Хомут или шлея

Хомут для лошади

Уход за лошадью – это не только правильный рацион кормления и комфортные условия содержания, но и грамотно подобранная сбруя. Важной частью таких аксессуаров является хомут. Его используют для соединения сельхозтехники или повозки с конем. Для изготовления хомута применяют изогнутые бруски и кожу. Форма конструкции дает возможность надежно зафиксировать сбрую с учетом анатомических особенностей лошади. Это обеспечивает оптимальную передачу силы на тягловое усилие.

Хомут для лошади

Изобретение хомута стало своего рода революцией для гужевого транспорта. Простая и практичная конструкция позволила существенно повысить эффективность грузоперевозок. Теперь лошадей можно было использовать не только для перевозки людей, но и серьезных грузов.

Изобретение хомута позволило использовать лошадей для перевозки грузов

История конской сбруи

Лошадь приручили очень давно: более семи тысяч лет тому назад. Долгое время она использовалась только для верховой езды, пока во втором тысячелетии до нашей эры не придумали первый хомут в виде кожаного ошейника, туго обхватывающего конскую шею. Подтверждением подобных приспособлений служат находки:

  • у халдейских племен, обитавших в Месопотамии;
  • на острове Крит, где остались следы минойской цивилизации;
  • в ассирийском царстве, где сегодня расположен современный Ирак;
  • в древнем Китае.

Примерное строение первого хомута из кожи для лошади

Первые хомуты изготавливали из куска кожи, туго охватывающей конскую шею. Встречался и вариант с двойными лентами: другая часть охватывала грудь и ноги, но главную нагрузку получала все-таки шея коня. Чем больше усилий прикладывало животное, чтобы тянуть плуг или телегу, тем сильнее хомут давил шею. Особенности строения лошадиного тела вызывали удушье, поэтому долгое время к самой тяжелой работе привлекали волов.

Хомут с двойными лентами, охватывающими грудь и ноги лошади

Усовершенствовать приспособление смогли только в третьем веке, когда в Азии появился нагрудный ремень. Первыми его применили китайцы. Возможности крепления позволяли задействовать костный аппарат в области грудины, а не шейные мышцы, как раньше. Такое решение позволяло полностью использовать потенциал животного. В европейских странах аналогичные приспособления стали использовать не раньше шестого века.

В Европе еще не были знакомы с нагрудным ремнем, а в Китае уже изобрели хомут. Найденные рисунки ученые относят ко второму тысячелетию нашей эры. Древний хомут изображен в виде дуги на подкладке. В европейских странах его используют с десятого века. Когда скандинавские племена уже запрягали коней, на юге все еще использовали волов.

Хомут в виде дуги с подкладом

В средневековье такое изобретение ускорило прогрессивные перемены в Европе, так как теперь ресурсы коня можно было использовать рациональнее. Если измерить эффективность коня в тоннах, которые он способен перевести за час на определенное расстояние, то лошади с хомутом перевозили на 50% больше. Прежде всего, из-за большей скорости (по сравнению с волом).

Из-за преимущества в скорости использование лошадей с хомутами было рациональней, чем использование волов

В 1910 году де Нёттес провел во Франции эксперимент, доказывающий эффективность хомута. Пара лошадок с ошейниками сдвигала груз в пределах полутонны, а те же кони с хомутом – в три раза больше! Опыт доказывает, что хомут – важная деталь упряжки, помогающая равномерно распределить нагрузку на корпус. Более того, хомут позволяет задействовать заднюю часть туловища и все ноги, чтобы толкать груз. Он смягчает давление, характерное для другого типа упряжи, сжимающего трахею.

Использование хомутов значительно увеличивало грузоподъемность лошадей

Конная упряжь

В комплект входят хомут, сбруя, седло. Все аксессуары подбирают строго персонально, с учетом особенностей телосложения животного. На сбруе никогда не экономили, изготавливали ее на заказ, подгоняя потом на своем питомце. Сегодня коневоды приобретают упряжь, как правило, на рынке или в специальных интернет-магазинах.

Полный комплект включает уздечку, дугу, подбрюшник, хомут, вожжи, шлею. Как бюджетный вариант можно приобрести и готовую упряжку, но это не означает, что все ее компоненты обязательно подойдут коню по размеру. Поэтому специалисты рекомендуют покупать все аксессуары отдельно.

    Хомут. Важная деталь упряжки – это хомут, передающий силу тяги на телегу или орудие труда. Надевают его так, чтобы он не болтался и не передавливал горло. Любой дискомфорт приводит к ухудшению работоспособности и здоровья коня.

Чересседельник и подбрюшник

Строение хомута

В стандартный вариант входят:

Оглоблям в упряжке нужны еще гужи, телеге с постромками – гужевые мочки. Размер хомута зависит от клещей, в точности повторяющих форму шеи коня. Эти параметры надо контролировать постоянно: если лошадь истощена или наоборот, набирает вес, сбрую надо менять.

Длину хомута определяют как расстояние между самой верхней и крайней нижней точками. Короткая модель может давить на шею и препятствовать нормальному дыханию, длинная – болтается слишком низко и затрудняет передвижение.

Материалом для клещей может служить клен или береза. Волокна должны располагаться по их длине . Сегодня в продаже бывают фанерные клещи. Такой бюджетный вариант не любит сырость, поэтому его надо защищать от влаги.

Внизу клещей соединение разбирается, это позволяет без проблем надеть хомут и подкорректировать на шее размер. Дерево, из которого сделан хомут, врезается в кожу, давит на мышцы, поэтому для них используют хомутину в виде кожаного чехла, набитого соломой или войлоком.

В кожаный чехол толщиною 1-2 мм наполнитель набивают плотно. Хомутину и клещи соединяют гвоздями так, чтобы подкладка выступала на 5 см. Гужи прикрепляют с внешней стороны между нижней границей клещей и 1/3 их длины. В этих ремнях из свиной или телячьей кожи шириной 9-12 см потом закрепляют оглобли. Из современных материалов используют резину, искусственные аналоги. Кроме крепежных функций, гужи еще играют роль амортизатора.

На фото клещи оббиты хомутиной из войлока

Седелка – это дополняющий элемент, передающий нагрузку сдавливающего хомута с шеи на спину. Для стандартного корпуса обычно используется горбатая седелка. При особых конфигурациях тела подходят стоячие и плоские разновидности.

Видео — Как запрячь лошадь

Раздвижная модель

Чтобы обеспечить оптимальную работоспособность, хомут надо подбирать точно по габаритам коня, чтобы давление на корпус распределялось равномерно. Нормальный хомут должен опираться на участок между шеей и холкой, боковые ответвления должны охватывать шейную мускулатуру и лопатки, а низ – основание шеи. Добиться идеальной посадки хомута можно только при правильном выборе модели, но есть и универсальный вариант – раздвижная разновидность.

