Рихтовка как рихтовка

Что такое рихтовка кузова и как ее произвести своими руками

При дорожно-транспортном происшествии страдают кузовные элементы машины. Однако если повреждения незначительны, то их устраняют без замены детали, пострадавшей в дорожно-транспортном происшествии. Для этого проводят рихтовку – процесс восстановления поврежденного участка кузова автомобиля.

Что такое рихтовка

Рихтовка кузова – восстановление металлических кузовных элементов. Для выполнения работы, рихтовщик кузовов использует набор специальных инструментов. Чаще всего, восстановлению подлежат:

  1. Крышка багажника и капот.
  2. Двери.
  3. Крылья автомобиля.
  4. Пороги.
  5. Крыша.
  6. Металлические бампера.

Восстановление деформированных частей кузова нецелесообразно, если поврежденная деталь стоит дешево и ее просто заменить. В таком случае, рихтовка отнимет много времени и сил. Кроме того, операции по реставрации кузовных элементов не проводят при наличии чрезмерно сильных повреждений – тут без замены детали не обойтись.

Ремонт кузовных деталей делят на три вида:

  1. Корректировка вмятин. Наиболее часто проводимый вид кузовной рихтовки. Вмятины выправляют с помощью вакуумного метода.
  2. Устранение выпуклостей. Молотками и специальными наковальнями убирают выпуклости, образовавшиеся на поверхности авто в результате удара при столкновении.
  3. Локальная рихтовка. Подразумевает устранение точечных дефектов. Включает в себя меры по исправлению геометрии кузовных панелей. Вытяжку элементов проводят с помощью специальных ложек, крючков и домкрата.

Технология

В зависимости от вида повреждения, используют разные способы восстановительных работ. Перед выбором способа устранения дефектов, необходимо обязательно провести осмотр рабочей поверхности и правильно подготовить кузов автомобиля к проведению ремонтных работ:

  1. Поверхность тщательно моют и сушат.
  2. Место, подлежащее восстановлению, обезжиривают.
  3. Неповрежденные части демонтируют или закрывают их малярным скотчем.

Технологии рихтовки кузова автомобиля:

  1. Обычная рихтовка.
  2. Беспокрасочное вакуумное восстановление. Выполняется по технологии Paintless Dent Repair.
  3. Усадка на горячую.
  4. Восстановление алюминия.

Обычная рихтовка

Рихтовка и покраска выполняется своими руками. Выпуклость выстукивается специальными молотками, вмятины сложной формы устраняют с помощью специальных крючков. Небольшие повреждения выстукивают от центра к краю дефекта, крупные – наоборот. Это делается для того, чтобы избежать разрыва металла в самом тонком месте.

Небольшие выпуклости и вмятины можно устранить холодным способом без последующей покраски восстановленной детали.

Восстановление без покраски

Рихтовка кузова, выполняемая по данной технологии, производится без покраски восстановленного элемента. К вмятине прикладывают специальную вакуумную присоску, металл выравнивается под давлением воздуха. Однако, если на поверхности есть трещины, данный способ устранения дефектов противопоказан.

Усадка на горячую

В тяжелых случаях, когда традиционными методами не удается выполнить правку металла, поверхность нагревают с помощью газовой горелки или строительного фена. Далее, движениями по спирали, придают металлу первоначальную форму.

Восстановление алюминиевых деталей

Рихтование алюминиевых деталей выполняют из центра повреждения к его краям. Дефект выстукивают молотками или выдавливают ложками. Рихтовка металла не выполняется споттером, правку проводят с внутренней стороны кузовного элемента. В случае, если «холодный способ» неэффективен, металл разогревают до температуры 150-200 градусов.

Инструмент

Рихтовка кузова автомобиля своими руками выполняется с помощью специальных инструментов. К их списку относят:

  1. Рихтовочные молотки и киянки. Применяются для устранения вмятин разных форм и сложности. Ударный боек молотка хорошо отполирован и имеет скругленную поверхность. Инструмент выполнен из сплавов цветных металлов, пластика или резины. Вес ударного приспособления не превышает 200 грамм. Повреждения кузова устраняют с помощью частых несильных ударов, в зависимости от глубины вмятины и типа восстанавливаемого металла дефект выстукивают или от края к центру, или наоборот.
  2. Поддержки, наковальни, штампы. Основное предназначение данного набора инструментов – фиксация поврежденного участка кузова. При выборе конкретного инструмента, ориентируются на форму и размер вмятины. В зависимости от этого выбирают подложку.

  1. Подкладные штампы, поддержки и наковальни. Фиксируют поврежденный участок кузова. Важно учитывать, что форма поддержки должна совпадать с формой поврежденного участка.
  2. Ударные полотна и ложки. Помимо вытягивания вмятин, эти приспособления используют в качестве ударных штампов, для исправления повреждений серьезных форм. При сжатии металлических листов используют ложки. Ими разъединяют дефектные участки.
  3. Рычаги и крюки. Приспособления, предназначенные для вытягивания дефекта изнутри. Ребра жесткости кузова используются в качестве опоры для рычага. В зависимости от форм и размера вмятин, используют крючки соответствующих размеров и форм.
  4. Напильники и шлифовальная машинка. Выравнивают восстановленную поверхность перед покраской, и полировкой окрашенного участка.
  5. Споттер. Аппарат, предназначенный для выполнения точечной сварки. Используется для устранения разрывов и заломов металла.

При наличии определенных навыков, умений и необходимого набора инструментов, восстановить поврежденные участки кузова можно самостоятельно. Однако при отсутствии условий для выполнения рихтовки, рекомендуют обратиться к специалистам, так как результат самостоятельного ремонта может оказаться хуже ожидаемого.

Как самостоятельно рихтовать вмятины на кузове автомобиля

Рихтовка кузова считается достаточно сложным видом ремонтных работ, поскольку при выравнивании деформированных кузовных деталей с целью придания им первоначальной формы необходим немалый опыт.

Тем не менее, многие рихтовочные операции могут быть выполнены самостоятельно, что определенно позволит сэкономить кругленькую сумму. Но нужно быть готовым к тому, что это достаточно трудоёмкая работа, требующая использования правильно подобранного инструментария и соблюдения выбранной технологии рихтовки.

