Устройство втягивающего реле

Ремонт и замена втягивающего реле стартера. Как проверить?

Быструю проверку втягивающего реле или мотора стартера можно сделать не снимая с автомобиля или вынув его из под капота. Для такого теста нужен будет лишь заряженный аккумулятор и пара силовых проводов. А чтобы проверить якорь, щетки или обмотку стартера, придется разбирать и прозванивать мультитестером.

Конструкция стартера

Агрегат, используемый для запуска двигателя автомобиля, по своей сути является компактным и мощным электродвигателем, конструкция которого дополнена несколькими специфическими деталями:

  • Расположенным на валу якоря бендиксом (обгонной муфтой), необходимым для передачи крутящего момента от электромотора на коленчатый вал ДВС.
  • Вилкой, продольно перемещающей муфту по валу якоря. Она установлена в передней крышке (маске) стартера.
  • Втягивающим реле, приводящим в движение вилку и замыкающим электрическую цепь, по которой ток поступает на обмотки электромотора. Оно, как и вилка, установлено на передней крышке.

Передача крутящего момента к бендиксу может производиться напрямую или через повышающий крутящий момент планетарный редуктор, который монтируется в основном корпусе узла, его передней или задней крышке.

Схема втягивающего реле стартера

Устройство втягивающего реле стартера

Конструкция узла довольно проста. Внутри металлического корпуса находятся:

  1. Сердечник, который также называют якорем или ротором. Сердечник изготавливают из магнитного либо намагничиваемого сплава, либо выполняют в виде стального стержня с обмоткой.
  2. Приводной шток, закреплённый на сердечнике.
  3. Возвратная пружина якоря.
  4. Замыкающий шток с расположенной на нём контактной пластиной.
  5. Пружины сжатия и возврата контактной пластины.
  6. Втягивающая обмотка.
  7. Удерживающая обмотка.
  8. Задняя крышка реле, изготовленная из диэлектрического материала, чаще всего пластика.
  9. Проходящие сквозь крышку болты с расположенными на их внутренних концах контактными пластинами. С одного из этих болтов ток подаётся на втягивающую и удерживающую обмотки.
  10. В некоторых случаях имеются одна или две дополнительные клеммы для подачи напряжения на обмотки.

Узел в сборе крепится винтами или болтами к передней крышке (маске) стартера.

Принцип работы стартера и втягивающего реле

От описания устройства перейдём к принципам его работы. В тот момент, когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, происходит следующее:

  • Замыкаются клеммы контактной группы. Ток подаётся на болты контактных пластин, а через них на обмотки.
  • Образовавшееся на обмотках электромагнитное поле двигает сердечник в направлении задней крышки.
  • Сердечник тянет за собой конец вилки, закреплённой в маске стартера. Вилка перемещает бендикс (обгонную муфту), расположенный на валу основного электродвигателя стартера.
  • Бендикс входит в зацепление с зубчатым венцом коленчатого вала.
  • Замыкающий шток под давлением на него сердечника смещается назад и перемыкает контактные пластины.
  • Ток поступает на обмотки основного электромотора. Якорь вращается и приводит в движение коленчатый вал ДВС.
  • После прекращения подачи напряжения детали узла под воздействием возвратных пружин возвращаются в исходное положение.

При выходе узла из строя стартер перестаёт нормально функционировать и возникают проблемы с запуском двигателя автомобиля. Среди возможных неисправностей:

  • Механические повреждения.
  • Обрыв в обмотке.
  • Обгорание или разрушение замыкающих пластин.

Мало изучить устройство и понять, как работает механизм. Желательно научиться выявлять и устранять поломки.

Втягивающее реле стартёра. Устройство и принцип работы. Видео:

Признаки неисправности втягивающего реле стартера

Приступать к диагностике и ремонту следует при появлении первых тревожных симптомов. Это позволит существенно снизить расходы на ремонт и избежать серьёзных неприятностей. Перечислим основные симптомы:

  • Стартер крутит вхолостую, коленчатый вал не вращается.
  • В районе реле раздаются щелчки, но электромотор не работает.
  • Двигатель завёлся, но бендикс не выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика коленвала.
  • Реакция на поворот ключа в замке зажигания или нажатие кнопки «Старт» отсутствует полностью.

Существует ряд первичных причин, по которым не срабатывает втягивающее реле стартера.

Прежде чем двигаться дальше, следует убедиться в исправности электропроводки, проверить предохранители и контактную группу замка зажигания.

Вполне возможно, что именно они являются источником возникших проблем.

Возможные неполадки

Потом ко второму проводу нужно присоединить проводник сечением 2-4 мм2, а его уже к плюсовой клемме аккумулятора. Если генератор никак не среагирует, возможно следующее:


перегорела катушка втягивающего реле;

  • износились щетки генератора;
  • поломка контактов коллектора;
  • разрыв обмотки якоря;
  • нарушено соединение на тонком проводнике;
  • нарушен контакт корпуса двигателя автомашины с землей.
  • Обрыв и отсутствие контакта можно проверить мультиметром в режиме прозвона сопротивления. Показание бесконечности свидетельствует об обрыве.

    Если реле отработало, но двигатель стартера не вращается, тогда надо тестером проверить напряжение + 12 В на выходе проводника.

    Мультиметр перевести в режим омметра и проверить реле на обрыв и на замыкание (сопротивление обмотки). Измерение производится между проводником и корпусом. Показания должны лежать в пределах 3-20 Ом, зависит от типа стартера.

    Если ничего не помогло, тогда надо снять стартер и продолжить диагностику в снятом состоянии.

    Как снять втягивающее реле?

    Не стоит пытаться искать и устранять неисправность непосредственно на автомобиле. Значительно проще сделать это, полностью демонтировав стартер. Для этого придётся:

    • Отключить аккумулятор, сняв с него клеммы. В противном случае в ходе работ может случиться короткое замыкание, в результате которого АКБ и другие электрические компоненты выйдут из строя.
    • Отсоединить электропроводку от втягивающего реле.
    • Отвернуть болты, которыми стартер крепиться к двигателю автомобиля, и извлечь деталь.

    Лишь после этого можно переходить к диагностике, снятию, ремонту или замене интересующего нас узла. Первая проверка выполняется без предварительной разборки. Для её выполнения:

    • Подают ток от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи на контакты втягивающего реле.
    • С помощью провода перемыкают корпус детали (массу) с минусовой клеммой АКБ.

    Когда всё исправно, электродвигатель начнёт вращаться, а бендикс выдвинется вперёд. При прекращении подачи напряжения электромотор прекращает работу и муфта возвращается в исходное положение. Но могут быть и другие варианты:

    1. Электродвигатель работает, бендикс выдвигается, но назад не возвращается.
    2. Бендикс выдвигается, но электромотор не включается.
    3. Реле щёлкает или вовсе не срабатывает. Бендикс неподвижен. Стартер не крутит.

