Устройство грузового автомобиля

Устройство грузового автомобиля

Большие грузовые машины с большой грузоподъемностью – это всевозможные тягачи, основное предназначение которых – перевозить грузы в составе автопоездов, состоящих из одного или более прицепов или полуприцепов. Для работы с разными полуприцепами используются седельные тягачи, у которых сзади не кузов, а специальное седельное приспособление, «седло», позволяющее быстро менять прицепной состав.

Общая масса таких автопоездов может превышать 100 тонн, число прицепов доходит до четырех-пяти, а мощность двигателя тягача может достигать 800-1200 лошадиных сил. Для доставки малых партий грузов ( от трехсот до одной тысячи килограмм) используют развозные, или, как их еще называют, доставочные, автомобили. Часто грузовые автомобили такого типа оснащены цельным металлическим кузовом, похожим на фургон, у которого сдвижные боковые двери грузового отсека и распашные задние.

К следующей категории можно отнести грузовики, рассчитанные на транспортировку до пяти тонн груза. На таких автомобилях встречаются разные кузова – цистерны для различных жидкостей, платформы, фургоны для перевозки мебели, продуктов и т.п.

Устройство развозного грузовика.

Кузов грузовика – любой фургон, который может быть изготовлен, как из металла, так и из других материалов. Кабина является местом для размещения водителя и его напарника, например экспедитора или грузчика.

Механическая коробка передач, с количеством передач на грузовиках, достигающих 20, да еще добавляются две скорости заднего хода, но в большинстве случаев их не более восьми. Задние колеса у грузовика обычно ведущие и сдвоенные. Через заднюю дверь осуществляется погрузка и выгрузка грузов.

Устройство седельного тягача.

Седло – седельное устройство, с помощью которого крепится полуприцеп. В моторном отсеке расположен дизельный мотор мощностью до 1200 л.с. и другие агрегаты. Отсек для отдыха, где водитель-сменщик может прилечь. Задние колеса сдвоенные, обычно все тягачи имеют две задние оси.

Топливные баки – два бака по 600-800 литров, что позволяет автомобилю проехать без дозаправки около 500 км. Кабина у большинства европейских тягачей — бескапотная, предельно компактная, а американские тягачи в основном все с капотом. Так что двигатель у американского тягача находится перед кабиной, под большим капотом. А у европейского тягача капот отсутствует, мотор размещен под кабиной.

Устройство грузового автомобиля.

Кабина – рабочее место водителя и напарника (экспедитора или грузчика). В некоторых моделях грузовых автомобилей кабина может быть оборудована специальным местом для отдыха водителей. Кузов необходим для размещения груза, водителя и пассажиров. Одно из основных отличий грузового автомобиля состоит в том, что кузов его состоит из грузовой платформы и кабины.

Задние колеса грузовика обычно ведущие и сдвоенные. В отличие от легкового автомобиля, шасси которого имеет два моста – передний и задний, грузовой автомобиль может иметь от 1 до 5 осей – так принято называть мосты грузовиков. Трансмиссия передает усилия двигателя, установленного спереди, на задние ведущие колеса. Коробка переключения передач обычно механическая, а количество прямых передач может достигать 20 плюс 2 скорости заднего хода, но обычно передач не более восьми.

Грузовая платформа в зависимости от назначения и типа машины, может быть оснащена бортами, фургоном, цистерной и т.п. Кроме того, функции грузового автомобиля могут быть очень расширены за счет установки дополнительных механизмов и устройств. Так, при установке в фургоне специального холодильного оборудования автомобиль может использоваться для перевозки скоропортящихся продуктов.

Устройство грузового автомобиля

В этом материале мы рассмотрим устройство грузовых автомобилей трех популярных производителей спецтехники, которые занимают первые места в рейтинге продаж в России.

Устройство грузового автомобиля Volvo серии FH

Грузовики шведской компании уверенно занимают 1 место в топе массовых продаж. С них и начнем рассматривать особенности устройства грузового автомобиля.

Источник фото: volvotrucks.ru Грузовики Volvo – лидеры продаж в России

Двигатель

Грузовики оснащаются 12-литровыми (FH12) и 16-литровыми (FH16) двигателями. Есть еще модификации, оснащенные 13-литвовым турбодизелем – FH13, встречающиеся в России крайне редко. 12-литровые рядные 24-клапанные моторы отличаются тяговитостью, умеренным расходом топлива, невысокой шумностью и вибрацией. Система впрыскивания укомплектована насос-форсунками с электронной регулировкой. Также силовой агрегат оснащен моторным тормозом, представляющим комбинацию декомпрессионного и горного тормозов.

Шасси

Шасси для тягачей представлено в 4 вариантах: сверхнизкое, высокое, среднее, низкое. Для грузовиков производитель предлагает всего три варианта высоты шасси: высокое, среднее и низкое.

Источник фото: volvotrucks.ru Устройство грузовиков Volvo FH: подвеска кабины может быть выполнена на пневмобаллонах или комбинированно

Для перевозки сыпучих грузов предпочтительны низкое или сверхнизкое шасси с пневматической подвеской. Среднее шасси отлично дополняет грузовики оснащенные пневматической или передней рессорной подвеской и с низким передним мостом. Самое высокое шасси подходит для машин, предназначенных для работы в условиях бездорожья. Также такими шасси оснащают автомобили с рессорной подвеской. Таким образом, в зависимости от вида перевозок, которыми придется заниматься, предприятие может выбрать наиболее подходящий вариант конфигурации грузовика.

Кабина

Компания предлагает несколько вариантов исполнения кабины: дневная, спальная, Globetrotter и Globetrotter XL. Подвеска кабины – на пружинах и амортизаторах. Она может быть на пневмобаллонах или комбинированная. Кстати, из-за большой массы кабины и не лучших российских дорог, как правило, после 200 тыс. км необходимо производить замену изношенных капроновых втулок передних опор кабины.

Устройство грузового автомобиля MAN серии TGA

TGA расшифровывается как “высокотехнологичное семейство” (англ. – Trucknology Generation), а индекс “А” обозначает тяжелый класс коммерческих автомобилей массой более 18 т. Грузовики данной серии выпускались до 2007 года, затем им на смену пришла линейка MAN TGX.

Источник фото: truck.av.by Серия TGA расшифровывается как “высокотехнологичное семейство”

Двигатель

Автомобили этой линейки агрегатируется шестицилиндровыми рядными дизельными моторами D2066 (рабочий объем 10,5 л), D2876 (12,8 л) и V-образным десятицилиндровым D2840 (18,3 л). Наиболее часто в Россию поставляются седельные тягачи TGA с 12-литровыми моторами. Шестицилиндровые движки оснащены четырмя клапанами на цилиндр и системой рециркуляции охлажденных газов (AGR). Глушитель оснащен дополнительным фильтром PM-Kat. Все моторы оборудованы системой впрыска дизтоплива Common Rail, обеспечивающей меньший его расход, и моторными замедлителями EVB или EVBec.

Шасси

Техника линейки TGA – это седельные тягачи и шасси. Первые – предназначены для осуществления международных перевозок с полной массой восемнадцать, двадцать четыре и двадцать шесть тонн.

