Устройство облегчения пуска двигателя

Устройство облегчения пуска двигателя

К устройствам облегчения пуска двигателя относят пусковые жидкости («Арктика», «Холод-40»), свечи накаливания (применяют на дизелях тракторов и легковых автомобилей), электрофакельные подогреватели воздуха, электроподогрев аккумуляторных батарей и предпусковые подогреватели. Ниже дается описание некоторых из указанных устройств.

Электрофакельный подогреватель воздуха. Он служит для облег­чения пуска холодных дизельных двигателей (КамАЗ и др.) при температуре воздуха до —25°С при использовании зимних загущен­ных масел и до —18°С при использовании обычных масел. Подогреватель подключен к топливной системе дизеля. Принцип его действия основан на испарении топлива в штифтовых свечах накаливания и воспламенении паров в смеси с воздухом. Возникающий при этом факел подогревает поступающий в цилиндры двигателя воздух.

В электрическую схему электрофакельного подогревателя (ЭФП) входят две электрофакельные свечи 14 (рис.154, а) во впускных трубах двигателя, электромагнитный топливный клапан 16, термореле 13 с добавочным резистором, кнопочный выключа­тель 11, электромагнитное реле 9 и контрольная лампа 15.

Для приведения в действие подогревателя нужно нажать кнопку выключателя 6 в первое положение (фиксированное) и нажать кнопку 11. Через добавочный резистор термореле 13 ток проходит к электрофакельным свечам и нагревает их через 1—2 мин, кон­такты термореле 13 замыкаются, электромагнитный клапан 16 открывается и топливо поступает к свечам 14. При этом включается контрольная лампа 15, сигнализируя о готовности системы к пуску. При переводе ключа выключателя 6 в нефиксированное положение (кнопка выключателя 11 продолжает оставаться включенной) вклю­чают стартер, одновременно через реле 9 на свечи подается полное напряжение аккумуляторных батарей в обход добавочного резистора термореле 13. При этом реле отключения обмотки возбуждения генератора продолжает оставаться включенным, блокируя ее на время пуска.

Стартер, поворачивая вал двигателя, обеспечивает подачу топлива от топливного насоса через открытый электромагнитный клапан на раскаленные свечи. Образовавшийся во впускных трубах факел подогревает поступающий в цилиндры воздух, что способст­вует быстрому пуску двигателя.

После пуска двигателя и возвращения ключа выключателя 6 в первое положение водитель имеет возможность некоторое время поддерживать горение факела во впускных трубах, держа включен­ной кнопку выключателя 11.

Факельная свеча. Нагревательный элемент свечи 25 (рис.154, б) представляет собой металлический кожух, внутри которого за­прессована спираль в специальном наполнителе, обладающем хо­рошей теплопроводностью и обеспечивающем электрическую изоляцию спирали от металлического кожуха.

Топливо к свече подается по штуцеру 23 и очищается с помощью фильтра 22. Топливо дозируется жиклером 21. Внутри свечи топливо проходит по кольцевой полости между нагревательным элементом 25 и трубкой 20, где оно нагревается и испаряется. Для увеличения поверхности нагрева и испарения предусмотрена стека 19. В нижней части свечи к трубке прикреплена объемная сетка 18, окруженная экраном 17 с двумя рядами отверстий, для прохода воздуха. Объем­ная сетка увеличивает поверхность испарения и сгорания топлива. Экран предотвращает срыв и затухание факела при повышении скорости движения воздуха во впускных трубах двигателя.

Подогрев аккумуляторных батарей. Подогрев может быть внут­ренний, когда в электролит помещается нагревательный элемент, и наружный. Это повышает характеристики батареи и улучшает условия ее заряда на автомобиле. Внутренний разогрев (мощность нагревателя 600 Вт) позволяет у батареи 6СТ-190, имеющей началь­ную температуру —40°С, через 25—30 мин получить харак­теристики, соответствующие температуре —20°С. Для наружного разогрева применяют контейнеры, подогреваемые теплым воздухом или электрической спиралью, помещенной в оболочку-чехол, ко­торым закрыта батарея.

Предпусковой подогреватель. Он позволяет осуществить пред­пусковой разогрев двигателя при температурах до —60°С за счет разогрева охлаждающей жидкости системы охлаждения. Время под­готовки двигателя к принятию нагрузки (разогрев, пуск и прогрев в режиме холостого хода) с применением предпускового подогрева и подогрева аккумуляторной батареи при температуре —60°С не должно превышать 45 мин. Ток, потребляемый подогревателем от аккумуляторной батареи в режиме разогрева, 30—45 А.

Раздел 20. Освещение, сигнализация и контрольно-измерительные приборы.

ИЖ Москвич 412 2литра фанты с газом 🙂 › Бортжурнал › устройство облегчения пуска двигателя (УОПД)

Прокатился на Форд Фокусе свежего года и что заметил, через минуты 2 уже стало жарко и температура ОЖ стала в приделах 90, я был шокирован, пока хозяин не объяснил мне, что у него штатно установлено УОПД(термос на Пробег: 10 км

ИЖ Москвич 412 1971, двигатель бензиновый 2.0 л., 110 л. с., задний привод, механическая коробка передач — тюнинг

Машины в продаже

ИЖ ИЖ, 1985

ИЖ ИЖ, 1975

ИЖ ИЖ, 1997

ИЖ ИЖ, 1974

Смотрите также

Комментарии 26

Добрый день Wolver. Оказывается эта тема ещё кого-то интересует кроме меня.
Вот мои темки если интересно.

