; 10 — наполнительный вентиль; 77 — датчик указателя уровня; 12 — вентиль жидкой фазы; 13 и 14 — манометры; 15 — смеситель

Газовый баллон /емкостью 170 л размещается под платформой автомобиля. Заполняют его через вентиль 10 до уровня, фиксируемого с помощью контрольного вентиля 9, а текущий запас топлива оценивают по указателю уровня 11. Баллон оснащен предохранительным клапаном 8, срабатывающим в случае превышения давления сверх допустимого, равного 1,6 МПа. Магистральный вентиль 5 и контрольные манометры 13 и 74 размещают в кабине водителя на контрольном щитке. Запас жидкого топлива рассчитывают на кратковременную работу двигателя и хранят в бензобаке 7, который используют в случае отказа газовой аппаратуры или для поездки до ближайшей заправочной газовой станции. С этой целью двигатель оснащают однокамерным карбюратором. Таким образом, питание газового двигателя бензином может осуществляться с помощью обычного базового карбюратора-смесителя с газовой проставкой или отдельного упрощенного карбюратора.

Система питания двигателя с газораспределительной установкой

В двигателях с газобаллонными установками в качестве топлива применяются горючие газы:
1) сжатые (природные) газы — чаще всего это метан, хранящийся под давлением до 20 МПа;
2) сжиженные (нефтяные) газы — чаще всего бутано-пропановые смеси;
3) сжижающиеся газы при давлении 1,6 МПа.

Газораспределительные смеси имеют более высокие антидетонационные свойства и незначительную токсичность отработанных газов, чем бензиновоздушные двигатели. Кроме того, из-за отсутствия конденсации паров полностью исключается смывание пленки моторного масла со стенок гильз и поршней двигателя, а также уменьшается степень нагарообразования на стенках камер сгорания цилиндров. В результате этого срок эксплуатации автомобильного двигателя возрастет в 1,5-2 раза.

Одновременно с достоинствами газобаллонные установки имеют ряд недостатков:
1) повышение пожаро и взрывоопасности;
2) уменьшение мощности двигателя из-за более низкой скорости сгорания газовоздушной смеси, по сравнению с бензиновыми двигателями;
3) уменьшение грузоподъемности автомобиля, так как газобаллонные установки имеют большой вес.

Системы питания, работающие на газобаллонных установках, конструируются на базе карбюраторных систем. Карбюраторные двигатели, оборудованные специальной газораспределительной установкой, могут работать как на газе, так и на бензине.
Газобаллонная установка на сжатом газе состоит из:
1) баллонов для хранения газа:
2) расходных вентилей;
3) наполнительных вентилей;
4) подогревателя;
5) редуктора высокого давления;
6) электромагнитного клапана с фильтром;
7) редуктора низкого давления;
8) карбюратора-смесителя.

В газобаллонных установках, работающих на сжатом газе, баллоны для хранения сжатого воздуха могут быть объединены в две группы. Газ через расходные вентили может поступать в систему питания как от одной отдельной группы баллонов, так и от обеих групп сразу. Зарядка баллонов газом осуществляется через наполнительный вентиль. Через расходные вентили газ поступает в подогреватель. Подогреватель предохраняет систему от замерзания, возможного вследствие расширения газов в редукторе. Для подогрева используется тепло отработанных газов. Из редуктора высокого давления газ поступает в электромагнитный клапан. Электромагнитный клапан открывается при пуске двигателя, он пропускает газ в редуктор низкого давления.

В редукторе низкого давления понижается давление газа, оно становится немного ниже атмосферного. После этого газ поступает в карбюратор-смеситель, а при режиме холостого хода газ поступает непосредственно в дроссельное пространство. Редуктор низкого давления также дозирует газ для приготовления газовоздушной смеси оптимального состава и отключает газовую магистраль при остановке двигателя.
В двигателях, оснащенных газораспределительной установкой, работа на бензине осуществляется по стандартной схеме питания бензином, которая подключена автономно к карбюратору-смесителю.

Газобаллонная установка, работающая на сжиженном газе, состоит из:
1) баллонов с газовой арматурой;
2) наполнительного, магистрального и расходных вентилей;
3) испарителя;
4) редуктора;
5) смесителя.