Тягачи “восемнадцатитонники” – двухосные с приводом на задний мост и колесной базой (КБ) 3 900, 3 500 и 3 600 мм.

Грузовые авто с максимально допустимой массой двадцать четыре и двадцать тонн производятся с тремя осями (2 задние спарены, из них ведущей является только одна). Они могут быть с 2 вариантами КБ: с расстоянием 2 800 и 2 600 мм, управляемая ось может быть одна (колесная формула 6×2/2) или две (6×2/4).

Линейку шасси дополняют еще автомобили с четырьмя осями полной массой тридцать пять и тридцать девять тонн, с 3 или 2 управляемыми осями, КБ 2980-4 105 мм. Электронно-управляемая пневмоподвеска ECAS отвечает за регулировку высоты рамы шасси, которая может подниматься на 190 мм и опускаться на 90 мм.

Источник фото: truck.man.eu Наиболее часто в Россию поставляются седельные тягачи TGA объемом 12 литров

Кабина

Варианты кабин следующие:

  • XLX, LX, XXL – предназначены для перевозок на дальние расстояния.
  • XL, L и M – модификации кабин для развозных работ. Модель L – с 1 местом для сна и свободным пространством для хранения вещей. М – без места для отдыха. XL – с низким уровнем пола, одним спальным местом.
  • XXL – для международных перевозок. Отличается завышенной крышей, высоким ветровым стеклом, увеличенным размером спального места (всего их 2). Внешние габариты кабины: 2 280 мм длина, 2 440 мм ширина. Внутренняя высота составляет 2 100 мм.

Устройство грузового автомобиля Scania R-серии

Грузовики этой линейки серийно производятся с 2004 г. Отличительной особенностью устройства грузового автомобиля Scania этой серии стало оборудование авто системой безопасности.

Источник фото: scania-minsk.by Грузовики Scania R-серии выпускаются с 2004 года

Двигатель

К 2006 г. Scania модернизировала свои силовые агрегаты и добавила к своему “фирменному” восьмицилиндровому V-образному мотору новые модели. Ассортимент двигателей Scania включает: рядный двигатель с пятью цилиндрами, рабочий объем которого составляет 9 л, шестицилиндровый рядный силовой агрегат с объемом 12 л, шестнадцатилитровый 8-цилиндровый V-образный. У всех дизелей по 4 клапана на цилиндр, на движках установлены одинаковые индивидуальные головки цилиндров с верхним расположением распределительного вала, турбонаддув с промежуточным охлаждением воздуха.

Шасси

В R-серии грузовиков Scania представлено несколько исполнений шасси с различными колесными формулами. Внедрение 4-балонной пневмоподвески позволило в значительной мере облегчить вес рамы у авто R-серии. Модификации шасси отличаются по подвескам, идут с разными КБ, со стандартным или увеличенным клиренсом, различным оборудованием для установки спецкузовов. Модели с 2 управляемыми осями идут с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х2/4. Колесная формула автомобилей с трехосным шасси с управляемым задним поддерживающим мостом – 6х2х4.

Источник фото: truck.av.by Устройство грузовиков Scania R: С 2006 года машины агрегатируются двигателями объемом 9, 12 и 16 л

Кабина

Кабины грузовиков серии R достаточно просторны, выпускаются в нескольких модификациях. Короткая кабина подходит для близких поездок и оставляет больше места для груза. В дневном варианте – несколько удлиненная, есть дополнительное пространство за сидениями, а также откидная полка для отдыха. Также выпускают длинные кабины для дальних перевозок в 3 вариантах, они идут со спальным местом и разной высотой крыши. Кроме того, есть еще вариант для дальних расстояний (Scania Topline), впечатляющий своими размерами.

Устройство грузового автомобиля книга


Название: Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей
Автор: Селифонов В.В., Бирюков М.К.
Издательство: Академия
Год: 2010
Страниц: 400
ISBN: 978-5-7695-7391-0
Формат: PDF
Размер: 55 Мб
Язык: русский

В учебном пособии изложены основы конструкции и принципы работы основных узлов и агрегатов грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ. Рассмотрены вопросы технического обслуживания, топливно-смазочные материалы и технические и охлаждающие жидкости.
Для учащихся учреждений начального профессионального образования.

Введение 3
Глава 1. Общее устройство грузовых автомобилей
1.1. Классификация грузовых автомобилей 5
1.2. Обшее устройство грузовых автомобилей и варианты их компоновки 8
Глава 2. Двигатель
2.1. Типы двигателей, общее устройство и принцип работы 12
2.2. Криношипно-шатунный механизм 23
2.3. Газораспределительный механизм 37
2.4. Система охлаждения 43
2.5. Смазочная система 52
2.6. Система питания 99
2.7. Система питания бензиновых карбюраторных двигателей 67
2.8. Система питания двигателя от газобаллонной установки 81
2.9. Системы впрыска топлива 86
2.10. Топливоподача и смесеобразование в дизелях 99
2.11. Система зажигания двигателей с искровым воспламенением горючей смеси 115
2.12. Система выпуска отработавших газов 126
2.13. Техническое обслуживание двигателя и его систем 128
Глава 3. Электрооборудование грузовых автомобилей
3.1. Основные сведения по электрооборудованию 133
3.2. Аккумуляторные батареи 134
3.3. Генераторы и системы регулирования 138
3.4. Стартер 145
3.5. Вспомогательные электросистемы 151
3.6. Система освещения, световая и звуковая сигнализации 155
3.7. Приборы и внутренняя сигнализация 174
3.8. Техническое обслуживание приборов электрооборудования 182
Глава 4. Шасси грузовых автомобилей
4.1. Трансмиссия. Обшее устройство, назначение и компоновка 184
4.1.1. Сиспление и привод управления сцеплением 185
4.1.2. Механические коробки передач 202
4.1.3. Карданные передачи 227
4.1.4. Ведущие мосты 231
4.1.5. Техническое обслуживание агрегатов трансмиссии 244
4.2. Подвески грузовых автомобилей, общее назначение и устройство 245
4.2.1. Передние подвески груювых автомобилей 248
4.2.2. Задние подвески грузовых автомобилей 265
4.2.3. Техническое обслуживание подвески 271
4.3. Рулевое управление грузовых автомобилей 272
4.3.1. Обшее назначение и принципы работы 272
4.3.2. Рулевое управление малотоннажных грузовых автомобилей 272
4.3.3. Рулевое управление грузовых автомобилей большой грузоподъемности 291
4.3.4. Техническое обслуживание рулевого управления 2%
4.4. Тормозное управление грузовых автомобилей 297
4.4.1. Назначение тормозной системы. Типы тормозных систем 297
4.4.2. Тормозное управление грузовых автомобилей малой грузоподъемности 300
4.4.3. Тормозное управление автомобилей большой грузоподъемности 323
4.4.4. Техническое обслуживание тормозного управления 356
4.5. Рамы грузовых автомобилей 358
4.6. Кабины грузовых автомобилей 361
4.7. Колеса и шины 373
Глава 5. Основы технического обслуживания
5.1. Эксплуатационные материаты и нормы их расхода 384
5.2. Основы технического обслуживания грузовых автомобилей 394
Список литературы 397

Серия: “Лазерная техника и технология”

Изложены основы конструкции и принципы работы основных узлов и агрегатов грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ. Рассмотрены вопросы технического обслуживания, топливно-смазочные материалы и технические и охлаждающие жидкости. Учебник может быть использован при освоении профессионального модуля ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта (МДК. 01. 02) по профессии 190631. 01 Автомеханик . Для учащихся учреждений начального профессионального образования. ISBN:978-5-7695-9066-5

Издательство: “Академия” (2012)

Формат: 60×90/16, 400 стр.