о да. и такая вешь у меня есть. даже электроподогрев карбюратора в гараже валяется. но всё это не то;)

Его даже можно подключить чтоб автоматически на определённое время прогревал двигатель, питается с аккумулятора.

Уж давно перегрыз эту тему. Только в деньги и упирается… Есть ещё одна прикольная и достаточно не дорогая и крайне простая штучка для этого дела. Знакомый моторист рассказывал что у него была, на СТО её замутили… “щуп подогреватель масла”. На Волге стоял стационарно вместо щупа. Гибкий. Он его никогда не вынимал.

спасибо за ссылки!

Хорошая тема. Правильная! Знаком с нею ещё с 1995-96. Правда тогда до неё не дошло. У меня 2140 был тогда… Получилось чего у тебя с термосом?

да, как сказать, вроде тема интересная. но надобности в ней оказывается пока нет, разве что единственный плюс — меньше времени на прогрев, старт в морозы и экономия топлива)

ни разу не видел

читать я тоже читал.вот только где купить комплект или хотя бы сам термос?

продают в инете! так же на разборках ино есть!

мне и так тепло)

Термос конечно не предпусковый подогреватель, но уже лучше чем ничего. Предпусковик лучше тем, что через неделю твоя машина заведётся как только что заглушенная. Ну и прогреет до большей температуры, а это кстати повышение ресурса мотора.

ну не через неделю конечно… максимум 3е суток написано в руководстве на термос…

Я в смысле термос остынет за два дня и всё, а подогреватель хоть месяц морозь её — погрел и сел в тёплую, маслице положенной вязкости — ключик повернул и поехал довольный. И движок от этого проходит без капиталки намнооого больше. Вебаста конечно очень дорого, даже для хозяев иномарок, но есть говорят наш аналог, дешевле в два раза, а если сам ставишь то в три. Да и бензин там тратится намного меньше, чем если греть её холодную как обычно, на холостых.

Так что хочешь жить в тепле — копи денюшки))))

Я в смысле термос остынет за два дня и всё, а подогреватель хоть месяц морозь её — погрел и сел в тёплую, маслице положенной вязкости — ключик повернул и поехал довольный. И движок от этого проходит без капиталки намнооого больше. Вебаста конечно очень дорого, даже для хозяев иномарок, но есть говорят наш аналог, дешевле в два раза, а если сам ставишь то в три. Да и бензин там тратится намного меньше, чем если греть её холодную как обычно, на холостых.

Что за аналог? Ссылку можно?

Ссылку не могу дать, дела было давно, человек в ауди а6 хотел ставить вебасту, но нашел аналог, что-то где-то в Москве, а конкретнее не знаю, да и человека уж нет… Но яндекс на запрос “вебасто аналоги” много выдаёт.

Системы облегчения пуска холодного двигателя

Электрофакельное устройство(ЭФУ, рис. 29) служит для облегчения пуска холодного двигателя при температуре воздуха до минус 20 °С. Устройство подключено к топливной системе двигателя и работает на том же топливе, что и двигатель. Действие его основано на испарении топлива через распылительное устройство факельных свечей, смешивании этих паров с воздухом и воспламенении. Возникший при этом факел подогревает поступивший в цилиндры воздух.

В электрическую схему ЭФУ входят: кнопка, сигнализатор включения ЭФУ, две факельные свечи, электромагнитный клапан, добавочный резисторс электротермическим реле, релевыключения факельных свечей. Кнопка и сигнализатор включения ЭФУ расположены на щитке приборов.

При включении ЭФУ ток проходит через добавочный резистор к факельным свечам и нагревает их. Через 1. 2 мин замыкаются контакты электротермического реле резистора, загорается сигнализатор и включается электромагнитный клапан, который открывает доступ топлива к распылительному устройству факельных свечей.

При включении стартера контакты электротермического реле добавочного резистора закорачиваются и на факельные свечи подается полное напряжение аккумуляторных батарей.

Стартер, проворачивая коленчатый вал двигателя, обеспечивает подачу топлива от топливного насоса через открытый электромагнитный клапан на раскаленные свечи 2 (см. рис. 29). Образовавшийся во впускных коллекторах факел подогревает поступающий в коллекторы воздух, что способствует быстрому пуску двигателя.

Рис.29. Электрофакельное устройство:

1 – коллектор впускной; 2 – свеча факельная; 3 – патрубок соединительный; 4 – трубка топливная; 5 – клапан электромагнитный; 6 – трубка топливная от ТНВД

Читайте также:  Устройство спидометра

После пуска двигателя и отключения стартера водитель имеет возможность некоторое время поддерживать горение факела во впускных коллекторах, держа включенной кнопку на щитке приборов.

Возможные неисправности электрофакельного устройства, их причины и способы устранения изложены в таблице 5.