    Но это всё симптомы, а необходимо выявить причины неисправностей. Для их поиска необходимо демонтировать реле, отвернув болты крепления к крышке и аккуратно отсоединив шток от вилки.

    В некоторых случаях это удаётся сделать, лишь сняв переднюю крышку целиком.

    Проверка втягивающего реле стартера. Видео:

    Диагностика без снятия стартера с применением мультиметра

    Для этого мультиметром (тестером) последовательно сначала замеряют напряжение на клеммах аккумулятора, отключенного от бортовой сети автомобиля. Оно составляет примерно 12,7 В. При показаниях прибора менее 12 В считается, что аккумулятор сильно разряжен и не пригоден к дальнейшим проверкам.

    Далее восстанавливают штатное соединение проводов и замеряют напряжение на клеммах батареи и контактах реле. По сравнению с предыдущим случаем оно меняется не более чем на 0,1 В и будет равным в обеих контрольных точках. Переводят ключ в положение запуска. Напряжение на контактах реле не должно опускаться менее 12 В. В противном случае скорее всего неисправны соединительные провода, возможно, что подгорел один или несколько контактов в цепи протекания тока.

    Это интересно: Подготовка автомобиля к зимнему периоду

    Как проверить втягивающее реле стартера?

    Причиной того, что муфта не возвращается в исходное положение, являются механические поломки – повреждение штока, сердечника, возвратных пружин. Деталь однозначно подлежит замене. В остальных случаях можно продолжить проверки и попытаться вернуть узлу утраченную работоспособность. Проверка втягивающего реле стартера выполняется в несколько этапов:

    1. Подсоединяем клеммы обмоток и контактных пластин к плюсу аккумулятора, а корпусом реле касаемся минуса. Шток перемещается? Переходим к следующему этапу диагностики.

    2. С помощью мультиметра замеряем сопротивление между контактами обмоток. В сети выложено немало видео, где показано, как производятся подобные замеры. Их авторы делают всё, в принципе, правильно. Только забывают сказать, что параметры сопротивления в зависимости от модели стартера различны.

    В поисках точных показателей приходится изучать техническую документацию.

    Если доступа к достоверным данным нет, придётся исходить из того, что не должно быть ни обрыва, ни сопротивления, превышающего 10 Ом.

    Восстановить обмотки самостоятельно, да ещё в полевых условиях, не получится. Тут наверняка потребуется новая запчасть. Но если показатели сопротивления в норме, проверяем дальше.

    3. Подсоединяем щупы мультиметра к силовым клеммам реле. Вставляем и утапливаем до конца сердечник. Показатели не должны существенно отличаться от тех, что получены при замере сопротивления на удерживающей обмотке. Разница в показаниях говорит о повреждении контактных пластин.

    В последнем случае можно попытаться разобрать узел и почистить контактные пластины. Для этого, как минимум, конструкцией детали должна быть предусмотрена возможность разборки.

    Руководство по проверке

    Устройство можно проверить, не снимая его с машины. Снятие выполняется при серьезных поломках. Для диагностики не потребуется специальных знаний. Проверяется устройство в несколько этапов. С амое главное — проверять толстыми проводами, на тонких работать не будет.

    Этапы

    Проверка стартера в сборе. Для этого нужно демонтировать устройство с машины и зажать его в тиски, надежно, но не сильно, чтобы не поломать. Затем необходимо замкнуть контактные болты, находящиеся с тыльной стороны, с помощью металлического предмета или куска проволоки. Если стартер рабочий, он начнет крутиться. В этом случае причина неисправности может быть в реле тяги.

    Проверка на работоспособность тягового реле. Для этого нужно использовать провода с небольшим сопротивлением. Одним проводом нужно соединить положительную клемму на аккумуляторе и реле на массе, а вторым минусовую клемму на аккумуляторе и корпусом стартера. Если реле исправное, прозвучит характерный щелчок и якорь выдвинет шестеренку (автор видео — altevaa TV)

    Тестером следует измерить сопротивление между корпусом ротора и обмотками, оно должно составлять несколько миллионов Ом. Если сопротивление изоляции от 0 до 2 Ом, якорь неисправен и требует замены. Проверка межвиткового замыкания делается с помощью специального стенда для проверки генераторов.

    Проверка устройства на стенде

    Проверку щеток делают с помощью лампочки на 12 В, которую подключают к щеткодержателю и корпусу устройства. Светящаяся лампочка информирует о неисправности щеток. В этом случае их нужно заменить. Обмотка также проверяется лампочкой, только подключается обмотка и корпус.

    Прозвонить электрическую сеть. С помощью контрольки можно прозвонить электрическую цепь, чтобы найти разрывы. Чтобы прозвонить элетросеть, необходимо включить зажигание.

    Проверяем бендикс. Для проверки понадобится мягкая прокладка, чтобы защитить деталь от повреждения. Звездочку бендикса нужно зажать в тиски и провернуть муфту в одну и другую сторону. Если деталь исправна, муфта будет поворачиваться лишь в одну сторону. Если она проворачивается в другую сторону, это говорит о ее неисправности и необходимости замены. Могут быть изношены зубья, тогда бендикс нужно просто заменить.

    Забоины в зубьях бендикса

    При визуальном осмотре можно выявить следующие неисправности:

    • обрывы обмотки;
    • нарушение изоляции;
    • износ пластин коллектора;
    • дефекты поверхности коллектора и якоря в виде задиров, царапин, канавок и т.д.

    Небольшие дефекты устраняются путем зачищения мелкозернистой наждачной бумагой или шлифованием. Если в результате этих действий якорь уменьшился в диаметре, ставятся прокладки. То же касается и коллектора. Если детали сильно изношены, их лучше заменить. Замена требуется, если неисправна межвитковая изоляция, изношены щетки и подшипники.

    Научившись проверять устройство, которое запускает двигатель, своими руками, вы сможете сэкономить на посещении станции техобслуживания.

    Если вы не знаете, как проверить стартер, не снимая его с машины, диагностику можно сделать на СТО, которые оборудованы специальным стендом для диагностики генераторов.

    Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

    Ремонт втягивающего реле стартера своими руками

    Самостоятельный ремонт требует определённых навыков. Браться за дело, не имея ни опыта, ни необходимого инструмента не стоит. Строго говоря, установка новой детали всегда предпочтительнее, чем ремонт вышедшей из строя.

    Но иногда просто нет другого выхода. Например, если поломка произошла в дороге, вдали от магазинов запасных частей.