Когда может использоваться рихтовка кузовных элементов

Такие работы выполняются не во всех случаях:

  • чаще всего к рихтовке прибегают, если необходимо восстановить первоначальную геометрию деформированной кузовной детали. Обычно такие повреждения получают при ДТП, а ремонтные работы могут включать такие операции, как сварка, шлифовка, подгонка с использованием специнструмента;
  • если требуется исправление локальных деформаций, присутствующих на ограниченной площади. Рихтовка позволяет практически без последствий «вылечить» незначительные повреждения. Как правило, в таких случаях используют молотки, имеющие разную геометрию ударной поверхности и разный материал покрытия, рихтовка заключается в нанесении небольших по силе частых ударов по повреждённому участку;
  • ели требуется полная или частичная покраска машины. В таких случаях правка металла перед нанесением ЛКП позволяет обойтись без использования толстого слоя шпаклевки.

Но если повреждения кузовных деталей слишком серьёзные, с наличием разрывов и растяжений металла, в таких случаях рихтовка не в состоянии восстановить изначальную геометрию детали, так что потребуется её замена.

Виды рихтовки кузова

Рихтовка кузова автомашины своими руками – достаточно специфическая ремонтная операция, требующая от автовладельца соответствующего опыта и специфических знаний.

Рихтовочные работы классифицируются по трём признакам, хотя в пределах этих категорий существуют свои подвиды:

  • корректировка вмятин – самый распространённый вид, что объясняется довольно просто: при любых столкновения происходит вдавливание металла внутрь. Методов устранения такого дефекта придумано немало, и мы о них расскажем ниже;
  • ликвидация выпуклостей. Как ни странно, выпуклости появляются ничуть не реже, и это тоже вполне объяснимо: если в одном месте металл уходит внутрь, то в другом его тянет наружу. Рихтовка выпуклостей обычно требует наличия только комплекта молотков;
  • локальная рихтовка. Предполагается, что при таких повреждениях для правильной рихтовки вмятин в кузове не требуется демонтаж детали – достаточно иметь доступ к технологическим отверстиям.

Инструменты, необходимые для рихтовки

Вряд ли стоит приступать к рихтовке обширных дефектов без наличия соответствующего опыта. Но даже если он присутствует, хороший результат обеспечит его дополнение правильным набором инструмента, подбираемым в зависимости от конкретного случая.

Приводим перечень наиболее употребительных приспособлений для рихтовки автомобилей своими руками:

  • базовый набор – это киянки и молотки разных размеров и геометрии, используемый для выравнивания как выпуклостей, так и вмятин практически любой сложности. Отличительным свойством этих инструментов является закругленный и тщательно отполированный боёк. Их масса не превышает 2 кг, а рабочая поверхность изготавливается из разных материалов: цветных металлов, текстолита, резины, пластика. Работать такими молоточками нужно без чрезмерного приложения силы, а за счет пружинистости инструмент практически не деформирует кузовную деталь. С помощью молотков и киянок рихтуют капот, крышу, двери, крылья и колёсные диски;
  • наковальни, поддержки, подкладки. Дополнительная, но очень важная компонента, используемая для фиксации обратной стороны рихтуемого участка. Наилучшие результаты получаются, если геометрия таких инструментов соответствует изгибам выравниваемой детали, так что у профессионального рихтовщика таких приспособлений много. Используются для исправления дефектов тех же кузовных элементов, что и в случае с молотками;
  • ложки, ударные полотна. Считаются обязательным и универсальным инструментарием, который должен присутствовать в наборе рихтовщика. Универсальность заключается в том, что они используются и как фиксатор, и для вытягивания вмятин. Ложка – инструмент, необходимый для разъединения листов металла, сдавленных в результате удара – такие случаи части при повреждениях дверей. Сфера использования – рихтовка дверей, дисков, крыши авто и капота;
  • крюки, рычаги. Инструмент, который используют для вытягивания вмятины с внутренней стороны кузовной детали, когда имеется возможность использования в качестве опоры или рычага ребро жёсткости. Используются для рихтовки практически всех кузовных элементов;
  • напильники, шлифмашинки. Назначение этих инструментов понятно – подготовка кузова к шпаклёвочным/покрасочным работам после рихтовки. Иногда используются для снятия излишков металла на небольших выпуклостях;
  • споттер – сварочный аппарат, специализирующийся на рихтовочных операциях. Используя точечную сварку, можно вытягивать вмятины, если металл в месте повреждения сильно растянут. Используется для рихтовки дверей и остальных кузовных элементов автомобиля своими руками.

Распространённые технологии рихтовки кузова

Перед началом работ, независимо от используемого способа, необходимо тщательно осмотреть место, где расположены вмятины. Делать это нужно либо днём, либо при ярком свете, иначе мелкие дефекты могут остаться незамеченными. Именно размеры дефектов и их форма определяет, какой способ восстановления подходит лучше всего.

Если на месте повреждения присутствуют сколы и царапины, рихтовка без покраски невозможна. Но поскольку современные автоэмали включают в свой состав полимерные компоненты, такая краска обычно не трескается, а растягивается вместе с металлом.

Рассмотрим популярные методы рихтовки.

Механическое устранение изнутри

Этот метод рекомендуется только при наличии немалого опыта и навыков, поэтому чаще всего его используют на автосервисах. При механическом устранении вмятин риск повреждения ЛКП минимален, поскольку инструмент воздействует на внутреннюю, неокрашенную область кузовной детали.

Основным инструментом являются рычаги. Сам процесс называется выдавливанием, осуществляемым посредством силового воздействия на дефектную область.

В районе вмятины ищут технологическое отверстие, вводят через него инструмент и давят на выпуклость (которая внешне будет выглядеть как вогнутость), пока не раздастся щелчок. Он свидетельствует об удачном завершении операции.

Правка методом PDR

Эта технология рихтовки кузова автомобиля считается одной из наиболее ложных, поэтому в гаражных условиях метод используется редко. Он содержит немало технологических операций, выполнить которые под силу только профессионалу.

Технология PDR применяется при устранении дефектов любой сложности. Их основных инструментов следует упомянуть крюки, но могут потребоваться и другие, поскольку часто приходится демонтировать внутреннюю обшивку и другие мешающие элементы. Набор крюков требуется большой, с разными углами изгиба, длиной, формой.

  • очищаем поверхность, которую необходимо обрабатывать, демонтируем детали, затрудняющие доступ;
  • снижаем напряжение металла в деформированной области;
  • прогреваем участок посредством строительного фена до 40 градусов, самые выпуклые дефекты вытягиваем, если не требуется последующее выпрямление;
  • простукиваем вмятину по периметру;
  • подходящим инструментом выдавливаем вмятины.

Внешнее выравнивание спецоборудованием

Далеко не всегда устранение дефектов можно выполнить с использованием внутренней обработки неровностей. В таких случаях используется технология внешней рихтовки. Список необходимых инструментов включает:

  • вакуумные присоски;
  • клеевой состав;
  • специальные клеевые аппликаторы;
  • отбойники из фторопласта;
  • мини-лифтер.

Первый этап – закрепление аппликаторов в зонах предстоящей рихтовки, их нельзя трогать, пока клей не кристаллизуется. Мини-лифтер размещается в центральной точке вмятины, после того, как с его помощью вмятина вытягивается, необходимо удалить остатки клея. Если всё делать аккуратно, покраска детали не потребуется.

Для внешней рихтовки автомобилей своими руками могут использоваться и другие приспособления.

Например, с помощью пистона, который также помещается в центре вмятины, а вытягивание происходит по такому же алгоритму.

Если ни лифтёра, ни пистона нет, в домашних условиях можно приспособить для этой работы термоклей и присоску. Но насадки следует подбирать под размер и форму вмятины. Они приклеиваются на поверхности, и затем происходит вытягивание.

Исправление магнитом

Самый простой способ рихтовки, который годится для вмятин простой геометрии. Магнит можно приобрести в любом автомагазине, его силы должно быть достаточно, чтобы вытягивать небольшие по площади вмятины.

Читайте также:  Рычаги направляющих устройств

Для обширных, глубоких и неоднородных вмятин этот способ малопригоден.

Рихтовка с использованием магнита выполняется в следующей последовательности:

  • между кузовной поверхностью и магнитом размещаем салфетку во избежание повреждения лакокрасочного покрытия;
  • магнит прислоняем к одному из краёв вмятины и тянем на себя, затем передвигаем его в другую точку периметра и повторяем операцию;
  • последовательно сдвигаемся от краёв к центру вмятины.

Метод рихтовки с использованием строительного фена

Эту технологию иногда называют «нагрев-охлаждение».

Рассмотрим, как правильно рихтовать вмятины на кузове авто с использованием мощного строительного фена. Суть технологии заключается в нагреве дефектного участка, после которого следует быстрое охлаждение. Другими словами, это бесконтактная рихтовка – единственный способ, при котором повреждение ЛКП в принципе невозможно.

Кроме собственно строительного фена, может понадобиться следующий инструмент и расходники:

  • респиратор;
  • перчатки;
  • баллончик со сжатым воздухом;
  • автополироль.

С помощью нагревательного элемента создается перепад температур между обрабатываемой поверхностью и температурой наружного воздуха. При нагревании металл, как известно со школьного курса физики, расширяется, а при охлаждении – сжимается. Если чередовать нагрев и охлаждение, можно добиться того, что вогнутая часть от перепада температур вернется в исходное положение.

Прогревать дефектный участок нужно на протяжении двух-трёх минут, при этом нужно следить, чтобы от высокой температуры не пострадала ЛКП.

После этого охлаждаем нагретый участок сжатым воздухом. Если нужного эффекта достигнуть не удалось, можно попробовать повторить операцию.

Если повреждённый участок обширен, вытягивание вмятин выполняется поэтапно (прогревать большую площадь не получится – пока греете один участок, другой остывает). Возможно, после вытягивания потребуется обработка кузовной детали полиролью. Процедура достаточно простая, не требующая особых навыков, выполняется быстро и демонстрирует неплохие результаты.

Вместо сжато воздуха можно использовать сухой лёд, которым водят по нагретой поверхности поверх слоя фольги.

Выстукивание

Рихтовка автомобиля без покраски методом выстукивания применяется, если зона с повреждениями имеет достаточно большую площадь. В качестве основного инструмента используют крючки и резиновые киянки. Желательно иметь инструмент разной формы и размеров, в этом случае результаты будут более предсказуемыми.

Использование киянок нельзя назвать простой технологией, здесь нужен определённый опыт, хотя при правильном использовании инструментов необратимых последствий быть не должно. Под правильным использованием понимают простукивание с небольшой амплитудой, то есть удары должны быть несильными, но частыми.

После рихтовки тоже может потребоваться полировка восстановленного участка.

Рихтовка кузова автомобиля своими руками: технология удаления вмятин

Правка и рихтовка кузова»>Рихтовка кузова автомобиля – ремонт, связанный с выравниванием и приданием первоначального вида деформированным деталям автомобиля. Правке может быть подвергнута практически любая часть кузова авто. Самостоятельно проведенный ремонт сэкономит довольно крупную сумму денег, хотя процесс этот довольно трудоемкий и требует строгого соблюдения технологии и правильного подбора инструментов и оборудования.

Когда необходима рихтовка кузова

Подобная работа применяется в следующих случаях:

  • При восстановлении первоначальной геометрии деталей кузова. Это наиболее часто встречающийся вид восстановительных работ. Применяется рихтовка авто, если его детали были повреждены в результате ДТП или при других обстоятельствах. Ремонт подразумевает применение сварки, шлифовки, подгонки специальными инструментами.
  • Исправление локальных повреждений на небольшой площади. В этом случае при помощи рихтовки исправляются незначительные повреждения кузова. Вмятины выравнивают, используя большой арсенал молотков с различной геометрией и покрытием, нанося частые легкие удары по поврежденной области.
  • При подготовке деталей кузова авто к покраске. Иногда правка металла необходима для корректировки возникших вмятин перед нанесением ЛКП.

Отметим, что в случаях значительных разрывов и растяжений металла рихтовка не представляется возможной, так как не сможет полностью восстановить заводскую геометрию той или иной детали, поэтому целесообразнее провести полную замену поврежденного узла.

Виды рихтовки кузова

Рихтовка кузова своими руками требует от автолюбителя специфических знаний и опыта. Такой ремонт можно разделить на три вида:

    Корректировка вмятин. В большинстве случаев именно с такой проблемой сталкиваются многие автолюбители. Любой удар приводит к смятию металла и автомобилю требуется рихтовка капота или . Вмятины – самый распространенный тип дефекта. Их можно устранить при помощи вакуумного метода.

Технология рихтовки кузова

Перед началом работ по восстановлению кузова необходим тщательный осмотр и выбор технологии, по которой будет производиться рихтовка.
При необходимости демонтируются те детали, которым необходима правка и те, которые затрудняют доступ к области, нуждающейся в ремонте.

Есть множество способов рихтовки кузова, но работа их всех основана на четырех технологиях. Ремонт с использованием конкретной технологии зависит от типа и формы повреждения, свойств металла.

Рассмотрим основные технологии рихтовки кузова авто:

  • беспокрасочная по технологии PDR. Paintless Dent Repair – технология рихтовки при помощи вакуумных присосок. PDR можно применять на больших вмятинах правильной формы, полученных без повреждения ЛКП. При помощи вакуумной присоски такие вмятины просто «вытягивают» обратно давлением воздуха без использования . Однако такой способ противопоказан, если на металле есть трещины

обычная рихтовка кузова своими руками — это самый распространенный вид, применяемый с использованием молоточков, наковален, ложек. Применяется при сложных повреждениях металла. Основная проблема этой технологии – чрезмерное растяжение металла и образование хлопунцов (играющего металла). В последнее время подобная проблема исправляется споттером

рихтовка с усадкой на горячую — эта технология применяется в крайнем случае, когда обычная рихтовка не приносит результата. При этом методе металл разогревают горелкой и по спирали придают металлу необходимую форму.

  • рихтовка алюминия — правка и рихтовка металла в этом случае проводится методом, прямо обратным рихтовке вмятин на стальных деталях. Рихтовка деталей из алюминия и его сплавов проводится из центра вмятины к ее краям путем выбивания или выдавливания. Следует отметить, что алюминиевые сплавы нельзя рихтовать с помощью споттера, поэтому их правка проводится с внутренней стороны детали. Если невозможно исправить повреждение «холодным» способом – металл разогревают до 150–200 градусов.
  • Инструменты, необходимые для работы

    Если ваша цель — рихтовка вмятин кузова авто своими руками, то вам потребуется специальный инструмент для рихтовки, состоящий из приспособлений для обработки металла механическим способом. Вот список наиболее распространенных инструментов:

    Рихтовочные молотки, киянки, при помощи которых выравнивают вмятины различной сложности. У таких молотков боек закруглен и хорошо отполирован. Масса их не превышает 200 г, а делаются они из текстолита, пластика, резины или цветных металлов. В связи с этим удары молоточков не отличаются силой, а сами молотки спружинивают, минимально деформируя металл. При помощи подобных молотков рихтовка крыла или рихтовка капота машин проводится быстро и качественно. Применение: рихтовка капота крыла, крыши, двери, дисков.

    Наковальни, подкладные штампы и поддержки. Нужны для фиксирования рихтуемого участка кузова. Желательно, чтобы форма поддержки соответствовала форме поврежденного участка, поэтому различных штампов в наборе рихтовщика должно быть немалое число. Применение: рихтовка капота, крыла, крыши, двери, дисков.

  • Ударные полотна, ложки. Довольно универсальный инструмент в наборе рихтовщика. Они используются и для вытягивания металла при вмятинах, и в качестве поддержек, если доступ для обычных штампов и поддержек ограничен. Ложки используют при разъединении сдавленных листов металла (например, рихтовка двери без применения ложки превратится в мучения). Применение: рихтовка капота крыла, крыши, двери, дисков.
  • Рычаги и крюки. Применяются для вытягивания вмятины изнутри, опираясь на любое ребро жесткости, как на рычаг. Крюков существует великое множество в зависимости от геометрии вмятин. Применение: рихтовка капота, крыла, крыши, двери, дисков.
  • Шлифовальная машинка, напильники. Незаменимы при подготовительных работах перед рихтовкой машин, а также для подготовки кузова для покраски после рихтовочного процесса. Могут применяться для выравнивания небольших выпуклостей.Применение: рихтовка капота, крыла, крыши, двери, дисков.
  • Споттер – современный аппарат точечной сварки, работа которого «заточена» под рихтовочные работы. Споттером удобно пользоваться при вытягивании вмятин, когда растянут металл кузова. Ремонт с его использованием намного ускоряет процесс рихтовки.

    Итак, рихтовка кузова автомобиля своими руками вполне доступна для простого автолюбителя, располагающего местом дл проведения работ и требуемым набором инструментов и приспособлений. Все же стоит учесть, что придется приложить немало усилий и результат без наличия опыта может отличаться от ожидаемого.

    Рихтовка. Основные этапы и понятия

    В процессе кузовного ремонта важным этапом является рихтовка поврежденных элементов кузова автомобиля. Для того, что бы качественно выполнить данные работы, необходимо обладать определенными знаниями и навыками.

    Рихтовка – это процесс восстановления деформированных металлических поверхностей кузова автомобиля.

    Какие виды повреждений подлежат рихтовке?

    Все повреждения делятся на следующие виды: прямое и непрямое, то есть второстепенное.

    Прямое повреждение – область кузова, которая имела непосредственный контакт с объектом, нанёсшим повреждение. В данном месте может возникнуть нарушение целостности слоя краски или разрыв самого металла.

    Непрямое повреждение – погнутый металл, располагающийся в области, которая прилегает к прямому повреждению. В некоторых случаях второстепенная деформация находится на расстоянии десятков сантиметров от зоны прямого повреждения.

    Современное оборудование позволяет справиться с повреждениями любой сложности. Выполняя ремонт, выбирайте более простые способы для восстановления детали. Наличие у вас специального оборудования не означает, что вам необходимо всегда и везде его использовать. Бывают случаи, когда вмятину можно просто «выдавить» рукой с обратной стороны.

    Этапы рихтовки

    Грамотная рихтовка имеющихся деформаций состоит из трёх этапов:

    • Анализ повреждений.
    • Восстановление начальной формы детали.
    • Удаление мелких дефектов.

    1. Анализ повреждений

    На первоначальном этапе необходимо определить размеры повреждений и порядок их получения. Определить методы дальнейшего ремонта, используемые материалы и инструменты.

    Важно помнить, что исправлять повреждения необходимо в последовательности, противоположной их получению. Так же нужно учитывать тот факт, что некоторые из деформаций могли быть получены одновременно.

    Процедура восстановления не должна привести к дополнительным повреждениям.

    Для выявления неровностей детали поможет линейка. Её прикладывают ребром к поверхности поврежденной детали. При этом хорошо видны все вмятины и их глубина. Иногда для определения деформации необходимо срезать слой краски. Для этого применяют кузовной напильник. Также можно разогреть поверхность строительным феном и аккуратно снять краску шпателем.

    2. Восстановление начальной формы детали

    Для придания начальной формы детали выправляют заломы и большие вмятины. При этом необходимо ослаблять области, имеющие напряжение вследствие полученного удара, так как они препятствуют процессу возвращения металла в его изначальное состояние. Некоторое количество легких ударов в эту область, в данном случае будут более уместны и сработают эффективнее, чем пара сильных ударов. Деталь приобретает первоначальную правильную геометрию. Данный этап называют грубой рихтовкой.

    Еще в процессе грубой рихтовки простукивают возвышенности и изгибы вокруг вмятин. В этом случае зачастую используется метод «молоток вне поддержки». Также возможно использование молотка и деревянного бруска или специальной надувной подушки для оказания воздействия с обратной стороны деформированной области.

    Главная цель второго этапа – восстановление поврежденной детали и придания ей первоначальной геометрической формы, поэтому на небольшие неровности можно пока не обращать внимания. Усадка растянувшегося металла и, если нужно, заваривание разрывов происходят также во время этого этапа.

    3. Удаление мелких дефектов.

    На данном этапе устраняются все мелкие неровности, таким образом, окончательно возвращая деталь к первоначальному состоянию.

    Поврежденная область может быть восстановлена настолько качественно, что потом останется лишь нанести наполняющий грунт, выполнить его обработку и покрасить.

    Важно делать всё последовательно, не спеша, внимательно. Именно от этого зависит качество конечного результата.

    Читайте также:  Самодельный фильтр

    Инструменты для рихтовки

    В процессе работы специалисты используют различные инструменты и приспособления:

    • Рихтовочные молотки.
    • Кузовные ложки и гладилки.
    • Поддержки.
    • Кузовной напильник.
    • Надувные подушки и вакуумные присоски.
    • Аппарат контактного типа сварки (споттер).

    Подробнее о применении инструментов читайте здесь.

    Техники рихтовки

    При восстановлении деталей автомобиля используют различные приемы:

    • Техника «молоток вне поддержки».
    • Техника «молоток на поддержке».
    • Использование молотка с острым бойком без поддержки.
    • Использование споттера.
    • Подробнее о технике рихтовки читайте здесь.

    Усадка растянутого металла

    Следует учитывать, что после завершения рихтовки может образоваться область растянутого металла, который становится ослабленным и нестабильным. В этих местах появляется выпуклость или вогнутость на поверхности детали. Данный дефект называется «хлопун» (при надавливании на выпуклость она прогибается в обратную сторону). Чтобы исправить такой дефект, будет недостаточно просто простучать его молотком.

    Про методы устранения «хлопуна» читайте здесь.

    Заключение

    На первый взгляд рихтовка не является таким уж сложным процессом, однако для качественного восстановления детали необходимо обладать соответствующими навыками по работе с металлом. Незначительные повреждения действительно можно устранить своими руками, но сложные лучше доверить специалистам. Ведь помимо специального оборудования и инструментов, они обладают необходимым опытом и навыками.


    Способы рихтовки кузовных элементов

    Дорожно-транспортное происшествие – событие неприятное, и от него никто не застрахован. От удара страдают различные кузовные части кузова, и часто требуется замена деталей. В некоторых случаях кузовные части удается спасти – рихтовка авто позволяет сэкономить на ремонте, избежать замены.

    Восстановление геометрии кузовных элементов – дело непростое, но при определенных навыках, аккуратности и терпении рихтовку можно выполнить самостоятельно.

    Рихтовка

    В кузовном ремонте рихтовка – это восстановление различных кузовных элементов путем правки геометрии деталей с помощью различных инструментов. Придать первоначальную форму кузовной детали достаточно сложно, особенно, если повреждения при ДТП получены значительные. Как правило, рихтуют такие элементы как:

    • двери;
    • передние задние крылья;
    • капот;
    • дверь (крышку) багажника;
    • крышу;
    • металлические бампера;
    • пороги.

    Проводить рихтовочные работы не всегда целесообразно – нет смысла восстанавливать детали, если:

    • имеются значительные повреждения, для восстановления их потребуется много времени;
    • новые запчасти в магазине стоят недорого – дешевле и проще произвести замену элемента.

    Инструмент для рихтовки

    Кузовные детали восстановить можно как с помощью простейшего инструмента, так и с использованием профессиональных приспособлений и стендов. К простым инструментам для восстановления геометрии «кузовщины» относятся:

    • молотки и киянки различных видов;
    • всевозможные поддержки (наковальни, металлические бруски всяких размеров);
    • специальные ложки для вытягивания металла:
    • рычаги и крючки;
    • инструмент для шлифовки.

    Существует также более сложное оборудование, а также целые наборы инструмента. В стандартном комплекте рихтовочного оборудования обычно присутствует:

    • гидронасосы и цилиндры;
    • насадки всяческих форм;
    • ударные пластины;
    • переходники.

    В профессиональном кузовном ремонте используются реечные платформенные стапели, специальные стенды. На спецоборудовании при восстановлении геометрии кузовного элемента достигается воздействие на поврежденные участки с большим усилием и точностью, металл выправляется быстрее и с меньшими трудовыми затратами, рихтовка получается более качественной.

    Споттер для рихтовки авто

    Кузовной ремонт, в том числе рихтовку, можно производить методом контактной сварки. В качестве инструмента в данном случае используются споттер – на деформированную поверхность привариваются крепежные элементы, с помощью которых вытягивается металл. Если в стандартном методе для выравнивания поверхности необходимо железо выстукивать изнутри, то благодаря контактной сварке и специальному приспособлению выравнивание поверхности металла производится снаружи.

    Использование споттера дает определенные преимущества:

    • пользоваться контактной сваркой безопаснее, чем обычным сварочным аппаратом, от него практически не летят искры;
    • на месте сварки не образуется окалин и шлака, сварочным аппаратом не прожигается даже тонкий металл;
    • приваривать крепеж можно несколько раз, так крепежные шайбы от сварки не плавятся;
    • использование споттера повышает производительность работ – процесс рихтовки занимает меньше времени.

    Аппараты точечной сварки выпускаются различными производителями – оборудование может быть разным по цене, стоимость зависит от нескольких факторов:

    • мощности аппарата;
    • страны-производителя;
    • бренда;
    • степени оснащенности (комплектации).

    Наиболее известными фирмами, выпускающими оборудование, являются:

    Использовать споттер особенно выгодно в условиях крупного автосервиса, специализирующегося на кузовном ремонте. Принцип работы оборудования следующий:

    • участок кузовной поверхности, который необходимо выровнять, тщательно зачищается от лакокрасочного покрытия;
    • также зачищается участок кузовной детали, где будет крепиться массовый провод сварочного аппарата;
    • после обработки металл очищается с помощью сжатого воздуха, устанавливается масса – контакт должен быть надежным;
    • затем к кузовной поверхности на поврежденном участке привариваются крепежные элементы (шайбы);
    • на обратный молоток устанавливается крючок для шайб;
    • металл на поврежденном участке выправляется следующим образом – крючок зацепляется за шайбу, а обратным молотком железо вытягивается наружу;
    • затем шайбы удаляются, поверхность защищается и выравнивается.

    Для глубоких и больших вмятин применяется система вытяжки, в этом случае:

    • на ремонтируемую поверхность привариваются специальные шайбы с удлинителем;
    • в отверстия шайб вставляется пруток;
    • на кузове закрепляется система вытяжки, соединяется с прутком;
    • зачем посредством рычагов металл на деформируемом участке вытягивается.

    Также вмятины можно выправить с использованием:

    • иглы для точечной сварки и обратного молотка;
    • приваривания к поврежденному участку звездочек;
    • приваривания волновой проволоки (для длинных и узких участков повреждений).

    Контактный сварочный аппарат также можно использовать для осадки металла. В условиях автомастерской цена рихтовки с помощью споттера снижается – работа занимает меньше времени, рихтовка становится не такой трудоемкой.

    Гидравлический кузовной ремонт

    В рихтовочных работах часто используется гидравлика – гидравлические растяжки и домкраты, гидроцилиндры, насосы. Гидравлический инструмент идет в комплекте, растяжка позволяет создавать усилие до 5 тонн. С помощью гидравлики рихтуются багажники и капоты автомобилей, выравнивается пороги, исправляются перекосы дверных проемов.

    Вакуумная вытяжка вмятин

    Если на кузове (двери, крыле, крыше) образовалась вмятина, но лакокрасочное покрытие не пострадало, можно исправить дефект с помощью вакуумной рихтовки. Для выправления вмятин используется пневматический или вакуумный инструмент (присоски), данный метод применяется для выправления так называемых «хлопунов» размерами более 15-20 см в диаметре.

    Преимущество этого способа заключается в том, что после исправления дефекта покраска не требуется – лакокрасочное покрытие не повреждается, работа выполняется гораздо быстрее, чем при обычной рихтовке. Но вакуумная вытяжка вмятин требуется определенного мастерства, и выправить удается далеко не каждую вмятину.

    Рихтовка авто своими руками

    Рихтовку кузовных деталей при большом желании можно произвести самостоятельно, но необходимо рассчитывать свои силы. Если нет соответствующего опыта, внешний вид своего автомобиля хозяин может испортить, и в дальнейшем мастерам автовладелец только усложнит работу.

    Как правило, в домашних условиях водитель не имеет специального оборудования, поэтому для рихтовки в основном используется домкрат и резиновый молоток. Проще всего будет самостоятельно рихтовать небольшие вмятины, и если кузовной элемент съемный (переднее крыло, дверь, капот), его все же лучше снять.

    Переднее крыло отрихтовать самостоятельно проще всего, чтобы выровнять деформируемую поверхность, деталь сначала необходимо снять с автомобиля. После демонтажа крыло следует положить на ровную плоскость, укрытую плотной тканью (войлоком) – мягкая основа здесь необходима для смягчения ударов. Нанося удары, следует регулярно осматривать крыло, проверять, насколько удается выровнять металл. Если в результате рихтовки краска облетает, нужно этот участок подготовить к покраске – зашпатлевать, зашкурить, обезжирить и затем загрунтовать.

    Чтобы отрихтовать вмятины на двери, кузовной элемент также следует демонтировать. После демонтажа дверь разбирается, с нее снимается дверная обшивка. Если вмятина находится приблизительно посередине дверной накладки, дефект устранить нетрудно – изнутри железо можно выстучать. «Гаражные болезни» вылечить сложнее, и рихтовку здесь все же следует доверить профессионалам – качественно самостоятельно выполнить работу вряд ли получится, а толстый слой шпатлевки – это не выход из положения, шпатлевка может и отвалиться.

    Нюансы рихтовочных работ

    1. Если вмятина образуется на части кузова с двойным металлом, молотком выровнять поверхность не получится – изнутри до внешнего железа будет не добраться. В таком случае качественно отрихтовать элемент можно с помощью споттера.
    2. Если по центру заднего/ переднего крыла или двери образовался «хлопун», его можно попробовать выправить без использования каких-либо инструментов – необходимо по железу изнутри резко ударить рукой. Безусловно, можно воспользоваться и вакуумной присоской с обратным молотком, но не у всех этот инструмент имеется.
    3. Бывает и так – повреждается кузовная деталь (крыло, дверь, капот, крышка багажника), уже имеющая следы коррозии. Рихтовать такой элемент не имеет смысла даже по бедности. Лучше пока ездить с этим дефектом и копить деньги на ремонт и новую деталь. Конечно, в данном случае речь не идет о серьезной аварии.
    4. При выравнивании поверхности одиночные резкие удары лучше не наносить, ударять следует легко и часто.
    5. Есть кузовные детали, которые стоят недорого, поэтому рихтовка старого капота или переднего крыла не всегда оправдана. Но здесь есть один нюанс – на многие иномарки продаются неоригинальные китайские запчасти. Если на машине установлен оригинальный капот, и его можно отрихтовать, то лучше восстановить его, чем покупать дешевый «неоригинал», с которыми могут возникнуть проблемы: железо начнет быстро ржаветь, деталь будет трудно подогнать по своему месту.

    Рихтовка металла (инструменты, примеры)

    Из всех кузовных работ операции по выравниванию металла (рихтовка) требуют наибольшего мастерства. Умение контролировать силу ударов и знание того, как и куда направлять эти удары в соответствии с поставленными целями – все это определяет высококлассного специалиста. Специалистом же можно стать только в результате длительной практики, освоив сначала основные принципы работы. Поэтому новичку в этом деле нет смысла строить грандиозные планы. Если вы интересуетесь рихтовкой, то сначала потренируйтесь на обрезках металла и не торопите события. Для работы следует приобрести высококачественные инструменты. Они хотя и стоят недешево, но долговечны, правильно изготовлены и подогнаны, ими легче работать и при длительной эксплуатации они в конечном итоге окупят себя.

    Для понимания процесса рихтовки необходимо знать некоторые основные положения. Когда лист металла сгибается при аварии или столкновении, энергия удара проходит через него, вызывая появление прямых повреждений в точке контакта и обширных участков внутренних напряжений. При этом на поверхности остаются вмятины, выпуклости или складки, волнистые участки. При выполнении ремонтных восстановительных работ важно знать и уметь определять направление силы, вызвавшей повреждения, для того чтобы точно в обратной последовательности произвести исправления.

    Перед проведением любых ремонтных работ с металлическими листами их внутренние и внешние поверхности должны быть тщательно очищены от загрязнений и других инородных частиц, которые могут повлиять на точность приложения выравнивающей силы. Большинство внутренних покрытий удаляется при помощи скребка или шпаклевочного ножа после предварительного их размягчения с использованием газовой горелки с соплом большого диаметра и “мягким” пламенем. Внешнюю поверхность следует вымыть чистой водой, а любые масляные следы и пятна от асфальта удалить при помощи тряпки, смоченной в растворителе. Предварительная подготовка панели сделает ее выпрямление ручными инструментами наиболее эффективным в связи с уменьшением ее износа на подкладных штампах. Первым шагом в рихтовке является выпрямление вмятин, V-образных выемок и складок в области побочных повреждений, выполняемое как можно аккуратнее, без дальнейшего вытягивания и изменения формы.

    Изменение формы должно производиться поочередно на выпуклых и вогнутых поверхностях. Таким образом металл медленно поднимается на один уровень с окружающими листами.


    Рис.1. На рисунке изображен ручной подкладной штамп с двумя рабочими поверхностями и специальный рихтовочный молоток

    Масса и размеры подкладных штампов и площадь контакта с панелью являются важными факторами, которые следует обязательно принимать в расчет. В результате слишком сильных ударов молотком металл может быть выдвинут внутрь или наружу, поскольку он не может смещаться в сторону и поглощаться панелью. Из-за этого впоследствии придется снова выпрямлять панель.

    Читайте также:  Самоцентрирующие и четырехкулачковые патроны

    Молоток нужно держать свободно, его ручка должна находиться по центру большого пальца руки и на таком же расстоянии от тыльной стороны запястья, пальцы должны охватывать ручку так, как показано на рисунке 2. Теперь при сжатии пальцев, чтобы охватить ручку, головка молотка будет выбрасываться вперед силой пальцев, проходя положение 2 под углом приблизительно 80°. Этот метод нанесения ударов наиболее подходит при работах под поверхностями, когда не видно молотка или рабочего места.


    Рис.2

    При использовании этого метода впервые трудно нанести сильные удары. Увеличение силы ударов достигается только практикой. Попробуйте выбрасывать головку молотка на ладонь другой руки без движения запястья или локтя. В качестве альтернативы можно использовать доску из мягкого дерева, чтобы убедиться, что следы ударов имеют ровную форму.

    При помощи движения запястья молоток достигает лучшего контакта с панелью в положении 3.

    Более сильные удары, применяемые с целью черновой обработки, становятся точнее при движении локтя и плечей (как при использовании обычного молотка), поэтому здесь не требуется никаких дополнительных объяснений.

    При первоначальных попытках рихтовки панелей некоторые трудности могут возникать с точностью попадания молотка на панель так, чтобы его головка соприкасалась с подкладным штампом с обратной стороны поверхности. Положите небольшой подкладной штамп под панель и легко обстучите верхнюю поверхность молотком. По максимальной отдаче определите положение вершины штампа. Как только это будет достигнуто, передвигайте штамп и одновременно наносите удары молотком по поверхности панели, под которой он находится. Добейтесь высокой координации движений.

    Рихтовочные молотки должны быть хорошо сбалансированы, то есть молоток должен находиться в состоянии равновесия, когда вы держите его на руке в точке, находящейся на расстоянии примерно 3/4 длины ручки от головки. Ручку молотка не следует сжимать слишком сильно, так как это приведет к быстрой усталости руки при длительной работе. При нанесении ударов по металлу головка молотка должна опускаться на поверхность всей своей плоскостью. При всех ударных операциях молоток должен передвигаться по кругу (см. рис.3) с частотой 100-120 ударов в минуту. Таким образом, по металлу наносится серия скользящих ударов, контактирующих с поверхностью небольшой площадью. Для выравнивания панели молотком наносятся легкие удары, которые должны ложиться на поверхность аккуратными рядами с интервалом около 1 см до тех пор, пока не закончится выравнивание. Молотки разных размеров и массы часто используются отдельно или вместе с бруском из твердого дерева для того, чтобы выравнивать гибкие участки металла. Негибкие внешние выступы затем выравниваются “пружинными” ударами или с использованием техники подкладывания штампов под выпуклую и вогнутую поверхности. Такая техника показана на рис. 4.


    Рис. 3


    Рис. 4


    Рис. 5


    Рис. 6

    Размер подкладного штампа выбирается таким образом, чтобы штамп подходил под размер выступа. Затем удары наносятся по вершине выступа, их сила постепенно увеличивается и выступ выравнивается. Работая вдоль выступа, постепенно продвигайтесь от одного конца к другому, т.е. не прикладывайте силу удара к одной точке выступа, а последовательно выравнивайте его со всех сторон.

    В случае работы с вогнутой поверхностью применяется техника подкладывания штампа под вогнутую поверхность или техника косвенных ударов. В этом случае также подбирается подкладной штамп, подходящий по размеру к впадине и соответствующий первоначальной форме (см. рис.5). Удары по выступу рядом с подкладным штампом приведут к ответной реакции через штамп на вершину впадины панели. Удары молотка и следующая за ними реакция подкладного штампа постепенно выравнивают впадину. На последней стадии рихтовки применяется техника подкладывания штампа под выступ. Когда работа над панелью заканчивается, мелкие выступы и впадины убираются при помощи молотка, как показано на рисунке 6. Теперь для выявления оставшихся углублений поверхность проверяется при помощи напильника. Каждое углубление должно выправляться индивидуально, ударом или серией ударов, наносимых заостренным концом молотка. Старайтесь не наносить сильные удары по оставшимся небольшим выемкам, иначе поверхность металла станет грубой.

    Головка киянки обычно изготовляется из прочного дерева, а ручка – из ясеня. Стандартная круглая киянка имеет цилиндрическую головку. Киянку с утолщением иногда называют грушевидной. В настоящее время киянки изготовляются и из других материалов, таких как резина, сыромятная кожа или мягкие металлы.

    Резиновая киянка с сменными головками идеально подходит для работы с алюминием и может применяться при ремонте стальных листов. На рисунке 7 показан процесс гибки металлического листа. Он начинается с центра и может выполняться при помощи киянки с утолщенной головкой на мешке с песком. Удары наносятся в центр листа и, продвигаясь по окружности, переносятся на его края до придания листу необходимой кривизны. Для придания листу правильной формы удары должны наноситься с одинаковой интенсивностью.


    Рис.7

    МОЛОТКИ И ПОДКЛАДНЫЕ ШТАМПЫ

    Выгибание поврежденных выступов

    Подкладной штамп помещается в поврежденный выступ (см. рис.8); при этом используется конец штампа, наиболее соответствующий по размеру и форме первоначальной форме выступа. К штампу прикладывается усилие, направленное вверх и наружу. Процесс следует начинать внутри выступа, постепенно переходя к внешнему краю, действуя до тех пор, пока выступ не примет первоначальную форму.


    Рис. 8

    ЛОЖКИ И УДАРНЫЕ ПОЛОТНА

    Ложки применяются для выгибания и вытягивания поверхностей. Они также могут использоваться вместо подкладных штампов в тех местах, где прямой доступ к обратной стороне панели затруднен. Выбор ложки для конкретной работы зависит от первоначальной формы выравниваемой поверхности, удобства доступа и предполагаемых действий (черновая обработка или выравнивание).

    Восстановление панели крыши (см. рис.9) может производиться с помощью универсальной ложки вместо искривленного подкладного штампа. На рисунке 10 показано ее использование. Возможность использования подкладки для защиты лонжерона от локального повреждения и снижения давления в данной области посредством распределения силы у опоры зависит от зазора в этом месте. Вытягивая ложку вверх от положения “a” в положение “b” с постоянной силой (см. рис.10) и сопровождая это перемещение внешними ударами по выступам, восстановите первоначальную форму панели. Часть вытягивающей силы поглощается подкладкой.


    Рис. 9


    Рис. 10

    Ложка для внутренней рихтовки

    Дверь автомобиля, например, является двойной структурой. Ее рихтовка – это хороший пример для демонстрации применения кузовных ложек. Полностью разобранную дверь положите на пол или на стол, проложив два деревянных бруска (как показано на рисунке 11). Это делается для того, чтобы панель не царапала пол, а также дает место для движения при приложении силы к ложке. После черновой обработки ложку можно перевернуть таким образом, чтобы, используя технику подкладывания и молоток, завершить рихтовку. Степень свободы ложки внутри двери зависит от степени изгиба места, подлежащего рихтовке. Если прямой доступ невозможен, следует использовать подкладочный штамп на длинной ручке. В крайнем случае можно просверлить отверстия во внутренней панели двери для осуществления доступа внутрь. Эти отверстия при сборке закрываются внутренней обшивкой.


    Рис. 11

    Эта ложка может быть использована для отделения внешних панелей от внутреннего каркаса, если они повреждены и сдавлены вместе (см. рис.12). Ложку вставляют между панелью и каркасом и передвигают в стороны или вверх и вниз до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое разделение. Лезвие ложки можно использовать при этом как подкладной штамп для выпрямления внешней и -внутренней панелей (если это необходимо). Лезвие довольно тонкое, и таким образом, может быть использовано для рассоединения выступов дверных панелей или разрыва точечных сварочных швов.


    Рис. 12

    Выпуклая ложка с широкой рабочей поверхностью идеально подходит в качестве подкладного штампа или ложки для работы на ограниченной поверхности (см. рис.13).


    Рис. 13

    Упругая ударная ложка

    Легкая упругая ложка разработана специально для выпрямления выступов. Ложка размещается прямо на выступе (см. рис.14), и по ней резко наносятся удары молотком, сила которых распределяется ложкой по большой поверхности. Таким образом, происходит выпрямление выступов; при этом не остается следов от инструментов и даже не повреждается краска. Интенсивность ударов должна строго контролироваться для того, чтобы не повредить окружающую поверхность. Ударная ложка не предназначена для вытягивания и выправления, и ее


    Рис. 14

    поверхность, как и поверхность других ударных инструментов, должна быть чистой и хорошо отполированной. Любые неровности на поверхности ложки будут передаваться на обрабатываемую панель.

    Ударные полотна используются для ликвидации выемок и вмятин в металле с использованием подкладок и подкладных штампов, а также без них. Для выпрямления легких вмятин или волнистой поверхности подкладной штамп не требуется. Ударное полотно накладывается на панель так, чтобы удары приходились на соответствующее место (см. рис.15). Зубцы полотна удерживают металл в площади контакта и препятствуют его вытягиванию. Старайтесь ограничивать применение ударных полотен до минимума или используйте их лишь при очень мелких повреждениях, так как полотна не заменяют подкладных штампов и ложек.


    Рис.15

    К завершающей стадии работы с панелью на ее поверхности остаются участки с внутренними напряжениями. Начиная выравнивание, необходимо сначала точно определить место, размер и форму этих участков на ощупь или визуально. В случае большой плоской поверхности, такой как дверная панель, применяется специальная линейка. Для увеличения чувствительности проверки наощупь используют тонкие хлопчатобумажные перчатки.

    Распылите маслосодержащую жидкость на окрашенную поверхность корпуса автомобиля и при помощи яркого источника

    света найдите дефекты поверхности. Когда напряженные области обнаружены, меры по их устранению зависят от характера и величины напряженного участка (см. раздел “Тепловое выравнивание” в главе “Сварка, пайка и резка”).

    Для слабонапряженных поверхностей можно использовать специальные молотки (см. рис.16) с квадратным рифленым бойком. При использовании молотков такого типа небольшая поверхность металла удерживается рифленой поверхностью бойка. Такие молотки могут использоваться при работе с алюминием в холодном состоянии, но при работе со сталью напряженные места необходимо предварительно нагревать и действовать молотком как можно быстрее, пока нагретое место не остыло. Тем не менее, будьте осторожны, потому что теплота сама может вызвать дополнительные напряжения. По возможности производите нагревание изнутри панели для уменьшения объема подготовительных работ при покраске.


    Рис. 16

    Сетчатые подкладные штампы

    Для облегчения выравнивающих работ применяются специальные сетчатые подкладные штампы, которые имеют большую выпуклую сетчатую грань на верхней поверхности.

    На поверхности детали делается углубление, и излишний металл при помощи сетчатого подкладного штампа смещается в канавку. В более сложных случаях необходимо сделать вторую канавку под прямым углом к первой, образуя крест

    В случае крайней необходимости, если уже нельзя ничего убрать с поверхности, рекомендуется оставлять на выровненной поверхности только выемки, но ни в коем случае не выступы, потому что выступы невозможно скрыть. Новичкам настоятельно рекомендуем не обращать внимание на мелкие выемки (при попытках их убрать могут возникнуть напряжения). Заканчивать работу необходимо с использованием пластмассового наполнителя, при помощи которого можно легко придать поверхности первоначальную форму.

    Для рихтовки производятся различные наборы инструментов, которые подойдут как профессионалам, так и любителям

    Ударные операции, проводимые с металлом, приводят к его затвердеванию (т.н. наклеп). Это особенно быстро случается с алюминием, медленнее – со сталью. Результатом является то, что металл становится жестким и пружинистым, поэтому с ним очень тяжело работать. Со сталью вопрос решается так: поверхность нагревается докрасна, затем газовой горелкой над ней производятся спиральные движения при постепенном удалении горелки, чтобы сталь медленно остывала. Используйте эту технику только тогда, когда вы производите ремонт панели, которая нуждается в значительной обработке, поскольку в этом случае слишком велика опасность возникновения искривлений. Алюминий также следует нагревать с целью отжига, но помните, что он плавится при температуре, меньшей температуры красного каления. Процесс отжига произойдет даже если алюминий охладить на воздухе или водой. Охлажденная же подобным образом сталь не отожгется достаточно хорошо.

  • Ссылка на основную публикацию