Возможные неисправности электрофакельного устройства

Признаки, причины неисправностейСпособы устранения
Контрольная лампа не горит или загорается через большой промежуток времени
Разряжены аккумуляторные ба­тареи. Перегорание контрольной лампы или нагревательного элемента свечи. Отсутствие контакта или неис­правность в электрических це­пях пускового устройства ЭФУ.Зарядить аккумуляторные батареи. Заменить лампу или свечу. Проверить крепление проводов к клеммам, устранить неисправность.
Стрелка амперметра не отклоняется
Перегорание спирали термореле. Перегорание нагревательных элементов свечей или отсутст­вие контакта в цепи.Заменить термореле. Признаком перегорания спирали термореле является отсутствие на­пряжения на его выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на вводе при включенном ЭФУ. Заменить свечи или восстановить контакт. Признаком перегорания нагревательного эле­мента свечи является отсутствие напряжения на ее выводе при наличия напряжения на вводе при включенном ЭФУ.
Стрелка амперметра показывает вдвое меньший ток разряда между отметками «О» и «50», одна из свечей холодная
Перегорание нагревательного элемента одной из свечей.Заменить свечу. Перегорание нагреватель­ного элемента свечи определяется на ощупь по ее нагреву после включения ЭФУ на 10. 15 с. Замене подлежит холодная свеча.
Стрелка амперметра зашкаливается
Замыкание свечи на «массу». Замыкание спирали термореле.Заменить неисправную свечу. Признаком за­мыкания одной из свечей на «массу» явля­ется отсутствие зашкаливания стрелки амперметр при отсоединенном от левой или правой свечи проводе со стороны ее ввода при включенном ЭФУ. После устранения замыкания проверяется состояние изоляции электропроводки, работоспособность термо­реле, реле включения и блокировки выклю­чателя «массы» и реле включения свечей на максимальное нагревание. Заменить термореле. Признаком замыкания спирали термореле является отсутствие за­шкаливания стрелки амперметра при отсое­диненном от термореле проводе со стороны кнопки включения ЭФУ при повторном включении последнего.
Затруднен пуск двигателя
Разряжены аккумуляторные ба­тареи. Нет факела в одной или обеих впускных трубах: из-за отсут­ствия подачи топлива; прежде­временного включения контроль­ной лампы (свечи не успевают накаливаться). Отсутствует накал одной из свечей.Зарядить аккумуляторные батареи. Проверить систему подачи топлива на гер­метичность, прочистить фильтры и жиклеры свечей. Перед включением стартера кнопку включения ЭФП держать не менее 1 мин. Если факел не загорается, проверить ра­боту термореле. Заменить свечи в комплекте.

Предпусковой подогреватель(рисунок 30, 31, 32) предназначен для разогрева двигателя автомобиля при отрицательных температурах окружающего воздуха.

В систему подогрева двигателя входят:

– котел 20 (рис. 30), расположенный на первой поперечине рамы автомобиля;

– насосный агрегат 8 (электродвигатель, вентилятор, жидкостный и топливный насосы), расположенный на правом лонжероне рамы автомобиля;

– топливный бачок 13 с краном 12;

– источник высокого напряжения и свеча 16;

– пульт управления подогревателем, состоящий из выключателей: электроподогрева топлива 1 (рис. 31), свечи 4, насосного агрегата 3 и электромагнитного клапана 2. Пульт расположен на левой боковине радиатора системы охлаждения;

– патрубок подогрева масла.

Съемная горелка крепится к котлу болтами. На горелке установлены свеча 16 (см. рис. 30), электромагнитный клапан 17 в сборе с форсункой и электронагреватель 18 топлива.

Электромагнитный клапан включает или выключает подачу топлива к горелке. Форсунка, установленная в корпусе электромагнитного клапана, обеспечивает необходимое для сгорания распыление топлива. Электронагреватель нагревает порцию топлива перед пуском подогревателя. Система электроискрового розжига обеспечивает воспламенение смеси топлива с воздухом в период пуска.

Топливный бачок содержит необходимый для работы подогревателя запас топлива. Он соединен топливопроводами с системой питания двигателя и при работе двигателя всегда заполнен топливом. При необходимости может быть заполнен с помощью ручного топливоподкачивающего насоса двигателя.

Подогреватель работает следующим образом.

Топливный насос забирает топливо из бачка подогревателя и под давлением при открытом электромагнитном клапане впрыскивает его через форсунку в горелку, где распыленное топливо смешивается с воздухом, воспламеняется и сгорает, нагревая в котле жидкость. Под действием насоса жидкость циркулирует по трубопроводам, по блоку цилиндров и нижнему бачку радиатора в направлении, показанном стрелками на рис. 30.

Продукты сгорания топлива через газонаправляющий патрубок котла направляются под масляный картер двигателя и подогревают в нем масло.

Топливо фильтруется, проходя через фильтры в электромагнитном клапане и форсунке.