Другие книги схожей тематики:

    АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
    В. В. Селифонов, М. К. БирюковУстройство и техническое обслуживание грузовых автомобилейИзложены основы конструкции и принципы работы основных узлов и агрегатов грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ. Рассмотрены вопросы технического обслуживания, топливно-смазочные материалы и… — @Academia, @(формат: 60×90/16, 400 стр.) @ Начальное профессиональное образование @ @ Подробнее.2012680бумажная книга
    В. В. Селифонов, М. К. БирюковУстройство и техническое обслуживание грузовых автомобилейИзложены основы конструкции и принципы работы основных узлов и агрегатов грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ. Рассмотрены вопросы технического обслуживания, топливно-смазочные материалы и… — @Academia, @(формат: 60×90/16, 400 стр.) @ Начальное профессиональное образование @ @ Подробнее.20131739бумажная книга
    В. В. Селифонов, М. К. БирюковУстройство и техническое обслуживание грузовых автомобилейИзложены основы конструкции и принципы работы основных узлов и агрегатов грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ. Рассмотрены вопросы технического обслуживания, топливно-смазочные материалы и… — @Академия, @(формат: 60×90/16, 400 стр.) @ Лазерная техника и технология @ @ Подробнее.20131257бумажная книга
    В. В. Селифонов, М. К. БирюковУстройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей. УчебникИзложены основы конструкции и принципы работы основных узлов и агрегатов грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ. Рассмотрены вопросы технического обслуживания, топливно-смазочные материалы и… — @Academia, @(формат: 60×90/16, 400 стр.) @ Начальное профессиональное образование @ @ Подробнее.20141192бумажная книга
    Родичев Вячеслав АлександровичУстройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей. Учебник водителя транспортных средств категории СРассмотрены конструкция и работа механизмов, систем и агрегатов основных моделей грузовых автомобилей ЗИЛ-4333 и ГАЗ-3307, а также оригинальные механизмы и системы автомобилей КамАЗ,&171;Бычок&187… — @Академия (Academia), @(формат: 60×90/16, 400 стр.) @ Учебник водителя @ @ Подробнее.2014650бумажная книга
    В. А. РодичевГрузовые автомобили. Устройство и техническое обслуживаниеВ альбоме, предназначенном для лабораторно-практических занятий в оборудованной лаборатории, представлены плакаты по устройству основных механизмов и систем грузового автомобиля с заданиями и… — @Academia, @(формат: 90×60/8, 32 стр.) @ @ @ Подробнее.20111358бумажная книга
    В. А. РодичевГрузовые автомобили. Устройство и техническое обслуживание. Учебное пособиеВ альбоме, предназначенном для лабораторно-практических занятий в оборудованной лаборатории, представлены плакаты по устройству основных механизмов и систем грузового автомобиля с заданиями и… — @Academia, @(формат: 90×60/8, 32 стр.) @ @ @ Подробнее.20131234бумажная книга
    В. А. РодичевГрузовые автомобили. Устройство и техническое обслуживание. Учебное пособиеВ альбоме, предназначенном для лабораторно-практических занятий в оборудованной лаборатории, представлены плакаты по устройству основных механизмов и систем грузового автомобиля с заданиями и… — @Издательский центр Академия, @(формат: 90×60/8, 32 стр.) @ @ @ Подробнее.20131532бумажная книга
    Toyota Dyna 100, 150, ToyoAce, HiAce. Модели 1984-1995 гг. выпуска. Устройство, техническое обслуживание и ремонтВ руководстве дается пошаговое описание процедур по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию заднеприводных грузовых автомобилей Toyota Dyna 100/150, ToyoAce, HiAce 1984-1995 гг. выпуска… — @Легион-Автодата, @ @ — @ @ Подробнее.20061155бумажная книга
    Ю. Т. Чумаченко, А. И. Герасименко, Б. Б. РассановАвтослесарьРассматриваются устройство, техническое обслуживание и ремонт отечественных грузовых и легковых автомобилей на примере базовых моделей как с классической, так ис переднеприводной схемой компоновки… — @Феникс, @(формат: 84×108/32, 544 стр.) @ Начальное профессиональное образование @ @ Подробнее.2009230бумажная книга

    См. также в других словарях:

    1: — Терминология 1: : dw Номер дня недели. «1» соответствует понедельнику Определения термина из разных документов: dw DUT Разность между московским и всемирным координированным временем, выраженная целым количеством часов Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Северная Америка — (North America) Сведения о Северной Америке, география и климат, природные ресурсы Сведения о Северной Америке, география и климат, природные ресурсы, отдых и туризм Содержание Содержание Определение термина Территория, границы, положение… … Энциклопедия инвестора

    Автомобильная промышленность — (Automotive industry) История автомобильной промышленности, развитие автомобильной промышленности Информация об истории автомобильной промышленности, развитие автомобильной промышленности Содержание Содержание Раздел 1. История появления и… … Энциклопедия инвестора

    АВТОМОБИЛЬ ЛЕГКОВОЙ — самодвижущееся четырехколесное транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозок небольших групп людей по автодорогам. Легковой автомобиль, обычно вмещающий от одного до шести пассажиров, именно этим, в первую очередь, отличается… … Энциклопедия Кольера

    Трамвай — У этого термина существуют и другие значения, см. Трамвай (значения). Трамвай Прив … Википедия

    Дорожные знаки Беларуси — установлены Государственным Стандартом Республики Беларусь СТБ 1140 99[1] и входят в Правила дорожного движения РБ. Дорожные знаки делятся на типы по времени установки (постоянные, временные) и на несколько групп в зависимости от назначения.… … Википедия

    Автоматизация производства — процесс в развитии машинного производства, при котором функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и автоматическим устройствам. А. п. основа развития современной промышленности, генеральное… … Большая советская энциклопедия

    Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

    Италия — Итальянская Республика, гос во на Ю. Европы. В Др. Риме Италия (латин. Italia) территория, на которой жили италы (латин. Itali, русск. также Италии, италики>; этноним объединял все племена Апеннинского п ова, покоренные Римом в V III вв. до н. э … Географическая энциклопедия

    Тяговый электродвигатель — Коллекторный ТЭД электровозов ЧС2, ЧС3 Тяговый электродвигатель (ТЭД) … Википедия

    Краснокамский ремонтно-механический завод — ОOО «Краснокамский ремонтно механический завод» Тип Общество с ограниченной ответственностью Год основания 1973 … Википедия

    Скачать книгу

    О книге “Грузовые автомобили. Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация”

    В книге изложены общие сведения о техническом обслуживании автомобиля и его видах.

    Подробно рассмотрены обкатка грузового автомобиля и автобуса, правила и меры безопасности при техническом обслуживании, виды ремонта, а также техника безопасности при ремонте подвижного состава.

    Кроме того, в книге представлена информация о путевом листе грузового автомобиля и порядке его заполнения.

    На нашем сайте вы можете скачать книгу “Грузовые автомобили. Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация” Мельников Илья Валерьевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

    Общее устройство автомобиля. Общее устройство грузового автомобиля

    Общее устройство автомобиля. Грузовые автомобили. Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы

    Общее устройство автомобиля

    Все автомобили, в независимости от особенности своей конструкции состоят из трех основных частей:

    Двигатель – это главная движущая сила автомобиля, источник механической энергии. В двигателе тепловая энергия преобразуется в механическую работу. Тепловая энергия возникает в двигателе внутреннего сгорания, за счет сгорания топлива в его цилиндрах.

    Кузов – часть автомобиля, предназначенная для размещения водителя и пассажиров или размещения груза. Кузов состоит из двух частей:

    К кузову автомобиля можно отнести крылья, облицовку и капот.

    Шасси – в шасси входят все узлы и механизмы, передающие усилия от двигателя на ведущие колеса, а также служащие для передвижения и управления автомобиля. Шасси состоит из следующих частей:

    2. ходовую часть (рис ходовая часть),

    3. трансмиссию (силовую передачу),

    Механизмы управления включают рулевое управление, связанное с передними колесами рулевым приводом, и тормозную систему.

    Рулевое управление , нужно для управления ходом движения автомобиля и для изменения направления движения. Рулевым управлением изменяют направление движения автомобиля путем поворота передних колес.

    Тормозная система служит для замедления скорости движения и остановки автомобиля, а также удержание автомобиля в неподвижном состоянии длительное время.

    Ходовая часть служит для перемещения автомобиля. Вращательное движение ведущих колес при их сцеплении с дорожным покрытием, преобразуется в поступательное движение автомобиля. Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, передней и задней осей, соединяемых с рамой подвеской, в которую входят упругие элементы (рессоры, цилиндрические пружины или пневматические баллоны) и амортизаторы. У большинства легковых автомобилей роль рамы выполняет несущий кузов.

    Трансмиссия состоит из:

    2. коробки передач,

    3. карданной передачи,

    4. ведущего моста (главной передачи, дифференциала и полуосей-приводных валов).

    Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля, а также изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по величине и направлению.

    Сцепление служит для кратковременного отъединения коробки передач от двигателя, плавного их соединения при трогании автомобиля с места и переключения передач.

    Коробка передач предназначена для изменения вращающего момента на ведущих колесах, скорости и направления движения автомобиля путем ввода в зацепление различных пар шестерен. Коробка передач позволяет разобщать на длительное время двигатель от ведущих колес и обеспечивать движение автомобиля задним ходом.

    Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче под изменяющимися углами.

    Ведущий мост состоит из механизмов, с помощью которых происходит увеличение вращающего момента и вращение валов передается к ведущим колесам под прямым углом.

    Поделитесь на страничке

    Общее устройство автомобиля. Грузовые автомобили. Колеса

    Общее устройство автомобиля

    Все автомобили, в независимости от особенности своей конструкции состоят из трех основных частей:

    Двигатель – это главная движущая сила автомобиля, источник механической энергии. В двигателе тепловая энергия преобразуется в механическую работу. Тепловая энергия возникает в двигателе внутреннего сгорания, за счет сгорания топлива в его цилиндрах.

    Кузов – часть автомобиля, предназначенная для размещения водителя и пассажиров или размещения груза. Кузов состоит из двух частей:

    К кузову автомобиля можно отнести крылья, облицовку и капот.

    Шасси – в шасси входят все узлы и механизмы, передающие усилия от двигателя на ведущие колеса, а также служащие для передвижения и управления автомобиля. Шасси состоит из следующих частей:

    2. ходовую часть (рис ходовая часть),

    3. трансмиссию (силовую передачу),

    Механизмы управления включают рулевое управление, связанное с передними колесами рулевым приводом, и тормозную систему.

    Рулевое управление , нужно для управления ходом движения автомобиля и для изменения направления движения. Рулевым управлением изменяют направление движения автомобиля путем поворота передних колес.

    Тормозная система служит для замедления скорости движения и остановки автомобиля, а также удержание автомобиля в неподвижном состоянии длительное время.

    Ходовая часть служит для перемещения автомобиля. Вращательное движение ведущих колес при их сцеплении с дорожным покрытием, преобразуется в поступательное движение автомобиля. Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, передней и задней осей, соединяемых с рамой подвеской, в которую входят упругие элементы (рессоры, цилиндрические пружины или пневматические баллоны) и амортизаторы. У большинства легковых автомобилей роль рамы выполняет несущий кузов.

    Трансмиссия состоит из:

    2. коробки передач,

    3. карданной передачи,

    4. ведущего моста (главной передачи, дифференциала и полуосей-приводных валов).

    Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля, а также изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по величине и направлению. Сцепление служит для кратковременного отъединения коробки передач от двигателя, плавного их соединения при трогании автомобиля с места и переключения передач.

    Коробка передач предназначена для изменения вращающего момента на ведущих колесах, скорости и направления движения автомобиля путем ввода в зацепление различных пар шестерен. Коробка передач позволяет разобщать на длительное время двигатель от ведущих колес и обеспечивать движение автомобиля задним ходом.

    Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче под изменяющимися углами.

    Ведущий мост состоит из механизмов, с помощью которых происходит увеличение вращающего момента и вращение валов передается к ведущим колесам под прямым углом.

    Поделитесь на страничке

    Общее устройство автомобиля. Грузовые автомобили. Электрооборудование

    Общее устройство автомобиля

    Все автомобили, в независимости от особенности своей конструкции состоят из трех основных частей:

    Двигатель – это главная движущая сила автомобиля, источник механической энергии. В двигателе тепловая энергия преобразуется в механическую работу. Тепловая энергия возникает в двигателе внутреннего сгорания, за счет сгорания топлива в его цилиндрах.

    Кузов – часть автомобиля, предназначенная для размещения водителя и пассажиров или размещения груза. Кузов состоит из двух частей:

    К кузову автомобиля можно отнести крылья, облицовку и капот.

    Шасси – в шасси входят все узлы и механизмы, передающие усилия от двигателя на ведущие колеса, а также служащие для передвижения и управления автомобиля. Шасси состоит из следующих частей:

    2. ходовую часть (рис ходовая часть),

    3. трансмиссию (силовую передачу),

    Механизмы управления включают рулевое управление, связанное с передними колесами рулевым приводом, и тормозную систему.

    Рулевое управление , нужно для управления ходом движения автомобиля и для изменения направления движения. Рулевым управлением изменяют направление движения автомобиля путем поворота передних колес.

    Тормозная система служит для замедления скорости движения и остановки автомобиля, а также удержание автомобиля в неподвижном состоянии длительное время.

    Ходовая часть служит для перемещения автомобиля. Вращательное движение ведущих колес при их сцеплении с дорожным покрытием, преобразуется в поступательное движение автомобиля. Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, передней и задней осей, соединяемых с рамой подвеской, в которую входят упругие элементы (рессоры, цилиндрические пружины или пневматические баллоны) и амортизаторы. У большинства легковых автомобилей роль рамы выполняет несущий кузов.

    Трансмиссия состоит из:

    2. коробки передач,

    3. карданной передачи,

    4. ведущего моста (главной передачи, дифференциала и полуосей-приводных валов).

    Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля, а также изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по величине и направлению.

    Сцепление служит для кратковременного отъединения коробки передач от двигателя, плавного их соединения при трогании автомобиля с места и переключения передач.

    Коробка передач предназначена для изменения вращающего момента на ведущих колесах, скорости и направления движения автомобиля путем ввода в зацепление различных пар шестерен. Коробка передач позволяет разобщать на длительное время двигатель от ведущих колес и обеспечивать движение автомобиля задним ходом.

    Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче под изменяющимися углами.

    Ведущий мост состоит из механизмов, с помощью которых происходит увеличение вращающего момента и вращение валов передается к ведущим колесам под прямым углом.

    Поделитесь на страничке

    Общее устройство автомобиля

    Строительные машины и оборудование, справочник

    Общее устройство автомобиля

    Автомобиль можно разделить на три основные части: двигатель, шасси и кузов. Схема устройства современного автомобиля показана на рис. 1.

    Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Основным типом двигателя для автомобилей является поршневой двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от способа смесеобразования и используемого топлива, на автомобилях применяются карбюраторные двигатели, работающие на бензине; дизели, работающие на тяжелом жидком топливе, и газовые двигатели, работающие на газовом топливе. Двигатели различаются по числу цилиндров и их расположению (рядные и V-образные), по размещению клапанов (нижнее или верхнее), а также по развиваемой мощности и числу оборотов.

    Рис. 1. Схема устройства автомобиля

    Шасси составляют все части и механизмы автомобиля, служащие для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, управления автомобилем и его передвижения.

    Шасси автомобиля включает следующие группы механизмов:1) силовую передачу, необходимую для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам автомобиля;2) ходовую часть, образующую тележку автомобиля, на которой крепятся все его части и механизмы;3) механизмы управления автомобилем, необходимые для изменения направления его движения и торможения.

    Каждая из перечисленных групп состоит из ряда механизмов, собранных из отдельных деталей.

    Силовая передача двухосного автомобиля с приводом на задние колеса включает следующие механизмы: сцепление, с помощью которого временно разъединяют двигатель и силовую передачу и плавно соединяют их; коробку передач, служащую для изменения тягового усилия на ведущих колесах, осуществления заднего хода и длительного отъединения двигателя от силовой передачи; карданную передачу, необходимую для передачи усилия от коробки передач к главной передаче при переменных углах наклона вала; главную передачу, назначением которой является повышение тягового усилия на ведущих колесах автомобиля и передача усилий с одного вала на другой под углом 90°; дифференциал с полуосями, позволяющий при поворотах автомобиля ведущим колесам вращаться с различными числами оборотов.

    Главная передача и дифференциал с полуосями, заключенные в специальном кожухе, получили общее название ведущего моста.

    Силовая передача автомобилей высокой проходимости включает ряд дополнительных механизмов, к которым относятся дополнительные ведущие мосты, раздаточная коробка и добавочные части карданной передачи.

    У некоторых современных автомобилей сцепление и коробка передач иногда заменяются гидромеханической автоматической передачей, значительно упрощающей управление автомобилем.

    Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, колес и передней и задней осей, соединяемых с рамой подвеской, в которую входят рессоры или другие упругие элементы. В легковых автомобилях рама иногда конструктивно совмещается с жестким основанием кузова, который в этом случае называется несущем кузовом.

    В двухосных автомобилях дорожной проходимости с приводом на задние колеса последние являются ведущими, а передние колеса — управляемыми. В двухосных автомобилях высокой проходимости все колеса являются ведущими, а передние колеса — одновременно и управляемыми.

    Трехосные автомобили высокой проходимости в задней части имеют два ведущих моста, а в передней — один. Передние колеса одновременно являются ведущими и управляемыми.

    Механизмы управления включают рулевое управление, связанное с передними колесами и служащее для изменения направления движения автомобиля, и тормозную систему, которая обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля и затормаживание его на месте.

    Кузов установлен на шасси и предназначен для размещения водителя, пассажиров или груза. Устройство кузова зависит от назначения автомобиля. У легковых автомобилей применяется закрытый или открытый кузов с установленными внутри сиденьями. Закрытый кузов без перегородки, отделяющей водителя от пассажиров, называется седан, с внутренней перегородкой — лимузин; закрытый кузов, имеющий за задним (обычно откидным) сиденьем помещение для перевозки грузов, — универсал и закрытый специальный незастекленный кузов для перевозки грузов — фургон.

    У грузовых автомобилей имеются отдельная кабина для водителя и одного или нескольких пассажиров и платформа с бортами для размещения груза.

    Независимо от конструктивных особенностей и назначения в автомобиле различают три основные части: двигатель, шасси и кузов.

    Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение.

    Шасси автомобиля принято подразделять на три группы механизмов: трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления.

    Трансмиссия служит для передачи механической энергии (вращения) от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Трансмиссия двухосного автомобиля с передним расположением двигателя и приводом на задние колеса включает сцепление, коробку передач, карданную передачу и механизмы заднего ведущего моста (главную передачу, дифференциал и полуоси).

    Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, колес, передней и задней осей с подвесками.

    К механизмам управления автомобиля относятся рулевое управление и тормозная система.

    Рис. 2. Схема устройства автомобиля: а – легкового б – грузового: в- двигатель, г – рулевое управление, 3 – кузов, 4 – топливный бак, 5 – рессора, 6. 11 – колеса 7 – задний ведущий мост, 8 – карданная Передача, 9 – коробка передач, 10 – сцепление, 12 – амортизатор, 13 – рама

    Кузов у большинства легковых автомобилей и автобусов является несущим, т. е. его жесткое основание заменяет раму. У грузовых автомобилей кузов состоит из платформы, предназначенной для раз, мещения груза, и кабины.

    Читать далее: Краткая характеристика основных базовых моделей отечественных автомобилей

    Изучение устройства грузового автомобиля

    Цели и задачи практической работы

    — закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;

    — овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;

    — развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов ;

    — ознакомление с устройством грузового автомобиля.

    Теоретическое обоснование работы

    Напишите общее устройство грузового автомобиля (три основные части) и для чего каждая часть необходима .

    1. Назовите основные части автомобиля.

    2. Назначение ходовой части автомобиля.

    3. Назначение систем управления автомобилем.

    Изучение общего устройства автомобилей

    Расшифруйте марки отечественных автомобилей.

    Установите соответствие между понятием и определением.

    А) Представляет собой совокупность механизмов,

    передающих вращающий момент от коленчатого вала

    двигателя к ведущим колесам и изменяющих вращающий

    момент и частоту вращения ведущих колес по величине и

    Б) Источник механической энергии, необходимый для

    В) У грузового автомобиля служит для размещения груза,

    водителя и пассажира.