    Читайте также:  Услуги страхования автомобиля предлагает Приват Банк

    Если вы решились на ответственный шаг, придётся сначала удалить грязь с поверхности узла, воспользовавшись жёсткой щёткой и тряпкой, смоченной в керосине, уайт-спирите и т. п. После этого производится внешний осмотр на предмет ознакомления с устройством корпуса реле.

    Ремонт и замена катализатора своими руками. — здесь больше полезной информации.

    Как разобрать втягивающее реле стартера?

    Вскрывать завальцованный корпус нет никакого смысла. Это сложная процедура с непредсказуемым результатом. Но, если производитель предусмотрел возможность вскрытия втягивающего реле, закрепив его заднюю крышку отдельными винтами или гайками на силовых клеммах, то доступ к контактным пластинам не станет серьёзной проблемой. Достаточно отвернуть крепления и подцепить крышку с помощью ножа или отвёртки.

    Чистка контактов и замена отдельных деталей

    После снятия крышки вы сможете оценить состояние контактных пластин. Нагар или окисление следует удалить, воспользовавшись наждачной бумагой. Повреждённые пружины, если таковые имеются, можно попытаться заменить, подобрав подходящие по размеру и характеристикам. Подбор пружин – дело весьма сложное. Приходится замерять не только размеры, но и развиваемое усилие. Сделать это, не имея в своём распоряжении специального оборудования, не получится.

    Закончив ремонт, помещаем крышку на место, смазав место соединения герметиком, закрепляем её и производим повторную проверку. Убедившись, что все параметры находятся в норме, устанавливаем реле на стартер и выполняем окончательную сборку.

    Говоря по совести, надолго такого ремонта не хватит. Пластины со временем выгорают, истончаются и уже не способны обеспечить надёжный контакт. Ещё раз отмечаем, что такие работы целесообразно проводить лишь в тех ситуациях, когда нет доступа к запасным частям. В остальных случаях правильным решением становится замена втягивающего реле стартера на новую и заведомо исправную деталь.

    Втягивающее реле стартера

    Смотрите также

    Плохо крутит стартер

    Не крутит стартер

      105 5 146k

    Бендикс стартера

    Как проверить стартер

      140 1 179k

    Неисправности стартера

      230 2 189k

    Втягивающее реле стартера — это электромагнит, который в системе зажигания выполняет две функции. Первая — подведение шестерни бендикса стартера к зубчатому венцу маховика. Вторая — ее возврат в исходное положение после запуска двигателя. Поломка втягивающего реле грозит тем, что двигатель попросту не заведется. Причин поломки реле не так много. В данном материале мы постараемся описать признаки и причины поломки, а также методы диагностики и ремонта.

    Втягивающее реле с сердечником

    Принцип работы втягивающего реле

    Перед тем как перейти непосредственно к неисправностям и методами их устранения, автовладельцам будет полезно узнать устройство втягивающего реле стартера, и как оно работает. Сразу стоит отметить, что механизм представляет собой классический электромагнит, состоящий из двух обмоток (удерживающей и втягивающей), схемы подключения его к стартеру, а также сердечника с возвратной пружиной.

    В момент поворота ключа зажигания напряжение от аккумулятора подается на обмотки втягивающего реле. При этом создается электромагнитное поле, которое перемещает сердечник, находящийся в его корпусе. Тот, в свою очередь, сжимает возвратную пружину. В результате этого противоположный конец “вилки” сдвигается к маховику. При этом шестерня, соединенная с бендиксом, выдавливается наружу до момента зацепления с венцом маховика. В результате зацепления замыкаются контакты встроенной схемы включения стартера. Далее втягивающая обмотка отключается, а сердечник остается в зафиксированном положении при помощи работающей удерживающей обмотки.

    Схема работы втягивающего реле

    После того как ключ зажигания отключает двигатель, напряжение на втягивающее реле перестает подаваться. Происходит возврат якоря в исходное положение. Механически соединенные с ним вилка и бендикс выходит из зацепления с маховиком. Таким образом, неисправность втягивающего реле стартера — это критическая поломка, из-за которой невозможно запустить двигатель.

    Схема втягивающего реле стартера

    Схема втягивающего реле

    В дополнение к предыдущему пункту представляем вашему вниманию схему втягивающего реле стартера. С ее помощью вам будет легче понять принцип действия устройства.

    Втягивающая обмотка реле всегда подключена к “минусу” через стартер. А удерживающая обмотка — непосредственно к аккумулятору. Когда сердечник реле прижимает рабочую пластину к болтам, и на стартер подается “плюс” от аккумулятора, то аналогичный “плюс” подается и на выход “минуса” втягивающей обмотки. Из-за этого она отключается, и ток продолжает идти только по удерживающей обмотке. Она слабее, чем втягивающая, однако обладает достаточной силой, чтобы постоянно удерживать сердечник внутри корпуса, что обеспечивает беспрерывную работу мотора. Использование двух обмоток позволяет значительно экономить энергию аккумулятора во время запуска двигателя.

    Признаки и причины выхода из строя реле

    К внешним признакам поломки втягивающего реле стартера относятся следующие аспекты:

    • При повороте ключа в замке зажигания не происходит никаких действий по запуску двигателя, или запуск возможен лишь при выполнении нескольких попыток.
    • После запуска двигателя стартер продолжает вращаться с большой скоростью. На слух это можно определить по сильному жужжанию механизма.

    Неисправность в работе реле является одной из причин того, что машина не заводится, А причин его поломки может быть несколько:

    • выход из строя (перегорание) внутри реле контактных пластин (в народе их именуют “пятаками”), уменьшение площади их контакта, “залипание”;
    • обрыв (обгорание) втягивающей и/или удерживающей обмотки;
    • деформация или ослабление возвратной пружины;
    • короткое замыкание во втягивающей или удерживающей обмотке.

    Как проверить втягивающее реле стартера мультиметром

    Если вы обнаружили хотя бы один из перечисленных признаков, то следующим шагом по устранению поломки будет проведение детальной диагностики.

    Как проверить втягивающее реле

    Методов проверки втягивающего реле существует несколько. Разберем их по порядку:

    • Срабатывание реле можно определить достаточно просто — в момент запуска раздается щелчок, производимый двигающимся сердечником. Этот факт говорит об исправности устройства. Если же щелчка нет — значит, втягивающее реле стартера не срабатывает. Если втягивающее щелкает, но не крутит стартер, то вероятная причина этого заключается в подгорании контактов реле.
    • Если втягивающее реле срабатывает, но при этом слышно своеобразное дребезжание, то это говорит о неисправностях в одной или обеих обмотках реле. В данном случае проверку втягивающего реле стартера можно провести с помощью омметра путем измерения сопротивления его обмоток. Необходимо вытащить сердечник и возвратную пружину из корпуса, после чего попарно проверить сопротивление между обмотками и “массой”. Это значение должно находиться в пределах 1. 3 Ом. После этого вставить сердечник без пружины, замкнуть силовые контакты и измерить сопротивления между ними. Это значение должно быть 3. 5 Ом (значение зависит от конкретного реле). Если измеренное значение ниже, чем указанные числа, то можно говорить о коротком замыкании в цепи и выходе обмоток из строя.