Рис.30. Система предпускового подогрева двигателя:

1, 2, 4, 9 – краны сливные; 3 – шланг воздухопровода электровентилятора; 5 – бачок нижний радиатора; 6 – трубка топливная от насосного агрегата к котлу; 7 – трубка топливная от бачка подогревателя к насосному агрегату; 8 – агрегат насосный; 10 – пробка заливной горловины; 11 – горловина заливная; 12 – кран проходной; 13 – бачок подогревателя; 14 – тягаподдона масляного картера; 15 – поддон масляного картера; 16 – свеча искровая; 17 – клапан электромагнитный; 18 – электронагреватель топлива; 19–патрубок газонаправляющий; 20 – котел подогревателя

Рис.31. Пульт управления предпусковым подогревателем: выключатели: 1 – электроподогрева топлива; 2 – электромагнитного клапана; 3 – насосного агрегата; 4 – свечи
Рис.32. Клапан топливного насоса редукционный: 1 – болт топливопровода; 2 – угольник поворотный; 3, 8, 9, 13 – кольца уплотнительные; 4 – штуцер; 5, 7 – гайки; 6 – винт регулировочный; 10 – пружина; 11 – шарик; 12 – корпус топлив­ного насоса; 14 – проставка; 15 – крышка топливного насоса

В таблице 6 приведены возможные неисправности предпускового подогревателя, их причины возникновения и способы устранения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Устройство и принцип работы системы запуска двигателя

Система запуска двигателя обеспечивает первоначальное проворачивание коленчатого вала ДВС, благодаря чему в цилиндрах происходит воспламенение топливовоздушной смеси и мотор начинает работать самостоятельно. В эту систему входят несколько ключевых элементов и узлов, работу которых мы рассмотрим далее в статье.

Что представляет собой

В современных автомобилях реализована электрическая система пуска двигателя. Также ее часто называют стартерной системой пуска. Одновременно с вращением коленвала в работу включается система ГРМ, зажигания и топливоподачи. Происходит сгорание топливовоздушной смеси в камерах сгорания и поршни проворачивают коленвал. После достижения определенных оборотов коленчатого вала двигатель начинает работать самостоятельно, по инерции.

Запуск двигателя

Чтобы запустить двигатель, нужно достичь определенной частоты вращения коленчатого вала. Для разных типов двигателей это значение отличается. Для бензинового мотора минимально необходимо 40-70 об/мин, для дизельного – 100-200 об/мин.

На начальном этапе автомобилестроения активно использовалась механическая система пуска с помощью заводной рукоятки. Это было ненадежно и неудобно. Сейчас от таких решений отказались в пользу электрической системы запуска.

Устройство системы запуска двигателя

В систему пуска двигателя входят следующие ключевые элементы:

  • механизмы управления (замок зажигания, дистанционный запуск, система Старт-Стоп);
  • аккумуляторная батарея;
  • стартер;
  • провода определенного сечения.

Схема запуска двигателя

Ключевым элементом системы является стартер, который, в свою очередь, питается от аккумуляторной батареи. Это электродвигатель постоянного тока. Он создает крутящий момент, который передается маховику и коленчатому валу.

Как работает запуск двигателя

После поворота ключа в замке зажигания в положение «запуск» замыкается электрическая цепь. Ток по плюсовой цепи от аккумулятора поступает на обмотку тягового реле стартера. Затем по обмотке возбуждения ток проходит к плюсовой щетке, затем по обмотке якоря на минусовую щетку. Так срабатывает тяговое реле. Подвижный сердечник втягивается и замыкает силовые пятаки. При движении сердечника выдвигается вилка, которая толкает приводной механизм (бендикс).

После замыкания силовых пятаков от аккумулятора подается пусковой ток по плюсовому проводу на статор, щетки и ротор (якорь) стартера. Вокруг обмоток возникает магнитное поле, которое приводит в движение якорь. Таким образом электрическая энергия от аккумулятора преобразуется в механическую энергию.

Работа выключенного и включенного стартера

Как уже было сказано, вилка, во время движения втягивающего реле, выталкивает бендикс к венцу маховика. Так происходит зацепление. Якорь вращается и приводит в движение маховик, который передает это движение коленчатому валу. После запуска двигателя маховик раскручивается до больших оборотов. Чтобы не повредить стартер, срабатывает обгонная муфта бендикса. При определенной частоте бендикс вращается независимо от якоря.

После запуска двигателя и отключения зажигания от положения «запуск» бендикс принимает исходное положение, а двигатель работает самостоятельно.

Особенности работы аккумуляторной батареи

От состояния и мощности аккумулятора будет зависеть успешный запуск двигателя. Многие знают, что для АКБ важны такие показатели, как емкость и ток холодной прокрутки. Эти параметры указываются на маркировке, например, 60/450А. Емкость измеряется в Ампер-часах. Аккумулятор имеет малое внутренне сопротивление, поэтому он может кратковременно отдавать большие токи, в несколько раз превышающие его емкость. Указанный ток холодной прокрутки 450А, но при соблюдении определенных условий: +18С° в течение не более 10 секунд.

Однако, подаваемый ток на стартер все равно будет меньше указанных значений, так как не учитывается сопротивление самого стартера и силовых проводов. Этот ток и называется пусковым током.

Справка. Внутреннее сопротивление аккумулятора в среднем составляет 2-9 мОм. Сопротивление стартера бензинового мотора в среднем 20-30 мОм. Как видно, для правильной работы необходимо, чтобы сопротивление стартера и проводов в несколько раз превышало сопротивление аккумулятора, иначе внутреннее напряжение аккумулятора при пуске будет проседать ниже 7-9 вольт, а этого допускать нельзя. В момент подачи тока напряжение исправного АКБ проседает в среднем до 10,8В в течение нескольких секунд, а затем вновь восстанавливается до 12В или чуть выше.

