Риски на таможне

Система управления таможенными рисками (СУР)

Ниже риска, профиль риска, ниже профиля, попали под риск, низкая стоимость и т.д.- все эти странные фразы можно услышать при разговоре с декларантом. О чем вообще речь? Попытаюсь доходчиво объяснить.

Дело в том, что таможня придумала хитрую и эффективную систему и называется она Системой управления рисками (СУР), которая борется с недостоверным декларированием. Недостоверными могут быть цена, заявленный код, вес нетто, страна происхождения. На эти ухищрения идут некоторые участники ВЭД для того, чтобы снизить размер таможенных платежей или избежать каких-либо ограничений при ввозе и вывозе.

Сам по себе Таможенный риск это некоторая вероятность того, что товар задекларирован недостоверно. А профиль риска- описывает к каким товарам относится риск, критерии, меры, которые должен предпринять инспектор, чтобы снизить вероятность этого риска. Теперь подробнее:

Ценовые риски

В таможне есть некоторая база, в которой каждому коду ТН ВЭД приписана некоторая стоимость (эту стоимость называют уровень риска) и измеряется эта стоимость в долларах США за кг нетто ($/кг) товара. Эта база, которая содержит уровни ценовых рисков, является внутренней информацией таможни и не разглашается. Интернет пестрит «подпольными» продавцами таких баз. Да и по поисковому запросу «таможенные риски скачать» можно что-то найти, правда далеко неактуальные данные и не факт, что без вирусов. Уровень риска варьируется по кодам и по странам происхождения товара. Для некоторых видов товаров, у которых есть дополнительные единицы измерения, существуют ещё и риски за единицу измерения. К примеру, у тканей это квадратные метры и для них существуют риски и в $/кг, и в $/м 2 .

В свою очередь, стоимость вашего товара по декларации, которая измеряется в $/кг, называется ИТС (индекс таможенной стоимости). Чтобы его найти нужно просто значение графы 46 разделить на значение графы 38.

Итак, вы подаете декларацию в таможенный орган, декларация регистрируется (т.е. присваивается номер ) и начинается ее проверка. Программа у таможенного инспектора сравнивает по каждому товару декларации ИТС с уровнем риска. И если ИТС оказывается ниже этого уровня, то это и называется «ниже риска». Теперь инспектор должен «минимизировать» этот риск, т.е. исключить возможность занижения цены (а, следовательно, и таможенных платежей) и он запрашивает дополнительные документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость («выставляет дополнительную проверку»).

Опытный декларант анализирует перед подачей декларации стоимость. И заранее подготавливает комплект документов для подтверждения таможенной стоимости. Минимальный комплект таких документов содержит прайс-лист изготовителя, бухгалтерские документы по оприходованию этого товара из предыдущих поставок и экспортную декларацию. Но это может оказаться недостаточно и тогда у вас запросят и документы по реализации, и скан контракта, и оплату поставщику, и информацию о ценах аналогичного товара на внутреннем и внешнем рынке, и еще много чего.

Вывод: стоимость вашего товара лучше проверять до подачи декларации, а лучше до осуществления поставки, чтобы избежать непредвиденных расходов.

Товары прикрытия

Другой вариант, когда пытаются заявить код товара с меньшим размером пошлины. На этот случай существуют риски на товары прикрытия.

В этом случае инспектор должен убедится, что заявленный код достоверен. Для этого он может запросить дополнительное описание товара, «попросить» провести таможенное наблюдение.

Какие еще бывают риски?

Профилей рисков существует достаточно много, они постоянно меняются. Некоторые прекращают свое действие, появляются новые. Есть риски по разнице веса нетто/брутто. Это против тех деятелей, которые занижают вес нетто с целью завысить ИТС.

В общем, СУР призвана отсечь человеческий фактор при проверке инспектором таможенной декларации и пресечь нарушения законов.

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@rastamozhitvspb.ru и в скором времени я обновлю статью.

Возможно Вас заинтересует следующее:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Риски на таможне

При таможенном оформлении товаров и (или) последующей реализации либо использовании этих товаров в РФ у добросовестных участников ВЭД наиболее часто возникают следующие основные проблемы:

  • Попадание компании – участника ВЭД под профили риска в рамках системы управления рисками на таможне, с последующим принятием таможней мер по минимизации рисков
  • Попадание контракта или конкретной поставки товаров по контракту под профили риска на таможне, с последующим принятием таможней мер по минимизации рисков
  • Отказ таможни от принятия контракта и (или) документов для таможенного оформления
  • Запрет таможней ввоза товаров в РФ или вывоза товаров из РФ
  • Задержка таможенного оформления, с дополнительными расходами на хранение товаров на СВХ, переоформление документов, разделение товарной партии на отдельные товары по их видам и (или) наименованиям и т. п.
  • Досмотр товаров на таможне, с дополнительными расходами на погрузку-выгрузку товаров, восстановление товарного вида вскрытых упаковок и т. п.
  • Изменение таможней заявленного участником ВЭД кода ТН ВЭД товаров, с увеличением начисленных таможенных платежей
  • Корректировка заявленной таможенной стоимости товаров, с увеличением начисленных таможенных платежей
  • Требование таможни о представлении участником ВЭД дополнительных документов
  • Отказ таможни от предоставления участнику ВЭД тарифных преференций
  • Отказ таможни от предоставления участнику ВЭД льгот по НДС
  • Приостановление выпуска товаров при их импорте в РФ без разрешения правообладателя товарных знаков на товарах
  • Арест товаров из-за несоответствия товаров сведениям в товаросопроводительных документах о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров, с наложением штрафа в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей и (или) конфискацией товаров
  • Штраф за недостоверное декларирование товаров в размере от 1/2 до двукратной суммы неуплаченных таможенных платежей с возможной конфискацией товаров
  • Штраф за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров в РФ (непредставление сертификатов, представление неправильных сертификатов) в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей
  • Штраф за нарушение сроков хранения товаров на СВХ в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей с возможной конфискацией товаров
  • Штраф за неисполнение обязанности по репатриации валюты в размере 75-100% от суммы предоплаты нерезиденту
  • Штраф за каждое нарушение правил учета и отчетности по валютным операциям (правил оформления паспортов сделок) в размере 40 000 – 55 000 руб.
  • Штраф на перевозчика за перевозку грузов с превышением разрешенной нагрузки на ось в размере от 250 тысяч до 400 тысяч рублей, с последующим взысканием этого штрафа с участника ВЭД – владельца груза
  • Таможенные проверки и ревизии после выпуска товаров, с доначислением таможенных платежей

Примеры прочих таможенных вопросов по контрактам и документам ВЭД:

В связи с приказами таможенных органов о контроле сведений, заявляемых в графе 31 ГТД, при составлении или разработке контрактов необходимо учитывать такие таможенные требования к описанию товаров, в частности, необходимость указания конкретных моделей, артикулов, технических характеристик и их документального подтверждения каталогами, инструкциями и т. п.

В связи с запретами на ввоз в РФ пищевой продукции, которые Россельхознадзор периодически налагает на конкретных иностранных производителей, в контрактах и документах на ввозимые партии должно быть указано, продукция какого именно производителя ввозится в РФ.

В зависимости от наименования (вида, кода ТН ВЭД) поставляемых по контракту товаров может потребоваться подтверждение их целевого назначения в силу примечаний к Таможенному тарифу Российской Федерации. Для получения такого подтверждения (в Минпромэнерго, Минтрансе, Минздравсоцразвития, Россельхознадзоре) необходимо соблюсти соответствующий порядок представления документов и информации о товарах.

Новости

07.03.2020
Пресечен канал незаконных финансовых операций через один из банков г. Иваново

Аналитические правовые услуги по ВЭД, счетам за рубежом, КИК, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро “Проект-ВС” (Москва) • 2001-2020 • Контакты
© Автор сайта: Славинский В. Ч. Все права сохранены

Профили рисков таможни, проходные цены

Система управления таможенными рисками.

Все риски связаны с проведением дополнительной таможенной проверки – документальной, в виде досмотра товара, в том числе с применением
специальных средств или с отбором проб и образцов.

Основные направления работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
• нарушения, имеющие устойчивый характер;
• нарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
• нарушения, подрывающие конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
• нарушения, затрагивающие другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы (например, пополнение бюджета).