    Г) Для передачи усилия от двигателя на ведущие колеса, а

    так же для управления и передвижения автомобиля

    Д) Необходимо для изменения направления движения

    Е) Служит для замедления скорости движения и остановки

    Ж) Необходима для передвижения автомобиля

    З) Состоит из механизмов, с помощью которых происходит

    увеличение вращающего момента и вращение валов

    передается к ведущим колесам под прямым углом

    И) Служит для кратковременного разъединения двигателя и

    трансмиссии при переключении передач и для плавного их

    соединения при трогании с места

    К) Служит для изменения вращающего момента на ведущих

    колесах, скорости и направления движения автомобиля

    путем ввода в зацепление различных пар шестерен.

    Л) Служит для передачи вращения от вала коробки передач к

    ведущему мосту под некоторым углом

    Напишите общее устройство грузового автомобиля (три основные части) и для чего каждая часть необходима .

    Ответы на контрольные вопросы:

    Практическая работа №10

    Изучение рулевого управления автомобиля

    Цели и задачи практической работы

    — закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;

    — овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;

    — развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов ;

    — ознакомление с устройством и работой рулевого управления.

    Теоретическое обоснование работы

    «Рулевое управление автомобиля КАМАЗ-5320» Цель задания – практически изучить устройства сборочных единиц ру- левого управления автомобиля КАМАЗ-5320 и приобрести первоначальные на- выки в проведении их разборки-сборки. Иллюстративный материал – учебные плакаты, рис. 4.1-4.2. Монтажное оборудование, приспособления и инструменты – рулевой механизм КАМАЗ-5320, рулевая трапеция, съемник лапный для снятия рулево- го колеса, тиски, комплект инструментов, коловорот, шплинты, пружинный ди- намометр, ключ динамометрический специальный для регулирования зацепле- ния червяка с роликом, брус деревянный, оправка, шплинтодер, выколотка из мягкого металла, ключ гаечный накладной 41 мм, отвертка для пробок. 1. Используя рекомендуемый иллюстративный материал и монтажное оборудование, рассмотреть и изучить расположение рулевого механизма и ру- левого привода, крепление рулевого механизма к раме. Относительно рулевого управления автомобиля КАМАЗ-5320 (рис. 4.1) необходимо запомнить сле- дующие особенности конструкции агрегатов его рулевого управления: – насос имеет шестеренчатый привод от шестерни ТНВД; – фильтр в сливной магистрали состоит из отдельных наборных элементов и имеет перепускной шариковый клапан; – рулевой механизм имеет в приводе угловой редуктор; – в гидроусилителе дополнительно установлены предохранительный и обрат- ный клапаны. Рис. 4.1. Рулевое управление авто- мобиля КАМАЗ-5320: 1 – клапан управление гидроуси- лителем; 2 – радиатор; 3 – кардан- ный вал; 4 – колонка; 5 – трубо- провод низкого давления; 6 тру- бопровод высокого давления; 7 – бачок гидроусилителя; 8 – на- сос гидроусилителя; 9 – сошка; 10 – продольная тяга; 11 – гидро- усилитель с рулевым механизмом; 12 – угловой редуктор

    2. Изучить насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля КАМАЗ-5320 (см. рис. 4.2).

    Вид сверху

    9 10 11 и 13 27 Рис. 4.2. Насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля КАМАЗ-5320: 1, 13 – перепускные клапаны; 2, 20 – сетчатые фильтры; 3 – корпус насоса; 4 – шарикопод­шипник; 5 – сальник; 6 – вал насоса; 7 – игольчатый подшипник; 8 – статор; 9 – ротор; 10 – распределительный диск; 11 – калиброванное отверстие; 12 – крышка насоса; 14 – седло предохранительного клапана; 15 – пружина; 16 – предохранительный клапан; 17 – коллектор; 18 – бачок; 19 – резиновая прокладка; 21 – клапан-сапун; 22 – крышка бачка; 23 – шайба; 24 – гайка-барашек; 25 – резиновое кольцо; 26 – шкив; 27 – лопасть

    3. Разобрать насос гидроусилителя рулевого управления (см. рис. 4.2) ав­томобиля КАМАЗ-5320 в следующей последовательности: – закрепить насос в тисках так, чтобы крышка бачка была сверху; – отвернув гайку-барашек 24, снять крышку бачка 22 вместе с уплотнительным кольцом, прокладкой, сеткой наливного фильтра 20 и наборным фильтром; – отвернуть болты крепления коллектора 17 и бачка 18 к корпусу насоса 3 и снять их с уплотнительными прокладками; – переставить насос в тисках так, чтобы шкив находился внизу; – отвернуть болты крепления крышки насоса и снять ее вместе с уплотнитель­ным кольцом и перепускным клапаном 13 в сборе с предохранительным клапа­ном 16; – сделать метки на распределительном диске, статоре и корпусе, снять диск со штифтов и статор; – извлечь из паза (канавки) корпуса уплотнительное кольцо; – снять ротор 9 со шлицов вместе с лопастями, не допуская их выпадения, для чего необходимо завернуть его в ветошь. 4. Продефектировать снятые детали. 5. Собрать насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля КАМАЗ-5320, выполняя операции в последовательности, обратной разборке. 6. Изучить устройство рулевого механизма автомобиля КАМАЗ-5320, ис­пользуя для этой цели иллюстративный материал и рис. 4.3.

    Рис. 4.3. Рулевой механизм автомобиля КамАЗ-5320: 1 – реактивный плунжер; 2 – корпус клапа­на управления; 3 – ведущая шестерня; 4 – ведомая шестерня; 5, 22, 29 – стопорные кольца; 6 – втулка; 7, 31 – упорные кольца; 8 – уплотнительное кольцо; 9, 15 – винты; 10 – перепускной клапан; 11, 28 – крышки; 12 – картер; 13 – поршень-рейка; 14 – проб­ка; 16, 20 – гайки; 17 – желоб; 18 – шарик; 19 – сектор; 21 – стопорная шайба; 23 – корпус; 24 – упорный подшипник; 25 – плунжер; 26 – золотник; 27 – регулиро­вочный винт; 30 – регулировочная шайба; 32 – зубчатый сектор вала сошки

    Контрольные вопросы к заданию 6

    1. Объясните принцип работы рулевого механизма автомобиля КАМАЗ-5320? 2. Назовите и укажите число уплотнительных колец рулевого механизма автомобиля КАМАЗ-5320. 3. Как ускоренно слить масло из картера рулевого механизма автомобиля КАМАЗ-5320? 4. Как осуществляется «следящее» действие рулевого механизма КАМАЗ-5320, чтобы определенному повороту рулевого колеса соответствовало определенное положение управляемых колес? 5. Какие проводятся регулировки рулевого механизма на автомобиле КАМАЗ-5320? 6. Каково назначение дополнительных клапанов (предохранительного и обратного) в рулевом механизме автомобиля КАМАЗ-5320?

    Практическая работа №11

    Изучение тормозной системы автомобиля

    Цели и задачи практической работы

    — закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;

    — овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;

    — развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов ;

    Проверка исправности тормозной системы Внешним осмотром проверьте: состояние трубопроводов и шлангов тормозной системы, места их соединения. Трубопроводы и шланги не должны иметь трещин, вмятин, скручивания и следов потертостей, соединения должны быть затянуты; исправность контрольных ламп на щитке приборов. При включенных «массе» и замке включения приборов и стартера исправность стоп-сигнала. Регулировка свободного рабочего хода педали рабочего тормоза Установите масштабную линейку горцем в пол кабины рядом с педалью тормоза перпендикулярно к верхней ее плоскости. Отметьте по шкале линейки местонахождения верхней плоскости педали. Плавно нажмите педаль до момента начала выдвижения штоков тормозных камер и снова отметьте местонахождение верхней плоскости педали. Разность полученных результатов дает величину свободного хода педали (3—5мм).