    Ремонт втягивающего реле стартера

    Изношенные контактные пластины реле

    На многих современных машинах втягивающее реле выполнено в неразборном виде. Это делается по двум причинам. Первая — так увеличивается надежность механизма и его долговечность в силу механической защиты от внешних факторов. Вторая — таким образом автопроизводители хотят получить большую прибыль от продажи своих комплектующих. Если в вашем автомобиле стоит именно такое реле, то лучший выход в данном случае один — его замена. Запишите марку реле, его технические параметры, а лучше возьмите его с собой, и отправляйтесь в ближайший магазин или на авторынок за аналогичным новым.

    Однако некоторые автовладельцы проводят его ремонт своими руками. Но при этом нужно знать, как разобрать втягивающее реле стартера. Если реле разборное — то оно поддается ремонту. В случае неразборного ремонт также возможен, однако в небольшом объеме. В частности, при пригорании “пятаков”, улучшении и чистке контакта. Если же сгорела или “закоротила” одна из обмоток, то такие реле, как правило, не ремонтируют.

    Для дальнейших работ вам понадобится отвертка с плоским жалом, а также паяльник, олово и канифоль. Разборка реле начинается с того, что необходимо вытащить из него сердечник. После этого откручиваются два, которые держат верхнюю крышку, где расположены контакты катушек. Однако перед тем как ее снять, необходимо отпаять упомянутые контакты. При этом необязательно отпаивать оба контакта. Обычно, чтобы добраться к “пятакам”, достаточно отпаять лишь один контакт и приподнять с одной стороны крышку.

    Разборка и ремонт втягивающего реле

    Ремонт втягивающего реле ВАЗ 2104

    Далее нужно открутить с верхней стороны болты, удерживающие “пятаки”, и достать их. В случае необходимости нужно провести их ревизию. То есть, почистить их с помощью наждачной бумаги с тем, чтобы избавиться от нагара. Аналогичную процедуру нужно выполнить и с их посадочными местами. С помощью слесарного инструмента (лучше всего с помощью отвертки с плоским жалом) почистить посадочное место, удалив оттуда грязь и нагар. Сборка корпуса реле происходит в обратном порядке.

    Разборка и сборка разборного реле происходит аналогично. Для этого нужно раскрутить болты-шпильки и разобрать его корпус. Так вы доберетесь до внутренних элементов устройства. Работы по ревизии проводятся аналогично приведенному выше алгоритму.

    Типы втягивающих реле и их производители

    Вкратце коснемся втягивающих реле, использующихся на автомобилях ВАЗ. Они делятся на четыре типа:

    • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2101-2107 (“Классика”);
    • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2108-21099;
    • для редукторных стартеров ВАЗ всех моделей;
    • для редукторов стартеров AZD (используются в моделях ВАЗ 2108-21099, 2113-2115).

    Кроме этого, как упоминалось выше, они делятся на разборные и неразборные. Разборными являются более старые модели. Новые и старые являются взаимозаменяемыми.

    Для автомобилей ВАЗ втягивающие реле выпускают следующие предприятия:

    • Завод имени А.О.Тарасова (ЗиТ), Самара, РФ. Реле и стартеры выпускаются под торговыми марками “КАТЭК” и “КЗАТЭ”.
    • БАТЭ. Борисовский завод автотракторного электрооборудования (Борисов, Беларусь).
    • Компания “Кедр” (Челябинск, РФ);
    • Dynamo AD, Болгария;
    • “ИскРа” (Iskra). Белорусско-словенское предприятие, чьи производственные мощности расположены в городе Гродно (Беларусь).

    При выборе того или иного производителя необходимо учитывать, что самыми качественными и распространенными марками являются именно “КАТЭК” и “КЗАТЭ”. Также помните, что, если на вашей машине установлен стартер AZD, то к ним подходят “родные” реле, выпущенные на том же предприятии. То есть, с продукцией других заводов они не совместимы.

    Итоги

    Втягивающее реле стартера — несложное устройство. Однако его поломка является критичной, так как не позволит запустить двигатель. Проверку и ремонт реле может выполнить даже неопытный автовладелец, обладающий элементарными навыками слесарных работ. Главное, чтобы под рукой были соответствующие инструменты. В случае, если реле неразборное, все же советуем вам выполнить его замену, так как, по статистике, после выполнения ремонта срок его эксплуатации будет небольшим. Поэтому, если в вашей машине не работает втягивающее реле — купите аналогичное устройство и произведите его замену.

    Втягивающее реле стартера: описание,устройство,фото,видео,проверка,ремонт.

    Втягивающее реле стартера — это электромагнит, который в системе зажигания выполняет две функции. Первая — подведение шестерни бендикса стартера к зубчатому венцу маховика. Вторая — ее возврат в исходное положение после запуска двигателя. Поломка втягивающего реле грозит тем, что двигатель попросту не заведется. Причин поломки реле не так много. В данном материале мы постараемся описать признаки и причины поломки, а также методы диагностики и ремонта.

    Устройство втягивающего реле и принцип функционирования

    В стартере втягивающее реле вводит в зацепление венец маховика с бендиксом. Вся работа базируется на принципах элетромагнетизма. Сердечник, который выполнен как полая трубка, внутри которой расположен якорь, оснащен обмоткой в виде проволоки. Ток в катушке создает электромагнитное поле, в результате появления которого происходит вхождение якоря в сердечник. После того как ток перестает подаваться, якорь может двигаться свободно.

    В состав втягивающего реле стартера входят: корпус; магнит с обмотками; якорь; контакты; возвращающая пружина. Магнит в реле выполнен в виде пары катушек – втягивающей и удерживающей. Втягивающая катушка реле подключена к электрическому мотору и клемме управления, а вот удерживающая подключена к выводу управления и контактирует с корпусом. Когда на контакт управления подается питание, в катушке возникает магнитная индукция, что приводит к появлению магнитного поля. В результате этого якорь сжимает возвратную пружину. В этот же момент происходит вращение бендикса, который соединяет стартер с автомобильной АКБ. В то время, когда контакты замыкаются, втягивающая обмотка получает питание от клеммы «+», останавливается выработка тока на катушке, однако на якорь воздействует поле удерживающей катушки, поэтому он остается внутри. Когда силовой агрегат автомобиля запускается, происходит отключение питания, из-за чего якорь возвращается в изначальное положение под действием возвратной пружины. Происходит размыкание контактов, из-за чего бендикс может выйти из зацепления.

    Читайте также:  Усталостная прочность

    Признаки неисправности втягивающего устройства

    На поломку втягивающего устройства могут указывать следующие признаки:

    1. После пуска двигателя отключения стартера не происходит, он вращается с большой скоростью и характерным жужжащим звуком.
    2. После поворота ключа в замке зажигания происходит щелчок, показывающий срабатывание устройства, но вращения стартера не наблюдается. Иногда при обрыве в катушке, заедании якоря в определенном положении или отсутствии питания щелчок может отсутствовать.
    3. После поворота ключа в замке стартер начинает вращаться вхолостую, не воздействуя на маховик двигателя.

    Возможные причины неисправности

    Втягивающее реле может выйти из строя по следующим причинам:

    1. При повреждении корпуса.
    2. При повреждении магнита с обмотками.
    3. При нарушении контактов.
    4. При ослаблении возвратной пружины.
    5. При возникновении проблем с якорем.

    Все поломки реле происходят из-за физического износа, пригорания контактных пластин, разрушения компонентов, перегорания обмоток.

    Проверка втягивающего реле

    Определить работоспособность втягивающего устройства возможно без его демонтажа со стартера автомобиля следующим способом:

    1. Осуществить проверку идущей к реле проводки на наличие обрыва.
    2. Если проводка исправна, проверяется срабатывание тягового реле. Для этого поворачивают ключ зажигания и слушают щелчок срабатывания, его отсутствие говорит о неисправности реле.
    3. Если щелчок срабатывания слышен, но вращения стартера не происходит, возможной причиной неисправности является подгорание контактных пластин. Для проверки предположения на реле отсоединяют клемму, идущую от замка, после чего отверткой замыкают клемму, идущую от аккумулятора, с клеммой, которая идет на стартер. В итоге получится подача электричества на его двигатель, минуя реле. Если началось вращение, неисправно втягивающее устройство.
    4. Проверка показателя напряжения, идущего на стартер, позволит определить, в чем заключается проблема – в проводке, АКБ или стартере. Мультиметр подключают к плюсовой клемме реле, куда подходит напряжение аккумулятора, а минус прибора подсоединяют к массе. При включении в этот момент зажигания, напряжение должно быть 12 В. Если показатель ниже – энергии аккумулятора, скорее всего, недостаточнодля запуска двигателя, но хватает, чтобы срабатывало реле.

    Проверка втягивающего реле на снятом стартере

    Проверку работоспособности реле удобнее производить на снятом стартере. Но перед демонтажем делают несколько операций, позволяющих выявить неполадку:

    1. Проверяют надежность крепления клемм, состояние АКБ, удаляют окислы с контактов и клемм аккумулятора.
    2. Убеждаются в надежности крепления проводки к стартеру гайками. Если заметна коррозия, контакты зачищают мелкой наждачной бумагой.
    3. Проверяют состояние реле включения стартера.

    Стартер снимается после отсоединения подходящих к нему проводов и откручивания болтов крепления. В некоторых автомобилях на эту операцию уйдет много усилий, так как агрегат может располагаться в плохо доступном моторном отсеке.

    После извлечения стартера, его очищают от грязи, обрабатывают наждачной бумагой окисленные контакты, и начинают проверку в следующем порядке:

    1. Агрегат размещают рядом с АКБ, от клемм которой идут провода с «крокодилами».
    2. Плюсовая и минусовая клеммы соединяются с соответствующими контактами на втягивающем устройстве.
    3. Свободным концом минусового провода касаются к корпусу стартера и наблюдают результат:
    • Если произошел отчетливый щелчок в реле, значит оно работает;
    • Если втягивающее не подает «признаков жизни», оно нуждается в замене или ремонте.

    Ремонт втягивающего реле стартера

    Если вы пришли к выводу, что тяговое реле стартера вышло из строя, необходимо выполнять его ремонт. Сразу хотим отметить, что в большинстве случаев гораздо проще заменить данный элемент, чем восстанавливать его работоспособность. Многие производители изготавливают неразборные реле для того, чтобы сделать этот узел наиболее надёжным. В таких ситуациях придется просто менять втягивающее реле на новое.

    Если же стартер в вашем авто оснащен разборным реле, можно отремонтировать его своими силами. Нередко реле не работает по следующим причинам: механический привод износился и вышел из строя; в обмотке произошло замыкание; «пятаки» или контакты обгорели. Определить каждую из вышеперечисленных неисправностей можно после разборки. Правда, для определения целостности обмоток придется воспользоваться омметром. Во время измерения сопротивления между окончаниями провода и корпусом данный показатель должен составлять минимум 10 кОм. В противном случае произошло замыкание обмоток, поэтому нужно будет идти в магазин за новым реле.

    Установка нового либо восстановленного реле осуществляется в обратной демонтажу последовательности. У многих автолюбителей на данном этапе возникает проблема, которая заключается в том, как подключить реле стартера. Для того чтобы избежать таких неприятностей, советуем предварительно пометить отключенные клеммы. Прежде чем установить реле, не забудьте тщательно зачистить контакты, а также обезжирить их.

    Типы втягивающих реле и их производители

    Вкратце коснемся втягивающих реле, использующихся на автомобилях ВАЗ. Они делятся на четыре типа:

    • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2101-2107 (“Классика”);
    • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2108-21099;
    • для редукторных стартеров ВАЗ всех моделей;
    • для редукторов стартеров AZD (используются в моделях ВАЗ 2108-21099, 2113-2115).

    Кроме этого, как упоминалось выше, они делятся на разборные и неразборные. Разборными являются более старые модели. Новые и старые являются взаимозаменяемыми.

    Для автомобилей ВАЗ втягивающие реле выпускают следующие предприятия:

    • Завод имени А.О.Тарасова (ЗиТ), Самара, РФ. Реле и стартеры выпускаются под торговыми марками “КАТЭК” и “КЗАТЭ”.
    • БАТЭ. Борисовский завод автотракторного электрооборудования (Борисов, Беларусь).
    • Компания “Кедр” (Челябинск, РФ);
    • Dynamo AD, Болгария;
    • “ИскРа” (Iskra). Белорусско-словенское предприятие, чьи производственные мощности расположены в городе Гродно (Беларусь).

    При выборе того или иного производителя необходимо учитывать, что самыми качественными и распространенными марками являются именно “КАТЭК” и “КЗАТЭ”. Также помните, что, если на вашей машине установлен стартер AZD, то к ним подходят “родные” реле, выпущенные на том же предприятии. То есть, с продукцией других заводов они не совместимы.

    Втягивающее реле стартера: устройство, принцип работы, диагностика и ремонт

    Каждый водитель может столкнуться с ситуацией, когда при повороте ключа машина не подает признаков жизни. Причин может быть несколько. Одна из них – втягивающее реле стартера. Автомобилисты обязательно должны знать, что это за деталь, каковы ее функции и особенности конструкции, как диагностировать и демонтировать этот компонент. На все эти вопросы вы получите ответ в данном материале.

    Конструкция и принцип работы

    Визуально реле представляет собой небольшую деталь в виде цилиндра размером немного больше ладони. В каждом автомобиле производитель устанавливает собственное реле с некоторыми конструктивными нюансами. В целом в этой детали можно выделить следующие элементы:

    • корпус с контактами;
    • специальный контактный диск;
    • втягивающий магнит с сердечником;
    • обмотка и возвратные пружинки.

    Большая часть изделия – это цилиндрическая катушка, образующая собой электрический магнит. Внутри нее располагается якорь, сверху которого намотаны витки еще одной катушки – удерживающей. По бокам якоря (сердечника) располагается два штока. Первый шток необходим для толкания вилки стартера, а второй шток, находящийся с другой стороны, оснащен контактным диском реле стартера. Корпус детали представляет собой чашку, выполненную из диэлектрика, в которой предусмотрены 2 контакта. Как правило, между контактами реле имеется бортик, исключающий короткое замыкание.
    Реле прикреплено к корпусу стартера, поэтому при демонтаже детали необходимо снимать и стартер. Принцип работы втягивающего реле описывается следующим образом:

    1. Вставляя ключ в замок, водитель приводит к замыканию реле стартера.
    2. Оно посылает напряжение от АКБ на втягивающую обмотку.
    3. Под действием магнитного поля сердечник переходит во внутреннюю часть обмотки.
    4. Движение сердечника выполняет два основных действия: первое – сдвиг обгонной муфты посредством вилки, зацепление шестеренок стартера и венца маховика, а второе – замыкание контактов втягивающего реле.

    Якорь, благодаря этому, моментально соединяет моховик со стартером и подключается к батарее. На стартер поступает энергия, приводя его в движение. В результате, двигатель автомобиля запускается через несколько секунд.
    После включения стартера происходит деактивация втягивающей катушки и одновременное включение удерживающей, предназначение которой в установке сердечника в крайнем положении. Это необходимо для уменьшения потребляемой мощности элемента. После запуска мотора машины, конечно же, ток уходит с обмотки тягового реле. Пружина приводит в действие вилку, и конструкция возвращается в начальное положение. Происходит отсоединение от маховика и контактов АКБ. Затем реле не выполняет каких-либо задач вплоть до следующего старта транспортного средства. Теперь вы знаете устройство втягивающего реле стартера.

    Функции механизма

    Прежде чем говорить о функциях, необходимо понимать, о каком конкретно реле пойдет речь. В автомобиле имеется непосредственно реле стартера, которое отвечает за включение мотора, при этом находится в подкапотном пространстве. Второе – тяговое реле, о котором идет речь. К функциям последнего относится:

    • синхронизация цепей стартера;
    • распределение энергии между электромагнитным реле и электромотором стартера;
    • соединение зубцов венца махового колеса с шестернями бендикса и разъединение их при запуске двигателя.

    Первые втягивающие реле стартера ставились на автомобили в начале 20 века. Чтобы мотор запустился, следует производить принудительное вращение коленвала до тех пор, пока в камере не произойдет воспламенение горючей смеси. Если в моторе нет критических повреждений, на эту процедуру уходит не более пары секунд благодаря втягивающему реле.

    Диагностика детали

    Итак, если транспортное средство не заводится, следует проверить ряд элементов. Предварительно рекомендуем осмотреть:

    • Аккумуляторную батарею. Убедитесь в ее работоспособности, надежности креплений и отсутствии окислов.
    • Электрическую проводку. Она должна качественно (с помощью гаек) крепиться к стартеру. Обязательно при обнаружении удалите коррозию.

    Если с этими компонентами все в порядке, рекомендуется проверка втягивающего реле стартера. Опытные водители по звуку могут определить исправность компонентов, не разбирая автомобиль. Другие методы предполагают демонтаж детали. Здесь есть два основных способа.
    При срабатывании втягивающего реле можно услышать характерный щелчок. Его создает сдвинувшийся сердечник. Если этого щелчка не происходит, соответственно, якорь не двигается. Бывают ситуации, когда втягивающее реле стартера щелкает, а стартер не крутит. Как правило, причиной этому могут быть сгоревшие контакты.
    Новичкам выполнить проверку «по щелчку» можно, демонтировав сам стартер, так как из-за качественной шумоизоляции необходимого звука вы можете просто не услышать. Для этого от батареи (клемма «+») подсоединяется провод к соответствующему выводу реле. Аналогично подсоединяют минус, а затем проверяют работоспособность реле.
    Если реле сработало, но вы услышали небольшое дребезжание, ищите проблему в обмотках. Предварительно для диагностики понадобится снять втягивающее реле и использовать мультиметр:

    1. Поставьте прибор в режим измерения сопротивления. Замерьте сопротивление между обмотками и массой, предварительно сняв пружину и сердечник. Показатель должен лежать в пределах 1…3 Ом.
    2. Установите сердечник с пружиной на место. Замкните контакты, а затем снова выполните замер. Мультиметр должен показать параметры 3…5 Ом. Эти цифры могут незначительно отличаться в зависимости от модели реле. Если показатели ниже требуемых, тогда обмотка вышла из строя.

    Это основные методы, как проверить втягивающее реле стартера в гаражных условиях.

    Ремонт устройства

    Первоочередной задачей при замене или ремонтных работах втягивающего реле является демонтаж стартера. Он крепится посредством 2 или 3 болтов, открутить которые не представляет больших проблем. Главная загвоздка заключается в том, что на современных иномарках стартер «прячут» далеко в подкапотном пространстве, соответственно, для его снятия необходимо дополнительно демонтировать мешающие механизмы. В отдельных автомобилях понадобится даже поддержка двигателя. Если вы столкнулись с такой ситуацией, при этом добраться до стартера и реле проблематично, обратитесь в автосервис.
    Достав стартер, можно вытащить непосредственно реле. Втягивающие реле бывают 2 видов: разборные и неразборные. Последние отремонтировать невозможно, поэтому вам понадобится только покупать новый компонент. Замена сердечника выполняется в общем случае по схеме:

    1. отсоедините клеммы от аккумулятора;
    2. демонтируйте механизм, а затем очистите его от масла и других загрязнений;
    3. открутите гайку щеточной системы;
    4. снимите с болта контакт;
    5. снимите стяжные винты, подсоединенные к массе, и гайки с торца;
    6. замените сердечник;
    7. выполните сборку конструкции в обратном порядке;
    8. проверьте работоспособность реле.
    Читайте также:  Установка электронного зажигания ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2103, ВАЗ 2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2106, ВАЗ 2107

    Для разборных компонентов можно выполнить ремонт. Предварительно приготовьте отвертку, паяльник с канифолью и олово. Далее выполните следующие шаги:

    1. открутите крепежные винты на корпусе;
    2. при необходимости отпаяйте концы обмотки;
    3. демонтировав защитную крышку, вы можете заменить контакты или отшлифовать их, если они подгорели;
    4. соберите устройство, а затем поставьте на место над стартером;
    5. установите сам стартер с реле.

    Процедура не представляет сложностей, поэтому попробуйте выполнить ее самостоятельно, не тратя деньги на услуги автосервиса. Обязательно пометьте клеммы, чтобы в процессе сборки ничего не перепутать. Дополнительно выполните обезжиривание контактов.

    Типы втягивающих реле

    Покупая новую деталь, стоит изучить ассортимент предоставляемой продукции. На рынке водители могут купить один из нескольких видов реле:

    • для обычных стартеров «Жигули» 2101-2106 («классика»);
    • для обычных стартеров Lada 2108-21099;
    • для редукторных стартеров АвтоВАЗ всех моделей;
    • для редукторных AZD.

    Продукцию изготавливают несколько крупных заводов:

    • Завод имени Тарасова (ЗиТ), Продукция изготавливается под ТМ «КАТЭК» и «КЗАТЭ».
    • Борисовский завод («БАТЭ»);
    • Отечественная фирма «Кедр».
    • Dynamo AD (Болгария).
    • Iskra (Белорусско-словенская фирма).

    Рекомендуется устанавливать аналогичное реле, которое использовалось до этого на вашем авто (или совместимое). При замене сердечника также будьте осторожны, так как несовместимый якорь может не помещаться в гнездо.
    Теперь вы знаете все необходимое о конструкции и функционале втягивающего реле. Диагностика и замена в гаражных условиях вполне возможна, но многое зависит от конструкции машины и расположения стартера.

    Устройство втягивающего реле стартера – все просто и понятно

    Устройство втягивающего реле стартера – электрического магнита, который предназначен для подведения к венцу маховика шестерню бендикса, относительно простое. Поэтому ремонт данного механизма, часто называемого тяговым, любой более-менее опытный автолюбитель может осуществить самостоятельно.

    Тяговое реле стартера – какие функции оно выполняет?

    Втягивающий механизм был изобретен Чарльзом Кеттерингом. Именно благодаря ему уже в 1912 году было выпущено первое авто с таким устройством и системой электрического зажигания, что позволило отказаться от запуска мотора при помощи специальной ручки, помещаемой в шкив коленчатого вала. Описываемое нами приспособление предназначено для выполнения ряда важных функций, в частности таких:

    • синхронизация при запуске двигателя автомобиля функционирования цепей стартера;
    • перераспределение электрической энергии между мотором стартера и электромагнитным реле;
    • подведение шестерни бендикса к маховику, а после пуска – возвращение ее в начальное положение.

    Интересующий нас механизм не стоит путать с реле включения стартера, которое располагается в моторном отделении.

    Реле включения также имеет большое значение для функционирования стартера автомобиля, но оно выполняет совершенно иные задачи.

    Принцип работы и устройство втягивающего реле стартера

    Данный механизм состоит из следующих элементов:

    • электромагнит с удерживающей и втягивающей обмоткой;
    • корпус;
    • контакты;
    • якорь;
    • возвратная пружина (она находится в сердечнике устройства).

    При подаче напряжения на обмотки втягивающего механизма (оно возникает при повороте ключа зажигания) создается магнитное поле, которое передвигает якорь стартера. Этот якорь в свою очередь давит на возвратную пружину и сжимает ее. Конец вилки, размещенный на противоположном от корпуса устройства конце, начинает перемещаться к маховику, что приводит к зацеплению шестерни с его венцом.

    При этом происходит замыкание так называемых «пятаков» – пары контактов, встроенных в конструкцию рассматриваемого нами реле. В результате всех указанных движений удерживающая обмотка включается и передает на обмотку двигателя требуемый ток, который приводит во вращение зацепленный с шестерней маховик и вал.

    Когда ключ зажигания возвращается в первоначальное положение (пуск двигателя произведен), «пятаки» размыкаются, механизм перестает получать электрическую энергию. Как результат – якорь, управляемый возвратной пружиной, становится в свое начальное положение, а маховик выходит из зацепления с бендиксом. Как видим, устройство тягового реле стартера простое, по этой причине принцип его работы может уяснить любой водитель.

    Втягивающее реле стартера – ремонт устройства

    Чаще всего ремонт реле требуется из-за:

    • разрушения материалов в результате их усталости и потери прочности;
    • сгорания обмотки стартера либо реле;
    • выгорания внутри механизма «пятаков».

    При каждом цикле работы рассматриваемое нами устройство воспринимает критические нагрузки, что и становится причиной относительно быстрого выхода из строя его составных частей. Причем поломка вилки, контактов, обмоток приводит к тому, что мотор завести не удастся никаким способом.

    Вопрос того, как разобрать втягивающее реле стартера, не является проблемой, если речь идет о разборном устройстве. Оно соединено со стартером и располагается непосредственно над ним. Чтобы провести диагностику и ремонт механизма, следует обязательно демонтировать стартер, а потом произвести разборку реле.

    Если же на вашем транспортном средстве установлено неразборное втягивающее устройство, «разложить» его полочкам не получится. Придется купить новое реле и установить его на место старого. Вся операция, учитывая простое устройство втягивающего реле стартера, займет у вас от силы 15 минут.

    Втягивающее реле стартера: устройство, принцип работы, способы диагностики и возможные неисправности

    Стартер – один из основных узлов двигателя. От его исправной работы зависит стабильный запуск двигателя. Если в автомобилях с механической КПП экстренный запуск двигателя в случае отказа стартера можно осуществить «с толкача», то в авто с АКПП при неработающем стартере такую операцию произвести невозможно. Поэтому важно следить за исправностью узлов стартера, с том числе, втягивающего реле.