Аккумулятор отдает пусковой ток на стартер в течение 5-10 секунд. Затем нужно сделать паузу 5-10 секунд, чтобы аккумулятор «набрался сил».

Читайте также:  Устройство поводкового патрона

Если после попытки запуска напряжение в бортовой сети резко падает или стартер прокручивается наполовину, то это свидетельствует о глубоком разряде АКБ. Если стартер выдает характерные щелчки, то аккумулятор окончательно сел. Среди других причин может быть поломка стартера.

Сила тока при старте

Стартеры для бензинового и дизельного мотора будут отличаться по мощности. Для бензиновых ДВС используются стартеры мощностью 0,8-1,4 кВт, для дизельных – 2 кВт и выше. Что это значит? Это значит, что стартеру с дизельным мотором нужно больше мощности, чтобы прокрутить коленвал на сжатие. Стартер мощностью 1 кВт потребляет 80А, 2 кВт потребляет 160А. Больше всего энергии уходит на начальную прокрутку коленчатого вала.

Среднее значение пускового тока для бензинового двигателя – 255А для успешной прокрутки коленвала, но это с учетом плюсовой температуры 18С° или выше. При минусовой температуре стартеру нужно крутить коленвал в загустевшем масле, что повышает сопротивление.

Особенности запуска двигателя в зимних условиях

В зимнее время бывает трудно запустить двигатель. Масло густеет, а значит провернуть его труднее. Также часто подводит аккумулятор.

При минусовой температуре внутреннее сопротивление аккумулятора повышается, батарея садится быстрее, также неохотно отдает нужный пусковой ток. Для успешного пуска двигателя зимой АКБ должна быть полностью заряжена и не должна быть замерзшей. Дополнительно нужно следить за контактами на клеммах.

Вот несколько советов, которые помогут запустить двигатель зимой:

  1. Перед включением стартера на холодную включите дальний свет на несколько секунд. Это запустит химические процессы в батарее, так сказать, «разбудит» аккумулятор.
  2. Не крутите стартер больше 10 секунд. Так батарея быстро садится, особенно на морозе.
  3. Выжмите полностью педаль сцепления, чтобы стартеру не нужно было крутить дополнительные шестерни в вязком трансмиссионном масле.
  4. Иногда могут помочь специальные аэрозоли или «стартерные жидкости», которые впрыскивают в воздухозаборник. При исправном состоянии мотор заведется.

Тысячи водителей ежедневно заводят свои моторы и едут по делам. Начало движения возможно благодаря слаженной работе системы запуска двигателя. Зная ее устройство, можно не только запускать двигатель в самых разных условиях, но и подобрать нужные компоненты в соответствии с требованиями именно к вашему автомобилю.

Система облегчения пуска холодного двигателя

Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для подогрева во впускных коллекторах всасываемого двигателем воздуха при его запуске и до начала устойчивой работы. ЭФУ рекомендуется применять в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 5 до минус 15°С. Предельная температура окружающего воздуха, при которой ЭФУ обеспечивает надёжный пуск холодного двигателя, составляет минус 22°С. При более низких температурах окружающего воздуха следует применять предпусковой подогреватель.

Применение ЭФУ в условиях низких температур позволяет продлить срок службы моторного масла, уменьшить дымление холодного двигателя, увеличить ресурс стартера и аккумуляторных батарей за счёт более раннего появления вспышек топлива в цилиндрах.

Сила тока, потребляемого ЭФУ, не превышает 24А. Такое значение потребляемого тока не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей.

Электрическая схема ЭФУ является составной частью общей схемы электрооборудования автомобиля и обеспечивает работу и управление устройством.

ЭФУ состоит из свечей факельных штифтовых, термореле, реле включения электрофакельных свечей, реле выключения обмотки возбуждения генератора, электромагнитного топливного клапана, контрольной лампы-сигнализатора и кнопки включения.

Свечи факельные штифтовые 23 (рис. 7.29) и 17 (рис. 7.30) обеспечивают образование факелов во впускных коллекторах. Стартерная прокрутка коленчатого вала двигателя автомобиля Камаз 6560 приводит к значительному падению напряжения в бортовой сети автомобиля и для стабильной работы на этих режимах свечи имеют номинальное напряжение 19 В. Для предохранения свечей от номинального напряжения сети автомобиля, в схеме предусмотрены термореле, реле ЭФУ и реле отключения обмотки генератора.

Термореле представляет собой добавочный резистор с электротермическим реле. Термореле снижает подводимое к штифтовым факельным свечам напряжение до 19 В, определяет время нагрева факельных свечей, включает электромагнитный топливный клапан и контрольную лампу-сигнализатор.

Реле ЭФУ шунтирует сопротивление термореле при стартерной прокрутке коленчатого вала двигателя, что позволяет поддерживать рабочее напряжение на свечах.

Реле отключения обмотки генератора защищает свечи ЭФУ от высокого напряжения, вырабатываемого генератором при пуске двигателя.

Электромагнитный топливный клапан 19 (рис. 7.29) и 15 (рис. 7.30) управляет поступлением топлива к штифтовым факельным свечам из системы питания двигателя топливом.