Сжиженный газ находится в жидком и парообразном состоянии в баллоне из листовой стали. На баллоне находятся расходные вентили паровой и жидкостной фаз газа. При пуске и прогреве двигателя используется газ от паровой фазы топлива, а после прогрева используется жидкостная фаза. От расходных вентилей, газ поступает к магистральному вентилю. Через магистральный вентиль и штанги высокого давления газ попадает в испаритель. В испарителе происходит испарение сжиженного газа под воздействием тепла охлаждающей жидкости. Далее сжиженный газ в парообразном состоянии поступает через фильтры в газовый редуктор. В редукторе происходит снижение давления газа до уровня в два раз меньше атмосферного. После этого газ через дозирующее устройство по газопроводу поступает к обратному клапану входного патрубка смесителя. Далее газ попадает через форсунки к дроссельным заслонкам газового смесителя. Из смесителя газовоздушная смесь поступает в камеры сгорания цилиндров двигателя и там сгорает.

Двигатели, оснащенные газораспределительной установкой, работающей на сжиженном газе, также могут работать и на бензине. Для этого вместе с газовым смесителем устанавливается карбюратор с сетчатыми пламегасителями. Во время работы двигателя запрещено переходить с одного вида топлива на другой, так как это приводит к повреждению диафрагмы газового редуктора.

Газобаллонная установка для сжиженного газа

Использование газа в качестве автомобильного топлива позволяет удешевить автомобильные перевозки и разгрузить железнодорожный транспорт от перевозок бензина и дизельного топлива в районы, богатые газом, а также уменьшить загрязнение окружающей среды.

В качестве топлива для газобаллонных автомобилей могут применяться сжатые (природные) «сжиженные (нефтяные) газы. Сжатые газы в основном состоят из метана, а сжиженные — из пропана и бутана.

При работе двигателя на газе происходит более совершенное смесеобразование, чем на бензине.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Применение газа уменьшает нага-рообразование, исключает возможность конденсации паров топлива на стенках цилиндров, смывание масляной пленки и разжигание масла, что увеличивает (в 1,5—2 раза) срок службы двигателя и периодичность смены масла.

Полученная однородная горючая смесь, состоящая из газа и воздуха, сгорая в цилиндрах двигателя, позволяет получить минимальное количество продуктов неполного сгорания, вредных для человеческого организма.

К недостаткам применения газового топлива по сравнению с бензином относится снижение скорости горения и меньшее выделение тепла при его сгорании. В результате этого мощность двигателя уменьшается в зависимости от вида применяемого газа на 7—12 % при одной и той же степени сжатия. Повышением степени сжатия этих двигателей можно компенсировать потери мощности.

Для работы на. сжатых и сжиженных газах используют серийные автомобили с карбюраторными двигателями. Некоторые двигатели специально приспосабливают для работы только на газе (двигатели автомобилей ЗИЛ-138, ГАЗ-53-07 и др.).

Основными моделями, работающими на сжиженном газе, являются грузовые автомобили ЗИЛ-138, ГАЗ-53-07, легковые автомобили ГАЗ-24-07 «Волга», автобусы ЛиАЗ-677Г, ЛАЗ-695П, а на сжатом газе — автомобили ЗИЛ-138А, ГАЗ-53-27 и др.

Рабочий цикл двигателя, работающего на газе, такой же, как и у карбюраторного, но устройство и работа приборов системы питания существенно отличается.

Газобаллонная установка на сжиженном газе грузового автомобиля. Базовой моделью грузовых газобаллонных автомобилей семейства ЗИЛ, работающих на сжиженном газе, является ЗИЛ-138, схема системы питания которого показана на рис. 7.1.

Сжиженный газ в жидком и парообразном состояниях находится в баллоне, расположенном с левой стороны по ходу движения автомобиля. На переднем днище баллона установлены расходные вентили паровой и жидкостной фаз газа. При пуске и прогреве двигателя его питание осуществляют газом от паровой фазы, а после прогрева — от жидкостной. От расходных вентилей газ поступает к магистральному вентилю, а от него по шлангу высокого давления в испаритель.

В испарителе сжиженный газ, подогреваемый горячей жидкостью, поступающей по трубке из системы охлаждения, испаряется и в парообразном состоянии по шлангу поступает в фильтр, где улавливаются механические примеси (окалина, ржавчина) и смолистые вещества. Затем газ по шлангу через фильтр редуктора поступает в газовый редуктор, где происходит двухступенчатое снижение давления до уровня, близкого к атмосферному. Далее газ из полости второй ступени редуктора проходит через дозирующе-эко-номайзерное устройство, откуда по трубке направляется к обратному клапану входного патрубка газового смесителя и далее через форсунки к дроссельным заслонкам газового смесителя (на рис. 7.1 не показаны). Из газового смесителя газовоздушная смесь поступает в цилиндры двигателя, где и сгорает.

Работу газовой установки контролируют по манометру, показывающему давление газа в полости первой ступени редуктора, и по указателю уровня сжиженного газа в баллоне, получающего сведения от датчика.

Газовый редуктор установлен непосредственно на двигателе при помощи кронштейнов, газовый фильтр крепится на передней стенке кабины под капотом, а испаритель — на впускном трубопроводе двигателя. Манометр давления газа в полости первой ступени редуктора и указатель уровня газа в баллоне установлены на щитке приборов. В кабину также выведена рукоятка магистрального вентиля. Баллон со сжиженным газом установлен на кронштейнах, привернутых к раме.

На автомобиле данной газовой модификации имеется резервная система питания, обеспечивающая кратковременную работу двигателя на бензине в случае полного расходования газа или появления неисправностей в газовой аппаратуре.

Рис. 7.1. Газобаллонная установка автомобиля ЗИЛ-138:
1 — воздушный фильтр; 2 — трубка подвода воды из системы охлаждения к испарителю; 3, 7 — шланги высокого давления; 4— испаритель газа; 5 — шланг отвода воды от испарителя к компрессору; 6 — трубопровод системы холостого хода; 8—трубка подвода газа к смесителю; 9 — дозирующе-экономайзерное устройство редуктора; 10 — газовый редуктор; 11 — датчик давления газа; 12 — фильтр редуктора; 13 — манометр газового редуктора; 14 — магистральный вентиль; 15 — топливный бак; 16 — фильтр; 17— смеситель газа; 18 — проставка под смеситель; 19 — расходный вентиль паровой фазы; 20 — контрольный вентиль максимального наполнения баллона; 21— датчик указателя уровня сжиженного газа в баллоне; 22 — предохранительный клапан; 23 — наполнительный вентиль; 24 — расходный вентиль жидкостной фазы; 25 — баллон; 26 — карбюратор; 27 — шланг, соединяющий вакуумные пространства экономайзера и разгрузочного устройства редуктора с впускным трубопроводом двигателя

Рис. 7.2. Резервная система питания

Резервная система питания (рис. 7.2) состоит из топливного бака с краном, топливопровода, топливного насоса, фильтра-отстойника и однокамерного карбюратора с сетчатыми пламегасителями, установленными с обеих сторон в патрубках. В конструкцию резервной системы питания входит также специальный узел — простав-ка 3, установленная . между смесителем и впускным трубопроводом и являющаяся переходным элементом для присоединения карбюратора к двигателю. При работе на бензине двигатель газобаллонного автомобиля развивает 30—40 % номинальной мощности.

Системы питания седельного тягача ЗИЛ-138В1 и самосвала ЗИЛ-138Д2 в основном аналогичны системе питания автомобиля ЗИЛ-138. Но на этих автомобилях установлены два газовых баллона, расположенных на лонжеронах рамы с правой и левой сторон автомобиля.

Отличие газобаллонной установки грузовых автомобилей ГАЗ по сравнению с оборудованием, устанавливаемым на автомобилях ЗИЛ, заключается в основном в отсутствии в тазовой системе питания фильтра газа, уменьшении в связи с этим числа шлангов высокого давления, а также некотором изменении расположения газового оборудования в подкапотном пространстве. Кроме того, на автомобилях ГАЗ-52-07, -52-08 и -52-09 устанавливают шестицилиндровый двигатель с карбюратором-смесителем, что дает возможность работать двигателю как на газе, так и на бензине. При этом следует отметить, что на всех грузовых автомобилях ГАЗ (в том числе и на ГАЗ -53-07) вместимость топливного бака для бензина значительно выше, чем у газобаллонных автомобилей ЗИЛ, и составляет 90 л.

Газобаллонная установка на сжиженном газе автобуса. Автобусы ЛиАЗ-677Г и ЛАЗ-695П имеют газобаллонную установку, принципиально не отличающуюся от газобаллонной установки автомобиля ЗИЛ-138.

Особенностью конструкции газобаллонных установок этих автобусов является наличие двух баллонов для сжиженного газа, которые крепятся к основанию кузова вдоль продольной оси с левой стороны по ходу автобуса или на крышке автобуса. Кроме того, на автобусе ЛАЗ-695П вместо магистрального вентиля установлен электромагнитный клапан и в комплект газового оборудования автобусов включены два манометра: манометр на 2,5 МПа, показывающий давление в баллоне, и манометр на 0,4 МПа, показывающий давление сжиженно-ного газа в первой ступени редуктора.

Газобаллонная установка на сжиженном газе легкового автомобиля. В газовом оборудовании автомобиля ГАЗ-24-07 «Волга» (рис. 7.3) конструктивно объединены в узлы двухступенчатый газовый редуктор-испаритель, фильтр сжиженного газа с электромагнитным клапаном, расходный вентиль жидкостной фазы с расходным вентилем паровой фазы и наполнительный вентиль с вентилем максимального заполнения баллона и предохранительным клапаном. На баллоне установлен датчик указателя уровня сжиженного газа.

Рис. 7.3. Газобаллонная установка автомобиля ГАЗ-24-07 «Волга»

Сжиженный газ из баллона, установленного в багажном отсеке автомобиля, через расходные вентили по трубопроводу поступает в газовый фильтр с электомагнитным клапаном. Из фильтра сжиженный газ по трубопроводу поступает в редуктор-испаритель, в котором одновременно происходит испарение сжиженного газа, переход его в газообразное состояние и понижение его давления. Горячая жидкость из системы охлаждения двигателя поступает в испаритель по шлангу, а отводится по шлангу. Из редуктора-испарителя газ по шлангу через регулировочный винт поступает в газосмесительное устройство, имеющее две форсунки, помещенные в диффузорах карбюратора. Газ, смешиваясь с воздухом, образует горючую смесь.

Двигатель, установленный на автомобиле ГАЗ-24-07 «Волга», работает как на пропанбутановой смеси, так и на бензине, который поступает по топливопроводу из топливного бака. Под панелью приборов, слева от рулевой колонки автомобиля, установлены выключатель электромагнитного клапана фильтра, переключатель топлива с бензина на газ и кнопочный выключатель электромагнитного клапана редуктора, используемого при пуске двигателя.

Газобаллонная установка для сжатого газа грузовых автомобилей. Данная установка отличается от описанных выше тем, что природный газ (метан) изменяет рабочее давление в баллонах по мере его расходования от 20 МПа до давления, близкого к ат^ мосферному.

Схемы газобаллонных установок для сжатого газа имеют ряд отличий от схем газобаллонных установок для сжиженного газа. В основном они сводятся к числу баллонов, их размещению на автомобиле и устройством приборов, применяемых в системах питания.

Так на автомобиле ЗИЛ-1Э8А установлено восемь баллонов, а на автомобиле ГАЗ-53-27 — семь, что вызывает соответствующее снижение грузоподъемности на 700—800 кг.

Выпускаемые газобаллонные автомобили, работающие на сжатом газе, выполнены по универсальной схеме (рис. 7.4), т. е. могут работать эффективно как на сжатом газе, так и на бензине.

Рис. 7.4. Газобаллонная установка ГАЗ-53-27:
1 — топливный насос; 2— электромагнитный клапан; 3— карбюратор-смеситель; 4— впускной трубопровод; 5— шланг подачи газа в карбюратор-смеситель; 6— топливный отстойник; 7— трубка от баллона к подогревателю; 8— расходный вентиль; 9— наполнительный вентиль; 10— манометр высокого давления; 11 — соединительная трубка баллонов; 12— соединительная трубка секции; 13— задняя секция баллонов; 14—передняя секция баллонов; 15—подогреватель газа; 16—труба подогревателя; 17—редуктор высокого давления; 18— приемная труба глушителя; 19—топливный бак; 20—трубка от редуктора высокого давления к фильтру газа; 21 — фильтр газа с электромагнитным клапаном; 22 — трубка от фильтра к редуктору низкого давления; 23 — манометр низкого давления; 24 — редуктор низкого давления; 25 — двигатель

Газ из секций баллонов под давлением 20 МПа через расходный вентиль и подогреватель газа поступает в редуктор высокого давления, где давление снижается до 1,2 МПа. Затем через фильтр поступает в редуктор низкого давления, а оттуда — в карбюратор-смеситель и дальше в цилиндры двигателя.

Для контроля за работой газовой системы питания в схеме установки предусмотрены манометры: манометр высокого давления, показывающий давление газа в баллонах, и манометр 23 низкого давления, показывающий давление в редукторе. По манометру можно контролировать запас хода автомобиля. Снижение давления ниже 1,2 МПа в баллонах свидетельствует, что запас газа остается на пробег до 10 км. Показания манометра 23 дают информацию о необходимости регулировки редуктора, если он неисправен.

Система питания двигателя бензином по устройству аналогична системе питания газового автомобиля. Для исключения подачи бензина при работе двигателя на газе на рамке радиатора установлен электромагнитный клапан 2, включение которого происходит из кабины водителя.

Газовые баллоны, арматура которых расположена с правой стороны по ходу движения автомобиля, крепятся на раме стремянки.

Подогреватель и редуктор высокого давления размещены на левом лонжероне рамы и крепятся к нему кронштейнами.

Фильтр газа с электромагнитным клапаном и газовый редуктор низкого давления установлены под капотом двигателя и крепятся кронштейнами.

В отличие от газобаллонных автомобилей ЗИЛ на автомобилях семейства ГАЗ не устанавливают приборы для облегчения пуска двигателя при низких температурах воздуха.

Расположение газовой аппаратуры на шасси автомобиля ЗИЛ-138А показано на рис. 7.5. Баллоны, установленные на продольных балках под грузовой платформой, последовательно соединены между собой трубопроводами и разделены на две группы, по четыре баллона в каждой.

Каждая группа баллонов имеет вентиль и соединена трубопроводами с распределительной крестовиной, которая крепится на заднем кронштейне топливного бака. На крестовине имеются наполнительный и магистральный вентили.

От крестовины газ по трубопроводу поступает в подогреватель сжатого газа, который смонтирован вблизи выпускного газопровода двигателя и подогревается отработавшими газами, и далее в редуктор высокого давления, который установлен на левом лонжероне рамы. В редукторе происходит понижение давления газа с 20 до 0,95—1,1 МПа.

Рис. 7.5. Расположение газовой аппаратуры на шасси автомобиля ЗИЛ-138А

Далее газ подается к фильтру, находящемуся в одном корпусе с электромагнитным вентилем, расположенным на передней стенке кабины. При включении вентиля газ поступает в двухступенчатый редуктор низкого давления, который расположен под капотом на двигателе. Из редуктора газ через дозирующее экономай-зерное устройство в необходимом количестве поступает в карбюратор-смеситель. На входе в смеситель размещен обратный тарельчатый клапан, повышающий стабильность работы двигателя на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя и на переходных режимах. Карбюратор-смеситель трубопроводом соединен с пусковой системой двигателя.

Воздух, поступающий в карбюратор-смеситель, очищается в воздушном фильтре. Работа газобаллонной установки контролируется манометром низкого давления и контрольной лампой, установленными на вертикальной стенке приборной панели. При снижении давления ниже 0,95 МПа в кабине водителя загорается контрольная лампа, свидетельствующая о том, что газа в баллонах осталось на пробег 10—12 км.

Давление газа в баллонах,которое должно быть в пределах 20 МПа при полной его заправке, контролируется манометром, установленным на первом баллоне.

Читайте также:  Движитель транспортного средства
Ссылка на основную публикацию