    Назначение и принцип работы реле стартера

    Первое стартерное устройство без реле было произведено Чарльзом Каттерингом в начале прошлого века. Первоначально он представлял обычный электродвигатель, который после запуска двигателя переходил в режим генератора. Немного позже автопромышленник и изобретатель из США Винсент Гуго Бендикс предложил устройство стартера с встроенным реле запуска, схема которого и дошла до наших дней без существенных изменений.

    Конструкция стартера включает следующие основные узлы:

    • пусковой электродвигатель;
    • реле стартера;
    • вилка;
    • опережающая шестерня (бендикс).

    В момент запуска двигателя на реле блокировки стартера поступает напряжение 12 Вольт (на грузовые авто 24 В) с замка зажигания автомобиля либо через дополнительное реле стартера электронной системы управления двигателя. После срабатывания реле за счет сил электромагнитной индукции происходит замыкание контактных зон (пятаков), за счет чего на пусковой электродвигатель стартера поступает напряжение питания с аккумуляторной батареи автомобиля. Одновременно якорь тягового реле стартера приводит в движение вилку (рычаг реле), которая толкает муфту холостого хода с шестерней, которая именуется бендиксом в честь ее изобретателя. Шестерня входит в зацепление с маховиком двигателя. Вращающийся пусковой двигатель стартера заводит двигатель.

    Таким образом, реле стартера одновременно выполняет две основные функции: электрическое соединение контактных зон для подачи напряжения на пусковой двигатель и привод бендикса в зацепление шестерни с маховиком.

    Тяговое реле стартера включает следующие узлы:

    • корпус;
    • втягивающая и удерживающая обмотки (иногда совмещенная);
    • якорь реле;
    • сердечник реле;
    • возвратная пружина якоря;
    • рычаг реле (вилка);
    • шток;
    • демпферная пружина;
    • контактная пластина;
    • контактные болты;
    • контактные пятаки;
    • возвратная пружина контактной пластины.

    В целом, получается довольно сложное устройство, в котором есть чему ломаться.

    Основные неисправности реле стартера, их признаки

    В процессе эксплуатации автомобиля стартер подвергается высоким перегрузкам. Как правило, он установлен в нижней трети двигателя, поэтому постоянно находится в зоне досягания пыли, грязи, посторонних жидкостей (масел, антифриза, воды) в автомобиле. Конструктивно реле объединено с основной конструкцией стартера. Учитывая, где находится реле стартера, на него приходятся не меньшие нагрузки. К тому же, пусковые токи стартера доходят до величины 500 Ампер и более, а это приводит к разрушению контактных зон пятаков, пластины и болтов.

    Основные неисправности втягивающего реле стартера:

    • обрыв, разрушение или перегорание обмоток реле;
    • разрушение контактных зон пятаков и контактной пластины;
    • подгорание зажимов болтов;
    • неисправность вилки (как правило — облом);
    • залипание штока или якоря реле;
    • разрушение пружин.

    Каждая из этих неисправностей имеет свои симптомы. Так, неисправность обмотки реле приводит к общей неисправности стартера: он перестает срабатывать. Разрушение контактных зон пятаков может вызвать проблему работы стартера «через раз». Облом вилки приводит к тому, что втягивающее реле будет щелкать, но привод стартера может не запускаться. Залипание штока и якоря, поломка пружин приводит к нестабильной работе стартера, возможному заеданию бендикса в момент запуска. Это опасно в плане возможного повреждения систем двигателя.

    Поэтому важно знать, как проверить втягивающее реле стартера в процессе его эксплуатации.

    Как самостоятельно проверить реле стартера

    Реле включения стартера располагается непосредственно на стартере, обычно в верхней либо боковой конструктивной зоне. К нему есть неплохой доступ, если, конечно, можно найти доступ к стартеру вообще. Во многих автомобилях стартер находится в «мертвой» зоне под выпускным коллектором в пространстве между двигателем и салоном.

    Проверка втягивающего реле стартера начинается с измерения сопротивления обмотки. В некоторых более пожилых автомобилях на обмотку реле стартера подается напряжение прямо с замка зажигания. Следует с помощью мультиметра «прозвонить» (измерить сопротивление) обмотку реле. В новых авто реле стартера запитывается через реле системы управления двигателя. Оно обычно установлено в блоке предохранителей и реле подкапотного пространства. Лучше воспользоваться электрической схемой авто.

    Эту операцию можно сделать и непосредственно у стартера. К нему идут два провода: один толстый от аккумуляторной батареи, другой тонкий – к реле стартера. Сопротивление между выводом реле стартера и «землей» автомобиля должно быть в пределах от 0,5 до 5 Ом. Но здесь есть «НО». В большинстве схем генераторов в цепь реле стартера включен электродвигатель привода стартера. Поэтому, если изношены щетки, и теряется контакт электродвигателя, реле таким методом прозваниваться не будет, стартер не срабатывает. Опытные автоэлектрики советуют постучать по стартеру (стучать нужно сильно), возможно щетки отлипнут, и стартер заработает.

    Все остальные неисправности можно определить либо «на слух», но лучше путем демонтажа стартера.

    Демонтаж и замена реле стартера

    Перед тем, как разобрать реле стартера, его необходимо демонтировать вместе с самим стартером. В некоторых автомобилях это можно сделать со стороны капота. Последовательность демонтажа реле стартера:

    • поставить автомобиль на стояночный тормоз;
    • отключить отрицательную клемму автомобильного аккумулятора;
    • обеспечить доступ к стартеру;
    • снять проводники, подводимые к стартеру, расположенные на реле;
    • открутить три (обычно) крепежных болта стартера;
    • снять стартер;
    • открутить винты, удерживающие реле стартера на корпусе (обычно также 3, расположены в торце реле);
    • аккуратно разобрать реле стартера, удерживая вилку.

    После разборки реле стартера визуально можно определить все неисправности. Обычно проблемы возникают с вилкой стартера: во многих авто она выполнена из ударопрочной пластмассы. Ремонт втягивающего реле стартера своими руками возможен в том случае, если не повреждены обмотки.

    Установка реле стартера и его подключение производится в обратной последовательности. Перед тем, как подключить стартер на автомобиль, необходимо произвести проверку исправности на стенде, либо просто на столе, подключив к нему аккумуляторную батарею и кратковременно подав на втягивающее реле положительное напряжение с АКБ. После этого стартер устанавливается на штатное место и подключается к бортовому оборудованию.

    Общие советы

    Чтобы втягивающее реле прослужило дольше, следует:

    • тщательно зажимать болты крепления токоведущих к реле стартера проводников;
    • периодически очищать корпус стартера от пыли и грязи;
    • производить запуск двигателя длительностью не более 15 секунд;
    • в случае появления посторонних шумов в момент запуска, моментов, когда стартер не крутит, демонтировать стартер и произвести регламентное обслуживание.

    Ссылка на основную публикацию