Работа ЭФУ возможна после включения «массы» и поворота ключа зажигания в положение 1. Включение ЭФУ осуществляется кнопкой ЭФУ и контролируется лампой -сигнализатором. При нажатии и удержании кнопки во включенном состоянии начинается разогрев нагревательных элементов штифтовых факельных свечей. После разогрева свечей, термореле включает лампу-сигнализатор, электромагнитный топливный клапан, и топливо из системы питания начинает поступать к свечам. Не отпуская кнопку ЭФУ, включают стартер поворотом ключа во второе (нефиксируемое) положение. Во впускных коллекторах возникают факелы, которые, перемешиваясь с холодным воздухом, разогревают его и создают благоприятные условия для пуска. Дальнейшим удержанием кнопки ЭФУ проводится сопровождение до начала устойчивой и самостоятельной работы двигателя.

Предпусковой подогреватель предназначен для нагрева жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя перед его пуском в холодный период времени.

Теплопроизводительность, МДж/ч (ккал/ч)

применяемое для двигателя

Расход топлива, кг/ч

электроискровой свечой от транзисторного коммутатора с катушкой зажигания

Время работы свечи, с, не более

Предпусковой нагреватель топлива

штифтовая электрическая свеча мощностью 200 W

СН 423, электроискровая

Коммутатор высокого напряжения

ТК 107 А, транзисторный

МЭ 252 мощностью 180 Вт

Контактор цепи электродвигателя

Переключатель режимов работы

Подогреватель установлен под передней поперечиной рамы автомобиля Камаз 6560 и состоит из следующих сборочных единиц и систем: теплообменника 2 (рис. 7.40) в сборе с горелкой, электромагнитного топливного клапана с форсункой и электронагревателем топлива в сборе, насосного агрегата 7 с электродвигателем, вентилятором, жидкостным и топливным насосами, системы электроискрового розжига с искровой свечой и транзисторным коммутатором, системы дистанционного управления подогревателем с переключателем режимов работы, контактором электродвигателя и кнопочного выключателя.

В горелке топливо смешивается с воздухом. Образовавшаяся смесь воспламеняется и сгорает. Горелка съемная, прикреплена к теплообменнику подогревателя болтами. На горелке установлены электроискровая свеча и топливный электромагнитный клапан в сборе с форсункой и электронагревателем топлива.

Теплообменник подогревателя (рис. 7.41) изготовлен из листовой нержавеющей стали, предназначен для передачи тепла циркулирующей через него жидкости от сгорающего топлива. По принципу действия теплообменник является рекуперативным и состоит из двух жидкостных рубашек и двух газоходов. Продукты сгорания из горелки 4 направляются в прямой газоход 3, затем проходят по обратному газоходу 2 и отводятся из теплообменника к картеру двигателя для подогрева масла. На выходе из обратного газохода установлен нагреватель 5 топлива, обеспечивающий подогрев топлива, подаваемого к форсунке, до температуры 60-80 °С отработавшими газами.

Рис. 7.40. Установка предпускового подогревателя ПЖД-30 на автомобиле: 1 – электромагнитный клапан; 2 – теплообменник с горелкой; 3 – воронка для залива жидкости; 4 – двигатель; 5 – топливный бачок; 6 – передняя поперечина рамы; 7 – насосный агрегат.

Рис. 7.41. Теплообменник подогревателя: 1 – теплообменник; 2 – газоход обратный; 3 – газоход прямой; 4 – горелка; 5 – нагреватель газовый топлива; 6 – патрубок подвода жидкости; 7 – электронагреватель топлива; 8 – клапан электромагнитный; 9 – патрубок отвода жидкости из теплообменника; 10 – свеча электроискровая; 11 – штуцер подвода топлива к нагревателю в теплообменнике; 12 – форсунка; 13 – патрубок отвода отработавших газов; 14 – фильтр топливный.

Электромагнитный топливный клапан 8 предназначен для дистанционного отключения или включения подачи топлива в горелку подогревателя. Клапан открывается под действием электромагнитного поля катушки-соленоида, закрывается возвратной пружиной. В корпус клапана ввернута форсунка 12. В форсунке и клапане установлены фильтры тонкой очистки топлива.

Подогрев топлива, необходимого для зажигания устойчивого пламени в горелке, обеспечивает штифтовым электронагреватель топлива 7, установленный в приливе корпуса электромагнитного клапана.

Насосный агрегат (рис. 7.42) представляет собой устройство, состоящее из вентилятора (нагнетателя), топливного и жидкостного насосов, приводимых от одного электродвигателя. Жидкостный насос и вентилятор, выполненные в литом алюминиевом корпусе, установлены с одной стороны приводного электродвигателя; топливный насос, имеющий автономный корпус, закреплен с противоположной стороны электродвигателя. Такая конструкция насосного агрегата не вызывает трудностей при установке и удобна в обслуживании.

Рис. 7.42. Насосный агрегат: 1 – краник сливной; 2 – корпус жидкостного насоса; 3 – колесо рабочее жидкостного насоса; 4, 11 – манжеты уплотнительные; 5 – крыльчатка вентилятора; 6 – корпус; 7 – электронагреватель; 8 – муфта топливного насоса; 9 – ведущее зубчатое колесо топливного насоса; 10 – ведомое зубчатое колесо; 11 – клапан редукционный.