Подбираться хомут должен на каждого коня отдельно, в зависимости от габаритов

Используют несколько типов таких моделей, но принципиальное устройство у них одинаково. В отличие от стандартных аналогов, клещи у таких хомутов сверху не соединяются, конструкция состоит из двух половинок. Хомутину закрепляют ремнями. Верхняя их часть связана ремнями: по мере их натяжения регулируют размер. Гужи также регулируются, чтобы приспособить упряжь для нужд разной сельхозтехники. Кольца передвигаются в любом направлении, расширяются и фиксируются колышком. При небольшом усовершенствовании применяют и хомут с оглоблями или с постромочной упряжью.

Виды сбруи

От вида сбруи зависит ее комплектация, важно, чтобы она была качественной и соответствовала индивидуальным особенностям животного. Независимо от типа аксессуаров, комплект должен быть не тяжелым и ремонтопригодным. В зависимости от назначения упряжки бывают сельскохозяйственными, транспортными и выездными. Для сельхоз работ используют как одноконные, так и парные сбруи. Транспортные виды предназначены для перевозки грузов и пассажиров. Выездные упряжки – парадные, число лошадей в них может быть разным.

Одноконный тип

Различают дуговую и бездуговую одноконную упряжь. Комплект рассчитан на одну лошадь. Первый вариант предполагает в комплекте дугу, хомут, супонь, гужи, сиделку с чересседельником, оглобли, уздечки с вожжами и шлеи. В последнем случае основную нагрузку от повозки на себя принимает шлея. Ее дополняют ременными гортами, оглоблями, хомутом с гужевыми мочками и уздечками с вожжами. Другое название такого типа упряжи – оглобельно-постромочное. Здесь часто применяются короткие оглобли, которые закрепляют не на хомуте, а на седелке.

Постромочно-дышловой вид

Такая упряжь предназначена и для одноконной, и для пароконной упряжек. Ее цель – контроль движения повозки, особенно поворотов. Основной компонент комплекта – дышло. Часто при работе с двухколесным сельскохозяйственным транспортом кони получают ссадины из-за давления на хомут дышла. Если надеть на коня седелку и затянуть постромки чересседельником, работоспособность лошади заметно усилится.

Постромочная разновидность

Конструкция совсем простая, но не всегда удобная, так как при быстрой езде повозку можно не удержать. Тягу в такой упряжке обеспечивают хомут и постромок. Дополняют комплект тормозами, чтобы не травмировать лошадь.

Тачаночный тип

Этот вариант был распространен до начала двадцатого века. Четверку коней и тачанку сейчас можно встретить разве что на съемках исторических фильмов. В комплект упряжи входят постромки и дышло. Пару лошадей запрягают в дышло в центре, а боковых – за постромки, которые закрепляют к вагам.

Комбинированная упряжь

Этот вид относят к типично европейским, запрягают 6-8 лошадей. Упряжка состоит из дышла с постромками и оглоблей. Важно, чтобы скакуны соответствовали друг другу по росту и силе. Коренников подбирают высоких и крепких, чтобы могли сдерживать экипаж. Вместе с ними постромками запрягают пристяжных лошадей, которые контролируют повороты повозки. Впереди коренника запрягают выносных коней. Они также определяют направление передвижения, поэтому их запрягают постромками.

ЦУГ – изобретение с немецкими корнями. Используют такую упряжь для шестерки с двойным выносом. Сегодня такой вариант – редкость, лошади в нем стоят парами или идут гуськом. В ЦУГ для каждой пары используют дышло, к которому припрягают одну или несколько пар коренников. Остальные лошади в упряжи – выносные.

Видео — Европейская упряжь

Рекомендации по выбору хомута для лошади

Шея каждого животного имеет свою характерную форму. Если надеть на лошадь плохо подогнанный хомут, она набьет плечи и холку и в конечном счете потеряет здоровье и работоспособность. Обыкновенный хомут состоит из двух половинок клещей, затягивающихся супонью при запряжке. Внутренняя его сторона продублирована подкладкой. При дышловой запряжке к ушкам хомута пристегиваются постромки, при дуговом варианте – к хомуту гужами фиксируются оглобли.

Шея каждой лошади имеет свою характерную форму, это нужно учесть при выборе хомута

Приобретая хомут, обращайте внимание, чтобы он не лежал на плечах, а плотно облегал шею коня. Длинный и широкий хомут заходит за ости лопаток и сбивает холку. Это препятствует свободному выбросу передних ног. Короткий хомут затрудняет дыхание, приводит к асфиксии, узкий – ухудшает кровообращение.

Хомут должен плотно прилегать к шее лошади

Степень облегания контролируют:

  • по бокам: на мускулатуре передней оси лопатки;
  • вверху: на гребне шеи, на чале холки;
  • в нижней части: у основания шеи;
  • в нижней части лопатки: на плечелопаточных сочленениях.

Существует 12 размеров хомутов (от №0 до №11). Чтобы найти свой вариант, надо правильно измерить параметры туловища:

    ширину шеи измеряют у основания специальным приспособлением: циркулем Вилькенса. Но при желании подобное устройство можно соорудить и самостоятельно. Для этого надо скрепить 3 планки в виде буквы «П», на перекладине надо нанести измерительную шкалу. Одна ножка должна передвигаться;

При выборе хомута обращайте внимание, чтобы нижний край хомутины был на 2 см выше клещей, иначе на шее могут быть повреждения. Хомут, предназначенный для быстрой езды с незначительной тягой, выбирайте более легкий (до 3-4 кг), для работы, где нагрузка будет значительной, – до 8-10 кг. Хомут, который используют для эксплуатации вместе с сельхозмашинами и орудиями, более легкий и небольших размеров. Вместо гужей у него постромки, прикрепляемые веревочными или кожаными мочками.

Хомут нужно выбирать, исходя из целей использования лошади

Чтобы определиться с номером хомута для своей лошади, сравните данные измерений с результатами в таблице.

Размер, №1234567891011
Длина, см440460485510535555585610640670710740
Ширина, см210230240250260270280310340360380400

В процессе эксплуатации хомуты приобретают особенности индивидуального строения шеи каждой лошади.

Видео — Русская упряжь

В продаже бывают и роскошные хомуты, с натуральной кожей, украшенные бахромой и росписью, даже парадные выездные хомуты для пони. Стоимость таких шедевров может доходить до 8 -10 тысяч рублей. Словом, купить хомут для лошади можно с любым бюджетом, главное, чтобы он был удобен и эргономичен для коня.

Расписной хомут с дугой

Сейчас средняя цена нового, только что произведенного хомута для лошади составляет около 100 долларов. Стоимость его в основном зависит от материала, из которого изготовлен гуж: петля в хомуте, которая с помощью дуги прикрепляет оглобли к упряжи. Экземпляры с гужем из сыромятной кожи стоят дороже: около 3400 рублей, с капроновыми гужами — около 2600. Ассортимент хомутов в интернет-магазинах включает несколько десятков наименований продукции.

Изобретенный более 7 тысяч лет тому назад, хомут не потерял своей актуальности и в двадцать первом веке: его легко можно найти на виртуальных прилавках интернет-магазинов, увидеть на фермерском подворье или в парке, в праздничных санях.

Древнее изобретение используется и в наше время, например в праздничных санях

Запряжка

ЗАПРЯЖКА, специальное приспособление, служащее для передачи силы от упряжного животного к повозке или машине; запряжка должна облегчать правильное движение повозки или машины и быть удобной для упряжного животного; запряжка составляется из эластичных частей (ремни) и из пружинящих (изогнутые оглобли, дуга и т. д.). Для непосредственной передачи силы упряжного животного через плечевое соединение служит обыкновенно хомут или шлея ; далее сила передается через оглобли или постромки , вальки и дышла .

Хомуты делаются обыкновенно раздвижные, для удобства надевания на лошадь: они надеваются через голову, реже – сбоку лошади (система Форбриха, фиг. 1). Обе половины хомута, так называемые клещи , стягиваются внизу веревкой или ремешком ( супонь ). Клещи хомута делают из дерева, подбивают войлоком или шерстью и обшивают мягкой кожей; вес хомута для рабочих лошадей – 6—9 кг.

От хомута к валькам идут ременные, веревочные или цеповые постромки . Лучшими считаются цеповые; отвисая и раскачиваясь во время работы, такие постромки играют роль пружин.

Длина постромок д. б. определенная, т. к. от нее зависит глубина хода орудия, увеличивающаяся при длинных постромках и уменьшающаяся при коротких. Постромки к хомуту прикрепляются на 5—10 см выше гужей , идущих к вальку дышла. Для уменьшения давления на хомут постромки часто подтягивают веревкой или ремнем ( чересседельник ), перекинутым через спину лошади и опирающимся на седёлку .

Хомут-шлейка состоит из грудного ремня f (фиг. 2), до 14 см шириной, с несколько более широкой войлочной подкладкой; ремень f поддерживается спереди шейным ремнем а; в упряжи рабочих лошадей от седёлки с идет другой ремень b, поддерживающий шлейку; третий ремень d, идущий от седёлки, заканчивается снизу подпругой е. При дышловой запряжке к шейному ремню а часто присоединяют цепи.

Для прикрепления вожжей служит узда (фиг. 3), которая у рабочих лошадей состоит из ремней: затылочного а, лобного b, подглоточного с, щечного d, носового, или храпового, е и нижнечелюстного f; к ремням d и f присоединяются помощью колец удила; к этим же кольцам прикрепляются вожжи g. В недоуздках нижнечелюстной ремень соединяется с подглоточным при помощи особого ремня-подбородочника.

Вальки и ваги . а) При одноконной запряжке применяется обыкновенно простой деревянный валек длиной 0,7—0,9 м. На концах валька (фиг. 4) делаются зарубки для прикрепления постромок.

Средняя часть обыкновенно оковывается, и в этой оковке проделывается ушко для продевания упряжного крюка. Длина валька не влияет на правильность хода плугов и других орудий и выбирается в зависимости от ширины лошади, с тем расчетом, чтобы идущие от валька постромки не терли боков лошади. В то время как у нас железные вальки не получили распространения вследствие большой тяжести и дороговизны, в Америке они весьма распространены. Более усовершенствованные вальки снабжены приспособлениями, удерживающими постромки от соскакивания и поддерживающими валек при заездах лошади на весу (система Даудена), но они вследствие сложности у нас не применяются.

б) При пароконной запряжке вальки присоединяются к общей ваге (фиг. 5). Длина ваги не играет роли при запряжке сельскохозяйственных машин, но оказывает существенное влияние на правильность хода бороздовых орудий (например, плуга, почвоуглубителя). При запряжке обыкновенно на это обращают мало внимания, но рабочая длина ваги, т. е. относительное расположение вальков, д. б. строго согласовано с шириной борозды; иначе, если вага будет длиннее указанного размера, то лошадь, идущая по борозде, будет отодвигать вагу влево, по направлению непаханого поля, что вызовет увеличение ширины борозды и неправильный ход плуга.

в) При трёхконной запряжке вага д. б. еще более массивной, чем при пароконной; расположение места прикрепления упряжного крюка д. б. таково, чтобы расстояния от концов ваги относились друг к другу, как 1:2. К более короткому концу присоединяется пароконная вага с двумя вальками (фиг. 6), а к более длинному концу – один валек.

На фиг. 7 представлена трехконная вага системы Рансома: упряжной крюк с передвигается по гребенке ваги b в зависимости от силы тяги лошадей; ширина пароконной ваги (в местах, обозначенных буквой а) может быть изменена в зависимости от ширины борозды.

Вследствие неравенства в силе лошадей, особенно при многоконной запряжке, трудно установить правильную длину вальков и ваг; кроме того, лошади работают не с одинаковым напряжением; вследствие этого вага в работе перекашивается, что вызывает неправильный ход орудия.

Поэтому возникли конструкции т. н. уравнительных запряжек , в которых в том случае, когда одна из лошадей начинает тянуть слабее, она оттягивается силами других лошадей назад, что заставляет ее опять напрягать силы. Из уравнительных трехконных запряжек получил распространение трехконный составной валек системы Мак-Гоя (фиг. 8а и 86). Разъединяя эту вагу, можно получить одноконный валек и отдельно пароконную вагу.

г) При четырехконной запряжке , в зависимости от рода сельскохозяйственных машин, лошадей запрягают или в один ряд или попарно цугом. 3апряжка первого рода (фиг. 9) применяется для тяжелых дисковых культиваторов и для сложных уборочных машин.

К основной ваге АА присоединены две парные ваги ВВ, а к последним одноконные вальки СС. 3апряжка цугом применяется при работе плугами и жатвенными машинами, так как в один ряд, по условиям работы, расположить лошадей нельзя. Наиболее распространена запряжка, при которой передняя и задняя пары лошадей связываются цепью или канатом с крюком регулятора. Недостатком такой запряжки является то, что одна пара лошадей может работать за счет другой, если они недостаточно дружны в работе. Во избежание этого рекомендуют различные системы уравнительных запряжек, одна из которых состоит в присоединении блока (фиг. 10).

Уравнительная цепь АВ охватывает блок С диаметром 15 см, прицепленный к регулятору. При таком способе запряжки каждая пара находится в зависимости одна от другой: если передняя пара В замедляет свой ход, то в то же время цепь А задней пары лошадей подается вперед, отчего цепь В натягивается, и передняя пара невольно должна тянуть; вследствие этого сила двух пар лошадей действует на орудие или машину одинаковым образом.

д) При шести- и восьмиконной запряжке каждая лошадь теряет от каждой припряженной к ней лошади 6% своей силы, а потому эти запряжки, в которых потеря составляет 30— 40%, невыгодны и применяются весьма редко. В случае шестиконной запряжки можно рекомендовать применение штильваги Мак-Гоя, причем отношение длин плеч штильваги д. б. равным 2:1; к длинному плечу присоединяется при помощи цепи передняя пара, а к заднему, при помощи вышеописанного уравнительного блока, – две задние пары лошадей.

Модераторы . Так как упряжные животные, особенно лошади, работают отдельными импульсами, а сопротивления почвы при пахоте и растений при уборке урожая неодинаковы, то лошади во время работы испытывают ряд толчков, понижающих их работоспособность. Поэтому за границей распространено включение в запряжки особых пружинных модераторов, которые во время толчка принимают на себя действующую силу, которую отдают в следующий момент, вследствие чего резкие толчки сил сопротивления передаются упряжным животным не полностью. 3апряжки с включением пружин в постромки или в валек применяются в Швеции (система Сидена) и в США (система Вильсона). 3авод Рудольфа Сакка выпускает к тяжелым плугам и сеялкам особые предохранители, снабженные буферной пружиной на силу от 600 до 1200 кг (фиг. 11).

Оглобли . Оглобельная запряжка применяется в сельскохозяйственных машинах крайне редко, т. к. она стесняет управление машиной и орудием и вызывает неприятные и вредные для упряжных животных толчки, вследствие более жесткого присоединения машины к животным. Непосредственно оглобельную запряжку применяют только при работе сохой и косулей; в других случаях (конные грабли, сеялки, косилки) в запряжку включается также валек, с таким расчетом, чтобы сила передавалась к машине непосредственно через него, а оглобли служили только для поворотов (фиг. 12).

Дышло применяется при работе машины заездами и для перевозки машины в поле. К дышлу присоединяется вага с вальками, которые обыкновенно расположены снизу, чтобы ослабить давление, передаваемое через хомуты на холку лошадей. Спереди к концу дышла присоединяется грудной валек, прикрепляемый к хомутам. В тяжелых машинах и орудиях необходимо применение двухколесного передка или одноколесного дышлодержателя (фиг. 13), который воспринимал бы передаваемые от них толчки; дышло в этом случае состоит из двух частей: задней, более короткой, которая присоединена к машине и передку жестко, и передней, которая присоединена шарнирно в вертикальном направлении.

3апряжка в конные приводы . При работе на конных приводах, особенно при соединении с молотилкой, получаются постоянные толчки, вызывающие неравномерный ход лошадей. Поэтому полезно присоединять различные пружинящие приспособления, например, системы Гепфнера (фиг. 14).

К водилу присоединяется при помощи хомутов bb дубовый или березовый брусок а от 10 до 12 см толщиной. Посредине этот брусок отделен от водила вставкой с; к концу бруска шарнирно присоединен крюк d, пропущенный через водило. Во время работы брусок пружинит и удары смягчаются, что действует благоприятно на упряжных животных и сохраняет зубчатую передачу от поломки. При многоконных приводах следует применять уравнительную запряжку. К водилам присоединены угольники, к одному концу которых прикрепляются вальки запряжки, а к другому – тяги, идущие к шарнирному четырехугольнику, расположенному над серединой привода.

Если одна из лошадей тянет сильнее, чем другие, то четырехугольник вытягивается в ромб (на фиг. 15 показано пунктиром) в сторону сильнее тянущей лошади; тогда отставшие лошади оттягиваются назад и невольно начинают тянуть дружнее.

3апряжка волов . Наиболее распространенной запряжкой для волов является запряжка в ярме, применение же хомута, распространенное в Америке, встречается в Европе реже. Вследствие запряжки волов парами обыкновенно и ярмо делается парное, так называемое венгерское ярмо (фиг. 16).

Верхняя перекладина делается изогнутой по форме холки; нижняя перекладина – подгорлица – также должна быть изогнута; стойки в виде дуг делаются с несколькими отверстиями для перестановки, чтобы подогнать ярмо к размеру животного; дышло присоединяется к верхней перекладине ярма посредством железного стержня. Для одиночной запряжки волов чаще применяется налобное ярмо (фиг. 17); давя на лоб, это ярмо приносит вред животному и понижает его работоспособность.

При запряжке в несколько пар волов, с целью равномерного распределения сопротивления машины, применяют особые системы запряжки. Наиболее проста запряжка системы Гроссул-Толстого, состоящая из нескольких уравнительных железных звеньев ( штильваг ), соединенных цепями. На фиг. 18 представлена четырехпарная запряжка, состоящая из трех штильваг – а, b и с и четырех цепей – d, е, о и р.

3апряжка верблюдов часто производится в ярмо, представляющее собою деревянный поперечный брус, естественно дугообразно изогнутый на обоих концах, которыми он кладется на переднюю часть горба; под конец бруса кладется мягкая подкладка, концы охватываются мягкими хомутами; к середине бруса присоединяется дышло орудия.

Запряжка верблюдов в косилку показана на фиг. 19, из которой видно, что на горбы надеваются лямки, а от них идут постромки к валькам.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 8 – 1929 г.

Хомут или шлея

Ни для кого не секрет, что без хорошей упряжи нельзя эффективно использовать лошадь.

В зависимости от условий работы — на перевозке ли грузов, в поле, под верхом или вьюком — нужна специальная упряжь.

Напомним о составе упряжи и назначении ее элементов для одно- и пароконной запряжек. Сюда входят: недоуздок, узда, хомут или шорка, шлея, седелка, чересседельник, подпруга, дуга, вожжи, постромки, нагрудник, нашильник.

1 -Удила; 2 -Узда; 3 -Дуга; 4 -Повод с темляком; 5 -Зга; 6 -Седелка; 7 -Чересседельник; 8 -Шлея : а) продольный ремень, б) поперечные ремни, в) откосный ремень, г) ободовый ремень, д) мочка; 9-Оглобля: а) гребенка, б) тяж;10 -Подбрюшник; 11 -Подпруга; 12 -Гуж; 13 -Хомут; 14 -Супонь; 15 -Вожжи

Узда необходима для управления лошадью. Состоит из суголовного, щечного, налобного, подбородного, намордного ремней, удил, поводьев и темляка.

Хомут, основная часть упряжи, служит для передачи тягового усилия лошади на повозку или орудие (плуг и т. л.). Состоит из пары клещей, хомутины, пары подушек, покрышки, двух гужей, супони, горта и подкладки.

Шорку применяют вместо хомута. Она изготовляется только из кожи и состоит из нагрудного двойного широкого ремня и соединяемого с ним при помощи колец (к которым крепят постромки) настрочного и двух поддерживающих ремней.

Седелку (существует два вида — прямая и горбатая) применяют для поддержания в определенном положении хомута, дуги и оглобель с помощью чересседельника и подбрюшника.
Чересседельник поддерживает массу хомута, дуги и оглобель на спине лошади, а подбрюшник не допускает резкого колебания оглобель, хомута и других частей упряжи вверх и вниз. Подпруга, изготавливаемая из хлопчатобумажной тесьмы, должна удерживать на спине седелку.

Дуга скрепляет хомут с оглоблями и служит амортизатором толчков повозки.

Вожжи нужны для управления лошадью. На концах они снабжены пряжками с гортвми или специальными крючками — карабинами — для пристегивания к кольцам удил.

Шлея удерживает хомут от сползания вперед, что бывает необходимо при торможении повозки.
Шлея состоит из ободового ремня с пряжками на его концах для пристегивания к хомуту, продольного ремня, тоже с пряжкой, двух откосных ремней, идущих от последнего и двух или трех поперечных ремней, соединяющих ободовыи и продольный ремни. Шлеи бывают трех размеров.

Постромки обеспечивают передачу тяговых усилий от хомута к валькам упряжного устройства повозки.
Нагрудник в пароконной дышловой упряжи соединяет хомут с дышлом. Нашильник в такой же упряжи соединяет конец дышла с нагрудником, служит для торможения повозки.

Работоспособность, здоровье лошади во многом зависят от размеров применяемой сбруи, видов и качества ее отдельных элементов. Поэтому владелец лошади должен быть внимательным при выборе сбруи для покупки, уметь ее подгонять к своей лошади и своевременно ремонтировать, чтобы избегать всевозможных наминов, нагнетов, потертостей шеи, спины, холки.

Размеры узды определяются длиной щечного ремня. Длина щечного ремня узды № 1 — 415 мм, № 2 — 435, № 3 — 455 и № 4 — 475 мм. Щечный ремень нормальной длины должен удерживать грызло удил на беззубом крае нижней челюсти, не растягивать углы рта, не вызывать их потертостей грызлами удил, что для лошади очень болезненно. При длинном щечном ремне лошадь стремится выбросить удила изо рта. Длину узды можно несколько изменить за счет сокращения или удлинения суголовного ремня. Для этого на нем имеются пряжка и отверстия.

Удила подбирают в зависимости от темперамента лошади. Энергичной, легко возбудимой лошади нужны более «мягкие», то есть толстые, удила и, наоборот, для флегматичных, маловозбудимых,— жесткие, тонкие. Длина удил должна соответствовать ширине рта. Правильно выбранный и подогнанный хомут опирается: вверху на гребень шеи у начала холки, по бокам — на мускулатуру, расположенную впереди оси лопатки, в нижней части лопатки — на плечелопаточные сочленения, в нижней части проходит у основания шеи.

Для определения размера хомута на лошади измеряют длину и ширину шеи. Для установления длины шеи накладывают метр вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня шеи у начала холки до плечелопаточного сустава. К полученной цифре прибавляют: для возового хомута — 6, для легкового и пахотного — 3 см. Ширину шеи измеряют специальным циркулем у ее основания. Короткий хомут при нормальной ширине будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание, длинный же — низко спускаться у плечелопаточных сочленений и далеко заходить на холку вверх, то есть будет бить холку и плечи лошади. Чересчур широкий хомут заходит далеко назад к остям лопатки и бьет их. Нижняя часть хомутины должна быть на 2 см выше клещей, иначе они натрут шею. Хомуты для быстрой езды с небольшим тяговым усилием должны быть легче — до 3—4 кг и для работы с большим тяговым усилием — до 8—10 кг. Помимо хомута для работы лошади в повозке, есть хомут для работы лошади в сельскохозяйственных машинах и орудиях. Он легок, меньше по размерам, вместо гужей к нему за кожаные или веревочные мочки прикрепляют постромки.

Шорка, нормально подобранная, равномерно опирается нагрудным ремнем на мускулатуру, расположенную над плечелопаточными суставами. Настрочный ремень расположен у начала холки, Шорка путем сближения и разъединения ремней может быть подобрана к разным лошадям. Но она более применима для лошади, работающей с минимальным тяговым усилием на быстром аллюре. Шорка употребляется при запряжке в дышло.

Прямая седелка изготавливается с точеными и обтяжными колодками, размерами № 1 и 2. Горбатые седелки бывают металлические цельноштампованные с качающимися и некачающимися полками. Для таких седелок должен быть потник. Седелку подбирают в зависимости от формы холки и спины. Это очень важно, поскольку повреждения (нагнеты холки и спины), очень трудно поддающиеся лечению, случаются чаще именно в этой части тела.

Шлея должна быть подобрана так, чтобы ободовые ремни проходили на 4—5 см ниже седалищных бугров. Мелкая шлея при движении сваливается в сторону, что ведет к потертостям у корня хвоста. Слишком же глубокая шлея очень низко опускается на бедра, затрудняет движение лошади при сдерживании воза и натирает кожу. Длина шлеи считается нормальной, если между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается ладонь, поставленная ребром.

Дуга должна быть упругой и прочной. При слабой дуге невозможна правильная запряжка. Вес легковой дуги — 1,5—2 и ломовой — 4—5 кг. Вожжи подразделяют на одно- и пароконные, а по конструкции — на цельные и составные. Постромки изготовляют № 0 и 1. Длина постромок: № 0 — 2100 и № 1 — 2600 мм. Правая и левая постромки должны быть одинаковой длины.
Нагрудник должен быть изготовлен из сыромятных ремней: верхнего — толщиной не менее 2,5 мм и нижнего, подстрочного,— не менее 2,0 мм. Нашильники выпускаются металлические и сыромятные.

ПОРЯДОК ЗАПРЯЖКИ ЛОШАДИ В ЭКИПАЖ ИЛИ ПОВОЗКУ
Многолетней практикой установился определённый порядок запряжки лошади в повозку или экипаж русским способом.

Сначала на голову лошади надевают уздечку и взнуздывают её. В зимнее время перед этим, удила протирают от инея и согревают их в руке иначе мёрзлые удила травмируют слизистую оболочку губ и языка лошади, вызывая болевые ощущения.

Затем с левой стороны лошади одевают седёлку и плотно затягивают её подпругу, чтобы она не скользила в сторону, вперёд или назад во время движения лошади с повозкой. Потом надевают хомут, предварительно осмотрев его внутреннюю поверхность, опирающуюся на плечи лошади. Войлок хомута должен быть сухим и чистым, гужи – одинаковой длины, иначе при работе возникнет неравномерное давление на плечи лошади, что приведёт к очень серьёзным травмам и долгой неработоспособности животного.

Перед надеванием хомут переворачивают клещами вверх, расправляют шлею и надевают хомут через голову на шею лошади. Затем в наиболее узкой части шеи по ходу свешивания гривы его переворачивают в нормальное положение, вынимают из-под него гриву и надевают на тело лошади шлею. Лошадь в сбруе заводят в оглобли, левую оглоблю кладут на левый гуж, вкладывают левый конец дуги в гуж, охватывающий оглоблю, перебрасывают дугу через шею лошади и перейдя на правую сторону лошади, накладывают правую оглоблю на прорезь правой стороны дуги и, поддерживая оглоблю грудью, правой рукой закладывают гуж через правую оглоблю сверху вниз на конец дуги, а левой оттягивают хомут, чтобы легче заложить гуж.

Далее обматывают супонь 2 раза вокруг клещей хомута, стягивают их и завязывают супонь. После стягивания клещей и завязывания супони, дуга должна стоять перпендикулярно к оглоблям и не подвергаться колебаниям вперёд – назад при надавливании на неё рукою. Конец супони завязывают петлёю так, чтобы в случае надобности её легко было развязать. Чрезседельник продевают через ушки седёлки. Затем плотно подтягивают, а конец его завязывают так, чтобы было легко развязать. Затем подтягивают подбрюшник.

Повод подвязывают по дуге, причём для быстрой езды с небольшой нагрузкой короче, а для медленной работы с большой нагрузкой – длиннее (чтобы не стеснял движения лошади головой). Затем пристёгивают вожжи. При запряжке проверяют длинну тяжей (атосов) повозки, чтобы они были строго одинаковы и туго натануты (при соотвутствующей ширине дуги). Повозку, точнее её ходовую часть хорошо смазывают.

Применение того или другого вида тягловой К. с. связано с особенностями природной среды и этническими традициями. Так, у русского крестьянского населения была распространена преимущественно дуговая (главным, образом в районах с пересеченной местностью) и хомутовая К. с., а у украинцев—шорковая К. с. В Средней Азии употребляли специальную К. с. для запрягания лошади в арбу. Некоторые специфические особенности в тягловой К. с. встречаются у многих народов. У тех из них, которые не знали тягловую К. с., например у тувинцев, алтайцев, якутов в Сибири, для пользования волокушами и сельскохозяйственными орудиями применялась верховая К. с. (они прикреплялись к седлу ремнями).

Как запрягать лошадь?

Оглобельно-дуговая «русская» запряжка

Последовательность оглобельно-дуговой запряжки

1 – Удила
2 – Узда
3 – Дуга
4 – Повод с темляком
5 – Зга
6 – Седёлка
7 – Чересседельник
8 – Шлея
8а – Продольный ремень
8б – Поперечные ремни
8в – Откосный ремень
8г – Ободовый ремень
8д – Мочка
9 – Оглобля
9а – Гребенка
9б – Тяж
10 – Подбрюшник
11 – Подпруга
12 – Гуж
13 – Хомут
14 – Супонь
15 – Вожжи

Перед запряжкой лошади необходимо проверить состояние обоза (повозки или саней); проверить гужи на хомуте. Отрегулировать длину их так, чтобы при запряжке лошади супонью можно было бы стянуть вместе клещи хомута и укрепить дугу на оглоблях. После этого надевают уздечку на лошадь, застегивают подбородный ремень, вставляют в рот лошади удила. Если дело происходит зимой на морозе, то необходимо, прежде чем вставлять удила в рот лошади, согреть их в руке. Затем на лошадь надевают седелку, делая движение от холки к спине, по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. Хомут надевают на голову лошади клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз. Делать это следует по направлению роста волос гривы. Расправляют шлею и освобождают из-под хомута и шлеи гриву и хвост. Затем берут в одну руку дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую – повод уздечки и выводят лошадь из конюшни.

Перед запряжкой на левую оглоблю надевают чересседельник и подбрюшник на расстоянии примерно 40 – 50 см от конца оглобли. Затем на левый гуж хомута кладут оглоблю, в образовавшуюся петлю вкладывают ветвь дуги и переносят дугу через шею животного. После этого поднимают с земли правую оглоблю, прикладывают ее к правой ветви дуги и обхватывают конец дуги гужом сверху через оглоблю. Дуга должна быть заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобли. Супонь обматывают 2 раза вокруг клещей хомута и затягивают ее так, чтобы клещи сошлись вместе. Если требуется, то для стягивания супони упираются в правую клещу ногой и затягивают супонь силой рук и корпуса тела. Обматывают супонь еще раз, свободный конец ее просовывают между супонью и клещами и протаскивают его под супонь. Подтягивают супонь так, чтобы осталась небольшая петля, протягивают конец супони обратно и оставшийся конец обматывают вокруг петли. Это делается для того, чтобы при необходимости супонь можно было распустить одним рывком. После затягивания супони дуга должна прочно держаться на оглоблях. При ударе рукой дуга не должна отклоняться назад или вперед.

Если дуга держится слабо, необходимо ее в обратном порядке снять и укоротить оба гужа. Если клещи стянуть невозможно, то гужи следует прибавить. При этом необходимо следить, чтобы хомут у лошади не сжимал шею, а плотно прилегал к ней. Чересседельник продевают через кольца седелки, пропускают его под правую оглоблю и подтягивают с таким расчетом, чтобы между холкой и хомутом и между шеей и хомутом можно было просунуть 2 – 3 пальца. Конец чересседельника обматывают вокруг оглобли. При этом делают петлю, чтобы ее можно было распустить одним рывком.

Подбрюшник пропускают через шлевку подпруги и туго подтягивают к правой оглобле. Повод, скрестив, перекидывают через шею и продергивают в дуговое кольцо. Можно повод пропустить с одной стороны (безгривой); протягивают его через подбородный ремень уздечки и конец также пропускают через дуговое кольцо, обматывают вокруг дуги или прямо привязывают к оглобле с правой стороны. Повод не должен стеснять движения головы лошади. Протягивают вожжи поверх чересседельника и гужей по обе стороны шеи и пристегивают вожжи к кольцам удил, удерживают вожжи в руке и садятся в повозку с правой стороны.

Иванова Г.В.
Запряжка лошади
Практическое руководство

Рано или поздно у большинства владельцев вятки возникает желание или необходимость запрячь лошадь в повозку. Но не все имеют опытного помощника под рукой, а в книгах можно встретить лишь очень поверхностную инструкцию по запряжке.
Поэтому я опишу здесь не только порядок запряжки, но и некоторые тонкости подгонки снаряжения.

Для начала – о строении сбруи и ее предназначении.
Упряжь (сбруя) – приспособление для запряжки лошади в повозку. Упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней для того, чтобы не вызывать травматических повреждений, обеспечивать свободное движение конечностей и корпуса, не затруднять дыхания животного во время работы.
Существует несколько видов запряжки. Мы рассмотрим состав русской одноконной дуговой упряжи.

  1. уздечка с поводом
  2. хомут
  3. седелка
  4. подпруга
  5. шлея
  6. чересседельник и подбрюшник
  7. вожжи
  8. дуга

1. Узда.
Служит для управления лошадью.
Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак.
Если хозяин не желает использовать удила, он оставляет удила под подбородком, управление происходит за счет давления переносного ремня на носовые кости лошади.

1. удила (трензель)
2. кольца удил (трензельные кольца)
3. суголовный (затылочный) ремень.
4. 2 нащечных, которые с суголовным фиксируют трензель во рту лошади.
5. подбородный, который не позволяет узде соскользнуть вперед с головы лошади.
6. налобный, который не позволяет узде соскользнуть назад на шею лошади.
7. переносной, для дополнительной фиксации.
8. повод с темляком (9), для фиксации лошади у коновязи и вождения в поводу.

2. Хомут. Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%).

  • хомутина
  • клещи
  1. супонь
  2. гужи, для соединения хомута с оглоблями и дугой.
  3. покрышка
  4. войлочная подкладка
  5. горт – ремень для пристегивания шлеи.
  6. кольца, для вожжей (на основании гужей)

Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного – 3 см. Ширину шеи измеряют циркулем Вилькенса в наиболее широкой части – у ее основания.

Упряжь для лошади и других животных: как подобрать правильную

Сбруя или упряжь для лошади является специальным комплексом приспособлений и ремней, надеваемых на корпус животных для запрягания в повозке, а также для управления ездой. В основном под сбруей подразумеваются конская упряжь. Упряжь, пребывая на корпусе при соприкосновении с телом, передает непосредственное тягловое усилие животного для повозки. Собственно благодаря этому, ошибочно подобранные или подогнанные упряжи неравномерно распределят давление и вызовут не одни лишь сложности при езде, но также и причинят болезненные и дискомфортные ощущения животным. Кроме того, неправильная затяжка ремней может вызвать ожоги в мягких тканях, натертости и прочие повреждения, из-за чего животное потеряет работоспособность.

Каждая часть упряжи должна отличаться прочностью, универсальностью, а также легкостью, простой в процессе ухода и ремонта. Поскольку чаще всего сбруя изготавливается из особой мягкой сыромятной кожи, то к ней требуется определенный уход. Следует знать, что от качества ремней зависит безопасность езды.

Кстати, после работы, пропитанные потом упряжи, развешивают на специальных вешалках или деревянных костылях в сухих хорошо проветриваемых местах. После полного просушивания все ремни необходимо смазать с помощью технического масла или жира.

Перед тем как запрячь лошадь, нужно провести внимательный осмотр сбруи, обследовать каждую часть упряжи, цельность всех ремней. Также убедиться в исправном состоянии защелок и пряжек. Кроме того, проверяют все ремни, которые приходят в соприкосновение с телом животных, чтобы убедиться в отсутствии заломов или загрязнений.

Для каких животных может применяться упряжь

В упряжь могут запрягаться многие животные как общепринятые, так и экзотические. Итак, упряжь может быть:

  • для лошадей;
  • для собак;
  • для быка;
  • осла;
  • верблюда;
  • для козла;
  • для лося и пр.

Упряжь для последних двух животных, хоть и можно назвать экзотической, но она существует.

Типы конской упряжи

На сегодняшний день существуют такие типы упряжей:

  • Одноконные;
  • Постомочно-дышловые;
  • Постромочные;
  • Тачаночные;
  • Комбинированые;
  • ЦУГ.

Виды и строение упряжи

Исходя из назначений и условий работы (транспортные экипажи, полевые работы), готовят специальную сбрую для лошадей. По своему строению различаются две основных разновидности упряжи: с наличием хомута или нагрудника. Их отличие в том, что передача тяговой силы осуществляется или хомутом, или шлейным нагрудником. Кроме того, упряжи различаются численностью запрягаемых лошадей. Они бывают одноконными, пароконными, четверками и прочими. Также рабочие или транспортные упряжи подразделяются на дуговые, дышловые и бездуговые.

Русские или дуговые одноконные упряжи

Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.

В конструкцию дуговой упряжи входит:

  • Дуга;
  • Хомут;
  • Шлея;
  • Седелка;
  • Чересседельник;
  • Подбрюшник;
  • Уздечка с вожжами.

Хомут является основой тяговой силы

В таких конструкциях упряжей кроме дуг важными элементами являются также и хомуты. Раз они используются и в дышловых, и бездуговых видах, то их роль и строение желательно рассмотреть более детально. Вообще, хомуты, являясь основной частью упряжи, и служат для того, чтобы передавать тяговое усилие животного для телеги, повозки или плуга.

Как и в старые времена, в наше время хомуты изготавливают самых разнообразных величин. Длина измеряется от верха внутренней подушки до клещей, а ширина по расположению отверстий через которые продеваются гужи. Хотя в одноконных и пароконных запряжках хомуты могут отличаться. В первом варианте они обладают гужами, во втором – мочками. Конструкцию хомута можно рассмотреть при помощи более распространенного примера – с гужами.

В хомуты входят:

Важное значение имеет правильный подбор такой части конской упряжи как хомут. Подгоняется он с учетом индивидуальных размеров. Так как эта часть упряжи ложится на шею животных, то тесные хомуты могут затруднить дыхание, вплоть до спазма легких, а большие и свободные — будут качаться до потертостей.

Иные части конской упряжи

Седелка – деталь упряжи, которую располагают на спине ниже холки. Она нужна для распределения части тяговых усилий на спину. Кроме того, она предназначена для амортизации толчков во время движения. Седелки подбираются в соответствии с размерами холки.

Чересседельник – часть конской упряжи, которую располагают около седелки. Он предназначен для удерживания оглоблей и хомутов с дугами путем распределения веса оглобель.

Подбрюшник – элемент упряжи, предназначенный для снятия резких колебаний хомутов, оглобель и дуг в процессе быстрого движения.

Шлея – часть конской упряжи, которая облегает корпус животного. Она предназначена для поддержания хомута при торможении или при движении под уклон.

Уздечка является элементом конской упряжи. В основном используются обычные трензельные.

Вожжи — еще один элемент упряжи. С одного конца они оснащены пряжками или карабинами, чтобы пристегивать к удилам (трензелям). Вожжи должны быть предельно сподручными. Материалом для их изготовления, как правило, служит плотная тесьма или кожа.

Нередко вместе с дугами встречается термин «зга». Он является диалектным обозначением кольца на дуге, через которое должен продеваться повод. В нынешних дуговых упряжках зга не употребляется, а сами вожжи без затруднений располагают по обоим бокам животного.

Бездуговые постромочные одноконные упряжи

В бездуговых хомутовых упряжах основные роли тяговых усилий выполняют хомуты. Только в таких случаях они крепятся к повозкам при помощи постромок. При этом хомуты с оглоблями скрепляются ременными гортами. В конструкцию такой сбруи входят:

  • Хомуты с наличием гужевых мочек;
  • Постромки;
  • Седелки;
  • Подпруги;
  • Чересседельники;
  • Горты, заменяющие гужи;
  • Уздечки с вожжами.

При рассмотрении варианта без хомутов или европейского варианта упряжи, их роль играют шорки, которые изготовляются из прочных видов кожи и состоят из нагрудных широких ремней с наличием колец. К этим кольцам пристегивают постромки. В таких конструкциях грудь и шея лошадей опоясывается нагрудными и шейными ремнями с кольцами для вожжей.

Дышловые пароконные упряжи

В пароконных упряжах применяется в основном дышло.

Такая сбруя обладает:

  • Дышлом;
  • Хомутом;
  • Постромками;
  • Уздечкой с вожжами;
  • Цепью-напильником.

В такой сбруе дышлом регулируются повороты повозок, а постромками передаются от хомутов тяговые усилия для повозок. Принято считать такую упряжь очень простой. Ее чаще используют для одного животного.

Хомут или шлея

В.В. Богданов, В.А. Ермолаев

Конская упряжь — основные элементы, требования и особенности

Огромный путь человека от жителя пещер до обладателя почти фантастической техники современности тесно связан с лошадью.

Немногим более ста лет назад лошадь, запряженная в повозку, являлась одним из основных видов транспорта. Еще дольше лошадь продолжала играть доминирующую роль в сельском хозяйстве.

Согласно различным источникам, лошадь после одомашнивания долгое время была лишь мясным и молочным животным, затем человек в силу необходимости стал использовать все и вся для жизни и защиты себя от многочисленных и разнообразных врагов, приручив лошадь, сделался искусным всадником.

Максимальная работоспособность лошадей без ущерба для их здоровья зависит от целого ряда условий: массы, возраста и упитанности лошадей; подготовки и тренированности в работе; правильной подготовки и исправности сбруи; режима рабочего дня; состояния погоды, качества дороги и рельефа местности; физиологических факторов, определяющих здоровье лошади.

Работу лошади определяют двумя показателями: величиной силы тяги и пройденным расстоянием.

1. Основные сведения о конской упряжи

1.1. Влияние сбруи на животное

Конской сбруей и упряжью называют приспособления, надеваемые на лошадь для управления ею или для работы.

Сбруя в сильной степени влияет на работоспособность лошади, поэтому правильному ее подбору по лошади и исправному содержанию необходимо придавать большое значение.

Упряжь принимает на себя тяговые усилия лошади и, соприкасаясь с телом, оказывает определенное давление на отдельные участки (Рис.1). Неисправная или плохо пригнанная упряжь производит неравномерное давление и вызывает боль работающей лошади, связывает ее движения, затрудняет дыхание и кровообращение, что является причиной резкого снижения работоспособности и травматических повреждений лошади.

Чаще всего у лошадей повреждается спина, шея, холка и плечи от неисправности или неправильно подогнанных, не соответствующих по размерам хомута и седелки.

Неправильной затяжкой можно вызвать «ожоги» плеч, наминки и нагнеты холки и другие повреждения, в результате которых лошадь становится на долгое время непригодной к работе и требует лечения.

Рис.1. Места наиболее частых повреждений от сбруи.

1.2. Основные требования, предъявляемые к упряжи

Упряжь должна быть: прочной, легкой, проста в изготовлении и ремонте; универсальной для различных видов хозяйственного использования. Упряжь не должна вызывать повреждений или боли, связывать движения лошади, затруднять дыхание и кровообращение.

Упряжь лошадей, используемых для работы в повозках и сельскохозяйственных орудиях, подразделяется на дуговую, бездуговую и дышловую.

Дуговая или русская состоит из уздечки, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, дуги и вожжей.

Бездуговая одноконная упряжь состоит из уздечки, хомута, седелки с подпругой, шлеи, чересседельника, подбрюшника, постромок и вожжей.

Дышловая (бездуговая) парная запряжка состоит из уздечки, хомута, вожжей, постромок, дышла, цепи-напильника.

2. Сбруя рабочей лошади. Русская сбруя

2.1. Узда (уздечка) рабочей лошади

Узда (уздечка) рабочей лошади состоит из:

1) суголовного ремня; 2) двух щечных ремней; 3) налобника; 4) подганашного ремня; 5) намордника (нахрапника); 6) удил; 7) поводьев.

Рис.2. Узда (уздечка).

Основной недостаток стандартных сельскохозяйственных уздечек в том, что их устройство не позволяет в достаточной степени изменять их размеры без нарушения правильного положения на голове лошади.

Уздечки выпускают четырех размеров №1-4. Размер уздечки подбирают в зависимости от величины головы лошади (он определяется длиной ремней). Подгоняют уздечку, изменяя длину суголовного и щечного ремней, с таким расчетом, чтобы трензельное удило лежало на беззубом участке нижней челюсти (на два сантиметра ниже угла рта, поверх языка), не стягивая углов рта и не касаясь окрайков. Между подбородным ремнем и ганашем должны свободно проходить три пальца поставленной на ребро лошади, а между намордным ремнем и носом — два пальца.

Удила подбирают в зависимости от темперамента лошади. Возбудимой лошади нужны более «мягкие», т.е. толстые, удила, флегматичной — «жесткие», тонкие.

Длина удил должна соответствовать ширине рта лошади.

2.2. Положение и пригонка хомута

Хомут — главная и наиболее ответственная часть сбруи. К нему прилагается основная часть силы тяги, которая передается затем к повозке.

1) покрышка; 2) хомутная подкладка; 3) гужи; 4) хомутина; 5) клещи; 6) супонь.

Стандартный хомут (рис.3.) состоит из пары клещей (5), хомутины (4), хомутной подкладки (2), покрышки (1), спокойного ремня, супони (6), пары гужей или гужевых мочек (3) и горта.

Правильно по лошади подобранный хомут занимает следующее положение: вверху он опирается на гребень шеи у начала холки; по бокам он лежит на мускулатуре, расположенной впереди ости лопатки; в нижней части лопатки над плечелопаточным сочленением; в нижней части шеи он проходит над соколком у основания шеи (рис.4.).

Положение хомута по вертикали параллельно положению лопатки лошади. У лошади с косой лопаткой и хомут занимает более косое положение; наоборот, при более отвесной лопатке он занимает также отвесное положение.

Величина и форма хомута любого назначения должна в точности отвечать форме и величине шеи и всей соприкасающейся поверхности лошади.

Рис.4. Точки опоры хомута на скелете лошади.

Длина хомута определяется длиной поверхности от верхней его опоры на гребне шеи у начала холки, до нижней, над плечелопаточным сочленением.

При правильной ширине он может быть короткий или длинный. Короткий хомут будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание, не доходя до места своего нормального положения; наоборот, длинный хомут будет низко спускаться у плечелопаточного сочленения и далеко заходить на холку. Такой хомут неизбежно набьет холку и плечи лошади. Точно так же и широкий хомут не будет лежать на определенном для него месте, а будет заходить далеко назад к остям лопатки и производить побои их мускулатур.

Поверхность хомута, обращенная к телу лошади вверху и на 2/3 по бокам, выстилается войлоком; в остальной части он опирается на соприкасающиеся места лошади хомутиной.

Клещи — основа хомута, делают из дерева (береза), определяют его форму и размеры и обеспечивают необходимую прочность. На границе нижней и средней трети клещей, в их утолщенной части, называемой пучком, сделаны два отверстия для крепления гужей или гужевых мочек.

Хомутина (рис.5) состоит из плотно конусообразно сложенной соломы, обшитой кожей. Она проходит на всем протяжении клещей хомута и прикрепляется к последним. Нижняя часть хомутины, проходящая под шеей лошади, должна быть сантиметра на два выше клещей, иначе они будут натирать шею.

Читайте также:  Как укоренить черенок
Добавить комментарий