    — ознакомление с устройством и . тормозной системы автомобиля

    Рис. 1. Регулировка хода педали тормоза Нажмите педаль до упора и таким же образом определите величину рабочего хода. Ход педали должен быть 75—100 мм. Если свободный и рабочий ход педали не соответствует норме, то их регулируют вилкой тяги 12 (рис. 1) педали 11, навинчивая или свинчивая ее предварительно отсоединив от нижнего рычага педали. Проверка состояния тормозных механизмов колес Снимите ступицу колеса и тормозной барабан; внешним осмотром проверьте нет ли глубоких (более 1 мм) рисок, задиров, следов побежалости и трещин на внутренней рабочей поверхности барабана; измерьте внутренний диаметр барабана. При обнаружении
    эллипсности или разности в замерах он подлежит расточке или замене; внешним осмотром и замером проверьте тормозные колодки. Они не должны иметь глубоких трещин, следов замасливания и перегрева. Если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок менее 0,5 мм, замените колодки. Удаление воздуха из гидравлического привода тормозов Прокачка тормозов необходима для удаления воздуха из гидропривода, который значительно снижает эффективность рабочей тормозной системы. Воздух может попасть в гидропривод вследствие разгерметизации системы при ремонте или замене отдельных узлов, а также при замене тормозной жидкости. На наличие воздуха в приводе тормозов указывает увеличенный ход педали тормоза и ее «мягкость». Перед удалением воздуха из тормозной системы убедитесь в герметичности всех узлов привода тормозов и их соединений, очистите крышку и поверхность вокруг крышки бачка, заполните бачок тормозной жидкостью до метки “МАХ”. Затем тщательно очистите штуцеры для удаления воздуха и снимите с них защитные колпачки. Воздух из системы удаляют сначала из одного контура, затем из другого, начиная с колесных цилиндров задних тормозов.

    Рис. 2. Удаление воздуха из гидропривода тормозов: 1 – штуцер для прокачки; 2 – шланг; 3 – сосуд с жидкостью Наденьте на головку штуцера 1 резиновый шланг 2 для слива жидкости, а его свободный конец опустите в прозрачный сосуд 3, частично заполненной жидкостью. Резко нажав на педаль тормоза 3-5 раз с интервалами 2-3 с, отверните на 1/2—3/4 оборота штуцер при нажатой педали. Продолжая нажимать на педаль, вытесните находящуюся в системе жидкость вместе с воздухом через шланг в сосуд. После того как педаль тормоза достигнет переднего крайнего положения и истечение жидкости через шланг прекратится, заверните штуцер выпуска воздуха до отказа. Повторяйте эти операции до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков из шланга.
    Удерживая педаль в нажатом положении, заверните штуцер до отказа и снимите шланг. Протрите насухо штуцер и наденьте защитный колпачок. Повторите операции для других колес, сначала на втором колесе этого же контура, а затем последовательно на обоих колесах другого контура. При удалении воздуха следите за наличием жидкости в бачке, не допуская обнажение его дна, так как при этом в систему вновь попадет воздух. При отсутствии в приводе тормозов воздуха педаль тормоза должна проходить 1/2 своего полного хода. Чтобы исключить влияние вакуумного усилителя на прокачку тормозов, удаление воздуха проводите при неработающем двигателе. Если в гидравлическом приводе отсутствует тормозная жидкость, то заполните систему следующим образом: – залейте тормозную жидкость в бачок главного цилиндра; – отверните на 1,5-2 оборота штуцеры на цилиндрах всех колес; – резко нажимая на педаль тормоза и плавно отпуская ее, завертывайте штуцеры по мере вытекания из них жидкости. Затем прокачайте систему. При удалении воздуха на автомобиле, тормозная система которого работала длительный срок, находящуюся в системе жидкость замените новой. Проверка рулевого управления, смазка шарниров рулевого привода Проверьте осевое перемещение рулевого колеса, для чего возьмите обеими руками рулевое колесо и перемещайте его в осевом направлении . При необходимости отрегулируйте шарикоподшипники вала рулевой колонки затяжкой гайки (8 кгсм), предварительно разогнув усики стопорной шайбы. Составить отчет о проделанной работе в установленной форме. Обеспечение работы – автомобиль, домкрат, смазка ЛИТОЛ-24, тормозная жидкость, салидолонагнетатель, ветошь, набор инструмента. Время выполнения: 4 часа.

    1. Назовите возможные неисправности тормозной системы, их причины, признаки, способы обнаружения и устранения этих неисправностей. 2. Какова последовательность удаления воздуха из гидравлического привода тормозной системы?

    Практическая работа №12

    Составление кинематических схем приводов рабочих органов путевых и строительных машин

    Цели и задачи практической работы

    — закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;

    — овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;

    — развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов;

    —составление кинематических схем приводов рабочих органов путевых и строительных машин

    Устройство грузового автомобиля

    Подвижной состав карьерного автотранспорта

    Специфика эксплуатацииавтотранспорта на открытых горных работах предъявляет к конструкции автотранспортных средств следующие требования: обеспечение простой и полной погрузки и разгрузки кузова для сокращения длительности этих технологических операций повышения производительности; обеспечение высокой маневренности в стесненных условиях работы в горных выработках карьеров и отвалов; автомобиль должен иметь высокую устойчивость и хорошую проходимость, обеспечивающие роботу в сложных условиях карьера и движение по дорогам невысокого качества; автомобиль должен развивать достаточную скорость на характерных для карьерных условий затяжных подъемах и спусках с целью сокращения рабочего цикла автомашины.

    Технологические характеристики автомобильного транспорта определяют соответствие конструктивных параметров подвижного состава требованиями, предъявляемым к автотранспорту при его применении в конкретных горнотехнических условиях. К ним относятся: грузоподъемность, т; геометрическая вместимость, м 3 ; коэффициент тары; удельная мощность, кВт/т; скорость движения, км/ч; паспортный тормозной путь, м; расход горючего, л/100 км; минимальный радиус поворота, м.

    Эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта определяют эффективность использования автотранспорта в условиях конкретного карьера и технологической схемы разработки. Основными факторами, определяющими эффективность автотранспорта, являются производительность автомашины и потребное их число для осуществления заданного грузопотока. Эти причины в свою очередь зависят от ряда эксплуатационных показателей, определяемых как конструкцией подвижного состава, так и технологической схемой применения автотранспорта в конкретных условиях. К таким показателям следует отнести: время рейса; коэффициент технической готовности автопарка; коэффициент использования автопарка; коэффициент использования пробега; коэффициент использования грузоподъемности. Сущность этих показателей и их значения будут рассмотрены в разделе «Эксплуатационные расчеты карьерного автомобильного транспорта».

    Перечисленные требования и характеристики автомобильного транспорта определяют компоновочную схему, колесную формулу и основные параметры карьерных машин в зависимости от их назначения. По конструктивному исполнению подвижный состав карьерного автотранспорта разделяется на две основные группы: автосамосвалы– автомобили с кузовом, расположенным на раме автомобиля и разгружающимся опрокидыванием назад или реже набок; полуприцепы – автомобили, кузов которых одним концом прицепа опирается на прицепное устройство тягача, а на другом имеет одну или две ходовые оси. В зависимости от назначения полуприцепы выполняются с разгрузкой назад, набок или через дно. В зависимости от конструкции подвижной состав имеет различную колесную формулу. Одной из характеристик конструкции автотранспорта является колесная формула. Колесной формулой называться цифровое обозначение числа колес автомобиля: первая цифра обозначает общее число колес, а вторая цифра – число ведущих. Применяются карьерные машины с различными колесными формулами: автосамосвалы – 4х2 (применяется наиболее часто),4х4; полуприцепы – 6х2, 6х4.

    Основные части карьерного автомобиля: двигатель; шасси; кузов.

    Двигатель – это источник механической энергии, приводящий автомобиль в движение. Для автомобилей применяют двигатель внутреннего сгорания, преобразующие тепловую энергию сгорающего топлива в механическую работу. На большегрузных карьерных автомобилях применяются в основном дизельные двигателя с воспламенением от сжатия, работающие на тяжелом жидком топливе. Горючая смесь образуется внутри цилиндра из топлива и воздуха, подаваемых в цилиндр раздельно. Воспламенение горючей смеси происходит в результате повышения температуры воздуха при сильном его сжатии в цилиндре. Дизельные двигатели за счет высокой степени сжатия расходуют на 30-40 % топлива меньше, чем карбюраторные. Дизельное топливо дешевле бензина. Поэтому дизельные двигатели боле экономичны и получили широкое распространение на карьерных автомобилях.

    Для карьерных автомобилей используются высокобортные четырехтактные 8 или 12 – цилиндровые «V» – образные двигатели мощностью от 265 кВт до 405 кВт (27. 40т), 700…900 кВт(75…110т), 900…1600 кВт(120..200т). Основными элементами двигателя являются: картер; блок цилиндров; кривошипно-шатуновый механизм; механизм газораспределения (клапаны, распределительные валы). Для обеспечения работы двигатель снабжен рядом систем: питания топливом (топливные баки, насосы, фильтры, форсунки); питания воздухом; смазки двигателя (масленые баки, насосы, фильтры, радиатор); охлаждения (водяной насос, радиатор, вентилятор); пуска (электростартер, оборудование для пуска сжатым воздухом).

    К шасси относятся все части и механизмы, служащие для передачи вращающегося момента от двигателя к ведущим колесам (трансмиссия), его передвижения (ходовая часть) и механизм управления. Трансмиссии обеспечивает широкий диапазон регулирования скорости при максимально полном использовании двигателя. На карьерных большегрузных автомобилях используют три типа трансмиссии: механическая (состоит из фрикционного сцепления и шестерней коробки скоростей), применяется для автомобилей грузоподъёмностью до15…20 т; гидромеханическая (состоит из согласующего редуктора, гидротрансформатора, трехступенчатой коробки передач и тормоза замедлителя), применяется на автомобилях 20…50 т; электромеханическая (состоит из генератора, вращаемого дизелем, тяговых двигателей, приводящих в движение колеса, и системы регулирования), применяется для автомобилей грузоподъёмностью более 65т (75, 110, 180 т и. т. д.). Основным элементом электромеханической трансмиссии является мотор-колесо. В ободе такого колеса, объединяющем все узлы в единый агрегат, монтируется двигатель постоянного тока. Вращение колес осуществляется встроенным планетарным редуктором. С силовой установкой (генератор и система управления) мотор-колесо связано гибкими кабелями.

    К ходовой части автомобиля относиться:

    – рама, на которой крепятся все части автомобиля и его кузов;

    – подвеска автомобиля, которая должна иметь переменную жесткость, для карьерных автомобилей применяется пневмогидравлическая подвеска, к штокам пневмогидравлических цилиндров которой крепятся передние колеса и задний мост;

    – колеса и шины (на переднюю ось обычно устанавливают два колеса, на заднюю ось и ось полуприцепа устанавливают четыре колеса по два спаренных на каждую сторону). Размер шин обозначают двумя цифрами в дюймах: ширина профиля и диаметр обода. Например, у БеЛАЗЗ-549 применяются шины – 27.00 – 49;

    – механизм управления, который состоит из рулевого управления и тормозной системы, для карьерных автомобилей применяются система управления с гидроусилителем, облегчающим управление автомобилем и существенно снижающим усилие, которое требуется приложить в к рулевому управлению; тормозная система состоит из рабочего тормоза с ножным управлением, стояночного тормоза и вспомогательного тормоза-замедлителя, используемого на затяжных спусках для поддержания постоянной скорости автомобиля за счет поглощения кинетической энергии. При электромеханической трансмиссии применяется электродинамическое торможение.

    Кузов карьерных автомобилей выполняется в виде металлической платформы с бортами, опирающейся на раму автомобиля и оборудованной гидравлической системой разгрузки кузова. Наиболее распространенная «v»образная форма кузова, которая обеспечивает снижение высоты автомобиля и центра его тяжести. В плане наиболее эффективна форма квадрата, которая обеспечивает минимальное время на установку ковша экскаватора над центром кузова.

    В настоящее время на карьерах Украины получили распространение следующие автосамосвалы и полуприцепы. На карьерах с небольшой производственной мощностью применяются автосамосвалы КрАЗ – 256, грузоподъемностью 10 т, с колесной формулой 6 х 4, мощностью двигателя 240 л.с. (176 кВт) и максимальной скоростью до 60 км/ч, а так же самосвалы БелАЗ 540А и БелАЗ – 7540, грузоподъемностью 27…30 т, с колесной формулой 4х2, мощностью двигателя 260…400 кВт и скоростью 40…50 км/ч. На крупных карьерах, применяются автосамосвалы БелАЗ, грузоподъемностью от 40 до 180 т. с гидромеханической и электромеханической трансмиссиями и автопоезда БелАЗ, грузоподъемностью 65 и 120 т. В последние годы на карьерах Украины получили распространение автосамосвалы фирмы Юнит-Риг и Камацу, грузоподъемностью 110…120т, мощностью 900 кВт и скоростью 50…60 км/ч. На железорудных карьерах Украины наибольшее распространение получили автосамосвалы грузоподъемностью 110…120т. Технические характеристики автосамосвалов представлены в табл. 3.1. и 3.2.

    Таблица 3.1. Технические характеристики автосамосвалов БелАЗ

    ПоказателиБелАЗ- 540АБелАЗ- 548АБелАЗ-БелАЗ-БелАЗ-БелАЗ-
    Грузоподъемность, т
    Масса, т28,867,48
    Высота погрузки, мм
    Радиус поворота, м8,710,210,5
    Объем кузова, м 3
    Мощность, кВт

    Таблица 3.2. Технические характеристики автосамосвалов зарубежных фирм

    Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1036 ; Нарушение авторских прав?

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Читайте также:  Устройство автомобиля УАЗ
    Ссылка на основную публикацию