Читайте также:  Устройство системы центрального впрыска

Жидкостный насос центробежного типа предназначен для обеспечения циркуляции теплоносителя между предпусковым подогревателем и системой охлаждения двигателя. Рабочее колесо 3 установлено непосредственно на вал электродвигателя 7 и закреплено гайкой. Со стороны вентилятора рабочая полость насоса уплотнена резиновой манжетой 4. Жидкость к насосу подводится через патрубок на крышке насоса, а отводится через патрубок на корпусе насоса. Для слива жидкости из полости насоса служит краник 1.

Вентилятор центробежного типа обеспечивает подачу воздуха в горелку подогревателя. Крыльчатка 5 вентилятора установлена на вал электродвигателя на шпонке и закреплена гайкой. Необходимый зазор между крыльчаткой и корпусом вентилятора обеспечивается распорной втулкой, установленной между подшипником электродвигателя и ступицей крыльчатки.

Топливный насос шестеренного типа обеспечивает подачу топлива под давлением к форсунке подогревателя. Вал насоса со стороны электродвигателя уплотнен резиновой манжетой 11. Вал ведущего зубчатого колеса насоса соединен с валом электродвигателя эластичной муфтой 8.

Подача топливного насоса регулируется редукционным клапаном 12, обеспечивающим перепуск топлива из нагнетательной полости насоса во всасывающую.

Система электроискрового розжига предназначена для обеспечения искрового разряда в горелке при пуске подогревателя. Топливная смесь в горелке теплообменника подогревателя воспламеняется высоковольтным разрядом, который образуется между электродами свечи 3 (рис. 7.43). Высокое напряжение на электродах свечи создается транзисторным коммутатором и индукционной катушкой 2.

Рис. 7.43. Схема электрооборудования ПЖД-30: 1 – электродвигатель насоса ПЖД; 2 – индукционная катушка с коммутатором; 3 – искровая свеча; 4 – электромагнитный клапан; 5 – нагреватель топлива; 6 – кнопочный выключатель; 7 – контактор; 8 – переключатель управления. Положения переключателя: 0 – все выключено; I – розжиг подогревателя; II – работа; III – продувка и пусковой нагрев топлива.

Система дистанционного управления подогревателем дает возможность управлять работой подогревателя как при транспортном положении кабины автомобиля Камаз 6560, так и при поднятой кабине.

Переключатель управления работой подогревателя, установленный на кронштейне в кабине, имеет четыре положения;

положение 0 – все выключено;

положение I – включен электродвигатель насосного агрегата, электромагнитный топливный клапан и электроискровая свеча;

положение II – включен электродвигатель насосного агрегата и электромагнитный топливный клапан;

положение III – включен электродвигатель насосного агрегата (режим продувки). Включение электронагревателя топлива осуществляется в режиме продувки кнопочным выключателем, установленным на кронштейне в кабине.

Подогреватель работает следующим образом. Топливный насос подогревателя подает топливо из бачка 14 (рис. 7.44), которое через открытый электромагнитный клапан подводится к форсунке и впрыскивается во внутреннюю полость горелки теплообменника подогревателя. Распыленное топливо смешивается с подаваемым вентилятором воздухом, воспламеняется и сгорает, нагревая в теплообменнике 4 охлаждающую жидкость. Продукты сгорания топлива через трубу 3 направляются под масляный картер 1 двигателя и нагревают в нем масло.

Топливо очищается фильтрами, установленными в электромагнитном клапане и форсунке.

Топливо для подогревателя поступает из специального топливного бачка 14 (рис. 7.44), который заполняется автоматически при работающем двигателе. При неработающем двигателе бачок может быть наполнен с помощью ручного топливоподкачивающего насоса, установленного на ТНВД.

Расход топлива регулируется с помощью редукционного клапана, размещенного на топливном насосе.

При эксплуатации предпускового подогревателя нужно следить, чтобы не было течи охлаждающей жидкости и топлива в соединениях топливных трубок, шлангов и кранов. Соединения топливных трубок с подогревателем должны быть герметичны, так как подсос воздуха в систему питания топливом не допускается. Наличие воздуха или течь в системе питания топливом подогревателя приводит к ненадежной работе и произвольной остановке подогревателя.

Работа подогревателя с открытым пламенем на выпуске недопустима.

После мойки автомобиля Камаз 6560 или преодоления брода в холодный период времени года нужно удалить воду, попавшую в воздушный тракт вентилятора, включением насосного агрегата на 3-4 мин (поставить переключатель в положение III).

Рис. 7.44. Схема работы предпускового подогревателя: 1 – картер двигателя; 2 – насосный агрегат; 3 – труба отвода газов; 4 – теплообменник подогревателя; 5 – воздухопровод к горелке подогревателя; 6 – труба подвода жидкости из подогревателя в блок; 7, 11 – труба отвода жидкости в из блока в подогревателя; 8 – фильтр тонкой очистки топлива; 9 – подводящая трубка насоса низкого давления; 10 – топливная сливная трубка; 12 – ручной топливоподкачивающий насос; 13 – жидкостный насос системы охлаждения двигателя; 14 – топливный бачок подогревателя; 15 – топливный кран подогревателя; 16 – подводящая трубка топливного насоса подогревателя.

Средства облегчения пуска двигателя

Холодный пуск двигателя эквивалентен по износу 3000 м пробега. При температуре минус 30 °С следует применять устройства для об­легчения пуска холодного двигателя, а при температурах ниже минус 40 °С должна применяться система предпускового подогрева.