СУР основывается на стандартах ВТО, что обеспечивает:
• сокращение времени таможенного оформления;
• прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
• партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Источники информации, используемые для выявления рисков:
• различные базы данных таможенных органов;
• оперативная информация;
• обращения и жалобы граждан и юридических лиц;
• информация других государственных органов;
• СМИ;
• результаты служебных проверок, оперативно-розыскной деятельности;
• информация, предоставляемая участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе;
• акты законодательства и правовые акты;
• интернет.

Механизм действия СУР предполагает:
• определение области риска, с которым связывается вероятность совершения правонарушения;
• определение критериев, которые служат в качестве инструмента для выбора объекта контроля;
• наличия профиля риска, основанного на собранной ФТС статистической информации.
Эффективность достигается путем усиления аналитической работы и взаимодействия всех структурных подразделений участвующих в таможенном контроле.

Риски при импорте основаны на анализе рынков импортной продукции. Анализируется не только таможенная стоимость товаров, но сами товары, производители и торговые марки, внешнеторговые контракты и товарно-сопроводительные документы, деятельность участников ВЭД и таможенных представителей.

Профили таможенных рисков и основные объекты рисков ВЭД:

Цена товара и риски таможни.

Для подтверждения таможенной стоимости (налогооблагаемой базы товара) предлагаем заранее выяснить статистические цены на Ваш товар и сравнить их с профилями рисков таможни.

Риски на таможне.

Ценовые риски – это так называемые «проходные цены на таможне», или «сетка таможни», информационно-вспомогательный инструмент для работы сотрудников таможенной службы, который должен помогать выявлять возможное нарушение таможенного законодательства.
Товары по таможенной стоимости ниже контрольных показателей $/кг попадают под инструкции и распоряжения по «отработке» профиля риска, особому порядку таможенного оформления с мерами дополнительного таможенного контроля по минимизации данного риска.

Существующие меры по минимизации таможенного риска:
• таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов;
• таможенный досмотр товаров (5 ÷ 100%);
• отбор проб и образцов товаров (таможенная экспертиза товаров);
• принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению товарной номенклатуры (дополнительные документы по описанию товара и классификационное решение по коду ТН ВЭД ТС отделом данной таможни);
• принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению контроля таможенной стоимости (дополнительные документы, перечень которых определяется в зависимости от условий и особенностей каждой конкретной внешнеторговой сделки);
Основные дополнительные документы: прайс-листы производителя ввозимых товаров, экспортная таможенная декларация страны отправления, документы по оплате ввозимых товаров, выписка из бухгалтерской ведомости о принятии товара к налоговому учету.
• запрос дополнительных документов и сведений с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах;
• выставление требования декларанту о представлении оригиналов документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях;
• выпуск товаров по согласованию с начальником таможенного поста.

Будет ли стоимость при таможенном декларировании попадать
под действия профиля риска или декларируемая таможенная стоимость будет выше контрольных показателей таможни.

Это желательно знать заранее по каждому таможенному коду.

Дополнительные документы таможенной проверки.
Согласно Приложению3, «к порядку контроля таможенной стоимости товаров», из Решения Комиссии Таможенного Союза №376 от 20 сентября 2010 г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» установлен перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запросом таможенного органа при проведении дополнительной проверки:
1. Прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение.
2. Сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный ее перевод.
3. Сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе).
4. Упаковочные листы.
5. Бухгалтерские документы об оприходовании товаров.
6. Договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза.
7. Сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно.
8. Оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются).
9. Документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование.
10. Документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта).
11. Документы и сведения, подтверждающие производимые после прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или техническое содействие (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ, акты выполненных работ и т.п.) в отношении таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование.
12. Документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара.
13. Документы, подтверждающие, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в частности:
документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акций организаций государств – членов Таможенного союза и иностранных государств;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу вычитания;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу сложения;
документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям.
14. Другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.

ИТС и ставки риска на таможне

Все, кто имел дело с таможенным оформлением импорта или хотя бы наводил справки на этот счёт, наверняка слышали такие термины как «ИТС» и «таможенная ставка», либо брокер многозначительно предупреждал, что «стоимость ниже риска».

Время разобраться с этими понятиями, так они действительно играют важную роль в процессе таможенного оформления и несут в себе реальные риски для импортёра.

Что такое ИТС

Индекс таможенной стоимости (ИТС) рассчитывается очень просто — это отношение таможенной стоимости товара к его весу нетто. Иными словами, ИТС показывает, сколько стоит 1 кг ввозимого товара. Все остальные термины вроде «таможенной ставки» — просто другие названия того же явления.

При расчёте ИТС нужно помнить, что таможенная стоимость ввозимого товара включает не только сумму покупки, которую вы заплатили иностранному поставщику, но и многие расходы, возникшие до пересечения товаром границы. Подробнее о расчёте таможенной стоимости можно прочитать в этой статье. Поэтому расхожее выражение «цена ниже риска» не совсем корректно.

Для чего важно знать ИТС?

Чтобы убедительно ответить на этот вопрос нужно чуть-чуть представить, как работает таможня, в частности, её система управления рисками.

Таможенная статистика и система рисков

С учётом огромного и нескончаемого товаропотока, ни один пост не способен проверять не то что 100% деклараций, но даже сколько-нибудь значимую их долю — абсолютное большинство поставок выпускается «на автомате». Чтобы максимально эффективно использовать ограниченный ресурс более тщательной проверки (изучение документов, рентген, досмотр и т.п.), таможня опирается в своей работе на гигантскую по объёму и сложности информационную систему, которая собирает и хранит статистику всех поставок. Она в режиме реального времени сравнивает контрольные значения декларируемой партии со статистикой по аналогичным товарам. Большие отклонения и прочие «нестыковки» — указатель на возможное недостоверное декларирование и повод для более пристального изучения.

Эти математически выведенные и статистически обоснованные индикаторы и называются таможенными рисками. Их великое множество, в том числе весьма экзотические. Например, риск подачи декларации в выходной день (когда многие профильные отделы таможни отдыхают).

Для каждого риска прописан порядок действий при его возникновении: от запроса дополнительных документов до обязательного досмотра с полной выгрузкой товара.

Декларирование товара с ИТС ниже определённого уровня — серьёзнейший таможенный риск, гарантирующий проблемы при выпуске и чреватый серьёзными финансовыми потерями.

Установленный таможней минимальный ИТС называется «рисковой» или «проходной» ставкой.

И снова ТН ВЭД…

Как несложно догадаться, те самые контрольные значения ставок таможенной стоимости установлены для кодов ТН ВЭД (для тех, кто не в курсе, что такое ТН ВЭД, рекомендую ознакомиться с её кратким описанием в этой статье).

Рисковые ставки назначаются на основе статистических данных за период, как правило, последние полгода. Это закрытая информация для служебного пользования, но любой уважающий себя брокер имеет возможность узнать проходной ИТС интересующего товара.

Почём килограмм Apple?

Подобный бездумный способ установки рисковых ставок методом «средней температуры по больнице» часто приводит к парадоксальным значениям.

Если в течение продолжительного времени в каком-то коде преобладает ввоз дорогостоящих товаров, это неминуемо ведёт к росту средних ставок на этот код. Особенно подобные эффекты сильны в сегментах с высокой добавленной стоимостью брендов.

Чем опасен ввоз «ниже риска»?

На практике декларирование «ниже риска» — серьёзная проблема. Не зря в профессиональной среде рисковые ставки называются «проходными».

Таможня крайне болезненно относится к попыткам декларирования ниже минимальной ИТС. Этому есть несколько взаимосвязанных причин:

  • во-первых, ИТС ниже риска указывает на возможное намеренное занижение стоимости в целях сокращения платежей — то, с чем призвана бороться таможня;
  • во-вторых, это напрямую влияет на выполнение планов по сборам в бюджет, т.к. при построении планов прогноз товарооборота переводился в финансовые показатели именно по ставкам риска;
  • наконец, выпуск по ставке ниже риска автоматически «тянет вниз» всю последующую статистику кода, что также не приветствуется федеральной таможенной службой (ФТС).

По этим причинам инспектор сделает всё, чтобы либо не выпустить товар по заявленной стоимости, либо собрать неопровержимые доказательства её правомерности, прикрыв тем самым собственные тылы на случай последующего «разбора полётов».

Последствия для импортёра

Декларирование ниже риска гарантированно создаёт проблему в виде дополнительной таможенной проверки, направленной на подтверждение стоимости. В зависимости от величины отклонения, общего объёма партии и степени изощрённости инспектора, запрос может включать:

  • заверенный поставщиком прайс-лист;
  • официальный запрос стоимости и протокол переговоров по цене;
  • публичная информация, подтверждающая реальность заявленных цен, например, скриншоты с сайта;
  • договора и счета-фактуры на реализацию аналогичных ранее ввезённых товаров на территории РФ;
  • прайс-листы оптовых продавцов аналогичного товара в РФ;
  • официальное заключение независимой экспертной организации, аккредитованной при торгово-промышленной палате;
  • многое другое, чего иногда даже не представить заранее…

В результате проведения доп. проверки импортёра ждёт один из трёх возможных финалов:

  • Выпуск товара по заявленной стоимости — окончательная и безоговорочная победа! Ведь помимо решения проблемы ввоза конкретной партии успешный выпуск создаёт прецедент и попадает в таможенную статистику. А значит, будет на что ссылаться при всех дальнейших ввозах.
  • Корректировка таможенной стоимости (КТС) — напротив, самый худший из возможных раскладов. Таможня принудительно увеличивает стоимость для целей расчёта пошлин и НДС. Помимо роста платежей сам факт КТС очень плох для импортёра. Во-первых, он также создаёт прецедент и попадает в статистику, что автоматически сказывается на последующих ввозах. Во-вторых, это бьёт по репутации импортёра на таможне и увеличивает вероятность «срабатывания» других рисков в будущем. В-третьих, КТС является решением, которое очень трудно отменить, даже если оно оказалось неправомерным.
  • Условный выпуск под обеспечение — это промежуточный вариант: ни нашим, ни вашим. Суть его в том, что таможня не задерживает товар, но выпускает его «условно»: вопрос таможенной стоимости и окончательной суммы налогов остаётся открытым. При условном выпуске всегда назначается доп. проверка, а окончательное решение принимается после рассмотрения всех затребованных документов. Главная неприятность в том, что импортёр обязан перечислить на счёт ФТС денежный залог, гарантирующий выполнение обязательств на случай, если заявленная стоимость не будет подтверждена. Поэтому такой выпуск называется «под обеспечение».

На практике выпуск под обеспечение наиболее вероятен, и в среде брокеров его принято считать удачным исходом. Импортёр сразу получает свои товары, лишь на время замораживает деньги и после прохождения доп. проверки получает «красивую» статистику для последующих ввозов. Инспектор тоже по-своему в выигрыше — он не «режет» импортёра и сам не «подставляется» под возможные санкции за выпуск ниже риска. Пикантность заключается в том, что в отличие от выпуска по заявленной стоимости, где инспектор несёт персональную ответственность за принятое решение, доп. проверка проводится дюжиной подразделений, а её результат утверждается зам. начальника поста.

Можно ли ввозить ниже риска?

Да, безусловно! Более того, в свете приведённых выше принципов назначения проходных ставок, иногда весь ассортимент ввозимых на потоке товаров может «выпадать» из риска. И это не повод отчаиваться.

Залог успешного ввоза ниже риска — в выборе надёжных партнёров и хорошей предварительной подготовке.

Очень важно заранее корректно рассчитать ИТС своих товаров, присвоить верный код ТН ВЭД, уточнить актуальную проходную ставку, собрать сведения о практике выпусков на интересующем таможенном посту.

Все эти сведения должен предоставить брокер. Как правило, он также в курсе практики условных выпусков и поможет с прогнозом ожидаемого размера обеспечения.

Ну а выпуск по заявленной — это «высший пилотаж»!

В своей более чем 10-летней практике мой клиент всего единожды подвергся КТС, впоследствии не отменённой полностью, но смягчённой на основании жалобы в ФТС. Также я могу похвастаться 100% успешным прохождением доп. проверок при условных выпусках.

Если Вас интересует таможенное оформление с индексом таможенной стоимости ниже риска, свяжитесь со мной.

Профили риска

СУР используется при выборе форм таможенного контроля, который основывается на принципе выборочности.

СУР основывается на стандартах ВТО:

  • Сокращение времени таможенного оформления;
  • Прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
  • Партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Основные понятия:
Риск – вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Товары риска – товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.
Товары прикрытия – товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.
Индикаторы риска – определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

По товарам группы риска и группы прикрытия издано письмо ГТК РФ от 19 мая 2004 г. N 01-06/18051 “О перечне товаров группы “риска” и группы “прикрытия”.

Источники информации, используемые для выявления рисков:

  • Различные базы данных таможенных органов.
  • Оперативная информация.
  • Обращения и жалобы граждан и юр. лиц.
  • Информацию других государственных органов.
  • СМИ.
  • Результаты служебных проверок, оперативно-разыскной деятельности.
  • Информация, предоставляемая участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе.
  • Акты законодательства и правовые акты.
  • Интернет.

Профили рисков:

Одним из вопросов, который понятен далеко не всем участникам ВТД является понятие профиля риска.

Профиль риска это:

Совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный.

Под профилем риска, доведенном таможенными органами в бумажном виде, понимаются нормативные правовые или правовые акты ФТС России, в том числе утверждаемые целевые технологии таможенного контроля, осуществляемого при выполнении мер таможенно-тарифного регулирования, соблюдения законодательства по определению таможенной стоимости, валютного законодательства, правильности исчисления таможенных платежей и т.д. и в составе которых доводятся указания о необходимости применения таможенными органами конкретных форм таможенного контроля либо их совокупности в целях минимизации рисков.

Лучший способ понять, что такое профиль риска – рассмотреть его структуру:

Примерная структура профиля риска:

I. Общие сведения:

II. Сведения об области риска.

  • Индикаторы риска (вес, стоимость, количество и пр.)
  • Таможенный орган, совершающий таможенные операции с товарами
  • Внешнеторговый контракт
  • Таможенный режим
  • Вид транспорта и пр.

III. Меры по минимизации риска.

  • Указание о применении мер.
  • Тип таможенного досмотра.
  • Контактная информация:
  • Контактное лицо.
  • Лицо, подписавшее проект профиля.

Таможенные органы используют следующую технологию создания профиля риска:

1. На основе анализа таможня, РТУ или ФТС формирует проект профиля риска.

2. Направление проекта профиля риска происходит по следующей цепочке:

Таможня – РТУ – координирующее подразделение ГУОТК ФТС России.

РТУ – координирующее подразделение ГУОТК ФТС России.

ФТС – координирующее подразделение ГУОТК ФТС России.

Регистрация профиля риска осуществляется ФТС России.

По имеющимся материалам проводится рабочее совещание, на котором принимается решение о целесообразности издания профиля риска, происходит подготовка профиля риска в электронном виде.

ГНИВЦ ФТС России осуществляет ведение справочника профилей рисков. Кроме того, ГНИВЦ обеспечивает доведение профиля риска до соответствующих таможенных органов.

Действия при выявлении профилей рисков:

Применение мер по минимизации риска могут быть на уровне таможенного поста и таможни.

Графа “С” ГТД – отчет о результатах применения прямых мер по минимизации рисков.

Если профилем риска является нормативный акт – в отчете указывается № акта.

Особенности разработки и издания срочных профилей риска:

Срочные профили риска предназначены для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применить прямые меры по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска.

Проекты срочных профилей риска разрабатываются координирующими и иными структурными подразделениями ФТС России, РТУ или таможни на основе результатов осуществляемого мониторинга таможенного оформления.

Проекты срочных профилей риска, разработанные структурными подразделениями РТУ (таможни), представляются в ОКТО РТУ (таможни) для направления по оперативным каналам связи в ГУОТК.

Проект срочного профиля риска составляется в произвольной форме и может содержать следующие сведения:

  • о дате перемещения товара через государственную границу Российской Федерации;
  • о лицах, участвующих в перемещении товаров (перевозчик, получатель товара, лицо, ответственное за финансовое урегулирование);
  • о перемещаемых товарах и номерах транспортных средств;
  • о таможенных органах, совершающих таможенные операции с товарами;
  • о номерах таможенных документов (книжка МДП, транзитная декларация и др.);
  • иные сведения, необходимые для формирования и издания срочного профиля риска.

Проект срочного профиля риска направляется ОКТО РТУ (таможни) либо структурным подразделением ФТС России в ГУОТК по оперативным каналам связи (факс, электронная почта) с пометкой “Срочный профиль риска”.

Должностное лицо ГУОТК, принявшее по оперативным каналам связи проект срочного профиля риска, незамедлительно докладывает об этом начальнику координирующего отдела ГУОТК или его заместителю.

Поступивший проект срочного профиля риска регистрируется в журнале регистрации проектов профилей риска координирующего подразделения ГУОТК согласно Инструкции по работе с рисками и Временному порядку.

Предложения о целесообразности издания срочного профиля риска подготавливаются ГУОТК совместно со структурным подразделением, по направлению деятельности которого выявлен риск, как правило, в течение текущего дня.

По итогам выработки предложений о целесообразности издания срочного профиля риска координирующее подразделение ГУОТК подготавливает телетайпограмму, содержащую срочный профиль риска, относящийся к зональному виду.

Телетайпограмму подписывает начальник ГУОТК или его заместитель, уполномоченный начальником ГУОТК, либо начальник структурного подразделения ФТС России, по направлению деятельности которого выявлен риск.

Содержание телетайпограммы может быть также доведено до таможенного органа по телефону (посредством телефонограммы, согласно порядку, установленному иными правовыми актами ФТС России) и (или) с применением программного модуля “Ориентировки” АИСТ-М или АИСТ РТ-21.

Решение о признании нецелесообразным издания срочного профиля риска ГУОТК доводит до таможенного органа в устной форме по телефону.

После направления телетайпограммы может быть принято решение о повторном направлении срочного профиля риска в составе письма ФТС России в срок не позднее четырех дней с даты направления телетайпограммы.

Уполномоченные должностные лица таможенных органов до поступления телетайпограммы, содержащей срочный профиль риска, и применения прямых мер по минимизации рисков либо сообщения ГУОТК о признании срочного профиля риска нецелесообразным в пределах сроков, установленных в статье 152 Таможенного кодекса Российской Федерации предпринимают меры, направленные на обеспечение проведения проверки товаров, за исключением случаев проведения дополнительной проверки в соответствии с пунктами 3, 5 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Следует различать понятия профиля риска и ориентировки.

Ориентирование таможенных органов осуществляется с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеэкономической деятельности.

Содержание ориентировки обязательно включает в себя следующие основные сведения:

  • срок действия ориентировки;
  • территориальная сфера действия ориентировки;
  • описание области риска;
  • показатели индикаторов риска.

Ориентировка не может содержать указания о применении форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков.

Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков.

Проект ориентировки разрабатывается структурным подразделением ФТС России, РТУ, таможни по своему направлению деятельности самостоятельно.

Проекты ориентировок разрабатываются на основе результатов анализа электронных баз данных, а также иных источников информации.

Проект ориентировки РТУ (таможни) направляется письмом и по оперативным каналам связи (факс, электронная почта) в структурное подразделение ФТС России, по направлению деятельности которого разработан проект ориентировки по решению начальника соответствующей службы РТУ (заместителя начальника таможни, курирующего соответствующее структурное подразделение таможни).

К проекту ориентировки должна быть приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости издания ориентировки ФТС России в соответствии с направляемым проектом.

Проект ориентировки, поступивший из РТУ, рассматривается в соответствующем структурном подразделении ФТС России. В случае принятия решения о целесообразности издания ориентировки ФТС России проект ориентировки визируется начальником структурного подразделения ФТС России.

Ориентировки подписываются заместителем руководителя ФТС России, курирующим соответствующее структурное подразделение ФТС России и направляются в таможенные органы, как правило, письмом ФТС России, а также в составе программных средств.

ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Риски на таможне исключат

В 2006 году в федеральный бюджет перечислено более 681 млрд руб. (104,2% к 2005-му). Рост платежей достигнут не только за счет роста внешней торговли, высоких цен на нефть и экспортной составляющей. Это – результат целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров.

Таможенные платежи в целом по России обеспечили около 45% доходной части федерального бюджета. Доля СЗТУ в объеме платежей, поступающих в бюджет от всей таможенной системы страны, составляет более 20%.

В 2006 году внешнеторговый оборот СЗФО составил $90,667 млрд, что на 36% больше, чем в 2005-м. За год было оформлено более 1 млн грузовых таможенных деклараций (на 13% больше, чем в 2005-м).

Экспортная составляющая увеличилась, по сравнению с 2005 годом, на 31% и составила $60,6 млрд, импортная – на 45% ($30,6 млрд). Сохраняется ориентация внешнего рынка Северо-Запада РФ на страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте региона – 98%. На страны СНГ приходится лишь 2%. В товарной структуре экспорта преобладает продукция топливно-энергетического комплекса.

В импорте основные позиции занимают продукция машиностроительной промышленности и нефтехимического комплекса, продовольственные товары.

Декларирование в новом формате

За 2006 год через пункты пропуска проследовало 22,47 млн человек и 7,37 млн транспортных средств. При таком объеме перевозок стоит отметить, что существующая ныне система таможенного контроля, к сожалению, громоздка, сложна и затратна для участника ВЭД. Груз на пункте пропуска должен пройти 7 видов контроля.

При такой системе на границе образуются очереди, создается питательная среда для коррупции. Потому в таможенных органах отрабатывают новую схему организации таможенного контроля товаров, новизна которой в том, что вводится предварительное информирование. Кроме того, непосредственно на пункте пропуска в соответствии с Законом РФ N 266-Ф3 от 30.12.2006 останутся только две контролирующие службы – пограничная и таможенная. А декларирование товаров будет осуществляться в электронном режиме без личного контакта участника ВЭД с таможенниками.

В 2006 году технология предварительного информирования реализована на МАПП “Бурачки” Себежской таможни, “Убылинка”, “Шумилкино”, “Куничина Гора” Псковской таможни, “Ивангород” Кингисеппской таможни, на ЖДПП “Печоры-Псковские” и “Скангали” Псковской таможни, “Посинь” Себежской таможни, “Люття” Костомукшской таможни, “Лужайка” Выборгской таможни.

Общее число товарных партий, перемещенных автотранспортом, в отношении которых предоставлялась предварительная информация, оказалось в 2,7 раза больше, чем в 2005 году. Количество товарных партий, перемещенных железнодорожным транспортом с применением предварительной информации, увеличилось в 3 раза.

Электронное декларирование – это сердцевина всех новых схем организации таможенного контроля. Однако эффективное использование этой технологии возможно только при наличии достоверной ценовой информации. Всего в 2006 году в электронном виде выпущено около 1150 деклараций, что в 7,4 раза превышает количество ГТД в электронной форме, по которым осуществлен выпуск товаров в 2005-м.

Еще одна важная составляющая новой системы таможенного контроля – система управления рисками. Ее основу составляет Единый центральный реестр субъектов внешнеэкономической деятельности, где есть “досье” на каждую сделку, на каждого участника торговли. Этот реестр сопряжен с базами данных Федеральной налоговой службы.

Пиратам ничего не светит

2007 год таможенники проведут под лозунгом борьбы с контрафактом. К новому раунду борьбы с пиратской продукцией ФТС готовится основательно. Таможенники внесли в правительство законопроект, который позволит задерживать подозрительные грузы без заявления правообладателя.

Необходимость принятия поправок в законодательство представители ФТС объясняют тем, что они часто сталкиваются с пассивностью участников ВЭД в борьбе по защите своих лицензионных прав. Это происходит из-за незначительных объемов каждого отдельного правонарушения и нежелания крупных компаний терять время и средства на судебные разбирательства. Кроме того, 1 января 2008 года ФТС получит еще один инструмент для борьбы с нелицензионными товарами. С начала следующего года вступит в силу четвертая часть Гражданского кодекса, которая усложнит работу продавцов и распространителей контрафакта.

Продолжается работа по улучшению таможенной инфраструктуры. При этом обустройство границы переходит на иной качественный уровень. Так, 5 октября 2006 года открыт МАПП “Суоперя” на российско-финляндской границе, завершается строительство МАПП “Чернышевское” на российско-литовской границе. В конце 2006 года подписан Меморандум о взаимопонимании на строительство и обустройство МАПП “Мамоново-Гжехотки” на российско-польской границе.

Принципиально новым направлением работы по обустройству границы стало начало ее оснащения инспекционно-досмотровыми комплексами для контроля контейнеров и большегрузных транспортных средств. До сих пор такой техники в России не было. В первую очередь, намечено оснастить наиболее загруженные пункты пропуска через госграницу в Морском порту Санкт-Петербурга, на МАПП “Бурачки” Себежской таможни, МАПП “Брусничное” и МАПП “Торфяновка” Выборгской таможни.

Через северо-западные таможенные пункты пропуска в 2006 году проследовали:

Читайте также:  Сварка цинка вред
Ссылка на основную публикацию