Средства облегчения пуска позволяют 1) увеличить частоту вра­щения коленчатого вала двигателя за счет снижения момента со­противления прокручиванию; 2) повысить энергетические возмож­ности пусковой системы и системы зажигания; 3) улучшить условия смесеобразования и воспламенения топлива. Эти средства могут по­треблять энергию извне или работать автономно. Источниками энер­гии при этом являются следующие: 1) электрические (аккумулятор­ная батарея); 2) предпусковые топливные подогреватели; 3) акку­муляторы тепла, основанные на теплоизоляционных свойствах ва­куума и сохранении постоянной температуры во время расплавле­ния и охлаждения вещества.

К электрическим средствам облегчения пуска относятся: 1) свечи накаливания, предназначенные для калоризаторного воспламенения впрыснутого в цилиндры топлива (для дизелей); 2) свечи подогрева и электрофакельные подогреватели, предназначенные для повыше­ния температуры впускного воздуха.

Свечи накаливания бывают с открытой спиралью и со спиралью, расположенной внутри защитного кожуха (штифтовые свечи). Све­чи с закрытой спиралью обладают большим сроком службы и мень­шими габаритами. Их выпускают однопроводными (один конец спирали – на «массе») и соединяют между собой параллельно. Све­чи с открытой спиралью выпускают двухполюсными (оба вывода изолированы от корпуса). Время нагрева свечи до пуска дизе­ля — 30-60 секунд, сила потребляемого тока — 40-50 А. Температура свечи достигает 900-1050 °С. Затем свечи остаются под напряже­нием 1,2-1,7 В в течение пуска двигателя. После пуска двигателя свечи отключаются.

Свечи подогрева воздуха устанавливаются во впускном кол­лекторе и подогревают всасываемый воздух.

На дизелях с рабочим объемом более 5 литров вместо свечей по­догрева используются электрофакельные подогреватели воздуха, состоящие из штифтовых свечей накаливания, термореле и элект­ромагнитного топливного клапана. Перед пуском двигателя сначала включаются свечи накаливания. После их нагрева термореле их от­ключает и подает напряжение на катушку электромагнитного клапа­на. Клапан открывается. Одновременно с этим загорается контроль­ная лампа, сигнализирующая о готовности системы к пуску. При повороте выключателя стартера происходит включение стартера, подключение в обход термореле электронагревателей свечей, топливоподкачивающий насос через открытый клапан подает топливо на раскаленную спираль, где оно испаряется и перемешивается с поступающим воздухом. Топливоздушная смесь воспламенятся. Об­разующееся пламя подогревает поступающий в цилиндры воздух. После пуска двигателя подогреватель выключают. Использование подогревателя позволяет снизить предельную температуру пуска холодного двигателя на 10-15 “С.

Предпусковой подогреватель двигателя служит для разогрева охлаждающей жидкости и масла в поддоне картера. Работает он следующим образом. Сначала включаются электронагреватель для подогрева топлива и электродвигатель насосного агрегата для циркуляции жидкости в системе охлаждения. Затем электронагреватель отключается, открывается электромагнитный клапан и подается питание на систему электроискрового розжига. При открытии топливного клапана топливо поступает в форсунку, распыляется ею в котле подогревателя и воспламеняется искрами между электродами свечи зажигания. После воспламенения его горение может под­держиваться самопроизвольно.

Система зажигания

Система зажигания предназначена для образования электричес­кой искры в цилиндрах двигателя в те моменты работы двигателя, когда зажигание рабочей смеси является наиболее эффективным.

По типу источника питания системы зажигания делятся на ба­тарейные (рис.3.1) и магнетные. В настоящее время наиболее широ­кое распространение получили батарейные системы зажигания.

Рис. 3.1. Структурная схема батарейной системы зажигания

Батарейные системы зажиганиясостоят из следующих основ­ных элементов.

ИТ – источник тока (аккумуляторная батарея или генератор);

ВЗ -выключатель зажигания;

Д – датчик углового положения коленчатого вала;

РМЗ – регулятор момента зажигания, управляющий моментом подачи искры по положению коленчатого вала, по частоте вращения п коленчатого вала, по разрежению АРК над дроссельной заслонкой (а значит, и по нагрузке двигателя, так как значение АРК зависит от нагрузки ДВС) и по некоторым другим параметрам;

ИВН – источник высокого напряжения, служащий для накоп­ления энергии и формирования высокого напряжения, подаваемого на искровые свечи зажигания;

СР — силовое реле, служащее для перевода ИВН с режима накоп­ления энергии на режим формирования высокого напряжения и обратно; Р – распределитель импульсов высокого напряжения по со­ответствующим цилиндрам двигателя;

ПЭ – помехоподавителъные элементы – экранированные прово­да и помехоподавительные резисторы, размещенные либо в распределителе Р, либо в свечных наконечниках, либо в высоковольтных проводах в виде распределенного сопротивления;

ИСЗ – искровые свечи зажигания, образующие искровой разряд в камере сгорания двигателя.

|следующая лекция ==>
Характеристики системы пуска|Требования, предъявляемые к системам зажигания

Дата добавления: 2017-09-19 ; просмотров: 246 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию